Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимута и калибровки гироблоков платформы трехосного гиростабилизатора, например, в высокоточных гироскопических системах различного назначения.
Известен способ азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора (ТГС) по углу прецессии гироблока [1].
На фиг. 1 представлена структурная схема широко применяемого для построения различных гироскопических систем трехосного гиростабилизатора с вертикальной осью подвеса наружной рамки [2, с. 301, 593] в режиме определения азимута, где обозначено:
ГХ, ГУ, ГZ - двухстепенные гироблоки системы стабилизации относительно соответствующих осей;
КДУХ - широкодиапазонный кодовый датчик угла гироблока ГХ;
ДУУ, ДУГ, - датчики углов соответственно гироблоков ГУ и ГZ,
ДМХ, ДМУ, ДМГ, - датчики моментов соответствующих гироблоков;
АХ, AZ - акселерометры системы горизонтирования платформы ТГС относительно соответствующих осей;
СДХ, СДУ, СДГ - стабилизационные двигатели платформы ТГС относительно соответствующих осей;
УСХ, УСГ - усилители системы горизонтирования относительно соответствующих осей;
КК - корректирующий контур;
Н - векторы кинетических моментов гироблоков;
OXПYПZП - система координат, связанная с платформой ТГС;
ON - направление на север;
ΩГ - вектор горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли;
ВУ - вычислительное устройство;
А - азимут оси ХП платформы ТГС в момент начала измерений.
Этот способ заключается в том, что гироблок системы горизонтирования и стабилизации одной из горизонтальных осей трехосного гиростабилизатора (гироскоп ГХ, фиг.1), которая примерно направлена на север, отключается от штатной системы горизонтирования и стабилизации, горизонтирование же и стабилизацию платформы относительно этой оси осуществляют по выходному сигналу акселерометра (акселерометр AZ на, фиг. 1), а азимут платформы определяют с использованием информации с широкодиапазонного кодового датчика угла этого гироблока, который с момента отключения его от штатной системы горизонтирования начинает функционировать в режиме двухстепенного гирокомпаса, то есть его гирокамера (поплавок) под действием гироскопического момента, обусловленного горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли, начинает поворачиваться относительно корпуса гироблока, в сторону совмещения своего вектора кинетического момента с вектором сог.
Как следует из сути данного способа, использование широкодиапазонного датчика угла предполагает, что в начальный момент функционирования системы угол между вектором кинетического момента измерительного гироблока и вектором горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли должен быть большим (близким к 90°). Только в этом случае гироскопический момент, обусловленный горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли, будет достаточно большим и за время, необходимое для определения азимута, вектор кинетического момента гироскопа повернется на достаточно большой угол, что повышает информативность измеряемого сигнала.
С этой целью одну из осей, связанных с платформой ТГС, перед началом измерений грубо приводят по азимуту к меридиану, например методом гирокомпасирования [2, с. 592].
Алгоритм определения азимута платформы ТГС строится на основе динамической модели гироскопа. Учитывая, что угол между векторами ωГ и Н близок к 90°, модель гироскопа имеет следующий вид:
где
β - угол прецессии гироблока, то есть угол между осью платформы ТГС, примерно направленной на север (юг), и осью чувствительности измерительного гироблока, измеряемый широкодиапазонным кодовым датчиком угла последнего;
I - момент инерции гироблока;
f - коэффициент демпфирования гироблока;
Н - кинетический момент гироблока;
ΩГ - горизонтальная составляющая угловой скорости вращения Земли;
α - угол поворота оси платформы относительно Земли;
А - начальный азимут платформы;
ωГБ. - систематическая составляющая угловой скорости собственного ухода измерительного гироблока (гирокомпаса);
МВР. - достаточно малые случайные возмущающие воздействия, обусловленные влиянием нескомпенсированной скорости дрейфа платформы относительно вертикальной оси из-за наличия ошибок горизонтирования платформы ТГС.
Данное дифференциальное уравнение нелинейно, не имеет аналитического решения и определить с высокой точностью на его основе искомый азимут в условиях действия на двухстепенной гироблок различных внешних и внутренних возмущений, воздействующих на чувствительные элементы ТГС, имеющих случайную природу, весьма затруднительно.
