Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композиции авиационного бензина.
Авиационный бензин применяется в самолетах авиации общего назначения с небольшими поршневыми двигателями, например, в частных и учебных самолетах, самолетах авиационных клубов и сельскохозяйственной авиации. Основной принцип действия поршневых двигателей тот же, что и в автомобильных двигателях с искровым зажиганием, но при этом требования к рабочим характеристикам гораздо выше.
Известны композиции неэтилированного бензина, используемого в качестве автомобильного и авиационного бензинов, которые включают углеводородные фракции предельных углеводородов нормального и изостроения С4-С12, и/или бензиновые фракции нефтепереработки, 1-25% ароматических углеводородов С6-C12, 1-25% олефиновых углеводородов С4-C12, а также различных эфиров, полученных этерификацией метанолом различных фракций.
Так, в патенте РФ №2167916, 2001 г. в качестве эфиров предлагается 1-25% смеси основания Манниха с фракцией эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом C4-C6 фракции углеводородов, содержащей пиперилен, изоамилены и изобутилен, или смеси основания Манниха и метил-трет-бутилового эфира с фракцией эфиров, полученных этерификацией метанолом изоамиленпипериленсодержащей C5 фракции углеводородов.
В патенте РФ №2167917, 2001 г. в качестве эфиров предлагается 1-25% эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом изоамиленпипериленсодержащей С5 фракции углеводородов.
В патенте РФ №2167918, 2001 г. в качестве эфиров предлагается 1-25% фракции эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом C4-С6 фракции углеводородов, содержащей пиперилен, изоамилены и изобутилен, или смешением МТБЭ с фракцией эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом изоамиленпипериленсодержащей С5 фракции углеводородов.
Недостатком указанных композиций топлив является недопустимость их в качестве авиационных топлив из-за многокомпонентного состава, т.к. к авиационным топливам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным бензинам, в их состав должны входить компоненты ограниченного числа технологических процессов. (Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под редакцией Школьникова В.М. М.: Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.39).
Кроме того, недостатком указанных композиций является наличие оксигенатов в виде эфиров, в том числе метил-трет-бутилового эфира, которые влияют на гигроскопичность и антикоррозионные свойства. Также при использовании оксигенатов наблюдается увеличение массового и удельного расхода топлива из-за низкой теплоты сгорания оксигенатов.
Также недопустимо наличие непредельных углеводородов, т.к. они являются источником образования смолистых веществ в бензине.
Известны композиции авиационного бензина, которые выпускались промышленностью до распада СССР для бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115 по ГОСТ 1012-72.
(Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под редакцией Школьникова В.М., М. Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.42).
Согласно ГОСТ 1012-72 у авиационных бензинов Б-95/130 и Б-91/115 нормировались, соответственно, следующие основные показатели:
Однако в настоящее время авиационный бензин по ГОСТ 1012-72 не выпускается вследствие закрытия и сноса ряда установок, производивших его необходимые компоненты, а именно тетраэтилсвинец. Самолеты авиации общего назначения с небольшими поршневыми двигателями вынуждены летать на автомобильных бензинах, что приводит к поломкам самолетов и различным аварийным ситуациям.
Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция, предназначенная для использования в качестве авиационного бензина. (Пат. РФ №2212432, 2003 г.).
Топливная композиция содержит в качестве основы не более 70% смеси фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135°С, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190°С, взятых в соотношении 50-80:20-50, и не менее 30% алкилбензина. Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.
Из таблицы, представленной в пат. РФ №2212432 следует, что содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина составляет 2,02-2,2, ОЧМ 96,2-98,0, сортность по богатой смеси 115-117.
Недостатком такой композиции является наличие в ней высокоароматизованных компонентов бензина риформинга, выкипающих в интервале 80-190°С, что приводит к увеличению в бензине высококипящих ароматических углеводородов. Это увеличивает экологическую нагрузку выхлопных газов, образующихся при сгорании бензина.
Задачей изобретения является получение топливной композиции авиационного бензина с октановым числом не менее 91 и сортностью по богатой смеси не менее 115, которая отвечала бы техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» Таможенного союза от 18 октября 2011 г. (ТР ТС 013/2011), ГОСТ 1012-72, а также требованиям к перспективным топливам типа Авгаз-100 LL и др.
Согласно указанному регламенту, авиационный бензин может содержать тетраэтилсвинец, однако количество тетраэтилсвинца не регламентируется.
Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, изложенным в приложении 6 п.4.10 ТР ТС 013/2011 и иметь следующие характеристики:
Поставленная задача решается предлагаемой композицией авиационного бензина, включающей изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, которая отличается тем, что в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
В качестве изомеризата легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, используют изомеризат, полученный путем изомеризации в один проход без рецикла н-гексана, и/или изомеризат, полученный путем изомеризации с рециклом н-гексана.
Композиция может содержать концентрат ароматических углеводородов C7-C8 в количестве до 20 мас.%, в частности толуол или смесь толуола с ксилолами.
