МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА СУДОВОГО ТИПА Российский патент 2014 года по МПК B63B35/44 B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2510756C2

Изобретение относится к области морской ледотехники и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей.

Известно турельное судно (патент РФ №2156715), предназначенное для добычи углеводородов с морских месторождений. Судно содержит корпус с приемной полостью, расположенной в нос от миделевого сечения, в которой размещена турель с поворотными стыковочными устройствами, а также размещенный в носу жилой блок, технологический и энергетический комплексы.

Недостатком известного турельного судна является неприспособленность его для эксплуатации в ледовых условиях.

Известна также морская технологическая платформа, принятая за прототип (S.L.Karlinskiy, V.A.Chemetsov Resistance of Anchored Production Ship to Action of Broken (Managed) Ice/20th IAHR International Symposium on Ice, Lahti, Finland, June 14 to 18, 2010), имеющая судовые обводы корпуса и вынесенное за пределы корпуса турельное устройство, состоящее из блока и находящейся в нем турели. Этот устройство соединено с корпусом с помощью мощной балки, соединяющей верхнюю часть турельного устройства и носовую оконечность платформы.

Недостатком прототипа является незащищенность турельного устройства, якорных цепей и райзерных линий от контакта со сплошным льдом и торосистыми образованиями, приводящая к воздействию опасных ледовых нагрузок на них, что может привести к аварийной ситуации.

Заявляемое изобретение решает задачу защиты турельного устройства, якорных цепей и райзерных линий от контакта с килем ледяного тороса и притопленными корпусом льдинами.

Для этого в известной морской технологической платформе, оборудованной выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем турели, расположенным вне корпуса платформы и обеспечивающим ей возможность самопроизвольного разворота в направлении действия главного вектора внешних сил, и удерживаемой на месте с помощью якорной системы удержания, соединенной с турелью, по изобретению блок с турелью расположены под водой носовее носового перпендикуляра на расстоянии не меньшем, чем половина разности между наибольшей длиной платформы и длиной между перпендикулярами. Причем вершина блока находится на уровне основной плоскости платформы, а блок имеет осесимметричную относительно вертикальной оси форму корпуса и прикреплен к корпусу платформы с помощью кронштейна, имеющего форму трехгранной пирамиды, имеющей просвет между ребрами и обращенной своим основанием к форштевню платформы, которая расположена так, что два ее ребра лежат в основной плоскости платформы, а третье ребро пирамиды оперто на форштевень, причем указанное ребро имеет заостренную верхнюю кромку.

Расположение блока с турелью под водой позволяет избежать прямого контакта между турельным устройством и плавучими ледяными образованиями. Практическое отсутствие механического контакта обеспечивается расположением вершины блока на уровне основной плоскости платформы, имеющей, как правило, осадку более 10-12 м. В случае, если в районе расположения платформы окажется торос с глубиной киля, превышающей осадку платформы, то тогда с верхней частью турельного устройства будут взаимодействовать лишь слабо связанные между собой ледяные блоки, находящиеся в самой нижней части киля. Такие блоки, взаимодействуя с осесимметричной относительно вертикальной оси формой турельного устройства, не смогут создать на нем значительную ледовую нагрузку. Кроме этого, эти блоки не будут притапливаться и, следовательно, не будут попадать к якорным и райзерным линиям.

Крепление турельного блока к корпусу платформы с помощью кронштейна, имеющего форму трехгранной пирамиды, имеющей просвет между ребрами и обращенной своим основанием к форштевню платформы и расположенной так, что два ее ребра лежат в основной плоскости платформы, а третье ребро пирамиды оперто на форштевень, позволяет легко пропускать между этими ребрами куски льда, слагающие киль тороситого образования. При этом куски киля не будут попадать в район расположения якорных и райзерных линий. Этому также способствует расположение турельного устройства носовее носового перпендикуляра на расстоянии не меньшем, чем половина разности между наибольшей длиной платформы и длиной между перпендикулярами.

Выполнение верхнего ребра заостренным сверху позволит снизить ледовую нагрузку на него при взаимодействии с килем тороса.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично показана платформа с выносным турельным устройством и якорными и рейзерными линиями, на фиг.2 - вид сверху на носовую оконечность платформы (на фиг.1).

Ледостойкая платформа 1 (фиг.1 и 2), содержит выносное турельное устройство, состоящее из блока 2 и расположенной в нем турели 3, которая соединена с якорными 4 и райзерными 5 линиями. Блок 2 с турелью 3 расположены под поверхностью воды 6 носовее носового перпендикуляра на расстоянии не меньшем, чем половина разности между наибольшей длиной платформы и длиной между перпендикулярами. Вершина турельного блока 2 находится на одном уровне с основной плоскостью 7 платформы 1. Блок 2 блок имеет осесимметричную относительно вертикальной оси форму корпуса и прикреплен к корпусу платформы с помощью кронштейна, имеющего форму трехгранной пирамиды, у которой между ребрами имеется просвет. Пирамида состоит из ребер жесткости 8, 9, являющихся ее ребрами. При этом два ребра жесткости 8 кронштейна лежат в основной плоскости платформы, а ребро 9 обращено вверх, имеет заостренную кромку и упирается в форштевень 10 платформы 1.

