АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА Российский патент 2014 года по МПК C10M169/00 C10M125/04 C01G23/00 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2524267C1

Изобретение относится к антифрикционным полимерным смазкам и может быть использовано в машиностроении и на транспорте, где требуется создание на поверхности металлов узлов трения защитных антифрикционных пленок, в частности для тяжелонагруженных узлов трения.

Известна смазка для тяжелонагруженных узлов трения железнодорожного транспорта с линейными контактами (колесо-рельс, зубчатые передачи редукторов и т.д.), содержащая в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 4,0-20,0; дисульфид молибдена - 0,1-0,9; продукт нитрованного масла АКОР - 1-1,0; дифениламин - 1,0, противозадирная присадка ИХП-14М 1,0-5,0 и минеральное - до 100 (патент РФ №2102442, МПК: C10M 169/04, опубл. 20.01 1998 г.) - аналог.

Недостатком известного решения является низкая эффективность смазки, так как основным компонентом, определяющим нагрузочную способность узлов трения и, следовательно, эффективность смазки, является дисульфид молибдена недостаточное содержание которого приводит к прогрессирующему износу рабочих поверхностей, например, колесных пар подвижного состава, рельсов, частой замене деталей и сокращению ресурса тяжелонагруженных поверхностей трения, особенно при присутствии воды.

Известна смазка для тяжелонагруженных узлов трения содержащая литиевое мыло стеариновой кислоты и нефтяное масло, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит металлоплакирующую присадку «Валена» при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 4,0-10,0; металлоплакирующая присадка «Валена» - 2,0-4,0; нефтяное масло - остальное (патент РФ №2338777, МПК: C10M 169/04, опубл. 20.11. 2008 г.) - прототип.

Недостатками известного решения являются низкие трибологические свойства смазки, такие как критическая нагрузка, нагрузка сваривания, диаметр пятна износа и т.д., а также высокая смываемость смазки с поверхностей трения водой.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание смазочного материала, обеспечивающего эффективную защиту от износа тяжелонагруженных открытых пар трения, в том числе и для железнодорожной техники, работающих в условиях высоких контактных нагрузок и обладающего высокой стойкостью к воздействию атмосферных осадков.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение трибологических свойств смазки, таких как критическая нагрузка, нагрузка сваривания, диаметр пятна износа и т.д., а также снижение степени смываемости смазки водой с поверхностей трения.

Указанный технический результат достигается тем, что антифрикционная смазка для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла содержит дополнительно полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0

полиэтиленовый воск 1,0-7,0

суспензия титаната калия 1,0-15,0

минеральное масло - остальное до 100%,

причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%):

порошок титаната калия 60,1-70,0

минеральное масло - остальное до 100%.

Как известно, смазочные материалы и покрытия широко используются в различных отраслях техники, включая подшипники качения и скольжения, шарико-винтовые передачи летательных аппаратов, зубчатые и винтовые передачи различного типа, узлы трения и шарнирные соединения любых типов транспортных средств (в том числе тяжелонагруженных) и инженерной техники, включая двигатели внутреннего сгорания, и т.д. Среди требований, предъявляемых к антифрикционным пластичным смазкам, используемым в открытых узлах трения механизмов, и прежде всего к смазкам для системы колесо-рельс, особое значение имеет эффективность смазки, сочетающая как высокие противоизносные и противозадирные свойства, так и способность смазки удерживаться на контактирующих поверхностях, сохраняя смазочную пленку в условиях повышенной влажности, в том числе при прямом воздействии атмосферных осадков. Указанное выше достигается за счет введения в состав смазочных материалов различных функциональных добавок. Компонентный состав заявляемой антифрикционной смазки позволяет расширить диапазон ее применения и стабилизировать режимы работы антифрикционной смазки путем взаимодействия компонентов смазки между собой, что приводит к образованию такой структуры, которая при взаимодействии деталей в узлах трения повышает износостойкость узлов за счет высоких трибологических характеристик, обеспечивает ускоренное формирование антифрикционных пленок и повышенную стойкость смазки к смыванию водой с деталей узлов трения.