Наиболее близким по технической сущности изобретением является способ азимутальной ориентации платформы трехосного
гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока [3].
В данном способе одновременно со считыванием информации с широкодиапазонного кодового датчика угла измерительного гироблока рассчитываются номинальные значения данного угла в вычислительном устройстве в соответствии с уравнением номинального движения, а азимут платформы определяют по информационным сигналам, равным разности между номинальными значениями угла прецессии гироблока и соответствующими измеряемыми значениями его широкодиапазонного кодового датчика угла.
Номинальные значения угла прецессии гироблока βН определяются в соответствии с нелинейным дифференциальным уравнением номинального движения [3]:
где ωВ - вертикальная составляющая угловой скорости вращения Земли.
Данное уравнение описывает изменение угла βН при действии гироскопического момента, обусловленного горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли ωГ, в предположении, что в начальный момент времени ось ХП платформы ТГС направлена точно на север, а направление оси чувствительности измерительного гироблока совпадает с направлением оси ХП, то есть при t=0: А=0 и β=0. При этом вредные возмущения ωГБ и МВР. отсутствуют.
Номинальные значения угла βН могут быть заранее рассчитаны одним из численных методов, например методом Рунге-Кутта [4, с. 417], и сохранены в вычислительном устройстве.
В этом случае уравнение (1) можно линеаризовать относительно уравнения (2) и использовать для определения начального азимута А оси ХП платформы ТГС хорошо известные методы оценок параметров линейных систем в условиях действия случайных возмущений, например оптимальный фильтр Калмана [5].
Целью данного изобретения, является расширение функциональных возможностей при определении параметров ТГС, в частности совместно с определением азимута оси платформы обеспечение калибровки систематических составляющих дрейфов гироблоков ГХ и ГZ (фиг. 1).
В соответствии с [1, 3] платформа находится в инерциальном режиме относительно местной вертикали, то есть ось ZП уходит относительно Земли с угловой скоростью ωВ=Ω3sinϕ (член α=ωBt в уравнениях (1) и (2)),
где Ω3 - угловая скорость вращения Земли;
ϕ - широта местоположения ТГС.
Если на датчик моментов ДМУ гироблока ГУ (фиг. 1) подать ток:
то платформа ТГС будет поворачиваться в инерциальном пространстве относительно вертикальной оси с угловой скоростью ωB и за время определения азимута А оси ХП платформы последний будет постоянной величиной.
В данном случае уравнения (1) примет вид:
а линеаризованное уравнение соответственно [6]:
Как следует из правой части уравнения (4) составляющая, зависящая от азимута, является переменной величиной, а систематическая составляющая дрейфа гироблока постоянна, и, следовательно, в фильтре Калмана они могут быть разделены при измерении в одном положении платформы в азимуте.
В [6, с. 73-77] приведены результаты моделирования по оценке данных составляющих в фильтре Калмана, откуда следует, что оценки данных составляющих могут быть получены с высокой точностью.
Если одновременно с измерением азимута А оси платформы ХП измерять среднее значение тока icpz в датчике моментов ДМZ гироблока ГZ (фиг. 1), то после завершения измерения азимута А можно в соответствии с прецессионной теорией гиростабилизатора записать выражение для уравнения моментов гироблока ГZ[2]:
где А - как и ранее азимут оси платформы ХП, так как угол между осями платформы ХП и ZП платформы ТГС известен с высокой точностью и равен 90°;
ωдpz - систематическая составляющая дрейфа гироскопа ГZ. Из (5) можно определить систематическую составляющую дрейфа гироблока ГZ:
Таким образом, предлагаемый способ: «Способ калибровки гироблоков платформы трехосного гиростабилизатора» отличается от прототипа тем, что одновременно с определением азимута оси платформы ТГС на вход датчика моментов гироблока, обеспечивающего поворот платформы относительно вертикальной оси, подается управляющий ток в соответствии с заданным алгоритмом с одновременным измерением среднего значения тока другого гироблока, обеспечивающего горизонтирование платформы, и рассчитываются систематические составляющие угловых скоростей дрейфов этих гироблоков.
Источники информации
1. Патент RU 2324897 С1, 20.05.2008.
