СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ Российский патент 2014 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2528852C1

Изобретение относится к области медицины, а именно к специальностям «психиатрия-наркология», «психотерапия», и может быть использовано для проведения профилактики употребления наркотиков, особенно подростками 15-16 лет, обучающимися в образовательных учреждениях.

В настоящее время сохраняется напряженная наркоситуация в стране. Продолжается активное вовлечение несовершеннолетних в незаконное потребление наркотиков.

Так, по результатам проведенного по методике Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD) социологического опроса учащихся возраста 15-16 лет образовательных учреждений г.Москвы в 2011 г., пробовали наркотики в течение жизни 15,8% респондентов. Сходные результаты получены и в других аналогичных исследованиях (Скворцова Е.С., Постникова Л.К. Положение с потреблением психоактивных веществ среди городских подростков-школьников 9-11 классов в Российской Федерации в 2011 году. - М.: ЦНИИОИЗ, 2012. - 32 с.).

Как отмечается в материалах заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося в г.Иркутске в 2011 г. по теме «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи», распространенность немедицинского потребления наркотиков именно в молодежной среде в наибольшей степени угрожает процессам инновационного развития страны, осложняет демографическую ситуацию, криминализирует общество, разлагает его нравственные устои.

Большая часть современных подходов к психопрофилактике наркомании сводится к предоставлению информации о наркотиках, о причинах развития пристрастия к ним и о негативных последствиях их употребления. Используемые программы ориентированы в основном на когнитивные аспекты поведения, что оправдано, ибо убедительные сведения о наркотиках, конечно, влияют на поведение и, в известной мере, могут предотвращать их пробу. Можно выделить три различных варианта информационного подхода: 1) предоставление информации о влиянии употребления наркотиков на организм и поведение; 2) запугивание с помощью устрашающей информации, которая раскрывает неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) представление информации о деградации личности людей, употребляющих наркотики и о проблемах с этим связанных. Эти подходы частично комбинируются между собой и с другими видами профилактических вмешательств (Романова О.Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей // Вопросы наркологии. - 1997, №2. - С.67-75; Медико-социальные аспекты профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся ПТУ / методич. рекоменд. - Л., 1990. - 54 с.; Сорокин B.C., Брюн Е.А. Профилактика наркомании: стратегии и методы // Наркология. - 2009, №3. - С.17-20).

Используемые программы, безусловно, повышают уровень психопрофилактической осведомленности, но это может быть лишь одним из факторов, снижающих риск обращения к наркотикам. В большинстве своем они не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, и недостаточно интенсивны.

Известен способ первичной психопрофилактики наркомании среди студентов высших учебных заведений, в котором разъясняют социогенез причин, происхождения и механизмов развития наркомании, с высокой степенью подробности излагают последовательность постадийного появления симптомов болезни. Затем, используя представленные сведения, методом формальной логики убеждают учащихся в гибельности зависимости от наркотиков. После этого семантическое содержание уже изложенного предъявляют в виде видеофильма, посредством которого с помощью аудиовизуальных средств информацию о наркотиках вводят на уровень подсознания. При этом в процессе демонстрации видеофильма периодически 2-5 раз осуществляют суггестивное воздействие, направленное на запрет употребления наркотиков, одновременно с этим на экране предъявляют ключевую формулу внушения, состоящую из двух слов. После окончания видеофильма учащиеся выполняют динамические упражнения в виде ритмически повторяющихся движений синхронно с дыханием, при этом их побуждают одновременно с выполнением упражнений проговаривать ключевую формулу внушения: первое слово на вдохе, второе на выдохе. Способ позволяет повысить эффективность профилактики, что достигается за счет приемов суггестии, а также закрепления полученной информации путем связывания ее кинестетическим якорем с нервно-мышечной системой и с системой дыхания (Патент РФ №2252790, МПК7 А61М 21/00, А61Н 1/00, опубл. 27.05.2005).

Однако коллективное информационное воздействие без учета индивидуальных особенностей подростка зачастую малоэффективно.

Представленное изобретение решает задачу повышения эффективности профилактики употребления наркотиков подростками за счет усиления индивидуальной психотерапии.

Поставленная задача решается способом профилактики употребления наркотиков подростками, включающим проведение психотерапии, при этом с помощью лабораторно-диагностического обследования предварительно выявляют подростков, употребляющих наркотики, после чего проводят сеанс индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающий обсуждение результатов обследования, определение личностных характерологических особенностей, привлекают интерес подростка к виртуальному моделированию жизненных сценариев, касающихся изменения поведения при употреблении наркотиков или ведения трезвого образа жизни, после проведения сеанса индивидуальной психотерапии делают фотоснимок подростка для создания персонажа, внешне сходного с ним, при этом фотоснимок комментируют как начало виртуального моделирования жизненных сценариев и параллельно осуществляют косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни, затем проводят эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемое одновременно с показом видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка, после эмоционально-стрессового внушения осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей.

