ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Российский патент 2003 года по МПК C10L1/04 

Описание патента на изобретение RU2212432C1

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина.

Известно, что для получения высокооктановых бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, его фракции, алкилбензин, изомеризат, этиловую жидкость.

Известна топливная композиция, содержащая: бензин каталитического риформинга, его фракции, выкипающие в интервалах НК-85oС, 85-140oС, 140-200oС, 200oС-КК, изомеризат. Кроме того, композиция может содержать: алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C15 или их смеси с низшими спиртами C14 (Патент РФ 2153523, С 10 L 1/4, 2000).

Однако эта топливная композиция не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам.

Известна также топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга, фракцию 35-150oС бензина каталитического риформинга и алкилбензин, взятые соответственно в соотношении: 10-30; 40-70; 20-40 (Патент РФ 2009167, С 10 G 59/00, 1994).

Недостатками этой композиции являются высокое содержание ароматических углеводородов и относительно низкая удельная теплота сгорания.

Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, маc.%:
Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35-150oС - 55-80
Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100-190oС - 5-15
Алкилбензин - 10-20
Прямогонная бензиновая фракция - 5-15
(Патент РФ 2009168, С 10 G 59/00, 1994).

Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель.

Недостатком этой композиции также является высокое содержание ароматических углеводородов и низкая удельная теплота сгорания.

Задачей настоящего изобретения является снижение содержания ароматических углеводородов в топливной композиции и повышение удельной теплоты сгорания.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, маc.%:
Основа - ≤ 70
Алкилбензин - ≥ 30
Причем топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.

Отличие предлагаемого технического решения состоит в подобранном соотношении определенных фракций бензина каталитического риформинга, изомеризата и алкилбензина.

Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой детонационной стойкостью и удельной теплотой сгорания с пониженным содержанием ароматических углеводородов, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина.

Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем смешения фракций бензина риформинга и/или изомеризата в заявленном соотношении с последующим смешением полученной основы с алкилбензином. Затем в полученную композицию могут быть последовательно введены добавки: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка и краситель.

Для приготовления образцов предлагаемого авиационного бензина были использованы компоненты, характеристики которых приведены в таблице 1.

Описанным способом было приготовлено 3 образца основы топливной композиции и 3 образца топливной композиции на этой основе, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний приготовленных образцов топливной композиции приведены в таблице 4.

Данные, приведенные в таблице 4, убедительно подтверждают возможность использования предлагаемой топливной композиции в качестве авиационного бензина.

При выпуске товарного авиационного бензина в составе топливной композиции могут быть использованы добавки: этиловая жидкость марки П-2, антиокислительная присадка - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 с изм. 1,2; краситель органический жирорастворимый зеленый антрахиноновый по ТУ-6-36-05800167-985-90 с изм.1.

Похожие патенты RU2212432C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2019
  • Шурупов Олег Константинович
  • Данилов Алексей Георгиевич
  • Скринник Юрий Анатольевич
RU2710265C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Варламова Наталья Ивановна
  • Романов Владимир Николаевич
RU2569311C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 2015
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2613087C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б95/130 2014
  • Головачев Валерий Александрович
  • Генрих Игорь Олегович
  • Турышев Борис Иванович
  • Водолажский Сергей Васильевич
RU2556692C1
КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2015
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Андреев Андрей Владимирович
  • Середа Владимир Васильевич
RU2581829C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б-100/130 2014
  • Головачев Валерий Александрович
  • Генрих Игорь Олегович
  • Турышев Борис Иванович
  • Водолажский Сергей Васильевич
RU2574034C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2013
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2530901C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА 2015
  • Дегтярёв Пётр Алексеевич
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2614764C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2014
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
RU2572242C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Белявский Олег Германович
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2600112C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 212 432 C1

Реферат патента 2003 года ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина. Топливная композиция содержит в качестве основы не более 70% смеси фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80:20-50, и не менее 30% алкилбензина. Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель. Композиция обладает высокой детонационной стойкостью и удельной теплотой сгорания с пониженным содержанием ароматических углеводородов. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения RU 2 212 432 C1

1. Топливная композиция на основе смеси фракций бензина каталитического риформинга, содержащая алкилбензин, отличающаяся тем, что в качестве основы она содержит смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80: 20-50, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. %:
Основа - ≤ 70
Алкилбензин - ≥ 30
2. Топливная композиция по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2212432C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1992
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Навалихин П.Г.
  • Теляшев Г.Г.
  • Мальцев А.П.
  • Дейнеко П.С.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2009168C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1992
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Навалихин П.Г.
  • Теляшев Г.Г.
  • Мальцев А.П.
  • Дейнеко П.С.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2009167C1
US 4824552 А, 25.04.1989
УПРУГАЯ ОПОРА ДЛЯ ВИБРОПЛОЩАДОК 1991
  • Балтренас П.Б.
  • Пабяржис Г.В.
RU2014219C1
US 3502570 А, 24.03.1970.

RU 2 212 432 C1

Авторы

Нигматуллин Р.Г.

Фатхиев И.Н.

Шарипов Р.В.

Ланин И.П.

Галиакбаров М.Ф.

Анемподистова В.В.

Никитина Е.А.

Емельянов В.Е.

Даты

2003-09-20Публикация

2002-06-14Подача