СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО УГЛУ ПОВОРОТА КОРПУСА ГИРОБЛОКА Российский патент 2014 года по МПК G01C21/18 

Описание патента на изобретение RU2513631C1

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимута, например, в высокоточных системах различного назначения.

Известен способ азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора (ТГС) по углу прецессии гироблока [1].

Этот способ заключается в том, что гироблок стабилизации одной из горизонтальных осей платформы ТГС отключают от системы стабилизации, горизонтирование и стабилизацию платформы относительно этой оси осуществляют акселерометром, а азимут платформы определяют с использованием информации с широкодиапазонного кодового датчика угла поворота гироскопа соответствующего гироблока. При этом платформа «свободна в азимуте» относительно Земли по вертикали.

Недостатком данного способа является необходимость разработки гироблока с широкодиапазонным кодовым датчиком угла, так как диапазон измерений датчиков углов современных двухстепенных гироскопов находится в диапазоне 1°-10° [2, с.319].

Известен также способ определения азимута платформы ТГС [3], отличающийся от предыдущего тем, что перед началом работы платформа ТГС грубо приводится к меридиану, а при определении азимута платформа переводится в режим «памяти» относительно вертикальной оси. За время измерений уход платформы в азимуте будет незначительный. Один из гироблоков, ось чувствительности которого направлена на запад (восток), выключается из системы стабилизации и горизонтирования. Стабилизацию и горизонтирование платформы по измененному каналу стабилизации осуществляют по сигналам от акселерометра, которые поступают на двигатель стабилизации через корректирующий контур и усилитель системы стабилизации. Гироскоп, отключенный от системы стабилизации, прецессирует к плоскости меридиана. Алгоритм определения азимута платформы осуществляется на основе динамической модели гироскопа, находящегося в компасном режиме

I β ¨ + f β ˙ = H ω Г sin ( А 0 β ) + H ω Г Б + Δ M П Е Р                                      ( 1 )

где I - момент инерции гироскопа;

f - коэффициент демпфирования;

Н - кинетический момент;

ωГ - горизонтальная составляющая угловой скорости вращения Земли;

А0 - начальный азимут платформы;

β - угол поворота гироскопа;

ωГБ - скорость собственного ухода измерительного гироскопа;

ΔМпер - суммарный момент, обусловленный влиянием вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли и нескомпенсированной угловой скорости дрейфа платформы относительно вертикальной оси в режиме «памяти» из-за наличия статических ошибок горизонтирования платформы ТГС.

В отличие от предыдущего способа, в [3] может быть использован гироблок со штатным датчиком угла, так как используется, как указывалось выше, гироблок, вектор кинетического момента которого направлен примерно на север (юг).

Однако недостатком данного способа является невозможность по измерению угла поворота гироскопа измерительного гироблока в соответствии с (1) компенсировать влияние на оценку А0 скорости собственного ухода измерительного гироблока ωГБ. Действительно, при такой начальной ориентации вектора кинетического момента измерительного гироскопа первый член в правой части уравнения (1) (гироскопический момент) приближенно представлен в виде

МГ=HωГsin(A0-β)≈НωГА0-НωГβ.

Таким образом, в данном случае в правой части (1) составляющая, зависящая от начального азимута: НωГА0, и составляющая, обусловленная скоростью собственного ухода измерительного гироскопа: HωГБ, являются постоянными величинами и их разделение в соответствии с (1) по измерению угла β невозможно.

Напротив, при использовании для измерений гироблока, ось кинетического момента которого в начальный момент времени направлена примерно на запад (восток), первый член в правой части уравнения (1) примет вид: M Г = H ω Г н cos ( А 0 β ) .                                        ( 2 )

В этом случае, при отключении гироскопа на достаточно большие углы, составляющая, зависящая от азимута А0, становится переменной величиной. Поэтому по измерению угла β рассатриваемые составляющие можно разделить и, следовательно, определить азимут А0 платформы ТГС с высокой точностью.

Наиболее близким по технической сущности способом определения азимута платформы ТГС является известный способ определения азимута на основе использования двухстепенного гирокомпаса на основе датчика угловой скорости (ДУСа) [4, с.541].

