ШКВОРНЕВАЯ СИСТЕМА УСТРОЙСТВА, ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЛЬСАМ Российский патент 2010 года по МПК B61F5/00 

Описание патента на изобретение RU2389627C2

Изобретение относится к узлам трения, работающим в условиях ограниченной смазки, и может использоваться в узлах трения подвижного состава на железнодорожном транспорте.

Известны упорные подшипники, устанавливаемые на вертикальных валах (см. напр. П.И.Орлов "Основы конструирования: Справочно-методическое пособие". В 2-х кн. Кн.2. - М.: Машиностроение, 1988. С 381), состоящие из глухой втулки, в которую входит цапфа на конце вала (пята), воспринимающая осевую нагрузку. Такие подшипники стараются использовать в режиме жидкостной смазки. Однако если пята выполнена плоской, то смазка поступает на трущиеся поверхности с трудом, так как здесь нет заволакивающего клинового слоя масла. В этом случае возникает полужидкостное трение, приводящее к быстрому износу опоры (см. напр. Добровольский В.А. Детали машин. - Киев: Государственное издательство Технического университета УССР, 1954, с.472).

Известна шкворневая система железнодорожного вагона, (см. напр. В.В.Лукин, Л.А.Шадур и др. Конструирование и расчет вагонов: Учебник для вузов ж.-д. трансп. - М.: Изд-во УМК МПС России, 2000, с.327), соединяющая тележку вагона с рамой кузова, которая содержит пятник и подпятник, контактирующие по опорной и упорной поверхностям, расположенным под углом. При этом опорная поверхность обеспечивает фрикционный контакт в вертикальном направлении, а упорная обеспечивает фрикционный контакт в горизонтальном направлении. Смазка указанных поверхностей обеспечивается путем введения разовой консистентной смазки во время деповского ремонта, при котором осуществляется разборка шкворневого узла.

Недостатком известной конструкции шкворневого узла является низкая долговечность пятника и подпятника, что объясняется выдавливанием разовой консистентной смазки из зоны трения. Как следствие большую часть времени межремонтного цикла фрикционный контакт пятника и подпятника осуществляется в условиях недостатка смазочного материала или даже в условиях его отсутствия.

Изобретением решается задача повышения долговечности шкворневого узла путем снижения интенсивности износа упорной и опорной поверхностей пятника и подпятника.

Это достигается тем, что в шкворневой системе устройства, перемещающегося по рельсам, соединяющей ходовую тележку с несущей рамой, содержащей пятник и подпятник, контактирующие по упорной и опорной поверхностям, согласно изобретению, на упорной и опорной поверхностях пятника и подпятника, предусмотрены выемки, заполненные смазочным материалом, глубиной не менее величины допустимого износа по нормали, при этом угол, образованный краями двух рядом расположенных выемок в радиальном направлении не превышает угла поворота тележки в кривых участках пути, а соотношение площадей опорной или упорной поверхностей к соответствующей суммарной площади расположенных на них выемок удовлетворяет условию:

где σ, [σ] - соответственно номинальные и допустимые напряжения,

F - нормальная сила,

A, A1 - соответственно площадь поверхности и суммарная площадь выемок на ней.

Указанные выемки заполняются твердым смазочным материалом.

Указанные выемки заполняются консистентным смазочным материалом

Сущность изобретения поясняется фиг.1-4.

На фиг.1, 2 показан пример конструктивного исполнения подпятника, состоящего из отверстия 1 под шкворень, упорной 2 и опорной 3 поверхностей, на которых расположены выемки 4 овальной формы (фиг.1) или в виде канавок (фиг.2), у которых угол α, образованный краями двух рядом распложенных выемок в радиальном направлении, не превышает угла β поворота тележки в кривых участках пути, т.е. α≤β.

На фиг.3, 4 показан пример конструктивного исполнения пятника, состоящего из шкворня 5, упорной 2 и опорной 3 поверхностей, на которых расположены выемки 4 овальной формы (фиг.3) или выемки в виде канавок (фиг.4), у которых угол α, образованный краями двух рядом распложенных выемок в радиальном направлении, не превышает угла β поворота тележки в кривых участках пути, т.е. α≤β.

При скольжении пятника относительно подпятника по мере изнашивания опорной и упорной поверхностей в зону контакта вместе с продуктами износа попадает смазка, которая покрывает поверхности трения и снижает интенсивность износа этих элементов.

