СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 Российский патент 2017 года по МПК C10L1/00 C10L1/04 C10L1/16 C10L1/223 

Описание патента на изобретение RU2613087C1

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано для получения авиационного бензина Б-92/115, соответствующего требованиям ГОСТ 1012-2013.

В соответствии с существующими требованиями ГОСТ 1012-2013 «Бензины авиационные. Технические условия», бензин Б-91/115 должен иметь детонационную стойкость на бедной смеси 91,0 и «сортность» на богатой топливовоздушной смеси 115, а также оптимальный фракционный состав, низкую температуру кристаллизации, малое содержание смолистых веществ и сернистых соединений, высокую теплоту сгорания и химическую стабильность при хранении. Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС) в этих бензинах достигает 2,5 г/дм3. Однако государственное ограничение оборота этиловой жидкости и нежелание НПЗ соприкасаться с высокотоксичными компонентами приостановили производство авиабензина на территории СНГ.

В США в 2009 году были разработаны стандарты АСТМ Д 7547 -91UL и АСТМ Д 7592 - 94UL на неэтилированные авиабензины, а ведущие производители поршневых авиационных двигателей (Lycoming, Continental Motors и др.) провели сертификацию некоторых двигателей на эти сорта авиабензина и проектируют ряд новых моделей для работы на данном топливе.

Согласно ГОСТ 1012-2013 авиабензин Б-91/115 изготавливают из продуктов прямой перегонки нефти, выкипающих в пределах 30-85°C, с октановым числом по моторному методу 60-75, бензина каталитического крекинга с октановым числом по моторному методу 90-92 с добавлением высокооктановых компонентов - алкилата, изомеризата, технического изооктана, этиловой жидкости и антиокислителей (Чулков П.В., Чулков И.П. Краткий Словарь-справочник по нефтепродуктам. - М.: Политехника, 1997 г. - с. 16, 17).

Известен способ получения этилированного авиабензина Б-92, согласно которому 30-90% масс. бензина каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции 75-180°C подвергают фракционированию с выделением фракций, выкипающих в интервалах 35-150°C и 100-190°C, далее смешивают их с алкилбензином и головной прямогонной фракцией, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Фракция бензина риформинга 35-150°C 55,0-80,0 Фракция бензина риформинга 100-190°C 5,0-15,0 Алкилбензин 10,0-20,0 Головная прямогонная фракция 5,0-15,0

Затем в полученную основу авиабензина добавляют присадки: тетраэтилсвинец до 2,0 г на 1 кг; антиокислители: агидол - 1 до 0,01% масс. или 4-оксидифениламина до 0,05% масс.; красители (органический жирорастворимый зеленый 6Ж или органический зеленый антрахиноновый) 6±0,1 мг на 1 кг (Патент РФ №2009168, 1994).

Эти композиции авиационного бензина обладают существенным недостатком: являются токсичными из-за наличия тетраэтилсвинца.

Добавление ТЭС в авиабензин было самым дешевым и практически единственным способом повышения детонационной стойкости авиационного бензина, а что наиболее важно - его сортности. Определение сортности авиационного бензина проводится по ГОСТ 3338-68, который характеризует детонационную стойкость авиационного бензина на богатой смеси. Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонном топливах в стандартных условиях испытания на установке ИТ9-1. При отказе от использования тетраэтилсвинца, проблема получения необходимой сортности оказалась труднодостижимой, так как в состав авиабензинов приходится вовлекать значительные количества новых антидетонаторов («аминных», металлосодержащих) и других высокооктановых компонентов (мезителен, оксигенаты и др.), ранее не использовавшихся в производстве авиабензинов. При этом выяснилось, что для достижения нужной сортности для неэтилированных авиабензинов, необходим некоторый запас по показателю октановое число моторный метод, приблизительно 2-3 пункта для аналогов Б-100/130 и до ~1.0 пункта, для Б-91/130 по ГОСТ 1012-2013.

