СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2014 года по МПК E21D9/06 

Описание патента на изобретение RU2514865C1

Изобретение относится к области строительства, а более конкретно к прокладке линий метрополитена глубокого заложения.

Известен способ прокладки линий метрополитена глубокого заложения, включающий проходку тоннеля и формирование зоны станционного пространства (см. Технологии подземного строительства «Метростроя» 02.11.2012 г. http://www.metrostroy.com/sub-tech/).

Традиционный способ сооружения линий метрополитена глубокого заложения включает в себя:

- последовательную проходку двух перегонных тоннелей с разработкой грунта буровзрывным способом или комбайном с возведением обделки специальным укладчиком, такой способ применяют в устойчивых грунтах, в неустойчивых грунтах применяют однороторные ТПМК;

- после возведения перегонных тоннелей проходку притоннельных сооружений с разработкой грунта буровзрывным способом или комбайном с возведением обделки ручным способом, в неустойчивых грунтах предварительно производится закрепление породы различными спецметодами;

- проходку последовательно станционных тоннелей и пристанционных сооружений с разработкой грунта буровзрывным способом или комбайном с возведением станционной обделки специальным укладчиком, возведение обделки пристанционных сооружений производится ручным способом.

Применение буровзрывных работ является технически опасным способом работ. Разработка грунта буровзрывным способом или комбайном приводит к осадкам грунтового массива, а в условиях прокладки линий метрополитена в местах плотной городской застройки с плотной сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена требует проведения специальных компенсирующих мероприятий и ограничений.

Известные способы прокладки перегонных тоннелей метрополитена с возведением станции являются трудоемкими и многодельными, требуют большого количества строительных рабочих и персонала, так как велика доля ручного труда, сроки строительства занимают 4-5 лет.

Технической задачей предлагаемого изобретения является обеспечение безопасности, сокращение сроков и стоимости строительства линии метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской застройке с большой сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена, а также сокращение количества строительных рабочих и персонала.

Технический результат достигается тем, что в способе прокладки линий метрополитена, включающем проходку тоннелей и формирование зон станционных комплексов, до проходки станционных и перегонных тоннелей в начале и в конце заданных зон, формируют монтажную и демонтажную камеры под двухроторный тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК), которым осуществляют проходку перегонных тоннелей и зон станционных комплексов, при этом ТПМК заводится до уровня зоны станционного комплекса в монтажной камере, а по завершении проходки выводится через демонтажную камеру и переносится в зону формирования следующего станционного комплекса и перегонных тоннелей. Способ позволяет осуществить одним ТПМК без вывода его на поверхность проходку участка линии метрополитена с 3-4 станционными комплексами с перегонными тоннелями между ними.

После завершения проходки в монтажных и демонтажных камерах могут быть размещены вестибюли метрополитена, технологические службы метрополитена, лифты для пассажиров, для лиц с ограниченными физическими возможностями, для технического персонала метрополитена, аварийный выход со станции, комплекс основной вентиляции для станции, камеры съездов для оборота поездов, также пространство монтажной и демонтажной камер может использоваться для нужд городской инфраструктуры.

Предлагаемое техническое решение позволяет осуществить сооружение станции метрополитена практически в любых сложных грунтах в местах плотной городской застройки. Способ формирования станционного пространства двухроторным ТПМК является безопасным при работе в условиях крупного мегаполиса с плотной городской застройкой в сложных гидрогеологических условиях, с плотной сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена. При сооружении перегона и станций двухроторным ТПМК сразу формируется двухсводчатая конструкция, позволяющая более рационально использовать образовавшееся пространство для размещения вентиляции, водоотлива и других технологических сооружений метрополитена, что позволяет улучшить эксплуатационные качества метрополитена. Способ высокотехнологичен и допускает возможность одним двухроторным ТПМК осуществить проходку трех-четырех станций с перегонными участками линии метрополитена без вывода ТПМК на поверхность, что обеспечивает минимизацию ручного труда и позволяет снизить сроки строительства станции до двух-трех лет.

Наличие монтажных и демонтажных камер позволяет дополнительно к своему основному назначению (монтаж и демонтаж проходческого двухроторного ТПМК использовать их для размещения вестибюля и технологических служб метрополитена, для размещения лифтов для пассажиров, для лиц с ограниченными физическими возможностями, для технического персонала метрополитена, для размещения аварийного выхода со станции, для размещения камеры съездов для оборота поездов, также пространство монтажной и демонтажной камер может использоваться для нужд городской инфраструктуры.

Кроме того, после проходки двухроторным ТПМК не требуется дополнительных проходческих работ как на перегонных тоннелях для формирования притоннельных сооружений, так и в зоне станционных комплексов

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично представлен участок линии метрополитена, на фиг.2 схематично представлено поперечное сечение станционного комплекса с расположением пассажирской платформы, на фиг.3 схематично представлено поперечное сечение перегонных тоннелей с размещением притоннельных сооружений.

Способ реализуется следующим образом.

В монтажную камеру 1 заводят двухроторный ТПМК 2, которым осуществляют проходку станционного комплекса 3 и перегонных тоннелей 4, после чего ТПМК 2 выходит в демонтажную камеру 5 и далее выводится на поверхность.

В монтажной камере 1 и демонтажной камере 5 могут быть размещены вестибюли и технологические службы метрополитена 6, а также лифты 7 для пассажиров и лиц с ограниченными физическими возможностями и камера съездов для оборота поездов 8. В станционном комплексе 3 расположены пассажирские платформы 9 для посадки и высадки пассажиров. В перегонных тоннелях 4 размещены притоннельные сооружения 10.