Похожие патенты RU2389627C2

название год авторы номер документа
ШКВОРНЕВАЯ СИСТЕМА 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Павлицкий Борис Игоревич
RU2513093C1
СКОЛЬЗУН ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2013
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Павлицкий Борис Игоревич
RU2538840C1
ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2011
  • Чаркин Виктор Анатольевич
  • Березин Василий Витальевич
  • Панин Юрий Алектинович
  • Трифонов Алексей Валерьевич
RU2465161C1
ПЯТНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2015
  • Савушкин Роман Александрович
  • Кякк Кирилл Вальтерович
  • Кононенко Александр Сергеевич
  • Шевченко Денис Владимирович
  • Савельев Сергей Александрович
RU2613113C1
ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2011
  • Чаркин Виктор Анатольевич
  • Березин Василий Витальевич
  • Панин Юрий Алектинович
  • Трифонов Алексей Валерьевич
RU2466892C1
Пятниковый узел 1989
  • Устич Петр Андреевич
  • Моксяков Александр Петрович
  • Болотин Михаил Михайлович
  • Юдин Вячеслав Анинович
SU1726857A1
ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2004
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Березин Василий Витальевич
  • Лунин Андрей Александрович
RU2279368C1
КОЛЕСО ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Кучеренко Александр Петрович
  • Чумакова Александра Геннадьевна
  • Свяжина Лариса Ивановна
RU2393969C1
УСТРОЙСТВО ПРОДОЛЬНОЙ СВЯЗИ ТЕЛЕЖЕК С КУЗОВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
  • Загорский Михаил Васильевич
  • Симонов Виталий Анатольевич
  • Гулакова Людмила Николаевна
RU2276029C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЯТНИКА ВАГОНА 1999
  • Козубенко И.Д.
  • Родионов Ю.С.
  • Ибятов Р.А.
RU2180878C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 389 627 C2

Реферат патента 2010 года ШКВОРНЕВАЯ СИСТЕМА УСТРОЙСТВА, ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЛЬСАМ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Шкворневая система устройства перемещающегося по рельсам и соединяющая ходовую тележку с несущей рамой, содержит пятник и подпятник, контактирующие по опорной и упорной поверхностям, и имеющим выемки, заполненные твердым или консистентным смазочным материалом. Выемки располагаются на упорной и опорной поверхностях пятника и подпятника. Глубина выемки не менее величины допустимого износа по нормали, а угол, образованный краями двух соседних выемок в радиальном направлении, не превышает угла поворота тележки, при этом соотношение площадей опорной и упорной поверхностей к соответствующей суммарной площади расположенных на них выемок удовлетворяет условию σ=F/A-A1≤[σ], где σ, [σ] - соответственно номинальные и допустимые напряжения, F - нормальная сила, A, A1 - соответственно площадь поверхности и суммарная площадь выемок на ней. Достигается повышение долговечности шкворневого узла, снижение интенсивности износа упорной и опорной поверхностей пятника и подпятника. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 389 627 C2

1. Шкворневая система устройства, перемещающегося по рельсам и соединяющая ходовую тележку с несущей рамой, содержащая пятник и подпятник, контактирующие по опорной и упорной поверхностям, отличающаяся тем, что на упорной и опорной поверхностях пятника и подпятника предусмотрены выемки, заполненные смазочным материалом, глубиной не менее величины допустимого износа по нормали, при этом угол, образованный краями двух рядом расположенных выемок в радиальном направлении, не превышает угла поворота тележки в кривых участках пути, а соотношение площадей опорной или упорной поверхностей к соответствующей суммарной площади расположенных на них выемок удовлетворяет условию
,
где σ, [σ] - соответственно номинальные и допустимые напряжения;
F - нормальная сила;
А, A1 - соответственно площадь поверхности и суммарная площадь выемок на ней.

2. Шкворневая система по п.1, отличающаяся тем, что указанные выемки заполняются твердым смазочным материалом.

3. Шкворневая система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что указанные выемки заполняются консистентным смазочным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389627C2

Пятниковый узел рельсового транспортного средства 1987
  • Скиба Иван Фомич
  • Болотин Михаил Михайлович
  • Юдин Вячеслав Анинович
  • Устич Петр Андреевич
  • Моксяков Александр Петрович
  • Волков Леонид Григорьевич
  • Присяжнюк Павел Антонович
SU1449422A1
Приспособление для использования теплоты отходящих газов вращательной печи и для задерживания уносимой ими пыли 1930
  • А. Андреас
SU33076A1
ХРАНИЛИЩЕ ДЛЯ ОГНЕОПАСНЫХ ЖИДКОСТЕЙ 1935
  • Каменский Л.Н.
SU46470A1
US 4565134 A, 21.01.1986.

RU 2 389 627 C2

Авторы

Демьянов Александр Анатольевич

Демьянов Алексей Александрович

Бачкарев Николай Николаевич

Соседкина Ольга Сергеевна

Свяжина Лариса Ивановна

Чумакова Александра Геннадиевна

Даты

2010-05-20Публикация

2008-01-16Подача