Наиболее эффективно проводить лабораторно-диагностическое обследование по методу «Дианарк-АТ», с помощью которого выявляются подростки не только с систематическим, но и с эпизодическим употреблением наркотиков. При этом появляется уникальная возможность выявлять подростков даже с единичным или редким (2-3 раза в год) употреблением наркотиков и использовать фактор неожиданности, так как подросток, употребивший наркотик давно, 4-6 месяцев назад не предполагает, что его выявят, и не боится дать согласие на процедуру. Таким образом, метод «Дианарк-АТ» позволяет повысить процент выявляемости и уменьшить процент отказов от обследования, увеличить охват потребляющих наркотики подростков данным методом профилактики.

Для усиления мотивации к трезвому образу жизни без наркотиков дополнительно между косвенным и эмоционально-стрессовым внушением можно проводить внушение в состоянии расслабленного бодрствования способности отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях.

Для наибольшего усиления внушения можно дополнительно вместе с эмоционально-стрессовым внушением осуществлять телесно-ориентированное воздействие путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающееся при предъявлении видеоряда, с последующим постепенным ослаблением надавливания вплоть до полного снятия одновременно с осуществлением внушения, направленного на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда.

Для усиления профилактического эффекта внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда и достижение желаемых позитивных жизненных целей, можно дополнять внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния.

Техническим результатом заявленного решения является повышение эффективности профилактики употребления наркотиков подростками, что демонстрируется предотвращением дальнейшего употребления наркотиков подростками, отсутствием фактов перехода эпизодического употребления к систематическому, развития зависимости от наркотиков.

Предложенная совокупность признаков содержит операции неизвестные из уровня техники (конструирование видеоряда на основе фотоснимка подростка, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков) и таким образом сообщает всему изобретению соответствие как критерию «новизна», так и критерию «изобретательский уровень».

Осуществление способа с использованием стандартных методов психотерапии в совокупности с заявляемыми признаками позволяет достичь заявляемого эффекта: повышение эффективности профилактики употребления наркотиков подростками, что демонстрируется наличием отрицательных результатов при повторном лабораторно-диагностическом обследовании подростков, отсутствием интереса к наркотикам после проведения профилактики по предъявленному способу, и, таким образом, сообщает всему изобретению соответствие критерию «промышленная применимость».

Способ осуществляют следующим образом.

В ходе лабораторно-диагностического обследования, преимущественно, с применением метода «Дианарк-АТ» (патент №2291436 «Способ диагностики потребления наркотических веществ», автор Мягкова М.А.) выявляются подростки, чаще всего в возрасте 15-16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях, с систематическим и эпизодическим употреблением наркотиков.

С каждым из выявленных подростков индивидуально с соблюдением принципов добровольного информированного согласия и конфиденциальности, в комфортной и спокойной обстановке проводят сеанс психотерапии, в ходе которого сначала обсуждают результаты лабораторно-диагностического обследования. Разъясняют, что факт обнаружения в организме антител к наркотику(ам) подтверждает потребление подростком в какой-либо форме наркотических веществ. При разъяснении механизмов и особенностей развития наркомании останавливаются на ее гибельных последствиях (смертельных заболеваниях, личностной и социальной деградации), уязвимости подросткового организма перед наркотиками, учитывая психофизиологические особенности подросткового возраста. Параллельно в ходе беседы стандартным клиническим методом определяют личностные характерологические особенности подростка.

Потом интерес подростка привлекают к виртуальному моделированию жизненных сценариев, итоги которых будут различаться в зависимости от сделанного выбора, например, в пользу трезвого образа жизни или употребления наркотиков. Подводят подростка к согласию на получение фотоснимка, необходимого для создания персонажа, внешне сходного с подростком.

Получение цифрового фотоснимка является обязательным средством технического обеспечения дальнейшего сеанса психотерапии, необходимой технической процедурой, без которой нельзя сконструировать персонаж, внешне сходный с подростком, за счет использования которого и достигается необходимый эффект сеанса психотерапии. При этом фотоснимок комментируется как начало виртуального моделирования жизненных сценариев.

Делают цифровой фотоснимок подростка и на его основе создают, например с использованием компьютерной программы «Photoshop», видеоряд специально подобранных слайдов, наглядно демонстрирующих стадии прогрессирующей деградации, тяжелые соматические осложнения, социальные и другие негативные последствия употребления наркотиков.

Параллельно проводят косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни. Усиление мотивации на трезвый образ жизни можно проводить с помощью семантически подобранных метафор и притч, обращенных к бессознательному, направленных на преодоление эмоциональных и когнитивных барьеров, препятствующих пониманию необходимости изменения форм собственного поведения, несовместимости употребления наркотиков и жизненного успеха.

