СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ Российский патент 2014 года по МПК F16H61/26 B60K20/00 

Описание патента на изобретение RU2527415C1

Система автоматизированного переключения передач в механической ступенчатой коробке передач относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач.

Известны также системы автоматизированного переключения передач, содержащие как пневматические цилиндры переключения передач, так и пневматические цилиндры выбора передач. В цилиндрах установлены оси-штоки, как исполнительные механизмы соответственно переключения и выбора передач, причем на концах оси-штока переключения передач также закреплены поршни. Соосно по внутреннему диаметру цилиндров на поршнях установлены поршни большего типоразмера. На оси-штоке переключения передач между поршнями установлен рычаг переключения передач, который имеет возможность поворота на необходимый угол на оси-штоке переключения передач (Пат. 2241610 РФ. Механизм автоматизированного переключения передач в механической коробке передач / P.M. Фадеев, 2004 г.).

Кроме того, известен исполнительный механизм коробки передач (заявка №2010132692 РФ. Исполнительный механизм коробки передач / М. Хойрих, Р. Хельшер, X. Кельпе и др., 2012 г.), состоящий из привода выбора передачи и привода переключения передач, содержащих в своей конструкции либо пневматический цилиндр, либо гидравлический цилиндр, оснащенные комплектами клапанных переключений.

Системы оснащены электронными блоками управления, электрически связанными с электродвигателями постоянного тока и датчиками частоты вращения входного и выходного валов коробки передач и с пневмо- или гидроцилиндрами.

Известны системы автоматизированного переключения передач в механической ступенчатой коробке передач, содержащие электродвигатель постоянного тока, закрепленный на корпусе коробки передач, средство выбора и средство включения передач, выполненного в виде пневмоцилиндра, закрепленного на хвостовике вала переключения передач и содержащего зубчатую передачу между рейкой и зубчатым сектором, причем электродвигатель соединен с пневмоцилиндром с возможностью возвратно-поступательного перемещения последнего (Пат. 2348544 РФ. Привод переключения передач в механической ступенчатой коробке передач / Ф.Н. Хабиев, 2009 г.).

Основным недостатком упомянутых систем автоматизированного переключения механической ступенчатой коробки передач является наличие пневмоцилиндров в приводе, что увеличивает время срабатывания механизма, и таким образом является недостатком, снижающим быстродействие переключения трансмиссии с одной передачи на другую. Таким же недостатком обладают и системы автоматизированного переключения механической ступенчатой коробки передач, в приводе которых имеются гидроцилиндры (Пат. 2266210 РФ. Механизм переключения передач механической коробки передач колесного экскаватора / А.В. Митькин, И.И. Пермяков, 2005 г.).

Задачей предлагаемого технического решения является повышение быстродействия и упрощение конструкции механизма переключения передач, что способствует повышению надежности работы и производственной и эксплуатационной технологичности. (В качестве прототипа используется пат. 2348544 РФ).

Указанная задача решается тем, что система автоматизированного переключения передач в механической коробке, содержащая рычаги переключения передач, шарнирно установленные на оси, жестко закрепленной в корпусе коробки передач, электродвигатели постоянного тока, соединенные с механическими редукторами, оснащенными выдвижными штоками, вилки, установленные с возможностью воздействия на муфты синхронизаторов, размещенных с возможностью сцепления с синхронизируемыми шестернями коробки передач, электронный блок управления, электрически связанный с электродвигателями постоянного тока и датчиками частоты вращения входного и выходного валов коробки передач, дополнительно оснащена датчиками положения выдвижных штоков, электрически связанными с электронным блоком управления, а электродвигатели постоянного тока жестко соединены с механическими редукторами, шарнирно установленными на корпусе коробки передач, и с помощью выдвижных штоков шарнирно сочленены с рычагами переключения передач, контактирующими с планками, имеющими возможность возвратно-поступательного перемещения и оснащенными продольными пазами, через которые с помощью пальцев они подвижно связаны с корпусом и шарнирно сочленены с вилками, установленными в корпусе коробки передач поворотно, причем число электродвигателей постоянного тока соответствует числу муфт синхронизатора.

