СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F01M1/00 

Описание патента на изобретение RU2518309C1

Изобретение относится к системам смазки машин и двигателей, в частности к системам смазки под давлением, и предназначена для смазки подшипника турбокомпрессора дизельных двигателей внутреннего сгорания.

Известно устройство для решения этой проблемы (патент Франции №2646225, МПК F16N 7/14; F02C 7/06; F01M 1/02, 9/00; 1989), содержащее турбокомпрессор, гидроаккумулятор масла, систему маслопроводов, включающих различные клапаны (предохранительные, перепускные и т.д.), обеспечивающие нормальную работу устройства.

Недостатком этого устройства является, прежде всего, наличие отдельного масляного насоса, что вызывает определенные трудности при монтаже устройства на конструктивно отработанном и материально реализованном двигателе, а также особенностями разводки маслопроводов и расположения на них соответствующих клапанов, наличие которых снижает надежность системы в российских климатических условиях (например, в России среднегодовая температура минусовая, когда масло склонно к застыванию, в то время как в Европе, в частности во Франции - плюсовая).

По совокупности сходных существенных признаков за прототип заявляемого технического решения принята система смазки по авт.св. СССР №1312197, МПК F01M 5/00, 1/06, 1985. Известная система содержит турбокомпрессор, главную масляную магистраль, напорный трубопровод, связывающий магистраль с подшипником турбокомпрессора, воздушный гидроаккумулятор, представляющий собой герметичный бачок, подключенный через дроссель, снабженный обратным клапаном, и жиклер к главной маслораспределительной магистрали двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Недостаток известного устройства заключается в низкой надежности воздушного гидроаккумулятора и длительного времени выбега ротора турбокомпрессора при применении воздушного гидроаккумулятора, так как режим работы турбокомпрессоров автотракторных двигателей внутреннего сгорания отличается высокой напряженностью, при работе двигателя турбокомпрессор подвергается значительной тепловой нагрузке: температура деталей газовой турбины достигает 700°С и температура деталей компрессора достигает порядка 100°С, также турбокомпрессор подвергается значительной динамической нагрузке, так как ротор имеет частоту вращения до 170 тыс.об/мин. После остановки двигателя и, соответственно, прекращения работы штатного масляного насоса, давление в главной масляной магистрали, а также подключенной к нему системе смазки турбокомпрессора, падает до 0, в то же время ротор турбокомпрессора продолжает вращаться с высокой частотой, при этом емкость воздушного гидроаккумулятора ограничена и возможен режим работы турбокомпрессора без смазки и охлаждения, что вызывает его ускоренный износ в режиме сухого трения, локальный перегрев деталей турбокомпрессора, их коробление, а также закоксовывание остатков смазочного масла.

Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности работы турбокомпрессора, увеличение срока его службы за счет подачи масла из гидроаккумулятора к подшипнику турбокомпрессора при остановке двигателя, сокращения времени выбега его ротора и, как следствие, исключения сухого трения подшипника турбокомпрессора.

Технический результат изобретения достигается за счет того, что система смазки турбокомпрессора ДВС, содержащая главную масляную магистраль, напорный трубопровод, связывающий магистраль с подшипником турбокомпрессора, гидроаккумулятор, соединенный через обратный клапан с главной масляной магистралью, в отличие от прототипа гидроаккумулятор выполнен с подпружиненным поршнем и соединен расположенным в нижней его части патрубком через установленный в нем тройник выходным патрубком с напорным трубопроводом, а входным патрубком через обратный клапан и тройник - с главной масляной магистралью. Между турбокомпрессором и ДВС в воздушном патрубке дополнительно установлено тормозное устройство с перекрывающим всасывающий воздушный патрубок элементом, в качестве которого использована поворотная заслонка, привод которой осуществляется от главной масляной магистрали с помощью гидроцилиндра и подпружиненного рычага. Предлагаемая система смазки турбокомпрессора повышает эксплуатационную надежность подшипника турбокомпрессора за счет использования гидроаккумулятора с подпружиненным поршнем, так как в используемом в прототипе воздушном гидроаккумуляторе возможна вероятность утечки воздуха и, как следствие, потеря работоспособности всей системы, кроме того, тормозное устройство с помощью поворотной заслонки, перекрывая всасывающий воздушный патрубок ДВС при остановке двигателя и прекращении работы штатного масляного насоса ДВС, создает противодавление в полости между компрессором турбокомпрессора и поворотной заслонкой, что приводит к уменьшению времени выбега ротора турбокомпрессора и, как следствие, к исключению сухого трения подшипника.

