СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЗ ВСПЛЫВШЕЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ Российский патент 2015 года по МПК B63B27/36 B63G8/40 B63B27/04 

Описание патента на изобретение RU2557684C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки (пл), находящейся на грунте.

Заключительным этапом спасения людей из всплывающей спасательной камеры (КСВ) после всплытия на поверхность является их эвакуация на спасательное судно.

Известна система спасения экипажа из аварийной пл, находящейся на грунте, содержащая всплывающую спасательную камеру вертикального исполнения и спасательное судно. После всплытия КСВ на поверхность и прибытия спасательного (обеспечивающего) судна экипаж аварийной пл из КСВ, находящейся на плаву, переходит на его борт. Затем КСВ судовым краном поднимают с воды на борт судна за рымы, предназначенные для установки КСВ на пл в заводских условиях. Предлагается дополнительное использование в системе спасательного колокола (батискафа) для спасения оставшихся членов экипажа или осмотра отсеков [1] (прототип).

При благоприятных погодных условиях и нормальном атмосферном давлении в отсеках аварийной пл эвакуацию спасаемых из КСВ проводят на плаву с использованием спасательных катеров, шлюпок, спасательных платформ, трапов, беседок и других судовых средств спасения.

Недостатком прототипа является то, что выход спасаемых из КСВ на плаву в морских условиях оказывается невозможным, так как выходной люк КСВ при волнении свыше 3-х баллов заливается волной. Подъем КСВ с воды гаком судового крана допускается только без людей и осуществим при отсутствии волнения. Для подъема подводных аппаратов с людьми, в том числе спасательного колокола, батискафа, используют судовые спуско-подъемные устройства (СПУ).

Известно устройство для предотвращения заливания выходного люка КСВ волной в виде его ограждения для защиты от волн находящихся в ограждении людей [2].

Известна всплывающая спасательная камера горизонтального типа. КСВ снабжена средствами жизнеобеспечения, ограждением выходного люка, штоковыми устройствами для подъема КСВ с воды, комингсом нижнего люка, совместимым с комингсом приемно-выходного отсека декомпрессионного комплекса (ПВО ДК) спасательного судна, буксирным устройством.

КСВ вместе с экипажем поднимают с воды спуско-подъемным устройством на борт спасательного судна и устанавливают на комингс ПВО ДК вместо спасательного подводного аппарата (СПА) для перехода спасаемых в ДК и проведения декомпрессии. После окончания эвакуации экипажа КСВ спускают на воду и буксируют в базу [3].

Способ является эффективным решением проблемы эвакуации экипажа из КСВ горизонтального типа, однако неприменим для пл с камерами вертикального исполнения [1].

Малая ширина камеры вертикального исполнения не позволяет разместить штоковые устройства с базой, соответствующей расстоянию между автоматическими захватами СПУ, что требует установки переходной траверсы.

Известна конструкция траверсы с подвижными по ее длине ЗА. По торцам траверсы установлены ШУ для соединения с автоматическими захватами СПУ. Расстояние между автоматическими захватами траверсы устанавливается в зависимости от базы между штоковыми устройствами поднимаемого объекта [4].

Однако высота КСВ вертикального исполнения с присоединенной траверсой не позволяет поднять КСВ на борт существующих спасательных судов с целью оперативной эвакуации спасаемых при волнении моря.

Задачей изобретения является разработка способа обеспечения эвакуации экипажа аварийной пл из КСВ вертикального исполнения, всплывшей на поверхность в условиях морского волнения, на борт спасательного судна.

Задача решается тем, что для обеспечения эвакуации экипажа аварийной пл из КСВ, всплывшей на поверхность в условиях морского волнения, на ней устанавливают штоковые устройства и ограждение выходного люка, а СПУ снабжают траверсой с переменной базой между автоматическими захватами. Камеру с людьми траверсой СПУ поднимают с воды на высоту, исключающую относительные вертикальные колебания КСВ и судна, фиксируют у кранцевой защиты от продольных перемещений и подают на КСВ трап для эвакуации спасаемых на борт судна.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что для эвакуации экипажа аварийной пл из всплывшей КСВ используют спуско-подъемное устройство и судовой трап, при этом всплывающую спасательную камеру вертикального исполнения снабжают подъемными штоками и ограждением выходного люка, а спуско-подъемное устройство снабжают траверсой с переменной базой между автоматическими захватами, с помощью которой камеру поднимают с воды на высоту, исключающую относительные вертикальные колебания с судном, и фиксируют у кранцевой защиты от продольных перемещений швартовно-буксирными канатами, после чего к ограждению выходного люка камеры подают трап и эвакуируют спасаемых по трапу на борт спасательного судна.

Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной пл из всплывшей КСВ обеспечивает по сравнению с прототипом:

- безопасность эвакуации спасаемых из КСВ на плаву при волнении любым судном-спасателем, первым прибывшим в район аварии при ее оснащении ограждением выходного люка;

- безопасность высадки спасателей на КСВ или выхода одного-двух спасаемых на обтекатель КСВ для ее остропки автоматическими захватами СПУ в условиях волнения при наличии на КСВ подъемных штоков и ограждения выходного люка;

- переход спасаемых из КСВ на борт судна по трапу путем ее подъема на высоту, исключающую взаимные перемещения с судном, что повышает безопасность и оперативность спасения при морском волнении;

- возможность подъема с воды камеры горизонтального типа для обеспечения эвакуации людей при волнении как предлагаемым способом, так и подобно эвакуации из СПА;

- для спасения и эвакуации подводников, оставшихся на пл в концевых отсеках-убежищах с помощью СПА.

Сущность изобретения поясняется рисунком.

Для осуществления эвакуации подводников из КСВ на судне 1 устанавливается кранцевая защита 2 в районе подъема КСВ 3.

Выдвижной мост 4 СПУ 5 снабжен грузовыми подвесками 6 с автоматическими захватами 7. Грузовые подвески 6 опускаются и поднимаются грузовыми канатами 8. Автоматические захваты 7 перемещаются по направляющим канатам 9. На КСВ 3 предусмотрены выходной люк 10 с ограждением 11, подъемные штоки 12 и швартовно-буксирное устройство 13.

Для соединения ЗА 7 с подъемными штоками 12 КСВ предусмотрена траверса 14. На верхней части траверсы 14 установлены штоковые устройства 15 для соединения с автоматическими захватами 7 грузовой подвески 6. В нижней части траверсы 14 стропами закреплены автоматические захваты 16 для соединения с подъемными штоками 12 КСВ. В траверсе 14 имеются отверстия для прохода направляющих канатов 9, по которым перемещается траверса 14 с автоматическими захватами 16.

Для предотвращения продольных колебаний КСВ используются швартовно-буксирные канаты 17.

Для перехода спасаемых с КСВ на палубу судна предусмотрен трап 18.

Эвакуация обеспечивается следующим образом.

Экипаж аварийной пл всплывает в КСВ на поверхность.

С прибытием в район аварии спасательного судна организуется спасение и эвакуация подводников, оставшихся в концевых отсеках пл, с помощью СПА, если их переход в КСВ оказался невозможным.

Одновременно спасатели выполняют работы по эвакуации людей из КСВ на спасательное судно.

Для защиты от волн спасаемые поднимают ограждение 11 выходного люка 10. На КСВ 3 высаживают спасателей и швартуют ее в районе кранцевой защиты 2.

Направляющие канаты 9 СПУ 5 соединяют с ШУ 15 траверсы 14, хранящейся на штатном месте, и устанавливают режим постоянного натяжения канатов 9. Грузовыми канатами 8 по направляющим канатам 9 опускают подвеску 6 до соединения автоматических захватов 7 с ШУ 15 траверсы 14. Снимают нагрузку с направляющих канатов, и они автоматически отсоединяются от ШУ 15. Отсоединившиеся направляющие канаты 9 проводят через отверстия в корпусе траверсы 14 и ЗА 16 и передают их концы спасателям, находящимся на КСВ. Спасатели соединяют концы направляющих канатов 9 с ШУ 12 КСВ. Операторы СПУ устанавливают режим постоянного натяжения направляющих канатов и опускают по ним траверсу 14 до автоматического соединения захватов 16 траверсы с ШУ 12 КСВ.

Включают автоматическую систему слежения за натяжением грузовых канатов 8. При подъеме КСВ волной следящие лебедки автоматически выбирают грузовые канаты 8 усилием, адекватным суммарной массе грузовых подвесок 6 с траверсой 14. При движении КСВ к подошве волны канаты травятся под воздействием массы КСВ.

Спасателей поднимают на борт судна 1. Лебедками грузовых канатов 8 КСВ 3 поднимают с воды на высоту, исключающую взаимные колебания КСВ с судном, и прижимают КСВ к кранцевой защите 2, закатывая мост 4 СПУ до касания корпуса КСВ кранцевой защиты 2. Швартовно-буксирные канаты 17 обтягивают, предотвращая продольные перемещения КСВ. Устанавливают трап 18. Спасатели по трапу переходят на КСВ и открывают выходной люк 10. Подводников эвакуируют из КСВ на палубу судна по трапу 18. После перехода подводников на судно спасатели приводят ограждение люка 11 в исходное положение. Выходной люк 10 закрывают. Спасатели переходят на судно. Трап 18 убирают.

