Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в узлах трения качения в широком диапазоне скоростей и соответствующих механических нагрузок, в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 150°C). В последнее время требования по работоспособности, предъявляемые к пластичным смазкам, для узлов трения качения значительно возросли. Смазки должны обеспечить длительный ресурс работы таких узлов в широком диапазоне нагрузок и внешних условий. Для обеспечения длительного ресурса работы подшипников качения в разнообразных условиях работы, смазки должны обладать хорошими смазочными, антифрикционными и антикоррозионными свойствами, обеспечивающими хорошую подпитку вращающихся узлов и обеспечение бесперебойной работы в интервале температур от минус 60 до плюс 200°C.
Известна пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения (патент РФ на изобретение №2000316 от 12.05.92) (1), содержащая, мас.%:
кальциевую или литиевую соль высшей
нефтяное масло с кинематической вязкостью
Известная смазочная композиция отличается недостаточной работоспособностью в тяжелонагруженных узлах трения качения с проскальзыванием и, особенно, недостаточной работоспособностью при высокой температуре (до 150°C).
Наиболее близкой к заявляемому составу является пластичная смазка (патент РФ на изобретение №2233313 от 20 03 2003 г.) (2) для тяжелонагруженных узлов трения качения на основе смеси синтетического углеводородного масла и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С5-С9, загущенной комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот, содержащая графит мелкодисперсный, фенил-нафтиламин, ионол, отличающаяся тем, что в качестве синтетического углеводородного масла смазка содержит полиальфаолефиновое масло с вязкостью 18-22 сСт при 100°C, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
комплексное кальциевое мыло
полиальфаолефиновое масло
сложный эфир пентаэритритового
спирта и жирных кислот
Недостатками известной смазки являются низкая стабильность в процессе эксплуатации, недостаточный уровень высокотемпературных свойств смазки, а именно высокая испаряемость при повышенных температурах и низкая температура каплепадения смазки.
Задачей предлагаемого изобретения является создание пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения качения, обладающей улучшенной работоспособностью в подшипниках качения с элементами проскальзывания в широком диапазоне температур.
Целью заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков при создании новых составов пластичной смазки. Задачей предлагаемого изобретения является создание пластичной смазки, обладающей определенными свойствами для достижения следующего технического результата: улучшение высокотемпературных свойств смазки, включающее снижение испаряемости при повышенных температурах и повышение температуры каплепадения заявляемой смазки.
Для достижения поставленной цели заявляется пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения на основе смеси синтетического углеводородного масла и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С5-С9, характеризующаяся тем, что содержит комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот (созданное на основе стеариновой кислоты, уксусной кислоты и гидрата окиси кальция), графит мелкодисперсный, фенил-альфа-нафтиламин, ионол, с примененным в качестве синтетического углеводородного масла полиальфаолефиновое масло с большей вязкостью, чем в известном патенте (2) при следующем соотношении компонентов в массовых долях:
Предлагаемую смазку, в частности, готовят путем омыления кислот раствором гидроокиси кальция, выпарки воды и термообработки при нагревании до температуры 220-250°C с последующей гомогенизацией полученного состава. Антиокислительные присадки вводятся на стадии охлаждения смазки. Графит вводится в готовую основу с последующей механической обработкой смазки.
Основные пути достижения указанного технического результата заявляемого изобретения следующие:
1) Проведение процесса омыления в дисперсионной среде по сравнению с использованием готового мыла дает более прочные межмолекулярные связи в основе смазки, что повышает ее стабильность в процессе эксплуатации.
2) Использование полиальфаолефинового масла с вязкостью 23-28 сСт при 100°C улучшает высокотемпературные свойства смазки, а именно испаряемость при высоких температурах и температуру каплепадения смазки.
Для выявления преимуществ заявляемой смазки по отношению к прототипу были проведены соответствующие испытания специально приготовленных образцов (составы образцов внесены в Таблицу 1).