Этот способ заключается в том, что ДУС установлен на горизонтальную поворотную платформу, которая с помощью усилителя следящей системы и следящего привода следит за движением ДУСа относительно его выходной оси.

При отклонении оси ротора гироскопа от плоскости меридиана на малый угол α на входную ось ДУСа проектируется входная скорость: ωГsinα=ωГα. Под действием гироскопического момента НωВХ и момента обратной связи ДУСа гироскоп отклоняется от нуля датчика угла на небольшой угол β. С датчика угла снимается сигнал, который поступает на усилитель следящей системы и далее на следящий привод. Последний поворачивает платформу, а вместе с нею и гироскоп в сторону уменьшения угла α до тех, пока угловая скорость ωВХ не обратится в нуль. По окончании переходного процесса кинетический момент гироблока Н будет направлен на север с погрешностью, обусловленной постоянным моментом МВ относительно выходной оси ГК [4, с.533]:

β*=МВ/НωГ, что является существенным недостатком данного способа.

Целью настоящего изобретения является устранение основных недостатков приведенных способов определения азимута, а также упрощение системы определения азимута.

Поставленная цель достигается тем, что корпус одного из гироблоков ТГС, вектор кинетического момента которого направлен примерно на запад (восток), поворачивают относительно платформы ТГС в азимуте вслед за поворотом гироскопа к меридиану. Поворот корпуса осуществляется следящей системой, состоящей из шагового двигателя, на вход которого поступают импульсы, частота следования которых пропорциональна сигналу, снимаемому с датчика угла гироблока. Азимут платформы ТГС определяется путем обработки информации об угле поворота корпуса гироблока, который пропорционален числу импульсов на входе шагового двигателя. Таким образом, угол поворота корпуса гироблока в данной системе с точностью до погрешностей следящей системы соответствует углу поворота гироскопа и поэтому отпадает необходимость применения широкодиапазонного датчика угла.

Сравнительный анализ существенных признаков рассмотренных способов определения азимута и предлагаемого способа показывает, что предлагаемый способ отличается тем, что позволяет использовать без доработок существующие двухстепенные гироскопы гироблоков стабилизации при действии максимальных начальных гироскопических моментов, что обеспечивает высокую информативность измеряемых сигналов.

Таким образом, предложенный способ имеет новизну. Авторам неизвестна совокупность существенных признаков, применяемых для решения данной технической задачи, что соответствует критерию «изобретательский уровень».

Литература

1. RU №2324897, 2008 г.

2. Никитин Е.А., Шестов С.А., Матвеев В.А. Гироскопические системы. Элементы гироскопических приборов / Под ред. Д.С.Пельпора. - М.: Высшая школа 1988 г.

3. RU №2428658, 2011 г.

4. Командно-измерительные приборы / Под ред. Б.И.Назарова. -:МО СССР, 1987 г.