Таким образом, предлагаемое техническое решение в совокупности признаков, перечисленных в формуле изобретения, обеспечивает решение поставленной технической задачи.

Положительный эффект от использования предлагаемого способа заключается в обеспечении безопасности, сокращении количества строительных рабочих и персонала, сокращении сроков и стоимости строительства линий метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской застройке с большой сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена.

Похожие патенты RU2514865C1

название год авторы номер документа
ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2023
  • Рубинчик Эдуард Борисович
  • Джантимиров Христофор Авдеевич
  • Звездов Андрей Иванович
  • Новиков Андрей Евгеньевич
  • Панкратенко Александр Никитович
  • Рубинчик Дмитрий Александрович
  • Рудометкин Владимир Викторович
RU2808273C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2779168C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА (СПОСОБ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2014
  • Юркевич Павел Борисович
RU2565314C2
Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Бойцов Дмитрий Анатольевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2754694C1
ОДНОСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА, РАЗМЕЩЕННАЯ В ДВУХПУТНОМ ПЕРЕГОННОМ ТОННЕЛЕ 2019
  • Грошиков Сергей Николаевич
  • Рубинчик Эдуард Борисович
  • Хуснуллин Марат Шакирзянович
  • Сандуковский Александр Эзарович
  • Панкратенко Александр Никитович
  • Матюхин Борис Николаевич
  • Новиков Андрей Евгеньевич
RU2701762C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2505646C2
Способ строительства линии метрополитена с использованием обделки поперечного сечения большого диаметра 2022
  • Маслак Владимир Александрович
  • Лебедев Михаил Олегович
  • Лянда Александр Авраамович
  • Козлов Степан Юрьевич
RU2781850C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Елгаев Сергей Григорьевич
  • Ершов Александр Владимирович
  • Земельман Александр Маркович
  • Королев Евгений Григорьевич
  • Мутушев Михаил Адольфович
RU2462595C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 514 865 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Предлагаемое изобретение относится к области строительства, а именно к прокладке линий метрополитена глубокого заложения. Изобретение направлено на обеспечение безопасности, сокращение сроков строительства линии метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской застройке, а также сокращения количества строительных рабочих и персонала. Указанный технический результат достигается тем, что при прокладке линий метрополитена, до проходки станционных и перегонных тоннелей в начале и в конце заданных зон, формируют монтажную и демонтажную камеры под двухроторный тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК), которым осуществляют проходку зоны перегонных тоннелей и 3-4 станционных комплексов. При этом щит заводится до уровня зоны станционного комплекса в монтажной камере, а по завершении проходки выводится через демонтажную камеру и далее переносится в следующую зону формирования станционного комплекса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 514 865 C1

1. Способ прокладки линий метрополитена, включающий проходку тоннелей и формирование зон подземных станционных комплексов, отличающийся тем, что до проходки станционных и перегонных тоннелей в начале и в конце заданных зон формируют монтажную и демонтажную камеры под двухроторный тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК), которым осуществляют проходку зоны перегонных тоннелей и 3-4 станционных комплексов, при этом щит заводится до уровня зоны станционного комплекса в монтажной камере, а по завершении проходки выводится через демонтажную камеру и далее переносится в следующую зону формирования станционного комплекса.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после завершения проходки и вывода щита из демонтажной камеры в пространствах монтажной и демонтажной камер размещают вестибюли метрополитена, технологические службы метрополитена, лифты для пассажиров, для лиц с ограниченными физическими возможностями, для технического персонала метрополитена, аварийный выход со станции, комплекс основной вентиляции для станции, камеры съездов для оборота поездов, при этом пространство монтажной и демонтажной камер может использоваться для нужд городской инфраструктуры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2514865C1

В.П
САМОЙЛОВ И ДР., Новейшая японская техника щитовой проходки тоннелей., Москва, Премиум пресс, 2004
Способ сооружения станционного узла метрополитена глубокого заложения 1983
  • Кулагин Николай Иванович
  • Сахиниди Иван Константинович
  • Щукин Сергей Петрович
  • Конончук Георгий Павлович
  • Яковлев Александр Николаевич
  • Рюмин Владимир Михайлович
  • Пестов Юрий Сергеевич
  • Федоров Георгий Александрович
  • Горышин Владимир Всеволодович
  • Максимов Борис Дмитриевич
  • Теленков Николай Николаевич
  • Александров Вадим Николаевич
  • Тузин Марат Васильевич
  • Степанов Петр Васильевич
SU1164425A1
Станция метрополитена и способ ее возведения 1987
  • Фролов Юрий Степанович
  • Даниэльян Владимир Ашотович
  • Крук Юрий Евгеньевич
  • Лямин Борис Васильевич
  • Собирай Евгений Иосифович
  • Шавернев Иван Васильевич
SU1413195A1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ 1994
  • Керусенко Эдуард Иванович
  • Семенов Александр Николаевич
  • Стогов Сергей Николаевич
RU2069757C1
СПОСОБ ЩИТОВОЙ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ 2008
  • Шилин Андрей Александрович
  • Картузов Дмитрий Валерьевич
RU2383738C2
JP 7150899 A, 13.06.1995
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней 1920
  • Кутузов И.Н.
SU44A1
Метрополитены, Москва стройиздат, 1977, общие положения , п.4.54

RU 2 514 865 C1

Авторы

Абрамсон Валерий Михайлович

Земельман Александр Маркович

Соболев Павел Петрович

Туренский Сергей Никандрович

Даты

2014-05-10Публикация

2012-11-22Подача