Использование тормозного устройства с поворотной заслонкой в технике известно, но применение его в системе смазки турбокомпрессора с расположением между турбокомпрессором и ДВС с целью уменьшения времени выбега ротора турбокомпрессора и, как следствие, исключения сухого трения, как показал результат патентного поиска, не известно, то есть не была известна причинно-следственная связь новой совокупности признаков и достигаемого технического результата, новым также является и расположение тормозного устройства, взаимосвязь элементов, что доказывает соответствие заявленного технического решения как критерию «новизна», так и критерию «изобретательский уровень».

На фигуре представлена схема заявленной системы.

Заявленная система смазки турбокомпрессора ДВС содержит главную масляную магистраль 4 ДВС, напорный трубопровод 9, гидроаккумулятор 1 с расположенным в верхней его части подпружиненным поршнем 6, соединенный расположенным в нижней его части патрубком через установленный в нем тройник 7 входным патрубком 2 через обратный клапан 3 и тройник 12 с главной масляной магистралью 4 ДВС, а выходным патрубком 8 и напорным трубопроводом 9 с подшипником 10 турбокомпрессора. Между турбокомпрессором и ДВС в воздушном патрубке, соединяющем турбокомпрессор и всасывающий патрубок ДВС, дополнительно установлено перекрывающее всасывающий воздушный патрубок ДВС тормозное устройство с поворотной заслонкой 11, гидроцилиндром 13 и подпружиненным рычагом 14. Система не содержит электрических и электронных устройств.

Система работает следующим образом. При запуске двигателя масло под давлением из главной масляной магистрали 4 поступает в тройник 12 и из него по входному патрубку 2 через обратный клапан 3 и тройник 7 в полость масляного гидроаккумулятора 1, воздействует на поршень 6 и пружину 5, сжимая ее, а также через тройник 7 масло поступает в выходной патрубок 8 и далее через напорный трубопровод 9 к подшипнику 10 турбокомпрессора для его смазки, также масло через тройник 12 поступает в гидроцилиндр 13 тормозного устройства, перемещая поршень гидроцилиндра, который, взаимодействуя через подпружиненный рычаг 14, поворачивает поворотную заслонку 11, открывая ее. Во время работы двигателя на различных режимах гидроаккумулятор 1 снижает пульсацию давления в системе смазки турбокомпрессора и осуществляет дополнительную подачу масла к подшипнику 10 турбокомпрессора при недостаточном давлении в главной масляной магистрали 4, а при остановке (аварийной) либо при внезапной (под нагрузкой) остановке ДВС, когда штатный масляный насос прекращает свою работу, давление в главной масляной магистрали резко падает до нуля, обратный клапан 3 закрывается и масло, находящееся в гидроаккумуляторе 1, под давлением под воздействием пружины 5 на поршень 6 гидроаккумулятора поступает через тройник 7, выходной патрубок 8, напорный трубопровод 9 к подшипнику 10 турбокомпрессора, продолжая его смазку и охлаждение при неработающем двигателе. Одновременно с рассмотренным выше процессом поршень гидроцилиндра 13 тормозного устройства при отсутствии давления в главной масляной магистрали под воздействием подпружиненного рычага 14 перемещается в исходное положение и поворачивает заслонку 11, которая перекрывает воздушный патрубок ДВС, соединяющий турбокомпрессор и всасывающий патрубок коллектора ДВС. Нагнетаемый воздух, отражаясь от поворотной заслонки, сжимается, возникает противодавление, воздействующее на рабочее колесо компрессора, что приводит к его торможению и сокращению времени выбега ротора турбокомпрессора. Сжатый воздух останавливает ротор турбокомпрессора и, расширяясь, двигается по впускному каналу воздушного фильтра 15 и, проходя через фильтр 15, производит его продувку (очистку). Таким образом, при каждой остановке двигателя производится дополнительно к основному эффекту очистка воздушного фильтра 15 воздухоочистителя турбокомпрессора, увеличивающая его срок службы.