2. Командно-измерительные приборы / Под ред. Б.И. Назарова. - М.: МО СССР, 1987, - 638 с.
3. Патент RU 2509289 С2, 10.03.2014.
4. Дьяконов В.П. MATLAB 7.*/R2006/R2007. Самоучитель. М.: ДМК Пресс, 2008, - 768 с.
5. Брамер К., Зифлинг Г. Фильтр Калмана - Бьюси. - М.: «Наука», 1982, - 200 с.
6. Макаров Д.В., Павлов Р.А., Касьянов Г.В. Способ определения азимута базового направления по информации с широкодиапазонного датчика угла двухстепенного поплавкового гироскопа. Труды ФГУП «НПЦ АП». Системы и приборы управления. – М.: ФГУП «НПЦ АП» №4(26) 2013, - 5 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЗИМУТАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО ПРИРАЩЕНИЯМ УГЛА ПРЕЦЕССИИ ГИРОБЛОКА | 2012 |
|
RU2509289C2 |
Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора | 2016 |
|
RU2630526C1 |
Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора | 2018 |
|
RU2700720C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО УГЛУ ПОВОРОТА КОРПУСА ГИРОБЛОКА | 2012 |
|
RU2513631C1 |
Способ определения азимута платформы трёхосного гиростабилизатора по отклонению угла поворота гироскопа от расчётного значения | 2016 |
|
RU2649063C1 |
Способ определения азимута трёхосного гиростабилизатора по углу поворота гироскопа | 2020 |
|
RU2729515C1 |
АЗИМУТАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО УГЛУ ПРЕЦЕССИИ ГИРОБЛОКА | 2006 |
|
RU2324897C1 |
СПОСОБ АВТОНОМНОЙ АЗИМУТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА НА ПОДВИЖНОМ ОСНОВАНИИ | 2013 |
|
RU2541710C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА | 2010 |
|
RU2428658C1 |
Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся видимым уходам | 2016 |
|
RU2624617C1 |
Изобретение относится к области гироскопических систем. Сущность изобретения заключается в том, что способ калибровки гироблоков платформы трехосного гиростабилизатора (ТГС) дополнительно содержит этапы, на которых одновременно с определением азимута оси платформы ТГС на вход датчика моментов гироблока, обеспечивающего поворот платформы относительно вертикальной оси, подается управляющий ток в соответствии с заданным алгоритмом с одновременным измерением среднего значения тока другого гироблока, обеспечивающего горизонтирование платформы, и рассчитываются систематические составляющие угловых скоростей дрейфов этих гироблоков. Технический результат – расширение функциональных возможностей при определении параметров трехосного гиростабилизатора (ТГС). 1 ил.
Способ калибровки гироблоков платформы трехосного гиростабилизатора (ТГС), заключающийся в том, что используют один из гироблоков системы стабилизации гиростабилизированной платформы, при этом горизонтирование платформы относительно одной из осей осуществляют путем отключения акселерометра от датчика моментов гироблока контура стабилизации по этой оси и подключения его к соответствующему двигателю стабилизации через усилитель стабилизации, а азимут платформы определяют по информационным сигналам, равным разности между номинальными значениями угла прецессии гироблока и соответствующими значениями широкодиапазонного кодового датчика угла этого гироблока, отличающийся тем, что одновременно с определением азимута оси платформы ТГС на вход датчика моментов гироблока, обеспечивающего поворот платформы относительно вертикальной оси, подается управляющий ток в соответствии с заданным алгоритмом с одновременным измерением среднего значения тока другого гироблока, обеспечивающего горизонтирование платформы, и рассчитываются систематические составляющие угловых скоростей дрейфов этих гироблоков.
АЗИМУТАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО ПРИРАЩЕНИЯМ УГЛА ПРЕЦЕССИИ ГИРОБЛОКА | 2012 |
|
RU2509289C2 |
Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся видимым уходам | 2016 |
|
RU2624617C1 |
СПОСОБ ГИРОКОМПАСИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ И КОМБИНИРОВАННОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЕГО ДРЕЙФА | 2001 |
|
RU2189564C1 |
JPH 08114455 A, 07.05.1996. |
Авторы
Даты
2021-10-21—Публикация
2020-10-02—Подача