Изобретение относится к пластичным смазкам для высоконагруженных шариковых и роликовых подшипников качения, в том чнсле для конических ролико-подшипников колес самолетов. Известна смазка НК-50 (ЮСТ 557367), предназначенная для смазывания под шипников колес самолетов, представляюща собой авиационное нефтяное масло МК-22 с масляным коллоидно-графитовым препаратом марки или МС (ГОСТ 5262-5О загущенное натриевыми солями жирных ки лот. Однако смазка НК-5О, содержащая натриевое мыло, не обладает достаточной влагостойкостью, вследствие чего возника ет коррозия подшипников. Кроме того, при поглощении влаги снижается температура каплепрдения смазки, в результате чего она вытекает из разогретого подшипника. Кроме того, смазка НК-5О изготавливается на основе масел, температура застывания которь Х находится в пределах минус 8 - минус 18 С, что не позволяет применять смсчзку г-ри температурах минус 30 - минус 5О С. Таким образом, смазка НК-50 не обеспечивает требуемой длительности работы подщипников колес самолетов. Наиболее приемлемыми исходными продуктами для смазки подщипников колес являются комплексное кальциевое мыло, уг-леводородные масла и сложные эфиры с низкой температурой застывания. Известна смазка на основе смеси равных количеств изопарафинового масла и эфира пентаэритритового спирта и жирных .кислот С (63-91,5%), загущенная к6мплексным кальциевым мылом стеарино вой и уксусной кислот (5-25%) с ьвелением МАСК-ДФ-11; сульфола (3- 1О%) и стабилизатора структуры - фосфа1а кальция (О 5-2%). Данная смазка работоспособна в узлах трения скольжения при высоких нагрупках в интервале температур минус (Ю - пли к 12О С. Однако, реологические свойств, этой смазки (обеспечен1 е подтекания с:мыки в маль:е зазоры подшипников скольжении) таковы, что смазка выбрасывается ;. 1МЛшинника качения и по работоспособности значительно уступает смазкам, предназначенным для подшипников качения.
Кроме того, данная смазка не аыдержиает даже кратковременного перегрева до 0О С из-за высокой испаряемости;изопараИнового масла.
Целью изобретения является разработка остава пластичной смазки для подшипников ачения, в том числе подшипников колес амолетов, с улучшенной Ешагостойкостыо и; механической стабильностью, не вытекаюей из разогретогчэ подшипника, характеризующейся значительно меньшим изменением обыэмно-механических свойств смазки во врем диапазоне эксплуатационных т мпера тур. Эта цель достигается тем, что в состав смазки введены алкиянафталиновое маелЬ, фталоцианин меди, фенил-« -нафтилai,fHH, ионол н графит.®
Состав смазки, вес%: Эфир пектапритритового ; спир: та и жирных кислот С С 25 /
Ь у
; Алкилиафталиновое масло1 - 4О
; Комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот Вмольном соотношении 0,75:1
: 1,5:115 25t
фталоцианин.меди3 - 10
Фенил- -нафтиламин;0,3 - 1,0
: ИонолО,3 1,0
Графит0,5 - 1О,0
В табл, 1 представлены пределы прочности предлагаемой и известной смазок, которые указывают на более высокие прочностные свойства предлагаемой смазки.
Различные рецептуры исследуемых смазок.
Состав 1
Комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот 15 Фталоцианин меди10
Эфир пентаэритритового спирта
и жирных кислот с - с
39 о у
ЗО о, 5
Алкилнафталиновое масло Фенил- X -нафтиламин
Ионол
Графит
Состав 2
Комплексное кальциевое мыло стеариновой я уксусной кислот Фталоцианик меди
сгфир пентаэритритового сгшрта и жирньЕХ кислот С
Алкилнафтагшновое масло
фенил- еС -нафтиламин
Ионол
Графит
Состав 3
Комплексное кагцг.циевое мыло стеариновой и уксусной кислот Фталоцианкн медв
Эфир пентаэритритового спирт
и жирных кислот С -
о о
Алкилнаф(Талиновое масло Ф;внил Л -нафталамин Ионол Графит
Если Смазка не Е;ь текает из узла, то продолжительность ее работьг при повышенных температурах в значительной мере обусловливается термоокислительной стабильносгью смазки и ее испаряемостью. Предлагаемый состав обеспечивает значительное увеличение времени пребывания ск&зки при 150С (см.табл.1}.
Были исследованы объемно-механические свойства (предел прочности, эффективная вязкость) предлагаемой и известных смазок. В табл.2 представлены результаты этих исследований, показана способность предотвращать вытекание смазки из подшникика и тем обеспечивать повышение в 2-3 раза работоспособности предлагаемой смазкк в роликоподшипниках при -200 С.
Исследование влагостойкости предлагаемой смазки и известной смазки b-iK-50 показало, что показатель влагопроницаемосту для смазки составляет 8,0 1О мг см/сутки см м рт.ст., а для предла.га мой 7,1 10 мг см/сутки см- мм рт. ст., что примерно в 100 раз больше известной.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2233313C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2529461C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ С ШИРОКИМ ДИАПАЗОНОМ РАБОЧИХ ТЕМПЕРАТУР | 2013 |
|
RU2529854C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1973 |
|
SU367134A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2008 |
|
RU2391386C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2007 |
|
RU2346978C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2555710C1 |
Пластичная смазка | 1974 |
|
SU502935A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224010C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1970 |
|
SU274292A1 |
Предел „прочности на приборе FIBR-l (дя/см ) при температуре, С
Смазка
50
1,2
Известная
Предлагаемая по при12.0 меру 1
ISO
100
с мазка тесмазка течет чет
1,0
Таблица 2
Авторы
Даты
1975-10-25—Публикация
1974-07-22—Подача