Достижение технического результата при использовании заявляемой смазки обеспечивается использованием всех приведенных в независимом пункте формулы изобретения в заявленном процентном соотношении компонентов.

При содержании литиевого мыла стеариновой кислоты в смазке менее 4,0% смазка стекает с поверхностей трения и не образует необходимой антифрикционной пленки, препятствующей задиру и повышенному износу контактирующих поверхностей. При содержании литиевого мыла стеариновой кислоты в смазке более 12% при пониженной температуре окружающей среды существенно затрудняется подача смазки в зону контакта, что также приводит к повышенному износу и задиру поверхностей трения.

Содержание в заявляемой смазке полиэтиленового воска в количестве от 1 до 7% практически не влияет на ее трибологические свойства, но существенно улучшает стойкость к воздействию атмосферных осадков (смываемость) при содержании полиэтиленового воска в заявленном интервале значений. Дальнейшее увеличение содержания полиэтиленового воска более 7% приводит к ухудшению трибологических свойств заявляемой смазки и, кроме того, вязкость, эффективная при увеличении содержания полиэтиленового воска в смазке более 7%, превышает пороговое значение, при котором подача смазки становится невозможной. Если содержание полиэтиленового воска в заявляемой смазке менее 1%, то эффект от его использования в смазке практически отсутствует.

Приготовление суспензии титаната калия осуществляют из следующих компонентов (мас.%): порошок титаната калия в количестве 60,1%-75,0%, остальное - минеральное масло. Такое соотношение компонентов обусловлено целесообразностью получения суспензии титаната калия требуемой концентрации и густоты для ее дальнейшего использования в заявляемой смазке.

При приготовлении заявляемой смазки в нее добавляют ранее приготовленную суспензию титаната калия в количестве (мас.%): 1,0%-15,0%, при которых наблюдается улучшение (повышение значений) трибологических свойств смазки; повышается (достигает значения более 25%) стойкость к воздействию атмосферных осадков (смываемость), что повышает долговечность смазки; вязкость эффективная, при содержании титаната калия в заявляемом диапазоне возрастает, но не достигает пороговых значений (300 Па.с), что характеризует возможность подачи смазки в зону трения при отрицательной температуре окружающей среды.

Если концентрация суспензии титаната калия (и соответственно самого порошка титаната калия) в заявляемой смазке больше 15%, трибологические свойства смазки ухудшаются, стойкость смазки к смыванию водой не повышается.

Если добавить в заявляемую смазку менее 1,0% суспензии титаната калия, то это практически не оказывает влияния на свойства смазки.

Изготовление смазки осуществляют известным способом, при котором изготавливают суспензию литиевого мыла стеариновой кислоты в минеральном масле, нагревают последнюю до 205°C и добавляют в нее минеральное масло потом, охлаждают суспензию литиевого мыла до температуры 160°C и вводят в нее полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при заявляемом соотношении компонентов, охлаждают реакционную смесь и гомогенизируют.

Для изготовления пластичной смазки в соответствии с изобретением могут быть использованы товарные продукты: стеариновая кислота (стеарин технический по ГОСТ 6484-64), гидрат окиси лития (ГОСТ 15171-78), любое минеральное масло с температурой застывания ниже -30°C, например масло веретенное АУ (ТУ 38.101.5.86-75), масло индустриальное и 50A (ГОСТ 20769-75), масло трансмиссионное (ТУ 38.40245-90) и т.д. В качестве полиэтиленового воска возможно использование, например, ПВ 200, ПВ-300, НП 25, НП 200, НП 300, НП 500 и других, которые повышают стойкость смазки к смыванию водой, а для приготовления суспензии титаната калия используют, например, известный порошок титаната калия.