Пострадавшим подводникам оказывают первичную медицинскую помощь. При необходимости проводят лечебную рекомпрессию экипажа пл в декомпрессионных камерах судна. Спасенных подводников размещают в отведенных для них помещениях. КСВ опускают на воду и буксируют в базу, используя швартовно-буксирные канаты 17.

Использование предлагаемого изобретения обеспечивает эвакуацию экипажа из КСВ на борт спасательного судна в условиях морского волнения.

Изобретение обладает новизной и полезностью.

Новым является способ обеспечения оперативной эвакуации спасаемых из КСВ вертикального исполнения на спасательное судно, при котором КСВ оснащают штоковыми устройствами, ограждением выходного люка и поднимают с воды траверсой спуско-подъемного устройства на высоту, исключающую вертикальные колебания КСВ относительно судна, и закрепляют у кранцевой защиты от горизонтальных перемещений, что позволяет обеспечить переход спасаемых из КСВ на борт судна по трапу.

Предложенный способ эвакуации из дооборудованных КСВ существующих и перспективных проектов пл может быть реализован спасательными судами с использованием как бортового, так и кормового СПУ, снабженного траверсой.

Литература

1. Система коллективного спасения экипажа с пл-танкера в аварийном положении при значительных крене и дифференте. Патент №2174088, B63G 8/40, 2000.

2. Ограждение люка. Патент №2192365, В63В 19/28, 2000.

3. Камера спасательная всплывающая. З. №2011144005/11 (066029), 31.10.2011.

4. Траверса. RU 2008107785 А В66С 1/00 от 10.09.2009.

Похожие патенты RU2557684C1

название год авторы номер документа
Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления 2020
  • Козюков Леонид Викторович
  • Пышный Александр Русланович
  • Сахаров Алексей Алексеевич
RU2756949C1
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1
Устройство обеспечения эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры 2020
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
  • Щукин Павел Иванович
RU2754172C1
ВЫДВИЖНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ ЛЮКА 2015
  • Козюков Леонид Викторович
  • Пышный Александр Русланович
  • Овчинников Алексей Викторович
RU2585389C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ 2002
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Котов Николай Николаевич
  • Голованов Александр Иванович
  • Тимофеев Сергей Сергеевич
  • Коротынский Александр Вадимович
RU2274583C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 2014
  • Афлятунов Андрей Юрьевич
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Кобзев Сергей Николаевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Саломатов Артур Юрьевич
RU2551874C1
ОГРАЖДЕНИЕ ЛЮКА 2000
  • Козюков Л.В.
  • Алексеев И.Н.
  • Алексеев А.В.
  • Пичугин Г.Н.
RU2192365C2
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Бардадим Денис Анатольевич
  • Поленин Владимир Иванович
  • Марков Александр Сергеевич
RU2787696C1
Мобильная спасательная система 2017
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Сурма Владислав Анатольевич
  • Виноградов Федор Дмитриевич
RU2679382C1
СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2797933C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЗ ВСПЛЫВШЕЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа. ВСК вертикального исполнения снабжают подъемными штоками и ограждением выходного люка. Спуско-подъемное устройство спасательного судна снабжают траверсой с переменной базой между автоматическими захватами, с помощью которой ВСК поднимают с воды на высоту, исключающую относительные вертикальные колебания ВСК и спасательного судна, и фиксируют у кранцевой защиты от продольных перемещений швартовно-буксирными канатами. К ограждению выходного люка ВСК подают судовой трап и эвакуируют спасаемых по трапу на борт спасательного судна. Повышается безопасность эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры на спасательное судно в условиях морского волнения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 557 684 C1

Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры, основанный на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа, отличающийся тем, что всплывающую спасательную камеру (ВСК) вертикального исполнения снабжают подъемными штоками и ограждением выходного люка, а спуско-подъемное устройство спасательного судна снабжают траверсой с переменной базой между автоматическими захватами, с помощью которой ВСК поднимают с воды на высоту, исключающую относительные вертикальные колебания ВСК и спасательного судна, фиксируют ВСК у кранцевой защиты от продольных перемещений швартовно-буксирными канатами, после чего к ограждению выходного люка ВСК подают судовой трап и эвакуируют спасаемых по судовому трапу на борт спасательного судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2557684C1

СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ 2000
  • Абрамов Ю.В.
  • Шкодских В.Н.
RU2174088C1
Спуско-подъемное устройство 1977
  • Резчик Юрий Иванович
  • Хононов Аркадий Захарович
  • Веселков Юрий Николаевич
  • Клестов Леонид Алексеевич
SU701864A1
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1
US 4245578 A, 20.01.1981

RU 2 557 684 C1

Авторы

Козюков Леонид Викторович

Бурняшев Александр Александрович

Пышный Александр Русланович

Даты

2015-07-27Публикация

2014-03-12Подача