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является композиция авиационного неэтилированного бензина, содержащая узкую прямогонную бензиновую фракцию 62-85°C, бензин каталитического риформинга, алкилбензин, метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), толуол и антидетонационную присадку - монометиланилин при следующем соотношении компонентов, % масс.:

алкилбензин 15,0-25,0 толуол 10,0-20,0 прямогонная бензиновая фракция 62-85°C, 20,0-35,0 монометиланилин 1,5-3,0 метил-трет-бутиловый эфир 5,0-10,0 бензин каталитического риформинга остальное

(Патент РФ №2547151, 2015 г.).

Однако совместное использование ароматических аминов (монометиланилина) и оксигенатов (МТБЭ) приводит к повышенному смолообразованию при хранении, потемнению и осадкообразованию авиабензинов. Кроме того, к недостаткам следует отнести относительно невысокую детонационную стойкость - с октановым числом 91 ед. по моторному методу, т.е. отсутствие какого-либо необходимого запаса по октановому числу для обеспечения сортности и неизбежное снижение теплоты сгорания для композиций, содержащих оксигенаты в значительных количествах (5-10%).

Задачей настоящего изобретения является создание топливной композиции авиационного неэтилированного бензина с октановым числом не менее 92,0 ед. по моторному методу и удовлетворяющей всем основным требованиям, предъявляемым к авиационному бензину Б-91/115 по ГОСТ 1012-2013.

Технический результат заключается в повышении детонационной стойкости, достижении необходимой сортности авиабензина Б-92/115 с октановым числом не менее 92,0 ед. по моторному методу, снижении содержания фактических смол, стабильности при хранении.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата, предлагаемый способ получения авиационного неэтилированного бензина включает получение фракции алкилата 40-135°C методом ректификации из широкой фракции алкилбензина и последующее компаундирование ее с толуолом и ксилолом, изомеризатом и монометиланилином, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Фракция алкилата 40-135°C 40,0-70,0 Толуол и ксилол 20,0-34,0 Изомеризат 5,0-35,0 Монометиланилин 1,0-2,5

Причем соотношения ксилола и монометиланилина выбирается в диапазоне от 1:1 до 5:1. Соотношения изопентанового и гексанового изомеризата выбирается в диапазоне от 0:1 до 1:0. В качестве ксилола возможно использование нефтяного ксилола.

Авиабензин может содержать присадки: антиокислительные, антикоррозионные, антистатические и другие, а также красители разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Производство основного компонента - фракции алкилата 40-135°C осуществляют ректификацией из широкой фракции 30°C -202°C алкилбензина, получаемой в процессе сернокислотного алкилирования изобутана с бутиленами или пропилен-бутиленовой фракцией.

Выделение фракции алкилата 40-135°C необходимо для максимального увеличения октанового числа этого компонента, стабилизации показателей качества «давление насыщенных паров» и «фракционный состав».

Использование ксилолов (как индивидуальных, так и их смеси, например «нефтяной ксилол по ГОСТ 9410-78» - смесь трех изомеров ксилола и этилбензола) снижает температуру конца кипения авиабензина, содержащего высококипящий компонент - монометиланилин, летучесть последнего увеличивается при содержании эквивалентных или больших (до 1:5) количеств ароматических углеводородов C8 и выше.

Изомеризат производится на установке изомеризации парафиновых углеводородов C5-C6, при этом выделяются фракции изопентанового и гексанового изомеризата. Изомеризат гексановый снижает температуру перегонки 50% авиабензина, выравнивает фракционный состав. Изомеризат изопентановый обеспечивает выполнение требований качества авиабензина по показателю «давление насыщенных паров».

Предлагаемый способ позволяет получить авиабензин, обладающий высокой стабильностью с необходимым запасом по детонационной стойкости, обеспечивающий достижение показателя «сортность» в соответствие с ГОСТ 1012-2013.

Примеры 1-4

В качестве примеров предлагаемого изобретения было приготовлено 4 образца неэтилированного авиационного бензина. Основные характеристики компонентов, использованных для приготовления образцов авиационного неэтилированного бензина, представлены в таблице 1. Составы образцов и результаты испытаний авиабензинов представлены в таблице 2.

Широкую фракцию алкилбензина загружают в колбу, снабженную ректификационной колонной с эффективностью 10 т.т., и последовательно выделяют фракции:

1. 29 (нк) - 40°C, в количестве 3,0% масс.;

2. 40-135°C, в количестве 91,8% масс.;

3. 135-205°C (к.к.), в количестве 5,2% масс.