Исследованы следующие свойства изготовленных смазок (Таблица 2):
1. Температура каплепадения по ГОСТ 6793.
2. Предел прочности при сдвиге при 50°C по ГОСТ 7143, метод Б.
3. Эффективная вязкость по ГОСТ 7163, при -50°C и D=10 с-1.
4. Коллоидная стабильность по ГОСТ 7142.
5. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине по ГОСТ 9490.
6. Испаряемость при 150°C в течение 1 ч по ГОСТ 9566.
7. Механическая стабильность (оценивалась по пределу прочности при сдвиге при 50°C по ГОСТ 7143, метод Б после разрушения при перемешивании смазки в мешалке пенетрометра 100000 двойных ходов)
Данные табл.2 показывают, что заявляемый состав пластичной смазки превосходит прототип по испытанным показателям, а именно по высокотемпературным свойствам (выше температура каплепадения, ниже испаряемость смазки при повышенной температуре), по уровню прочностных свойств после разрушения смазки, без изменения по смазывающим свойствам на четырехшариковой машине.
Промышленное применение.
Подшипниковая смазка является непременным условием правильного и эффективного функционирования любого подшипника или вращающегося узла. Высокая технологичность производства заявляемого состава смазки, связанная, в частности, с процессом омыления в дисперсионной среде, позволяет изготавливать ее в промышленных масштабах, обеспечивая стабильно высокое качество готового продукта, в частности, в условиях повышенных температур.
Составы приготовленных образцов смазки
Свойства испытанных образцов смазки
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ С ШИРОКИМ ДИАПАЗОНОМ РАБОЧИХ ТЕМПЕРАТУР | 2013 |
|
RU2529854C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2233313C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2021 |
|
RU2771085C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2008 |
|
RU2391386C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2555710C1 |
Пластичная смазка | 1974 |
|
SU488844A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2007 |
|
RU2346978C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672597C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2019 |
|
RU2711022C1 |
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения скольжения с улучшенными трибологическими характеристиками | 2017 |
|
RU2663843C1 |
Изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения качения на основе смеси синтетического углеводородного масла и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9, содержащей комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот, созданное на основе стеариновой кислоты, уксусной кислоты и гидрата окиси кальция, графит мелкодисперсный, фенил-альфа-нафтиламин, ионол, с примененным в качестве синтетического углеводородного масла полиальфаолефинового масла. При этом использовано полиальфаолефиновое масло с вязкостью 23-28 сСт при 100°С, при следующем соотношении компонентов в массовых долях: кислота стеариновая 7,0-16,0%; кислота уксусная 2,0-4,0%; гидрат окиси кальция 5,0-10,0%; графит мелкодисперсный 7,0-15,0%; фенил-альфа-нафтиламин 0,1-0,5%; ионол 0,3%; полиальфаолефиновое масло с вязкостью 23-28 сСт (при 100°С) 12,0-19,9%; сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С5-С9 - остальное. Техническим результатом заявленного изобретения является получение пластичной смазки, обладающей улучшенными высокотемпературными свойствами, включающими снижение испаряемости при повышенных температурах и повышение температуры каплепадения указанной смазки. 2 табл.
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения на основе смеси синтетического углеводородного масла и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9, содержащая комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот (созданное на основе стеариновой кислоты, уксусной кислоты и гидрата окиси кальция), графит мелкодисперсный, фенил-альфа-нафтиламин, ионол, с примененным в качестве синтетического углеводородного масла полиальфаолефинового масла, отличающаяся тем, что использовано полиальфаолефиновое масло с большей вязкостью, при следующем соотношении компонентов в массовых долях:
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2233313C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2007 |
|
RU2346978C1 |
Пластичная смазка | 1974 |
|
SU488844A1 |
Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения | 1992 |
|
RU2000316C1 |
US4749502 A1, 07.06.1988 |
Авторы
Даты
2014-09-27—Публикация
2013-08-30—Подача