Так как использование и свойства литиевого мыла стеариновой кислоты и минеральных масел на свойства антифрикционных смазок уже хорошо изучены, заявителем проведены исследования, характеризующие эффективность заявляемой смазки при введении в нее наряду с литиевым мылом стеариновой кислоты и минеральными маслами дополнительно:

- только титаната калия (ТК);

- только полиэтиленового воска (ПВ);

- суммарно титаната калия и полиэтиленового воска (ТК+ПВ), причем массовое содержание вводимым веществ одинаково и при введении отдельных веществ и при введении обоих веществ (их сумма).

Результаты приведены в таблицах 1-4, где в таблице 1 приведены данные о влиянии на свойства смазки только суспензии титаната калия, в таблице 2 - влияние на свойства смазки только полиэтиленового воска, в таблице 3 - свойства смазки при введении совместно полиэтиленового воска и титаната калия, а в таблице 4 - результаты сравнительных испытаний прототипа с заявляемой смазкой.

Таблица 1. Влияние суспензии титаната калия (ТК) на свойства смазки Наименование показателей Содержание суспензии ТК в смазке, % 0 1 3 8 14 20 Трибологические свойства на ЧШМ трения: - критическая нагрузка, Н 490 617 695 823 980 823 - нагрузка сваривания, Н 1098 1234 1568 1960 2195 1744 - диаметр пятна износа, мм 0,66 0,66 0,59 0,46 0,42 0,56 Смываемость, % оставшейся смазки 2,5 3,1 4,3 5,0 6,4 7,0 Вязкость эффективная при -30°C и Д=10 с-1, Па·с 78 82 89 96 106 124 Таблица 2. Влияние воска полиэтиленового (ПЭВ) на свойства смазки Наименование показателей Содержание ПЭВ в смазке, % 0 1 3 5 6 Трибологические свойства на ЧШМ трения: - критическая нагрузка, Н 490 617 656 656 617 - нагрузка сваривания, Н 1098 1234 1303 1303 1303 - диаметр пятна износа, мм 0,66 0,62 0,58 0,58 0,69 Смываемость, % оставшейся смазки 2,5 20,3 31,0 43,2 45,8 Вязкость эффективная при -30°C и Д=10 с-1, Па·с 78 112 162 178 326

Таблица 3. Влияние ТК и ВП при их совместном введении на свойства смазки Наименование показателей Содержание наполнителей: 0 ТК-14% ТК-14% ВП-3% ВП-5% Трибологические свойства на ЧШМ трения: - критическая нагрузка, Н 490 1381 1381 - нагрузка сваривания, Н 1098 2195 2195 - диаметр пятна износа, мм 0,66 0,43 0,44 Смываемость, % оставшейся смазки 2,5 30,6 34,2 Вязкость эффективная при -30°C и Д=10 с-1, Па·с 78 134 151 Таблица 4. Результаты сравнительных испытаний прототипа с заявляемой смазкой Наименование показателей смазка по патенту №2338777 C1 Заявляемая смазка Трибологические свойства на ЧШМ трения: - критическая нагрузка, Н 519 1381 - нагрузка сваривания, Н 1235 2195 - диаметр пятна износа, мм 0,61 0,44 Смываемость, % оставшейся смазки 24,0 34,2 Вязкость эффективная при -30C и Д=10 с-1, Па.с 109 151