Похожие патенты RU2513631C1

название год авторы номер документа
Способ определения азимута платформы трёхосного гиростабилизатора по отклонению угла поворота гироскопа от расчётного значения 2016
  • Макаров Дмитрий Владимирович
  • Камкин Евгений Фомич
  • Павлов Руслан Александрович
RU2649063C1
Способ определения азимута трёхосного гиростабилизатора по углу поворота гироскопа 2020
  • Макаров Дмитрий Владимирович
  • Уркинеев Александр Владимирович
RU2729515C1
Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора 2018
  • Камкин Евгений Фомич
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Манцерова Нелли Александровна
RU2700720C1
Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора 2016
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Макаров Дмитрий Владимирович
  • Сивков Михаил Андреевич
RU2630526C1
АЗИМУТАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО ПРИРАЩЕНИЯМ УГЛА ПРЕЦЕССИИ ГИРОБЛОКА 2012
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Камкин Евгений Фомич
  • Макаров Дмитрий Владимирович
  • Павлов Руслан Александрович
RU2509289C2
СПОСОБ АВТОНОМНОЙ АЗИМУТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА НА ПОДВИЖНОМ ОСНОВАНИИ 2013
  • Камкин Евгений Фомич
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Павлов Руслан Александрович
RU2541710C1
Способ калибровки гироблоков платформы трехосного гиростабилизатора 2020
  • Макаров Дмитрий Владимирович
  • Уркинеев Александр Владимирович
  • Данилочев Дмитрий Валериевич
RU2757854C1
СПОСОБ АВТОНОМНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ 2014
  • Камкин Евгений Фомич
  • Павлов Руслан Александрович
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Манцерова Нелли Александровна
RU2552608C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА 2010
  • Ржевский Сергей Иванович
  • Камкин Евгений Фомич
  • Татарко Константин Иванович
  • Семиков Андрей Владимирович
RU2428658C1
СПОСОБ АВТОНОМНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА В ПЛОСКОСТЬ ГОРИЗОНТА И НА ЗАДАННЫЙ АЗИМУТ 2015
  • Дерябин Максим Сергеевич
  • Захаров Анатолий Николаевич
  • Потапенков Виктор Кононович
RU2608337C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО УГЛУ ПОВОРОТА КОРПУСА ГИРОБЛОКА

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимутального положения платформы трехосного гиростабилизатора, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Предлагаемый способ заключается в том, что корпус одного из гироблоков, вектор кинетического момента которого направлен примерно на запад или на восток, поворачивают относительно платформы трехосного гиростабилизатора в азимуте вслед за поворотом гироскопа к меридиану. Поворот корпуса осуществляется следящей системой, состоящей из шагового двигателя, на вход которого поступают импульсы, частота следования которых пропорциональна сигналу, снимаемому с датчика угла гироблока. Азимут платформы трехосного гиростабилизатора определяется путем обработки информации об угле поворота корпуса гироблока, который пропорционален числу импульсов на входе шагового двигателя.

Формула изобретения RU 2 513 631 C1

Способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора по углу поворота корпуса гироблока, заключающийся в том, что при определении азимута платформы последнюю грубо приводят по азимуту к меридиану и в этом положении удерживают режимом «памяти», один из гироблоков системы стабилизации платформы используют в режиме двухстепенного гирокомпаса, вектор кинетического момента гироскопа которого направлен примерно на запад или на восток, горизонтирование платформы относительно соответствующей оси стабилизации осуществляют акселерометром путем отключения его от датчика моментов гироблока и подключения к двигателю стабилизации через усилитель, отличающийся тем, что корпус гироблока системы стабилизации, работающего в режиме двухстепенного гирокомпаса, при измерениях вращают относительно платформы в азимуте с помощью следящей за гироскопом системы, а азимут платформы определяют путем обработки информации об угле поворота корпуса гироблока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2513631C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА 2010
  • Ржевский Сергей Иванович
  • Камкин Евгений Фомич
  • Татарко Константин Иванович
  • Семиков Андрей Владимирович
RU2428658C1
АЗИМУТАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО УГЛУ ПРЕЦЕССИИ ГИРОБЛОКА 2006
  • Камкин Евгений Фомич
  • Ржевский Сергей Иванович
  • Макаров Дмитрий Владимирович
RU2324897C1
ХЛЕБНИКОВ Г.А
Начальная выставка инерциальных навигационных гироскопических систем
М.: ВАД, 1994, с.288-292
МАТВЕЕВ С.С
Гирокомпасы и гирогоризонткомпасы
Л.: Судостроение, 1974, 352с., с.102-106
СПОСОБ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ НА ОСНОВЕ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИХ ГИРОСКОПОВ И АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Мезенцев А.П.
  • Ачильдиев В.М.
  • Абрамов В.С.
  • Терешкин А.И.
  • Шульгин Г.К.
RU2256880C1

RU 2 513 631 C1

Авторы

Макаров Дмитрий Владимирович

Камкин Евгений Фомич

Макаров Владимир Андреевич

Павлов Руслан Александрович

Карпов Владимир Владимирович

Касьянов Геннадий Викторович

Даты

2014-04-20Публикация

2012-09-05Подача