АВТОМОБИЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Российский патент 2014 года по МПК B60K17/08 F16H57/23 

Описание патента на изобретение RU2520612C2

Область техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобильным синхронизированным коробкам передач.

Уровень техники

Наибольшее распространение на грузовых автомобилях и автобусах получили ступенчатые механические трехвальные коробки передач с шестернями постоянного зацепления и ручным управлением. Эти коробки передач отличаются относительной простотой конструкции и малой стоимостью изготовления. Известна коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 (Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки [Текст] / Под ред. A.M.Кригера. - М.: Машиностроение, 1973. - С.37-38). Устройство коробки передач показано на рис.6 и 7 (Там же. С.38, 41). Она представляет собой соосный редуктор и содержит картер, первичный вал с зубчатым венцом, сопряженным с зубчатым колесом постоянного зацепления промежуточного вала. На нем напрессованы шестерни постоянного зацепления, сопряженные с зубчатыми колесами вторичного вала. Переключение передач переднего хода, кроме первой, осуществляется инерционными пальчиковыми синхронизаторами. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется подвижной шестерней.

Широкий ряд моделей коробок передач семейства КП-130 (прототип) длительно применяется для комплектации среднетоннажных автомобилей ЗИЛ, МАЗ и автобусов ПАЗ. Однако повышение мощности двигателей автомобилей и экологических требований к ним связано с увеличением входного крутящего момента и необходимостью повышения прочности и усталостной выносливости коробок передач для указанного класса автомобилей.

Сущность изобретения

Задача - повышение входного крутящего момента и ресурса при условии сохранения взаимозаменяемости по габаритно-присоединительным размерам с прототипом - коробкой передач автомобиля ЗИЛ-130.

Технический результат достигается путем применения конструкции зубчатых передач с повышенной контактной выносливостью и выносливостью при изгибе.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где даны (главные виды): фиг.1 - зубчатая передача в исходном положении; фиг.2 - зубчатая передача после двух оборотов шестерни; фиг.3 - коробка передач с инерционными синхронизаторами.

Возможность осуществления изобретения. В результате проектирования, испытаний и доводки установлено, что для решения поставленной задачи необходимо увеличить прочность и выносливость зубчатых передач.

Контактная выносливость. Расчет цикличности зацепления зубчатой передачи. При вращательном движении зубчатых колес происходит приработка зубьев по контактным поверхностям. Если передаточное число равно единице, то зубья шестерни (Согласно ГОСТ 16530-83 (Общие термины, определения и обозначения; п.2.2.4) шестерней называется зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев) и ведомого колеса вступают в зацепление повторно при каждом обороте шестерни. При передаточном числе, равным двум, повторное зацепление наступит через два оборота шестерни. Эта конструктивная особенность может способствовать развитию несовершенств поверхностного слоя, качество которого влияет на контактную выносливость зубьев и в конечном счете на эксплуатационные свойства коробки передач.

Многообразие возникающих в контактном слое изменений приводит к различным видам износа. Механизм разрушения поверхностного слоя различен (Трение, изнашивание и смазка: справ.: в 2-х кн. [Текст] / Под ред. И.В.Крагельского, В.В.Алисина. - М.: Машиностроение, 1978. - Кн. 1. - С.84-96). По общепринятой классификации зубчатая передача по условиям изнашивания относится к четвертой группе сопряжения с высшими парами. Для этой группы условия изнашивания не постоянны для всех точек тел (зубьев) и имеют большие возможности для неравномерного износа рабочих поверхностей (Там же. С.100-102). Инженерная практика показывает, что эффективность приработки повышается при увеличении числа оборотов шестерни до возврата сопряженных зубьев передачи в исходное положение. Кроме того, при этом уменьшается число циклов нагружения зубьев при одинаковых условиях в зонах контактного взаимодействия.

Как известно, передаточным числом зубчатой передачи и называется отношение числа зубьев колеса z2 к числу зубьев шестерни z1, то есть u=z2/z1. При таком стандартном определении передаточное число и является целым или дробным числом с целой частью. При вращении шестерни на ближайшее к передаточному числу целое число оборотов n° ее зубья вернуться в исходное положение, а парная впадина зубчатого колеса дополнительно повернется на некоторое количество зубьев Δz, которое представляет собой окружное смещение исходных зубьев передачи за число оборотов шестерни n° (окружное смещение передачи)

Δz=z2-n°z1

Отрицательное значение (Δz<0) указывает на недостающее количество шагов колеса до кратного числа оборотов шестерни, положительное (Δz>0) - на избыточное количество шагов.