Дополнительно можно проводить внушение в состоянии расслабленного бодрствования, направленное на способность подростка отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях. Проговаривается формула внушения, воспроизводящая конкретную ситуацию отказа подростка от употребления наркотика, направленная на переживание повышения его самооценки. Например: «И когда ты решительно скажешь «нет!» наркотикам, тогда ты почувствуешь свою силу, испытаешь гордость за себя!».

Затем одновременно осуществляют эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков и демонстрацию вышеописанного изготовленного предварительно видеоряда. Для этого периодически, понижая тембр и увеличивая громкость голоса, произносят формулу внушения, по содержанию противоположную предыдущей формуле. Например: «Ты видишь, к чему приводят наркотики, это разрушение организма, боль, страдания твоих близких, всеобщее презрение, позор и гибель!».

Осуществляемое эмоционально-стрессовое внушение способствует эмоциональному закреплению психотерапевтического эффекта.

Эмоционально-стрессовое внушение может усиливаться телесно-ориентированным воздействием путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающееся при предъявлении видеоряда.

Далее, осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем их воображаемого выведения за пределы чувственного восприятия с использованием приемов мысленной визуализации: прогрессирующего уменьшения четкости, яркости, размеров в зрительной перспективе. Сеанс заканчивается внушением, направленным на достижение желаемых позитивных жизненных целей. Например, с включением в формулу внушения следующих слов: «Теперь ты свободен от наркотиков, полон сил и энергии, уверен в себе, добьешься успеха в жизни!».

При использовании телесно-ориентированного воздействия надавливание на область дельтовидных мышц постепенно ослабляется, вплоть до полного снятия, одновременно с внушением, направленным на дезактуализацию видеоряда и достижение желаемых позитивных жизненных целей.

Для усиления профилактического эффекта внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда и достижение желаемых позитивных жизненных целей, дополняют внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния. Например, с использованием в формуле внушения следующих слов: «Чем сильнее соблазны, тем крепче твоя воля; чем настойчивее предложения употребить наркотик, тем решительнее твой отказ».

Способ профилактики был апробирован в двух средних общеобразовательных школах и двух колледжах города Москвы. Профилактическим воздействием было охвачено всего 315 учащихся 9-10 классов и учащихся первых курсов колледжей. Перед проведением сеансов психотерапии было проведено лабораторно-диагностическое обследование по методу «Дианарк-АТ», позволяющему выявлять подростков не только с систематическим, но и с эпизодическим употреблением наркотиков. В результате обследования были отобраны 118 подростков с положительными результатами, подтверждающими употребление наркотиков. В зависимости от личностных характерологических особенностей подростки были распределены на 4 группы (примеры 1-4).

Пример 1.

В группе 1 с 54 подростками без выраженных личностных особенностей были проведены в соответствии с описанным выше «Осуществлением способа» следующие операции:

- проведение сеанса индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающего обсуждение результатов обследования с привлечением интереса к виртуальному моделированию жизненных сценариев;

- косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни;

- эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемого одновременно с демонстрацией видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка;

- внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей.

В течение 4 месяцев подросткам было проведено по 6 сеансов индивидуальной психотерапии по указанному выше способу. За данный период клинические проявления употребления наркотических веществ у 48 подростков не наблюдались. Повторное лабораторно-диагностическое обследование по методу «Дианарк-АТ» показало отсутствие наркотиков в организме подростков. У 6 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам.

Пример 2.

В группе 2, содержащей 30 подростков с признаками психического инфантилизма, были проведены действия в соответствии с описанным выше Примером 1.

У 14 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам. С этими подростками были проведены еще по 3 сеанса психотерапии, во время которых действия в соответствии с описанным выше Примером 1 дополнялись внушением в состоянии расслабленного бодрствования способности отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях, проведенным между косвенным и эмоционально-стрессовым внушением. У 11 подростков интерес к наркотикам был ликвидирован, а у 3 сохранялся.

Пример 3. В группе 3, содержащей 25 подростков с гипертимно-неустойчивыми чертами характера, были проведены действия в соответствии с описанным выше Примером 1.

У 11 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам. С ними было проведено еще по 3 сеанса психотерапии, во время которых действия в соответствии с описанным выше Примером 1 дополнялись внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния. У 9 подростков интерес к наркотикам был ликвидирован, а у 2 сохранялся.

Пример 4. В группе 4 с 9 подростками с эпилептоидными чертами характера были проведены действия в соответствии с описанным выше Примером 1.

У 4 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам. С ними были проведены дополнительно по 2 сеанса психотерапии, во время которых действия в соответствии с описанными выше Примером 1 дополнялись телесно-ориентированным воздействием, путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающимся при предъявлении видеоряда, с последующим постепенным ослаблением надавливания вплоть до полного снятия одновременно с осуществлением внушения, направленного на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда. У 3 подростков интерес к наркотикам был ликвидирован, а у 1 сохранялся.

