Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, и может быть использовано для проведения первичной психопрофилактики употребления наркотиков среди студентов высших учебных заведений (ВУЗов).
В последние годы отмечается значительное ухудшение наркологической ситуации в стране, а распространение наркомании рассматривается как один из показателей морального и телесного здоровья нации.
Согласно опросу в Технологическом институте Санкт-Петербурга, проведенного с помощью анкетирования, более половины опрошенных (81%) указали на подростковый возраст начала употребления наркотиков; при этом отмечено, что низшая возрастная черта - 8 лет. Большинство потребителей - это лица в возрасте до 30 лет. По роду деятельности потребителей выделяются школьники, учащиеся ПТУ, студенты, работники искусства, рабочие, безработные; в последнее время появилась новая группа - бизнесмены, коммерсанты, работники банков [1].
Представленные данные свидетельствуют о необходимости проведения профилактической работы в молодежной среде.
Большинство современных подходов к профилактике наркомании сфокусировано на психосоциальных факторах, способствующих наркотизации. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении информации о наркотиках, их вредности и негативных последствиях употребления. Используемые программы ориентированы на когнитивные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане, поскольку повышение качества знаний об употреблении психоактивных средств и его последствиях будет эффективным для изменения поведения. Можно выделить три различных варианта информационного подхода: 1) представление информации о факторах влияния употребления наркотиков на организм, поведение; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, которая реализуется путем предъявления информации, раскрывающей неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) представление информации о деградации личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах с этим связанных. Эти подходы частично комбинируются между собой и с другими видами профилактических вмешательств [2, 3, 4]. Любой из этих подходов профилактической работы может быть рассмотрен в качестве прототипа предлагаемого способа.
Используемые программы, безусловно, повышают уровень психопрофилактической осведомленности, но это может быть лишь одним из факторов, снижающих риск обращения к наркотикам. В большинстве своем они не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, и недостаточно интенсивны.
Техническим результатом заявленного решения является повышение эффективности первичной психопрофилактики, что достигается за счет включения в программу приемов психотерапевтического воздействия, в частности прямой и косвенной суггестии.
Для достижения указанного результата администрация вуза сообщает студентам о необходимости знакомства с основными понятиями практической наркологии и получения соответствующего зачета. Эту необходимость мотивируют тем, что они как будущие специалисты с высшим образованием обязаны знать клинику наркомании, чтобы, во-первых, достаточно грамотно действовать в отношении наркоманов; во-вторых, уметь предостеречь своих младших коллег от употребления наркотиков. Такой подход позволяет осуществить информационное воздействие в рамках косвенной суггестии, эффективность которой значительно превышает обычное информирование. Сеанс-занятие начинают с разъяснения причин, происхождения, социогенеза и механизмов развития наркомании. При этом добиваются осознания природы наркогенной программы как системы иррациональных когниций. С высокой степенью подробности излагают последовательность постадийного появления симптомов наркотической зависимости. Затем, опираясь на представленные сведения, методом формальной логики формируют убеждение в гибельности наркомании. На следующем этапе студентам предлагают взглянуть на проблему с позиции наркомана, обратившегося за медико-психологической помощью. Для этого семантическое содержание уже изложенного предъявляют в виде драматургически поставленного музыкально-символического видеофильма, адресованного наркоманам и, таким образом, с помощью художественных средств доводят полезную информацию до подсознания. Опираясь на психоэмоциональный эффект, вызванный воздействием художественных композиций, по ходу видеофильма периодически (3-4 раза) осуществляют суггестию, содержательно запрещающую употребление наркотиков. Заключает фильм сеанс аутотренинга, во время которого на глубине релаксации осуществляют внушение психологической устойчивости к любым наркогенным влияниям.
Способ осуществляют следующим образом.
Профилактику начинают с сообщения студентам, что в программу обучения вводится курс занятий по действию наркотических средств на организм человека со сдачей зачета. При этом приводят обоснование, что студенты как будущие специалисты с высшим образованием должны знать и уметь распознать и при необходимости оказать помощь младшим коллегам.
