СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Российский патент 2023 года по МПК B63G8/40 B63C9/00 

Описание патента на изобретение RU2797933C1

Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте, «сухим» способом, исключающим непосредственный контакт спасаемых подводников с окружающей водной средой, с применением спасательного колокола.

Существует известный способ спасания подводников из отсеков лежащей на грунте аварийной ПЛ, например, с использованием спасательного колокола СК-64, расположенного на спасательном судне (СС) проекта 05275 «ЭПРОН». В соответствии с этим способом СС, прибыв в район аварии, становится над ПЛ на заранее выставленные комплекты рейдового оборудования или с помощью системы динамического позиционирования. На комингсе входного люка аварийной ПЛ закрепляют направляющий трос-проводник, который заводят в лебедку СК, который опускают под воду на грузонесущих связях, одновременно выбирая лебедкой направляющий трос-проводник. В результате, СК достигает подводной лодки, подтягивается к входному люку, пристыковывался к его комингс-площадке и после удаления воды из камеры присоса надежно соединяется с ней под действием гидростатического давления. За один рейс СК поднимает наверх семь-восемь спасаемых подводников. Работу СК обеспечивают два оператора. Количество рейсов ограничивается емкостью аккумуляторных батарей, обеспечивающих работу лебедки [1]. Изложенный способ взят за прототип.

Недостатками прототипа являются:

- сильная зависимость от гидрометеорологических условий, когда ветер и волнение препятствуют спуску и подъему СК и надежному удержанию судна-носителя над местом работ, следствием чего может являться срыв СК с комингс-площадки с гибелью спасаемых подводников и операторов или повреждение спускоподъемного устройства СК, способного существенно затруднить подъем СК на поверхность, выполняемый в аварийном режиме;

- существенное усложнение конструкции спускоподъемного устройства и самого СК с увеличением глубины применения;

- ненадежность системы наведения СК на комингс-площадку с помощью направляющего троса-проводника, который при большой длине и при появлении слабины может запутаться или неправильно намотаться на барабан лебедки, что повлечет сбой в проведении спасания вплоть до полной невозможности его возобновления;

- сложность установки комплектов рейдового оборудования с ростом глубины проведения спасательных работ или высокие требования к системе динамического позиционирования судна-носителя, что сокращает перечень судов, на которых может быть размещен СК в стационарном или мобильном исполнении;

- сложность, а зачастую невозможность проведения спасания подводников при аварии ПЛ, связанной с покладкой на грунт подо льдом, что характерно для условий Арктики.

Известно также размещение технических средств спасания подводников «сухим» способом на спасательной подводной лодке (СПЛ). В частности, на СПЛ проекта 940 «Ленок» [2] были установлены спасательные глубоководные аппараты (СГА), также как и СК, имеющие камеру присоса, но являющиеся автономными самоходными техническими средствами. Способ заключается в прибытии СПЛ в надводном положении в район работ, ее погружении на глубину с постановкой на двух подводных якорях в стороне от аварийной ПЛ, после чего СГА один за другим осуществляют последовательные рейсы к аварийной ПЛ, лежащей на грунте, и эвакуируют из нее подводников, как и СК осуществляя стыковку к ней с помощью комингс-площадки и камеры присоса. В отличие от СК вместо направляющего троса-проводника используется устройство центрирования. Недостатками способа спасания с помощью СГА, размещенных на СПЛ, являются:

- низкая надежность СГА вследствие их большой технической сложности;

- зависимость СПЛ от неблагоприятных гидрометеорологических и ледовых условий, вследствие необходимости следования в район работ в надводном положении;

- невозможность спасания подводников подо льдом, так как не обеспечивается безопасность экипажа СГА и спасаемых подводников в случае технической неисправности СГА, который не сможет вернуться на СПЛ или аварийно всплыть на поверхность;

- увеличение продолжительности спасания подводников вследствие необходимости расположения СПЛ, на которой размещаются СГА, на удалении от аварийной ПЛ;

- сложность многократной стыковки СГА с аварийной ПЛ с применением устройства центрирования.

Известный способ спасания подводников с помощью СПЛ с применением СГА взят в качестве второго прототипа.

Задачей изобретения является устранение недостатков способов-прототипов и повышение возможности спасания экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, «сухим» способом, в том числе подо льдом, что особенно актуально в Арктических условиях.

Предлагается способ спасения экипажей ПЛ, лежащих на грунте, с применением спасательного колокола, размещенного на СПЛ снаружи прочного корпуса 2, который реализуется следующим образом. СПЛ 1, оборудованная спасательным колоколом 3, в подводном положении прибывает к аварийной ПЛ 11, лежащей на грунте, и с применением средств подводного освещения 9 и наблюдения 8, а также подруливающих устройств 4 становится над ней на четырех подводных якорях 5, как показано на Фиг. С помощью ТИПА рабочего класса 6 или водолазов к спасательному люку аварийной ПЛ присоединяют трос-проводник, расположенный на лебедке СК, который отсоединяют от СПЛ и по тросу-проводнику опускают на комингс-площадку 10 аварийной ПЛ 11 и стыкуют с ней, откачивая воду из камеры присоса, что обеспечивает надежное соединение СК с аварийной ПЛ под действием гидростатического давления. Далее открывают крышки СК и спасательного люка, и подводники переходят из отсека аварийной ПЛ в СК. После приема в СК группы спасаемых подводников закрывают крышки спасательного люка и СК, заполняют камеру присоса, что ведет к отсоединению СК от аварийной ПЛ. СК подтягивают к СПЛ и стыкуют с ней. Спасенные подводники переходят из СК в барокамеры СПЛ, где в случае, если они находились в отсеках аварийной ПЛ под повышенным давлением, проходят декомпрессию. При отсутствии воздействия повышенного давления подводники без дополнительных действий переходят в отсеки СПЛ, где размещаются для доставки на берег. Операция повторяется многократно в режиме «лифта», до тех пор, пока все подводники не будут спасены.