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о высокой эффективности профилактики, проведенной в соответствии с заявляемым нами способом.

Похожие патенты RU2528852C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА 2006
  • Остриков Петр Владимирович
RU2318545C1
СПОСОБ "ТАБУ" ЛЕЧЕНИЯ ЗАВИСИМЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ 2004
  • Чумаченко Анатолий Анатолиевич
  • Еричев Александр Николаевич
RU2273498C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ 2004
  • Хвостова Ольга Ивановна
RU2277943C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ, НИКОТИНОВОЙ, НАРКОТИЧЕСКОЙ И ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ 1998
  • Гужагин В.В.
  • Гужагин А.В.
RU2193900C2
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННО-ТРАНСОВОГО КОДИРОВАНИЯ В ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА 2005
  • Нелаева Ирина Анатольевна
  • Копылов Владимир Павлович
RU2272657C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИЙ 2019
  • Андреев Владимир Александрович
  • Евдокимов Владимир Иванович
  • Андреев Александр Владимирович
RU2725339C1
СПОСОБ КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ АЛКОГОЛЕМ И РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЛКОГОЛЯ 2010
  • Малюткин Игорь Валерьевич
RU2444382C1
СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 2004
  • Семенов С.П.
RU2252789C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ И/ИЛИ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ 2002
  • Якубов Л.М.
RU2210396C1
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1997
  • Захаров Н.П.
RU2148418C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ

Изобретение относится к области медицины, а именно к специальностям «психиатрия-наркология», «психотерапия», и может быть использован для проведения профилактики употребления наркотиков, особенно подростками 15-16 лет, обучающимися в образовательных учреждениях. Проводят психотерапию, при этом с помощью лабораторно-диагностического обследования предварительно выявляют подростков, употребляющих наркотики. После чего проводят сеанс индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающий обсуждение результатов обследования, определение личностных характерологических особенностей. Привлекают интерес подростка к виртуальному моделированию жизненных сценариев, касающихся изменения поведения при употреблении наркотиков или ведения трезвого образа жизни. После проведения сеанса индивидуальной психотерапии делают фотоснимок подростка для создания персонажа, внешне сходного с ним, при этом фотоснимок комментируют как начало виртуального моделирования жизненных сценариев и параллельно осуществляют косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни. Затем проводят эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемое одновременно с показом видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка. После эмоционально-стрессового внушения осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей. Способ позволяет повысить эффективность профилактики употребления наркотиков подростками за счет проведения индивидуальной психотерапии и эмоционально-стрессового внушения с использованием фотоснимка подростка. 4 з.п. ф-лы, 4 пр.

Формула изобретения RU 2 528 852 C1

1. Способ профилактики употребления наркотиков подростками, включающий проведение психотерапии, при этом с помощью лабораторно-диагностического обследования предварительно выявляют подростков, употребляющих наркотики, после чего проводят сеанс индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающий обсуждение результатов обследования, определение личностных характерологических особенностей, привлекают интерес подростка к виртуальному моделированию жизненных сценариев, касающихся изменения поведения при употреблении наркотиков или ведения трезвого образа жизни, после проведения сеанса индивидуальной психотерапии делают фотоснимок подростка для создания персонажа, внешне сходного с ним, при этом фотоснимок комментируют как начало виртуального моделирования жизненных сценариев и параллельно осуществляют косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни, затем проводят эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемое одновременно с показом видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка, после эмоционально-стрессового внушения осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что лабораторно-диагностическое обследование проводят по методу «Дианарк-АТ».

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно между косвенным и эмоционально-стрессовым внушением проводят внушение в состоянии расслабленного бодрствования способности отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно вместе с эмоционально-стрессовым внушением осуществляют телесно-ориентированное воздействие путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающееся при предъявлении видеоряда, с последующим постепенным ослаблением надавливания вплоть до полного снятия одновременно с осуществлением внушения, направленного на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для усиления профилактического эффекта внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда, дополняют внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2528852C1

СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 13-15 ЛЕТ 2004
  • Семенов С.П.
RU2252790C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 2005
  • Мягкова Марина Александровна
RU2291436C1
СПОСОБ РОЗЕНТАЛЯ-ЯРОСЛАВЦЕВА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ 1996
  • Розенталь Владимир Робертович
  • Ярославцев Сергей Николаевич
RU2084245C1
СИРОТА Н
А
Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, М., 2005
McNALLY AM at all, Motivational interventions for heavy drinking college students: examining the role of discrepancy-related psychological

RU 2 528 852 C1

Авторы

Габрильянц Ольга Александровна

Мягкова Марина Александровна

Брюн Евгений Алексеевич

Даты

2014-09-20Публикация

2013-04-18Подача