Функция выбора передачи осуществляется с помощью электронного блока управления посредством выбора того или иного электродвигателя постоянного тока и направления его вращения, что позволяет обходиться без специального механизма выбора передачи, характерного для аналогичных устройств.

На фиг.1 изображена кинематическая схема одного из нескольких одинаковых механизмов автоматизированного переключения передач механической ступенчатой коробки передач. Число таких одинаковых механизмов автоматизированного переключения передач соответствует числу муфт синхронизатора.

На фиг.2 изображена кинематическая схема механизма автоматизированного переключения передач в механической ступенчатой коробке передач с синхронизирующими и синхронизируемыми элементами коробки передач.

Электродвигатель 1 постоянного тока жестко установлен на корпусе механического редуктора 2, шарнирно соединенного с корпусом коробки передач и имеющего выдвижной шток 3, установленный с возможностью осевого перемещения, шарнирно сочлененный с рычагом 4 переключения передач, шарнирно связанным с планкой 5, имеющей продольный паз 6, через который при помощи пальца 7 она соединена с корпусом. Планка 5 подвижно сочленена с вилкой 8, поворотно установленной в корпусе с возможностью воздействия на муфту синхронизатора 9 (фиг.2), установленную с возможностью ее взаимодействия с синхронизируемой шестерней 10 и вторичным валом 11 коробки передач. Система автоматизированного переключения передач в механической коробке содержит также электронный блок управления, электрически связанный с электродвигателями постоянного тока, датчиками частоты вращения входного и выходного валов коробки передач и датчиками положения выдвижных штоков (на схеме не показано).

Переключение передач осуществляется следующим образом. Электродвигатель 1 постоянного тока по сигналу электронного блока управления (на схеме не показан) вращается в ту или иную сторону и через механический редуктор 2, преобразующий вращательное движение электродвигателя 1 постоянного тока в поступательное движение выдвижного штока 3, перемещает выдвижной шток 3, который поворачивает рычаг 4 переключения передач по или против часовой стрелки, перемещая планку 5 вправо или влево относительно пальца 7 и поворачивая вилку 8 вокруг ее шарнирной опоры. При помощи вилки 8 осуществляется перемещение муфты синхронизатора 9, соединяющей синхронизируемую шестерню 10 с вторичным валом 11 коробки передач. Переключение передач заканчивается по сигналу датчика положения выдвижного штока, когда последний займет необходимое заранее определенное положение.

Новизна предлагаемого технического решения состоит в том, что функция выбора передачи осуществляется с помощью электронного блока управления посредством выбора того или иного электродвигателя постоянного тока и направления его вращения, поскольку каждый рычаг переключения передачи приводится в движение от индивидуального электродвигателя постоянного тока через механический редуктор, имеющий выдвижной шток.

Существенные отличия состоят в том, что в отличие от аналогов не используются пневмо- или гидроцилиндры, а значит, и пневмо- или гидросистемы.

Ожидаемый эффект от применения предлагаемой системы может быть получен от упрощения ее конструкции, поскольку не требуется использования пневмо- или гидросистемы, что повышает надежность и производственную и эксплуатационную технологичность устройства, а также от повышения быстродействия, так как время срабатывания одного устройства (переключения передач) меньше времени последовательного срабатывания двух устройств (выбора передачи и ее последующего включения).

