Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте, «сухим» способом, исключающим непосредственный контакт спасаемых подводников с окружающей водной средой, с применением спасательного колокола.
Существует известный способ спасания подводников из отсеков лежащей на грунте аварийной ПЛ, например, с использованием спасательного колокола СК-64, расположенного на спасательном судне (СС) проекта 05275 «ЭПРОН». В соответствии с этим способом СС, прибыв в район аварии, становится над ПЛ на заранее выставленные комплекты рейдового оборудования или с помощью системы динамического позиционирования. На комингсе входного люка аварийной ПЛ закрепляют направляющий трос-проводник, который заводят в лебедку СК, который опускают под воду на грузонесущих связях, одновременно выбирая лебедкой направляющий трос-проводник. В результате, СК достигает подводной лодки, подтягивается к входному люку, пристыковывался к его комингс-площадке и после удаления воды из камеры присоса надежно соединяется с ней под действием гидростатического давления. За один рейс СК поднимает наверх семь-восемь спасаемых подводников. Работу СК обеспечивают два оператора. Количество рейсов ограничивается емкостью аккумуляторных батарей, обеспечивающих работу лебедки [1]. Изложенный способ взят за прототип.
Недостатками прототипа являются:
- сильная зависимость от гидрометеорологических условий, когда ветер и волнение препятствуют спуску и подъему СК и надежному удержанию судна-носителя над местом работ, следствием чего может являться срыв СК с комингс-площадки с гибелью спасаемых подводников и операторов или повреждение спускоподъемного устройства СК, способного существенно затруднить подъем СК на поверхность, выполняемый в аварийном режиме;
- существенное усложнение конструкции спускоподъемного устройства и самого СК с увеличением глубины применения;
- ненадежность системы наведения СК на комингс-площадку с помощью направляющего троса-проводника, который при большой длине и при появлении слабины может запутаться или неправильно намотаться на барабан лебедки, что повлечет сбой в проведении спасания вплоть до полной невозможности его возобновления;
- сложность установки комплектов рейдового оборудования с ростом глубины проведения спасательных работ или высокие требования к системе динамического позиционирования судна-носителя, что сокращает перечень судов, на которых может быть размещен СК в стационарном или мобильном исполнении;
- сложность, а зачастую невозможность проведения спасания подводников при аварии ПЛ, связанной с покладкой на грунт подо льдом, что характерно для условий Арктики.
Известно также размещение технических средств спасания подводников «сухим» способом на спасательной подводной лодке (СПЛ). В частности, на СПЛ проекта 940 «Ленок» [2] были установлены спасательные глубоководные аппараты (СГА), также как и СК, имеющие камеру присоса, но являющиеся автономными самоходными техническими средствами. Способ заключается в прибытии СПЛ в надводном положении в район работ, ее погружении на глубину с постановкой на двух подводных якорях в стороне от аварийной ПЛ, после чего СГА один за другим осуществляют последовательные рейсы к аварийной ПЛ, лежащей на грунте, и эвакуируют из нее подводников, как и СК осуществляя стыковку к ней с помощью комингс-площадки и камеры присоса. В отличие от СК вместо направляющего троса-проводника используется устройство центрирования. Недостатками способа спасания с помощью СГА, размещенных на СПЛ, являются:
- низкая надежность СГА вследствие их большой технической сложности;
- зависимость СПЛ от неблагоприятных гидрометеорологических и ледовых условий, вследствие необходимости следования в район работ в надводном положении;
- невозможность спасания подводников подо льдом, так как не обеспечивается безопасность экипажа СГА и спасаемых подводников в случае технической неисправности СГА, который не сможет вернуться на СПЛ или аварийно всплыть на поверхность;
- увеличение продолжительности спасания подводников вследствие необходимости расположения СПЛ, на которой размещаются СГА, на удалении от аварийной ПЛ;
- сложность многократной стыковки СГА с аварийной ПЛ с применением устройства центрирования.
Известный способ спасания подводников с помощью СПЛ с применением СГА взят в качестве второго прототипа.
Задачей изобретения является устранение недостатков способов-прототипов и повышение возможности спасания экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, «сухим» способом, в том числе подо льдом, что особенно актуально в Арктических условиях.