Таким образом психотерапевтическую лекцию осуществляют в рамках косвенной психотерапии, которая оказывает более эффективное воздействие по сравнению с простым информированием [5].
Сеанс-занятие начинают с разъяснения природы, социогенеза и механизмов развития наркомании, подводят к пониманию лежащих в ее основе товарно-денежных отношений и антикультуры. Подчеркивают, что болезни наркологического профиля развиваются в основном по психологическим причинам, поэтому, зная причину болезни, можно либо отстраниться от нее, либо выстроить защиту. Не видеть ее, не знать - значит постоянно подвергать себя риску оказаться зависимым от наркотика.
Особое внимание уделяют подробному изложению последовательности появления симптомов зависимости и описанию стадий наркомании. Одновременно с этим методом формальной логики формируют убедительную картину гибельности наркомании.
Предназначением психотерапевтической лекции является сообщение всесторонней информации о наркотиках таким образом, чтобы после сеанса студент знал, как обойти психологические моменты, угрозы, исходящие из социальной среды, не оказаться жертвой социальной запрограммированности на потребление психоактивных веществ.
Для того чтобы информация была воспринята не только сознательно, но и бессознательно (что очень важно), семантическое содержание психотерапевтической лекции предъявляют в виде драматургически поставленного музыкально-символического видеофильма, адресованного наркоманам, в котором с помощью аудиовизуальных средств информацию вводят одновременно и на уровень подсознания. В видеофильме все, что касается наркотиков, представляют в мрачных тонах и сопровождают тревожащей музыкой. Устрашающими картинами при демонстрации могут быть, например, кладбище, череп, поза страдающего или агонизирующего наркомана, сочетающиеся с видами крови, шприцов, быстрым стуком часов на фоне тревожной музыки. Жизнеутверждающие позиции представляют в светлых, радостных тонах на фоне оптимистических музыкальных композиций.
Учитывая важность введения информации на уровень подсознания, видеофильм дополнительно содержит несколько (3-4) специальных суггестивных интермедий. В ходе каждой из них психотерапевт (в образе значимого лица - нарколога), используя психоэмоциональный эффект музыки драматического содержания, с экрана осуществляет суггестивное воздействие, направленное на запрет употребления наркотиков.
После окончания видеофильма студентов обучают технике самомассажа биологически активных точек Инь-тан, Тоу-вэй и Фэн-чи. Его целесообразность объясняют тем, что с помощью этой простой процедуры можно активизировать эндорфинные системы мозга и таким образом улучшать свое самочувствие при различных фрустрациях, не прибегая к каким-либо психоактивным веществам. По ходу объяснения и акупрессуры студентам внушают, что впредь такой самомассаж будет придавать им уверенности в своих силах в сложных жизненных ситуациях.
В структуре сеанса процедура акупрессуры выполняет функцию физиологического закрепления полученной информации, а после сеанса позволяет “оживлять” запрет на употребление наркотиков.
Проведение сеансов-“занятий” со студентами по изложенной программе дает возможность предоставить им в доступной форме всестороннюю информацию о наркотиках, убедить в их опасности, зафиксировать полученную информацию не только на уровне сознания, но и бессознательно. Решение поставленной задачи основано на знании основных механизмов происхождения наркомании, понимании того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с патогенными влияниями, в том числе преодолевать искушение наркотизации.
Пример. Способ был апробирован в трех ВУЗах Санкт-Петербурга. Сеансы - “занятия” проводили со студентами 2-3 курсов. Всего курс прослушали 211 студентов.
Перед проведением курса профилактики все студенты прошли психологическое тестирование, с помощью которого были выявлены учащиеся 1) с низкой самооценкой и 2) со слабо развитыми навыками принятия решения. Указанные характерологические особенности согласно данным литературы считаются интраперсональными факторами риска развития наркомании.
В результате проведенного тестирования из 211 студентов были отобраны 43, которые имели факторы риска развития наркомании. Этих студентов наблюдали в течение двух лет.