Отличие предлагаемого технического решения состоит в выбранном соотношении определенных фракций изомеризата и алкилбензииа, причем основу композиции составляет алкилбензин (~70-93 мас.%), количество изомеризата в композиции соответственно составляет ~7-30 мас.%.
Предлагаемое техническое решение позволяет получать авиабензин со значительно меньшим содержанием тетраэтилсвинца - максимум до 0,1 мас.%, в большинстве случаев до 0,05 мас.%, а при оптимизации состава обеспечить сортность и октановое число без тетраэтилсвинца.
В составе композиции используют следующие компоненты:
- Алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля.
- Изомеризат легкой фракции бензина, состоящий преимущественно из углеводородов C5-C6, полученный путем изомеризации в один проход без рецикла н-гексана, или изомеризат, полученный путем изомеризации с рециклом н-гексана, или их смесь.
- Концентрат ароматических углеводородов C7-C8, состоящий преимущественно из толуола нефтяного (ГОСТ 14710-78) или смеси толуола и ксилолов (ТУ 38.101254-72, ТУ 38.101255-87).
- тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, например, фирмы INNOSPEK (Великобритания).
Предлагаемую композицию авиационного бензина готовят с использованием стандартного оборудования путем смешения компонентов до получения однородного раствора.
Характеристика компонентов предлагаемой композиции авиационного бензина приведена в таблице 1.
Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 7 образцов предлагаемой композиции авиационного бензина (табл.2). Результаты испытаний приготовленных образцов представлены в табл.3.
Из результатов, приведенных в табл.3, следует, что испытанные образцы композиций авиационного бензина имеют октановое число по моторному методу от 91,9 до >100 и сортность по богатой смеси 120-140.
По другим показателям заявленные композиции авиационного бензина также соответствуют требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 1012-72, добавлять краситель, при этом можно улучшать эксплуатационные свойства авиабензина добавлением известных антиокислителей, антикоррозионных, антистатических и других присадок, а также добавлять краситель.
Образец по примеру 3 является сравнительным и не соответствует ГОСТ 1012-72 по температуре начала кипения.
Следует отметить, что:
- снижение содержания изомеризата в образце 1 менее 7% невозможно, т.к. приведет к нарушению показателей 10% и 50% температуры выкипания.
- дальнейшее увеличение толуола выше 20 мас.% в авиабензине в образце 7 невозможно из-за нарушения (завышения) показателя - 10%температуры выкипания.
Определение октанового числа по моторному методу композиций авиационного бензина проводили по ГОСТ Р52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005).
Настоящий стандарт устанавливает метод оценки детонационных характеристик авиационных бензинов для двигателей с искровым зажиганием с помощью условной шкалы октановых чисел, используя одноцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с переменной степенью сжатия типа УИТ-85М. Определение октанового числа по моторному методу предусматривает измерение детонационных характеристик авиационных топлив в авиационных поршневых двигателях, применяя уравнение корреляции к октановому числу по авиационному методу.
Определение сортности по богатой смеси композиций авиационного бензина проводили по ГОСТ 3338-68, который характеризует детонационную стойкость авиационного бензина на богатой смеси.
Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонном топливах в стандартных условиях испытания на установке ИТ9-1.
Таким образом, заявленная композиция авиационного бензина соответствует всем требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и по ГОСТ 1012-72, главными из которых является октановое число не менее 91 и сортность по богатой смеси не менее 115, а также позволяет производить перспективные авиационные бензины типа «Авгаз-100 LL».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2581829C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА | 2015 |
|
RU2569311C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА | 2014 |
|
RU2554938C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА | 2012 |
|
RU2503711C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 | 2015 |
|
RU2613087C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА | 2019 |
|
RU2710265C1 |
Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина | 2022 |
|
RU2802183C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б95/130 | 2014 |
|
RU2556692C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА | 2014 |
|
RU2572242C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА | 2015 |
|
RU2600112C1 |
Изобретение относится к композиции авиационного бензина, содержащей изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, при этом в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Заявленная композиция авиационного бензина соответствует всем требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и по ГОСТ 1012-72, а также перспективным мировым аналогам, например «Авгаз 100 LL». 2 з.п. ф-лы, 3 табл.
1. Композиция авиационного бензина, включающая изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, отличающаяся тем, что в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве изомеризата легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, используют изомеризат, полученный путем изомеризации в один проход без рецикла н-гексана, и/или изомеризат, полученный путем изомеризации с рециклом н-гексана.
3. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит концентрат ароматических углеводородов C7-C8 в количестве до 20 мас.%.
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2212432C1 |
US 20040124122 A1 01.07.2004 | |||
WO 1995033022 A1 07.12.1995 | |||
Мокрый вакуум-насос | 1925 |
|
SU2339A1 |
АВИАЦИОННОЕ СКОНДЕНСИРОВАННОЕ ТОПЛИВО | 1993 |
|
RU2044032C1 |
US 4812146 A1 14.03.1989 |
Авторы
Даты
2014-10-20—Публикация
2013-07-02—Подача