Изобретение относится к узлам трения, работающим в условиях ограниченной смазки, и может использоваться в узлах трения подвижного состава и подъемно-транспортных средств, перемещающихся по рельсам.
Известна шкворневая система железнодорожного вагона (см. напр. Конструкция и расчет вагонов: Учебник для ВУЗов ж.-д. трансп. В.В. Лукин, Л.А.Шадур, В.Н.Котуранов, А.А.Хохлов, П.С.Анисимов. Под ред. В.В.Лукина. - М.: УМК МПС России, 2000. 731 с.), соединяющая тележку с рамой кузова, которая содержит пятник и подпятник, контактирующие по упорной и опорной поверхностям, расположенным под углом. При этом опорная поверхность обеспечивает фрикционный контакт в вертикальном направлении, а упорная в горизонтальном. Смазка указанных поверхностей обеспечивается путем введения разовой консистентной смазки во время деповского ремонта, при котором осуществляется разборка шкворневого узла.
Недостатком известной конструкции шкворневого узла является низкая долговечность пятника и подпятника, что объясняется выдавливанием разовой консистентной смазки из зоны трения. Как следствие, большая часть времени межремонтного цикла, фрикционный контакт пятника и подпятника осуществляется в условиях недостатка смазочного материала или даже в условиях его отсутствия.
Известна шкворневая система устройства, перемещающегося по рельсам, соединяющая ходовую тележку с несущей рамой, содержащая пятник и подпятник, контактирующие по опорной и упорной поверхностям, при этом на поверхности одного из указанных элементов имеются выемки, заполненные твердым смазочным материалом, причем угол, образованный осями выемок в радиальном направлении, не превышает угла поворота тележки в кривых участках пути (Патент RU 2389627 C2. Шкворневая система устройства, перемещающегося по рельсам. Опубл. 20.05.2010. Бюл. 14).
Недостатками известной конструкции шкворневого узла является низкая ремонтопригодность. Это объясняется тем, что пятник является неснимаемой частью рамы, а подпятник неснимаемой частью ходовой тележки.
Изобретением решается задача повышения ремонтопригодности шкворневого узла.
Указанная цель достигается тем, что в шкворневой системе устройства, перемещающегося по рельсам, соединяющей ходовую тележку с несущей рамой, содержащей пятник и подпятник, опорные и упорные поверхности с выемками, заполненными твердым смазочным материалом, и угол, образованный радиальными осями выемок, не превышающий угол поворота тележки в кривых участках пути, согласно изобретению выемки выполняются в виде сквозных и несквозных отверстий на упорных и опорных поверхностях элемента, расположенного между упорными и опорными поверхностями пятниками и подпятниками и имеющего твердость меньше твердости указанным элементов.
Сущность изобретения поясняется графически на чертеже.
На чертеже показан пример конструктивного исполнения съемного элемента, имеющего форму стакана с внутренними и внешними соответственно упорными 1 и 2 и опорными 3 и 4 поверхностями, на которых выполнены сквозные 5 и несквозные 6 отверстия, заполненные твердым смазочным материалом, причем угол α, образованный радиальными осями отверстий, не превышает угла β поворота тележки в кривых участках пути, т.е. α≤β, а в нижней части стакана имеется отверстие 7 под шкворень.
При скольжении пятника относительно подпятника по мере изнашивания промежуточного элемента за счет того, что он имеет меньшую твердость, в зону контакта будет попадать смазка, которая покроет поверхности трения и снизит интенсивность износа. Так как изнашиваться будет только промежуточный элемент, при ремонте достаточно будет его заменить.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШКВОРНЕВАЯ СИСТЕМА УСТРОЙСТВА, ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЛЬСАМ | 2008 |
|
RU2389627C2 |
СКОЛЬЗУН ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2013 |
|
RU2538840C1 |
СИСТЕМА КОЛЕСО-РЕЛЬС | 2012 |
|
RU2521503C1 |
ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА | 2013 |
|
RU2538857C1 |
ПЯТНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2015 |
|
RU2613113C1 |
Трехосная тележка | 2017 |
|
RU2677961C2 |
Узел сочленения кузова грузового вагона с тележкой | 2023 |
|
RU2813223C1 |
Пятниковый узел | 1989 |
|
SU1726857A1 |
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2011 |
|
RU2472658C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОДОЛЬНОЙ СВЯЗИ ТЕЛЕЖЕК С КУЗОВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2276029C1 |
Узел соединения ходовой тележки и рамы содержит пятник и подпятник. Между ними расположен элемент, имеющий твердость ниже твердости пятника и подпятника. На упорных и опорных поверхностях элемента выполнены выемки, заполненные твердым смазочным материалом. Угол, образованный радиальными осями выемок, не превышает угол поворота тележки в кривых участках пути. Повышается ремонтопригодность узла соединения пятника и подпятника. 1 ил.
Шкворневая система устройства, перемещающегося по рельсам, соединяющая ходовую тележку с несущей рамой, содержащая пятник и подпятник, опорные и упорные поверхности с выемками, заполненными твердым смазочным материалом, и угол, образованный радиальными осями выемок, не превышающий угол поворота тележки в кривых участках пути, отличающаяся тем, что выемки выполняются в виде сквозных и несквозных отверстий на упорных и опорных поверхностях элемента, расположенного между упорными и опорными поверхностями пятника и подпятника и имеющего твердость меньше твердости указанных элементов.
ШКВОРНЕВАЯ СИСТЕМА УСТРОЙСТВА, ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЛЬСАМ | 2008 |
|
RU2389627C2 |
US 5443015 A, 22.08.1995 | |||
US 4188888 A, 19.02.1980 | |||
US 4275661 A, 30.06.1981 | |||
US 4307669 A, 29.12.1981; | |||
US 3466102 A, 09.09.1969 |
Авторы
Даты
2014-04-20—Публикация
2012-10-11—Подача