Преимуществами использования предлагаемого способа по сравнению со способами-прототипами являются:

- возможность спасания подводников из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом;

- практически полная независимость от гидрометеорологических условий, так как волнение моря и ветер не проникают на глубину, а следование СПЛ в район работ происходит в подводном положении;

- точное и быстрое позиционирование СПЛ над аварийной пл с помощью якорей, подруливающих устройств, средств подводного освещения и наблюдения;

- сокращение продолжительности спасания подводников вследствие близкого расположения СПЛ над аварийной ПЛ и применения СК в режиме «лифта» с однократным присоединение направляющего проводника.

Литература:

1. Смирнов В.А., Катковский А.Г. Суда поисково-спасательного обеспечения ВМФ, ВМИИ, 2005 г.

2. Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940», Морской Сборник, 08.1997 г.

Похожие патенты RU2797933C1

название год авторы номер документа
СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2789096C1
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол 2017
  • Сурма Владислав Анатольевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Гапанюк Михаил Викторович
  • Скакун Алексей Николаевич
RU2679381C1
Мобильная спасательная система 2017
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Сурма Владислав Анатольевич
  • Виноградов Федор Дмитриевич
RU2679382C1
Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления 2020
  • Козюков Леонид Викторович
  • Пышный Александр Русланович
  • Сахаров Алексей Алексеевич
RU2756949C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ 2002
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Котов Николай Николаевич
  • Голованов Александр Иванович
  • Тимофеев Сергей Сергеевич
  • Коротынский Александр Вадимович
RU2274583C2
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2008
  • Кургин Федор Федорович
RU2360828C1
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат 2020
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Кудряков Виктор Борисович
  • Гуляева Елена Евгеньевна
  • Власовских Максим Геннадьевич
  • Гончаров Сергей Петрович
RU2764140C1
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов 2016
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
RU2690327C2
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА К АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ 2021
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Скакун Алексей Николаевич
  • Безимов Антон Леонидович
  • Кудряков Виктор Борисович
RU2786059C1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Бардадим Денис Анатольевич
  • Поленин Владимир Иванович
  • Марков Александр Сергеевич
RU2787696C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 797 933 C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте. Для спасания экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, реализуют «сухое» спасание без непосредственного контакта спасаемых подводников с окружающей водной средой с применением спасательной ПЛ и спасательного колокола. Спасательный колокол размещают на спасательной ПЛ, которая в подводном положении прибывает к месту аварии ПЛ, лежащей на грунте, и с применением средств подводного освещения и наблюдения, а также подруливающих устройств, становится над ней на четырех подводных якорях. К спасательному люку аварийной ПЛ присоединяют трос-проводник, по которому опускают спасательный колокол на комингс-площадку аварийной ПЛ и стыкуют с ней, для осуществления эвакуации подводников из отсеков аварийной ПЛ. Достигается повышение возможности и сокращение продолжительности спасания экипажей аварийных ПЛ. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 797 933 C1

Способ спасания экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, реализующий «сухое» спасание без непосредственного контакта спасаемых подводников с окружающей водной средой с применением спасательной ПЛ и спасательного колокола, отличающийся тем, что спасательный колокол размещают на спасательной ПЛ, которая в подводном положении прибывает к месту аварии ПЛ, лежащей на грунте, и с применением средств подводного освещения и наблюдения, а также подруливающих устройств, становится над ней на четырех подводных якорях, к спасательному люку аварийной ПЛ присоединяют трос-проводник, по которому опускают спасательный колокол на комингс-площадку аварийной ПЛ и стыкуют с ней, для осуществления эвакуации подводников из отсеков аварийной ПЛ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2797933C1

СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА ИЗ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2013
  • Архипов Андрей Викторович
  • Бурлаченко Владимир Петрович
  • Кучер Валерий Аркадьевич
RU2541027C1
Автоматическое устройство для рассекания отформованной торфяной ленты 1927
  • Румянцев Н.Н.
SU17190A1
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2008
  • Кургин Федор Федорович
RU2360828C1
Роторно-поршневой двигатель Журилова В. 1990
  • Журилов Владилен Донатович
SU1814689A3

RU 2 797 933 C1

Авторы

Аскералиев Агамирзе Аскералиевич

Краморенко Андрей Вячеславович

Береговой Владимир Андреевич

Даты

2023-06-13Публикация

2022-03-09Подача