Пример. Зубчатые колеса ускоряющей передачи имеют число зубьев шестерни z1=21 и колеса z2=43 (фиг.1). Тогда при двух оборотах шестерни n°-2 окружное смещение передачи Δz=43-2·21=1, т.е. исходная впадина колеса не дойдет на один шаг до исходного положения зуба шестерни (фиг.2). После повторного поворота шестерни на число n=2 исходная впадина колеса не дойдет суммарно на два шага окружного смещения передачи Δz и так далее. Возврат зубьев колеса и шестерни в исходное положение (фиг.1) будет происходить циклически через n1 оборотов шестерни.

В общем случае цикл периодического зацепления передачи есть число оборотов шестерни n1 до возврата сопряженных зубьев передачи в исходное положение и определяется соотношением:

n 1 = n k z 2 / | Δ z | при Δz≠0,

где n° - ближайшее к передаточному числу целое число оборотов шестерни

k - наименьший целочисленный множитель, при котором k z 2 / | Δ z | есть целое число;

z2 - число зубьев колеса;

| Δ z | - модуль величины окружного смещения исходных зубьев передачи за число оборотов шестерни n°

Δz=z2-n°z1;

z1 - число зубьев шестерни.

Пример (продолжение). Исходные зуб шестерни и впадина колеса повторно совпадут (фиг.1) при числе оборотов шестерни n1=2·1·43/1 и далее с циклом периодического зацепления передачи n1=86 оборотов шестерни вторичного вала.

Кинематические параметры у шестерни и колеса одинаковые, поэтому длины окружностей можно определить через произведение модуля, числа зубьев и оборотов: шестерни πmz1 n1 и колеса πmz2 n2. Из условия зацепления без скольжения имеет место равенство

πmz1n1=πmz2n2

Тогда число оборотов колеса

n2=z1n1/z2

При этом число оборотов должно быть целым (в рассмотренном примере n2=42).

Указанные признаки позволяют без изменения внутреннего объема картера при габаритно-присоединительных размерах прототипа выполнить следующие конструктивные основные улучшения: оптимизировать ряд передаточных чисел, увеличить ширину венцов зубчатых колес, модуль зубьев, радиус кривизны переходной поверхности со стандартным исходным контуром. При этом конструкция всех зубчатых передач выполнена равнопрочной по контактной и изгибной выносливости. Кроме того, повышен коэффициент полезного действия коробки передач и снижена рабочая температура масла до 80°С путем установки зубчатых колес вторичного вала (постоянного зацепления) на роликовых игольчатых подшипниках 12 и применения четырехточечных подшипников 11 в качестве опор первичного 2 и вторичного 10 валов (фиг.3). Промежуточный вал 7 установлен на конических пошипниках 8 с возможностью регулировки зазоров нажимной упорной гайкой 9.

Конструктивные улучшения позволили увеличить входной крутящий момент с 410 до 560 Н·м, а ресурс с 350000 до 600000 км.

Указанные существенные признаки применены в пятиступенчатой коробке передач (фиг.3), включающей: картер 1, первичный вал 2 с зубчатым венцом, сопряженным с зубчатым колесом 3 привода промежуточного вала 7 с напрессованными на нем зубчатым колесом 4 (z2=43) ускоряющей передачи, блоком шестерен 5 и шестерней 6, сопряженными с зубчатыми колесами 13, 15, 16, 18 и шестерней ускоряющей пятой передачи 19 (z1=21) вторичного вала 10. Переключение передач переднего хода осуществляется с помощью инерционных синхронизаторов 14, 17 и 20. Включение заднего хода выполняется синхронизатором 14.

Передача вращения от первичного вала 2 к вторичному валу 10 с возможностью изменения передаточных чисел осуществляется следующим образом. От зубчатого венца первичного вала вращение передается на сопряженное зубчатое колесо 3 привода промежуточного вала 7 с напрессованными на нем зубчатым колесом 4, блоком шестерен 5 и шестерней 6. От зубчатого венца промежуточного вала 7 вращение передается на колеса первой передачи 13 и заднего хода 15 (через непоказанную промежуточную шестерню), от шестерни второй передачи 6 к колесу 16, от блока шестерен 5 к колесу третьей передачи 18, от колеса пятой ускоряющей передачи 4 к шестерне 19. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется синхронизатором 14; второй и третьей, четвертой и пятой путем последовательного переключения синхронизаторов 17 и 20 соответственно.

Возможность промышленной применимости

По данному решению изготовлена опытная партия коробок передач и проведены испытания.