Использование предлагаемой системы смазки турбокомпрессора позволяет повысить ее надежность и срок службы турбокомпрессора.

Похожие патенты RU2518309C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Плаксин Алексей Михайлович
RU2592091C2
СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Плаксин Алексей Михайлович
RU2592092C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Плаксин Алексей Михайлович
RU2592090C1
Система турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Плаксин Алексей Михайлович
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2793640C1
Автономная система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания 2023
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Шепелёв Сергей Дмитриевич
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2815749C1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Галиев Ильгиз Гакифович
  • Галимов Айнур Робертович
RU2698995C1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания с турбокомпрессором 1985
  • Богодяж Иван Петрович
SU1312197A1
ГИДРООБЪЕМНАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТА СУЛТАНОВА А.З. (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Султанов А.З.
RU2142374C1
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ НАДДУВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1992
  • Никитин Евгений Александрович
  • Юз Лев Давидович
  • Дехович Дмитрий Александрович
  • Подлиповский Юрий Павлович
  • Мадонов Игорь Владимирович
  • Калугин Михаил Евгеньевич
RU2029123C1
Двигатель внутреннего сгорания 1980
  • Винокуров Василий Иванович
  • Винокуров Владислав Васильевич
SU918466A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 518 309 C1

Реферат патента 2014 года СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к системам смазки машин и двигателей, в частности к системам смазки под давлением, и предназначена для смазки подшипника турбокомпрессора дизельных двигателей внутреннего сгорания. Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания содержит главную масляную магистраль, напорный трубопровод, связывающий магистраль с подшипником турбокомпрессора, гидроаккумулятор с подпружиненным поршнем, подключенный входным патрубком через тройники и обратный трубопровод к главной масляной магистрали, а через тройник выходным патрубком с напорным трубопроводом, между турбокомпрессором и двигателем внутреннего сгорания в воздушном патрубке, соединяющем турбокомпрессор и всасывающий патрубок двигателя внутреннего сгорания, дополнительно установлено тормозное устройство с поворотной заслонкой, привод которого осуществляется от главной масляной магистрали с помощью гидроцилиндра и подпружиненного рычага. Изобретение обеспечивает повышение эксплуатационной надежности турбокомпрессора и увеличение его срока службы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 518 309 C1

1. Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержащая главную масляную магистраль, напорный трубопровод, связывающий масляную магистраль с подшипником турбокомпрессора, гидроаккумулятор, соединенный через обратный клапан с главной масляной магистралью, отличающаяся тем, что гидроаккумулятор выполнен с подпружиненным поршнем и соединен входным патрубком через тройники и обратный клапан с главной масляной магистралью, а через тройник выходным патрубком - с напорным трубопроводом, между турбокомпрессором и двигателем внутреннего сгорания в воздушном патрубке, соединяющем турбокомпрессор и всасывающий патрубок двигателя внутреннего сгорания, дополнительно установлено тормозное устройство с перекрывающим всасывающий воздушный патрубок элементом, привод которого осуществляется от главной масляной магистрали с помощью гидроцилиндра и подпружиненного рычага.

2. Система смазки турбокомпрессора по п.1, отличающаяся тем, что в качестве перекрывающего воздушный патрубок элемента тормозного устройства использована поворотная заслонка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2518309C1

Система смазки двигателя внутреннего сгорания с турбокомпрессором 1985
  • Богодяж Иван Петрович
SU1312197A1
Прибор для измерения рыб 1944
  • Амосов В.А.
SU69159A2
Ограничитель холостого хода электродвигателей металлорежущих станков 1950
  • Помазуновский П.Я.
SU93462A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА 2017
  • Каримов Айрат Азатович
  • Давлетшин Марат Рашитович
  • Файрузов Данис Хасанович
  • Хабибуллин Азамат Мансурович
  • Никифоров Николай Николаевич
  • Губайдуллин Ринат Фанисович
  • Алябьев Андрей Степанович
  • Спащенко Артем Юрьевич
  • Александрова Кристина Викторовна
RU2646225C1
US 4199950 A, 29.04.1980
US 3835903 A1, 17.09.1974

RU 2 518 309 C1

Авторы

Плаксин Алексей Михайлович

Бурцев Александр Юрьевич

Даты

2014-06-10Публикация

2013-03-25Подача