Фракции №1 и №3 соединяют и испытывают на установке УИТ-85, октановое число по моторному методу равно 86,5 (в дальнейшем они могут быть использованы в качестве компонента автомобильного бензина АИ-92/95).

К фракции №2 добавляют толуол, ксилол, изомеризаты, монометиланилин, антиокислитель - агидол (для всех примеров в концентрации 16 мг/кг), краситель жирорастворимый зеленый 6Ж или аналогичный зеленый краситель (для всех примеров в концентрации 5 мг/кг).

По показателям качества образцы полностью соответствуют требованиям ГОСТ 1012-2013, по октановому числу, удельной низшей теплоте сгорания и содержанию фактических смол образцы имеют существенный запас качества по сравнению с нормами, установленными для этилированных авиабензинов Б-91/115.

Похожие патенты RU2613087C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА 2015
  • Дегтярёв Пётр Алексеевич
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2614764C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Белявский Олег Германович
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2600112C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Варламова Наталья Ивановна
  • Романов Владимир Николаевич
RU2569311C1
Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина 2022
  • Ершов Михаил Александрович
  • Савеленко Всеволод Дмитриевич
  • Климов Никита Александрович
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Подлеснова Екатерина Витальевна
  • Буров Никита Олегович
RU2802183C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2014
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
RU2554938C1
НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ БЕНЗИН 2014
  • Квашнин Андрей Борисович
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Приваленко Алексей Николаевич
  • Шарин Евгений Алексеевич
RU2547151C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2014
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
RU2572242C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2013
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2530901C1
КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2015
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Андреев Андрей Владимирович
  • Середа Владимир Васильевич
RU2581829C1
Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина 2022
  • Ершов Михаил Александрович
  • Савеленко Всеволод Дмитриевич
  • Климов Никита Александрович
  • Буров Никита Олегович
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Подлеснова Екатерина Витальевна
RU2786223C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115

Изобретение раскрывает способ получения неэтилированного авиационного бензина, включающий компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, характеризующийся тем, что в качестве основы используют фракцию алкилата 40-135°C, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Фракция алкилата 40-135°C 40,0-70,0 Толуол и ксилол 20,0-34,0 Изомеризат 5,0-35,0 Монометиланилин 1,0-2,5,

при этом массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1. Технический результат заключается в повышении детонационной стойкости, достижении необходимой сортности авиабензина Б-92/115 с октановым числом не менее 92,0 ед. по моторному методу, снижении содержания фактических смол, стабильности при хранении. 2 з.п. ф-лы, 4 пр., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 613 087 C1

1. Способ получения неэтилированного авиационного бензина, включающий компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, отличающийся тем, что в качестве основы используют фракцию алкилата 40-135°C, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Фракция алкилата 40-135°C 40,0-70,0 Толуол и ксилол 20,0-34,0 Изомеризат 5,0-35,0 Монометиланилин 1,0-2,5,

при этом массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве изомеризата используют изопентановый и/или гексановый изомеризат в соотношении 0-1:1-0, соответственно.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что в качестве ксилола может быть использован нефтяной ксилол.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2613087C1

ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2013
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2530901C1
WO 2002040620 A3 23.05.2002
US 9035114 B1 19.05.2015
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Варламова Наталья Ивановна
  • Романов Владимир Николаевич
RU2569311C1
Сырьевая смесь 1983
  • Гамза Лев Борисович
  • Гуськова Зоя Дмитриевна
  • Журавлева Майя Борисовна
SU1313825A1

RU 2 613 087 C1

Авторы

Ведерников Олег Сергеевич

Головачёв Валерий Александрович

Карпов Николай Владимирович

Клейменов Андрей Владимирович

Ершов Михаил Александрович

Климов Никита Александрович

Емельянов Вячеслав Евгеньевич

Белявский Олег Германович

Глазов Александр Витальевич

Панов Александр Васильевич

Храпов Дмитрий Валерьевич

Короткова Наталья Владимировна

Даты

2017-03-15Публикация

2015-12-21Подача