Похожие патенты RU2520612C2

название год авторы номер документа
Устройство для регулировки выжимных подшипников 2021
  • Юрченко Николай Николаевич
RU2776631C1
УСТРОЙСТВО БЕССТУПЕНЧАТОГО ВАРИАТОРА С ПРИВОДОМ ВЕДУЩЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ И ИЗМЕНЯЕМУЮ ТОЧКУ ПРИЛОЖЕНИЯ ВНЕШНИХ СИЛ ВРАЩЕНИЯ 2013
  • Фролов Михаил Петрович
RU2578797C2
СООСНЫЙ РЕДУКТОР 2013
  • Денисов Юрий Геннадьевич
  • Сызранцев Владимир Николаевич
  • Вибе Вячеслав Петрович
RU2529943C1
ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ КОРРИГИРОВАННАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 1991
  • Ковтушенко А.А.
  • Лагутин С.А.
  • Мунтян В.В.
RU2025614C1
Соосная многоступенчатая коробка передач И.И.Лифшица для транспортного средства 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1133128A1
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Шпади А.Л.
  • Калюжин А.Н.
  • Тимофеев В.Ф.
  • Лобанов Д.Д.
RU2169867C2
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАРИАТОРА 1991
  • Корнилов С.Н.
RU2022182C1
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С ГОЛОНОМНЫМ ВАРИАТОРОМ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Коротков Эдуард Константинович
RU2011555C1
КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2577927C1
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Хрусталев Евгений Николаевич
RU2735434C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 520 612 C2

Реферат патента 2014 года АВТОМОБИЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к автомобильным синхронизированным коробкам передач. Автомобильная коробка передач содержит картер, первичный вал с зубчатым венцом, сопряженным с зубчатым колесом привода промежуточного вала с напрессованными на нем шестернями, сопряженными с зубчатыми колесами вторичного вала. Цикл периодического зацепления каждой передачи в виде до возврата сопряженных зубьев передачи в исходное положение определяется соотношением:

n 1 = n k z 2 / | Δ z | при Δz≠0,

Где: n1- число оборотов шестерни;

n° - ближайшее к передаточному числу целое число оборотов шестерни;

k - наименьший целочисленный множитель, при котором

k z 2 / | Δ z |

есть целое число;

z2 - число зубьев колеса;

| Δ z | - модуль величины окружного смещения исходных зубьев передачи за число оборотов шестерни n°;

Δz=z2-n°z1;

z1 - число зубьев шестерни

Достигается повышение контактной выносливости зубьев и ресурса. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 520 612 C2

1. Автомобильная коробка передач с диапазоном входного крутящего момента от 410 до 560 Н·м, содержащая картер, первичный вал с зубчатым венцом, сопряженным с зубчатым колесом привода промежуточного вала с напрессованными на нем шестернями, сопряженными с зубчатыми колесами вторичного вала с возможностью изменения передаточных чисел с помощью инерционных синхронизаторов, отличающаяся тем, что цикл периодического зацепления каждой передачи в виде числа оборотов шестерни n1 до возврата сопряженных зубьев передачи в исходное положение определяется соотношением:
n 1 = n k z 2 / | Δ z | при Δz≠0,
где n° - ближайшее к передаточному числу целое число оборотов шестерни;
k - наименьший целочисленный множитель, при котором k z 2 / | Δ z | есть целое число;
z2 - число зубьев колеса;
| Δ z | - модуль величины окружного смещения исходных зубьев передачи за число оборотов шестерни n°
Δz=z2-n°z1;
z1 - число зубьев шестерни
и для ускоряющей передачи цикл n1≥86 оборотов шестерни вторичного вала.

2. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что все зубчатые колеса вторичного вала - постоянного зацепления и установлены на роликовые игольчатые подшипники.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2520612C2

Под ред
Кригера А.М
Реверсивный дисковый культиватор для тросовой тяги 1923
  • Куниц С.С.
SU130A1
Практика проектирований, испытания и доводки
М
Машиностроение, 1973, с
Пишущая машина 1922
  • Блок-Блох Г.К.
SU37A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Амбразевич Петр Викторович
  • Кругленя Андрей Николаевич
RU2319623C1
JP 59140127 A, 11.08.1984

RU 2 520 612 C2

Авторы

Бабурченков Михаил Фёдорович

Божков Михаил Иванович

Бондарев Олег Петрович

Новиков Владимир Александрович

Степанов Александр Васильевич

Шаламов Эдуард Александрович

Даты

2014-06-27Публикация

2012-07-17Подача