Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам буксировки аварийных объектов.
Известен способ буксировки ПЛ, включающий использование буксирного каната, который закрепляют за шток ШУ-200 или ШУ-400 с помощью штокового захвата [1] (прототип).
При этом захват снабжен бриделем, а буксирная линия фиксируется от поперечных перемещений в клюзе, расположенном на палубе надстройки.
Недостатком способа является невозможность закрепления буксирной линии на палубе надстройки утилизируемой ПЛ из-за ее малой прочности. Кроме того, надстройка утилизируемой ПЛ может быть частично разрушена в результате выполнения демонтажных работ.
Известно устройство для реализации указанного способа, содержащее шток, штоковый захват, бридель, серьгу и буксирный канат [1, 2] (прототип).
Недостатком устройства является неудобство эксплуатации захвата из-за его большой массы.
Задачей изобретения является обеспечение удобства заведения буксирной линии утилизируемой ПЛ, улучшение управляемости буксируемой ПЛ и выполнение надежной буксировки.
Для решения задачи предлагается способ буксировки утилизируемой ПЛ, при котором палубу надстройки и набор ПЛ: в оконечности срезают до уровня прочного корпуса, в образовавшейся нише устанавливают ограничитель и наклонную плоскость от прочного корпуса до палубы надстройки, бридель штоковых захватов проводят под надстройкой, огибают вокруг ограничителя, поднимают по наклонной плоскости на палубу надстройки, соединяют серьгой со шкентелем, огон соединяют с буксирным канатом буксировщика, усилием буксировщика вытягивают серьгу по наклонной плоскости через погон и образуют буксирную линию расчетной длины.
Для реализации указанного способа предлагается устройство, содержащее шток, штоковый захват в виде скобы со съемными ручками и опорным кольцом с фиксатором для штока, бридель, серьгу, шкентель, буксирный канат, ограничитель, погон и проницаемую наклонную плоскость.
Существенным отличием от прототипа является способ буксировки ПЛ, при котором буксирную линию фиксируют ограничителями поперечных перемещений в оконечности прочного корпуса, а также конструкция захвата, обеспечивающая снижение его массы, ограничитель с погоном, проницаемая наклонная плоскость и шкентель («слабое звено»).
Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ буксировки и конструкция устройства обеспечивают по сравнению с прототипом:
- удобство работы с захватом при заведении буксирной линии;
- повышение управляемости буксируемой ПЛ;
- надежную буксировку утилизируемой ПЛ.
Сущность изобретения поясняется рисунками (фиг.1-3).
Для осуществления способа в оконечности ПЛ срезают часть легкого корпуса с набором (показано пунктиром на фиг.1). В образовавшейся нише установлены тумбы ограничителя 1, погон 2 и проницаемая наклонная плоскость 3. Штоки 4, закрепленные за обухи 5 на прочном корпусе ПЛ, соединены захватами 6 с помощью соединительной скобы 7 с бриделем 8. Концы бриделя 8 проходит вдоль прочного корпуса, огибают ограничители 1 и с помощью серьги 9, уложенной на палубе надстройки 10, соединены со шкентелем 11 (фиг.2).
На фиг.3 показана схема соединения захвата со штоком.
Корпус 12 захвата 6 снабжен кольцом 13 с вырезом для стержня 14 штока и имеющим седло 15 для головки 16 штока и фиксатором 17. Вверху корпус 12 имеет прилив с отверстием 18 для пальца соединительной скобы 19. Корпус 12 снабжен ребрами жесткости 20. Для удобства транспортировки и установки захвата 6 в рабочее положение предусмотрены съемные ручки 21.
Устройство используется следующим образом.
Для обеспечения буксировки утилизированной ПЛ элементы буксирной линии укладывают по схеме, приведенной на фиг.2. На ПЛ принимают буксирный канат буксировщика и соединяют его с огоном шкентеля 11. Усилием буксировщика шкентель 11, а за ним серьга 9 по наклонной плоскости 3 скользит между тумбами ограничителя 1 и, пройдя погон 2, выходит за оконечность ПЛ. По мере травления буксирного каната образуется буксирная линия расчетной длины с бриделем, зафиксированным от поперечных перемещений в оконечности прочного корпуса ПЛ с помощью ограничителя. При буксировке ПЛ шкентель выполняет роль «слабого звена». При превышении допустимой нагрузки шкентель разрывается и заменяется новым, а брага и буксирный канат остаются невредимыми.
Буксирная линия, зафиксированная ограничителями в районе ватерлинии, обеспечивает устойчивую и надежную буксировку. Погон 2 создает свободу перемещения буксирной линии при поворотах.
Проницаемость наклонной плоскости предотвращает разрушения в оконечности ПЛ от воздействия волн, а конструкция захвата снижает его массу и создает удобство эксплуатации по сравнению с прототипом.
Источники информации
1. Поисково-спасательные работы в ВМФ, справочник, Воениздат, М - 1994, с 271-272.
2. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, ч. IV, Воениздат, М - 1967, с 136, рис. 57.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2619885C2 |
Буксирное устройство подводной лодки | 2020 |
|
RU2746865C1 |
Устройство для выборки на палубу плавучего крана усов буксирной полудраги | 1979 |
|
SU950586A1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2011 |
|
RU2479463C1 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР | 1997 |
|
RU2116927C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЗ ВСПЛЫВШЕЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ | 2014 |
|
RU2557684C1 |
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов | 2015 |
|
RU2622520C2 |
СПОСОБ УДЕРЖАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА НАД АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2510350C2 |
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2419574C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ | 2014 |
|
RU2551874C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к буксирным устройствам. Способ буксировки утилизируемой подводной лодки заключается в том, что срезают часть надстройки подводной лодки в её оконечности и устанавливают ограничитель и наклонную плоскость. Бридель штоковых захватов проводят под надстройкой, огибают вокруг ограничителя и на палубе надстройки соединяют серьгой со шкентелем. Огон шкентеля соединяют с буксирным канатом и вытягивают серьгу через погон, образуя буксирную линию. Устройство для буксировки содержит шток, штоковый захват, бридель, серьгу, шкентель, ограничитель с погоном и буксирный канат. Технический результат заключается в повышении удобства заведения буксирной линии, улучшении управляемости буксируемой подводной лодки и обеспечении надежности буксировки. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
A.M.Захаров, А.Д | |||
Дидык, Управление судном и его техническая эксплуатация | |||
- М.: Транспорт, 1982, стр.286-294 | |||
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР | 1997 |
|
RU2116927C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПЛАВУЧЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2013289C1 |
US 3897746, 05.08.1975. |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2001-06-13—Подача