Наблюдение состояло в том, что один раз в полгода каждого студента тестировали с помощью компьютерного психосемантического анализа [6], который позволяет выявить скрытые признаки зависимости, а также признаки интереса к наркотическим средствам. Результаты проведенного обследования студентов представлены в таблице.
Сразу после выявления студентов с признаками интереса к наркотическим средствам и признаками скрытой зависимости были проведены повторные сеансы - “занятия” по профилактике и подавлению влечения к наркотикам.
При этом результаты проведенного обследования могут свидетельствовать об эффективности разработанного способа профилактики.
Источники информации
1. Иванец Н.Н. и др. “Характеристика потребителей наркотиков в г.Санкт-Петербурге (по результатам анкетирования социальных работников)” - в журн. Вопросы наркологии, 1996, 3, стр.80-83.
2. Романова О.Л. “Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей” - в журн. Вопросы наркологии, 1997, 2, стр. 67-75.
3. Петракова Т.И. “Предикаторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков” - в журн. Вопросы наркологии, 1999, 3, стр.60-66.
4. “Медико-социальные аспекты профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся ПТУ”, Метод. реком. Л., 54 стр.
5. Свядощ А.М. Психотерапия, С-Пб., Питер, 2000, стр.29-30.
6. Смирнов И.В. и др. Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне, М., Прогресс, 1995.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 13-15 ЛЕТ | 2004 |
|
RU2252790C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИИ | 2004 |
|
RU2276612C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ | 2013 |
|
RU2528852C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 2007 |
|
RU2354415C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ, НИКОТИНОВОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 1993 |
|
RU2034576C1 |
СПОСОБ В.В.ДОБРОВОЛЬСКОГО ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ "ДВОЙНОЙ КОД" | 1997 |
|
RU2113243C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1999 |
|
RU2179038C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ | 2004 |
|
RU2277943C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ФОБИЯМИ | 2006 |
|
RU2379064C2 |
СПОСОБ АНДРЕЕВА ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИЙ | 2019 |
|
RU2725339C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, и может быть использовано для проведения первичной психопрофилактики употребления наркотиков среди студентов высших учебных заведений (ВУЗов). Осуществляют информационное воздействие в рамках косвенной психотерапии. При этом сеанс-занятие начинают с разъяснения социогенеза, причин, происхождения и механизмов развития наркомании. С высокой степенью подробности излагают последовательность постадийного появления симптомов зависимости от наркотика и, используя представленную информацию, методом формальной логики убеждают студентов в гибельности наркомании. После этого семантическое содержание уже изложенной информации о наркотиках предъявляют в виде видеофильма, посредством которого с помощью аудиовизуальных средств информацию о наркотиках доводят до подсознания. При этом периодически осуществляют суггестивное воздействие, направленное на запрет употребления наркотиков. После демонстрации фильма студентов обучают акупрессуре трех биологически активных точек: Инь-тан, Тоу-вэй, Фэн-чи и на фоне акупрессуры внушают запрет на употребление наркотиков, а также то, что впредь подобный самомассаж будет придавать им уверенности в своих силах в сложных жизненных ситуациях. Способ позволяет повысить эффективность профилактики, что достигается за счет направленного суггестивного воздействия и активизации эндорфинных систем мозга, что позволяет снимать состояние фрустрации. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
ПЕТРАКОВА Т.И | |||
Предикаторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков" | |||
Ж | |||
"Вопросы наркологии" | |||
Металлический водоудерживающий щит висячей системы | 1922 |
|
SU1999A1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1999 |
|
RU2179038C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ, НИКОТИНОВОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 1993 |
|
RU2034576C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОМАНИИ | 2001 |
|
RU2195199C1 |
US 6410579 А, 25.06.2002 | |||
ISHIGOOKA J | |||
Therapeutic dose dependence of benzodiazepines" | |||
Ryoikibetsu Shokogum Shirizu | |||
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер | 1923 |
|
SU2003A1 |
Авторы
Даты
2005-05-27—Публикация
2004-01-12—Подача