Похожие патенты RU2524267C1

название год авторы номер документа
ТРИБОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ 2022
  • Новиков Роберт Ипполитович
  • Саврай Роман Анатольевич
  • Павлышко Сергей Венедиктович
  • Чупшев Артем Евгеньевич
RU2785844C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 2005
  • Прокопьев Игорь Алексеевич
  • Чулков Игорь Павлович
  • Саяпин Олег Александрович
  • Викторова Юлия Соломоновна
  • Лобова Тамара Александровна
RU2291893C1
ШУМОПОДАВЛЯЮЩАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2021
  • Гейфман Григорий Владимирович
  • Гороховский Александр Владиленович
RU2755089C1
МОРОЗОСТОЙКАЯ ПОЛУЖИДКАЯ СМАЗКА 2020
  • Матина Ольга Сергеевна
  • Глядяев Дмитрий Юрьевич
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Чулков Игорь Павлович
  • Реморов Борис Сергеевич
  • Фёдоров Игорь Евгеньевич
  • Евдокимов Игорь Анатольевич
  • Быков Сергей Александрович
RU2748988C1
ПОРОШОК ТИТАНАТА КАЛИЯ И СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ЕГО ОСНОВЕ 2012
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Азаров Александр Сергеевич
  • Палагин Анатолий Иванович
  • Третьяченко Елена Васильевна
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Сафонов Константин Валентинович
RU2493104C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Савинков Сергей Алексеевич
  • Никитин Андрей Валентинович
  • Федоров Игорь Евгеньевич
  • Евдокимов Игорь Анатольевич
RU2555710C1
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения скольжения с улучшенными трибологическими характеристиками 2017
  • Евстафьев Алексей Юрьевич
  • Ермакова Ольга Вячеславовна
  • Колыбельский Дмитрий Сергеевич
  • Порфирьев Ярослав Владимирович
RU2663843C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2014
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Третьяченко Елена Васильевна
  • Гоффман Владимир Георгиевич
  • Юрков Глеб Юрьевич
  • Бузник Вячеслав Михайлович
  • Кирюхин Дмитрий Павлович
RU2556111C1
Смазка многоцелевая пластичная антифрикционная 2016
  • Верета Кирилл Владимирович
  • Дыкин Александр Сергеевич
  • Кочерга Татьяна Александровна
  • Гетманец Ольга Николаевна
  • Черникова Нина Александровна
RU2630305C2
РАБОЧЕ-КОНСЕРВАЦИОННАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ 2007
  • Антонов Дмитрий Николаевич
  • Чулков Игорь Павлович
  • Саяпин Олег Александрович
  • Викторова Юлия Соломоновна
RU2345126C1

Реферат патента 2014 года АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА

Настоящее изобретение относится к антифрикционной смазке для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, при этом она дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0; полиэтиленовый воск 1,0-7,0; суспензия титаната калия 1,0-15,0; минеральное масло - остальное до 100%, причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%): порошок титаната калия 60,1-70,0, минеральное масло - остальное до 100%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение трибологических свойств смазки, таких как критическая нагрузка, нагрузка сваривания, диаметр пятна износа, а также снижение степени смываемости смазки водой с поверхностей трения. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 524 267 C1

Антифрикционная смазка для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, отличающаяся тем, что дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%:
литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0 полиэтиленовый воск 1,0-7,0 суспензия титаната калия 1,0-15,0 минеральное масло остальное до 100%,


причем суспензия титаната калия имеет следующий состав, мас.%:
порошок титаната калия 60,1-70,0 минеральное масло остальное до 100%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2524267C1

АНТИФРИКЦИОННАЯ СУСПЕНЗИЯ 2009
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Палагин Анатолий Иванович
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Азаров Александр Сергеевич
RU2412980C1
СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2007
  • Бабель Валентина Григорьевна
  • Гаркунов Дмитрий Николаевич
  • Лаптева Валерия Григорьевна
RU2338777C1
Способ приготовления мыла 1923
  • Петров Г.С.
  • Таланцев З.М.
SU2004A1
АЛЮМООКСИДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЛЮМООКСИДНОЙ КЕРАМИКИ 1994
  • Масахиде Мохри
  • Норио Мацуда
  • Синитиро Танака
  • Йосио Утида
RU2138461C1
ПОРОШОК ТИТАНАТА КАЛИЯ 2009
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Палагин Анатолий Иванович
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Азаров Александр Сергеевич
  • Третьяченко Елена Васильевна
RU2420459C1

RU 2 524 267 C1

Авторы

Нестеров Александр Викторович

Горякина Ольга Валентиновна

Рябцева Елена Викторовна

Сухов Алексей Владимирович

Косарев Александр Борисович

Гороховский Александр Владиленович

Абдиев Олег Раджабович

Мазов Илья Николаевич

Даты

2014-07-27Публикация

2013-04-25Подача