Предлагается способ спасения экипажей ПЛ, лежащих на грунте, с применением спасательного колокола, размещенного на СПЛ снаружи прочного корпуса 2, который реализуется следующим образом. СПЛ 1, оборудованная спасательным колоколом 3, в подводном положении прибывает к аварийной ПЛ 11, лежащей на грунте, и с применением средств подводного освещения 9 и наблюдения 8, а также подруливающих устройств 4 становится над ней на четырех подводных якорях 5, как показано на Фиг. С помощью ТИПА рабочего класса 6 или водолазов к спасательному люку аварийной ПЛ присоединяют трос-проводник, расположенный на лебедке СК, который отсоединяют от СПЛ и по тросу-проводнику опускают на комингс-площадку 10 аварийной ПЛ 11 и стыкуют с ней, откачивая воду из камеры присоса, что обеспечивает надежное соединение СК с аварийной ПЛ под действием гидростатического давления. Далее открывают крышки СК и спасательного люка, и подводники переходят из отсека аварийной ПЛ в СК. После приема в СК группы спасаемых подводников закрывают крышки спасательного люка и СК, заполняют камеру присоса, что ведет к отсоединению СК от аварийной ПЛ. СК подтягивают к СПЛ и стыкуют с ней. Спасенные подводники переходят из СК в барокамеры СПЛ, где в случае, если они находились в отсеках аварийной ПЛ под повышенным давлением, проходят декомпрессию. При отсутствии воздействия повышенного давления подводники без дополнительных действий переходят в отсеки СПЛ, где размещаются для доставки на берег. Операция повторяется многократно в режиме «лифта», до тех пор, пока все подводники не будут спасены.
Преимуществами использования предлагаемого способа по сравнению со способами-прототипами являются:
- возможность спасания подводников из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом;
- практически полная независимость от гидрометеорологических условий, так как волнение моря и ветер не проникают на глубину, а следование СПЛ в район работ происходит в подводном положении;
- точное и быстрое позиционирование СПЛ над аварийной пл с помощью якорей, подруливающих устройств, средств подводного освещения и наблюдения;
- сокращение продолжительности спасания подводников вследствие близкого расположения СПЛ над аварийной ПЛ и применения СК в режиме «лифта» с однократным присоединение направляющего проводника.
Литература:
1. Смирнов В.А., Катковский А.Г. Суда поисково-спасательного обеспечения ВМФ, ВМИИ, 2005 г.
2. Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940», Морской Сборник, 08.1997 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА | 2022 |
|
RU2789096C1 |
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол | 2017 |
|
RU2679381C1 |
Мобильная спасательная система | 2017 |
|
RU2679382C1 |
Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2756949C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ | 2002 |
|
RU2274583C2 |
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2360828C1 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов | 2016 |
|
RU2690327C2 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА К АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ | 2021 |
|
RU2786059C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2022 |
|
RU2787696C1 |
Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте. Для спасания экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, реализуют «сухое» спасание без непосредственного контакта спасаемых подводников с окружающей водной средой с применением спасательной ПЛ и спасательного колокола. Спасательный колокол размещают на спасательной ПЛ, которая в подводном положении прибывает к месту аварии ПЛ, лежащей на грунте, и с применением средств подводного освещения и наблюдения, а также подруливающих устройств, становится над ней на четырех подводных якорях. К спасательному люку аварийной ПЛ присоединяют трос-проводник, по которому опускают спасательный колокол на комингс-площадку аварийной ПЛ и стыкуют с ней, для осуществления эвакуации подводников из отсеков аварийной ПЛ. Достигается повышение возможности и сокращение продолжительности спасания экипажей аварийных ПЛ. 1 ил.
Способ спасания экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, реализующий «сухое» спасание без непосредственного контакта спасаемых подводников с окружающей водной средой с применением спасательной ПЛ и спасательного колокола, отличающийся тем, что спасательный колокол размещают на спасательной ПЛ, которая в подводном положении прибывает к месту аварии ПЛ, лежащей на грунте, и с применением средств подводного освещения и наблюдения, а также подруливающих устройств, становится над ней на четырех подводных якорях, к спасательному люку аварийной ПЛ присоединяют трос-проводник, по которому опускают спасательный колокол на комингс-площадку аварийной ПЛ и стыкуют с ней, для осуществления эвакуации подводников из отсеков аварийной ПЛ.
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА ИЗ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2541027C1 |
Автоматическое устройство для рассекания отформованной торфяной ленты | 1927 |
|
SU17190A1 |
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2360828C1 |
Роторно-поршневой двигатель Журилова В. | 1990 |
|
SU1814689A3 |
Авторы
Даты
2023-06-13—Публикация
2022-03-09—Подача