Похожие патенты RU2527415C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Маханьков О.А.
  • Бомбешко А.П.
  • Кравцов Ю.В.
  • Лебедев М.С.
  • Сычев Г.Д.
RU2013227C1
Способ управления коробкой передач и устройство для его осуществления 1991
  • Кравцов Юрий Владимирович
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Черванев Александр Дмитриевич
  • Гришкевич Аркадий Иванович
  • Руктешель Олег Степанович
SU1791174A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
  • Недялков А.П.
  • Кутенев В.Ф.
  • Ипатов А.А.
  • Гируцкий О.И.
  • Выборнов В.Г.
  • Зеленин Ю.Л.
  • Трикоз А.А.
  • Пашкина С.Р.
  • Орлова З.П.
  • Гапоян С.Д.
  • Сермягин В.А.
RU2253781C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1994
  • Джон Аллен Стиби
  • Тодд Уилльям Фриц
RU2116895C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Артемов Игорь Иосифович
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2437011C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2010
  • Гурьянов Александр Сергеевич
RU2453751C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бочкарев О.И.
  • Моисеев Н.Ю.
  • Горсеван Г.С.
  • Домнин В.Б.
  • Молодняков Н.А.
  • Хворостов А.В.
RU2259505C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2002
  • Норум Вигго Л.
  • Лейн Ларс
  • Хьюзеби Гейр
  • Хирт Гунтер
  • Бергер Райнхард
  • Бюндер Карстен
  • Серебренников Борис
  • Метцгер Йорг
  • Фишер Роберт
  • Поллак Буркхард
  • Анерт Герд
RU2278793C2
Устройство дистанционного переключения передач транспортного средства 1989
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
SU1699825A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ УСИЛИЕМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОСТЕЙ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 1994
  • Стивен Элтон Идилен[Us]
  • Саед Фаррук Хуссейн[Pk]
  • Чио-Чие Онг[Us]
RU2101199C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 527 415 C1

Реферат патента 2014 года СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к системам управления транспортными средствами. Система автоматизированного переключения в механической коробке передач состоит из ряда одинаковых устройств, равного числу муфт синхронизатора коробки передач, каждое из которых состоит из электродвигателя постоянного тока, жестко соединенного с механическим редуктором, шарнирно установленным на корпусе коробки передач и с помощью выдвижного штока шарнирно сочлененным с рычагом переключения передач, контактирующим с планкой, имеющей возможность возвратно-поступательного перемещения и оснащенной продольным пазом, через который с помощью пальца она подвижно связана с корпусом и шарнирно сочленена с вилкой, установленной в корпусе коробки передач поворотно. Система автоматизированного переключения передач в механической коробке содержит также электронный блок управления, электрически связанный с электродвигателями постоянного тока, датчиками частоты вращения входного и выходного валов коробки передач и датчиками положения выдвижных штоков. Функция выбора передачи осуществляется с помощью электронного блока управления посредством выбора того или иного электродвигателя постоянного тока и направления его вращения, что позволяет обходиться без специального механизма выбора передачи, характерного для аналогичных устройств. В результате упрощается конструкция, повышаются надежность и быстродействие устройства. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 527 415 C1

Система автоматизированного переключения передач в механической коробке, содержащая рычаги переключения передач, шарнирно установленные на оси, жестко закрепленной в корпусе коробки передач, электродвигатели постоянного тока, соединенные с механическими редукторами, оснащенными выдвижными штоками, вилки, установленные с возможностью воздействия на муфты синхронизаторов, размещенных с возможностью сцепления с синхронизируемыми шестернями коробки передач, электронный блок управления, электрически связанный с электродвигателями постоянного тока и датчиками частоты вращения входного и выходного валов коробки передач, отличающаяся тем, что система автоматизированного переключения передач дополнительно оснащена датчиками положения выдвижных штоков, электрически связанными с электронным блоком управления, а электродвигатели постоянного тока жестко соединены с механическими редукторами, шарнирно установленными на корпусе коробки передач, и с помощью выдвижных штоков шарнирно сочленены с рычагами переключения передач, контактирующими с планками, имеющими возможность возвратно-поступательного перемещения и оснащенными продольными пазами, через которые с помощью пальцев они подвижно связаны с корпусом и шарнирно сочленены с вилками, установленными в корпусе коробки передач поворотно, причем число электродвигателей постоянного тока соответствует числу муфт синхронизатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2527415C1

ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2007
  • Хабиев Фарит Набиевич
RU2348544C1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2009
  • Синтани Масанори
RU2427748C1
УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Николай Егорович
  • Топорков Владимир Петрович
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Рябков Александр Иванович
  • Шаронов Геннадий Иванович
  • Осипов Евгений Михайлович
RU2015937C1
US 6440032 B1, 27.08.2002
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 527 415 C1

Авторы

Хрящев Юрий Евгеньевич

Дойников Константин Васильевич

Даты

2014-08-27Публикация

2013-07-16Подача