Предложенная ледостойкая платформа с подводной турелью работает следующим образом.

Торосистое образование 11 (фиг.1) при дрейфе на платформу 1 проходит над блоком 2, не задевая ни блок 2, ни якорные 4 и райзерные 5 линии. При непосредственном взаимодействии тороса 11 с платформой 1 куски льда, слагающие киль тороса 11, притапливаются форштевнем 10 и проходят под основную плоскость 7 между ребрами 8 и 9 кронштейна. При этом ребро 9 своей острой верхней кромкой способствует попаданию льда в пространство между ребрами.

Предлагаемая ледостойкая платформа с подводной турелью обеспечивает защиту турельного устройства, якорных цепей и райзерных линий от контакта с килем тороса и притопленными корпусом льдинами, чем выгодно отличается от прототипа.

Похожие патенты RU2510756C2

название год авторы номер документа
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА С ЛЕДОКОЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ОБВОДОВ КОРПУСА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
RU2563288C1
ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ, ОСНАЩЕННАЯ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ПЛАВУЧЕГО ЛЬДА, И СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ПЛАВУЧЕГО ЛЬДА ПРИ ПОМОЩИ ТАКОЙ ПЛАТФОРМЫ 2008
  • Дениз Жан-Поль
RU2446074C2
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА 2012
  • Чернецов Владимир Алексеевич
  • Балов Владимир Александрович
  • Карлинский Сергей Львович
  • Меренков Иван Александрович
RU2522628C1
МОРСКОЕ ПЛАВУЧЕЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОБЫЧИ, ХРАНЕНИЯ И ВЫГРУЗКИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В ПОКРЫТОЙ ЛЬДОМ И ЧИСТОЙ ВОДЕ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Сринивасан Наган
RU2478516C1
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2607136C2
Рыбопромысловое судно ледового плавания 2019
  • Братухин Олег Игоревич
RU2728476C1
Ледокол 1979
  • Гусев Валентин Александрович
  • Скляр Владимир Тимофеевич
SU956346A1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА 2011
  • Клементьева Наталья Юрьевна
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
RU2493323C2
СУДНО ДЛЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ 1999
  • Потапов Виктор Михайлович
  • Благовидов Лев Борисович
  • Кольченко Леонид Викторович
  • Антонов Владимир Федорович
  • Минин В.В.(Ru)
RU2162808C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 510 756 C2

Реферат патента 2014 года МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА СУДОВОГО ТИПА

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем турели, расположенным вне корпуса платформы и обеспечивающим ей возможность самопроизвольного разворота в направлении действия главного вектора внешних сил, и удерживается на месте с помощью якорной системы удержания, соединенной с турелью. Блок с турелью расположены под водой носовее носового перпендикуляра на расстоянии не меньшем, чем половина разности между наибольшей длиной платформы и длиной между перпендикулярами. Вершина блока находится на уровне основной плоскости платформы, блок имеет осесимметричную относительно вертикальной оси форму корпуса и прикреплен к корпусу платформы с помощью кронштейна, имеющего форму трехгранной пирамиды, имеющей просвет между ребрами и обращенной своим основанием к форштевню платформы. Два ребра пирамиды лежат в основной плоскости платформы, а третье ребро пирамиды оперто на форштевень, причем указанное ребро имеет заостренную верхнюю кромку. Технический результат заключается в повышении безопасности турельного устройства, якорных и райзерных линий в ледовых условиях. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 510 756 C2

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа, оборудованная выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем турели, расположенным вне корпуса платформы и обеспечивающим ей возможность самопроизвольного разворота в направлении действия главного вектора внешних сил, и удерживаемая на месте с помощью якорной системы удержания, соединенной с турелью, отличающаяся тем, что блок с турелью расположены под водой носовее носового перпендикуляра на расстоянии не меньшем, чем половина разности между наибольшей длиной платформы и длиной между перпендикулярами, причем вершина блока находится на уровне основной плоскости платформы, при этом блок имеет осесимметричную относительно вертикальной оси форму корпуса и прикреплен к корпусу платформы с помощью кронштейна, имеющего форму трехгранной пирамиды, имеющей просвет между ребрами и обращенной своим основанием к форштевню платформы, которая расположена так, что два ее ребра лежат в основной плоскости платформы, а третье ребро пирамиды оперто на форштевень, причем указанное ребро имеет заостренную верхнюю кромку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2510756C2

WO 2007089152 A1, 09.08.2007;
RU 99107167 A, 10.02.2001
WO 2004059119 A1, 15.07.2004
US 4490121 A, 25.12.1984
RU 2010121243 A, 20.01.2012

RU 2 510 756 C2

Авторы

Пашин Валентин Михайлович

Апполонов Евгений Михайлович

Сазонов Кирилл Евгеньевич

Даты

2014-04-10Публикация

2012-05-22Подача