СПОСОБ БУКСИРОВКИ УТИЛИЗИРУЕМОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B63B21/56 

Описание патента на изобретение RU2275310C2

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам буксировки аварийных объектов.

Известен способ буксировки ПЛ, включающий использование буксирного каната, который закрепляют за шток ШУ-200 или ШУ-400 с помощью штокового захвата [1] (прототип).

При этом захват снабжен бриделем, а буксирная линия фиксируется от поперечных перемещений в клюзе, расположенном на палубе надстройки.

Недостатком способа является невозможность закрепления буксирной линии на палубе надстройки утилизируемой ПЛ из-за ее малой прочности. Кроме того, надстройка утилизируемой ПЛ может быть частично разрушена в результате выполнения демонтажных работ.

Известно устройство для реализации указанного способа, содержащее шток, штоковый захват, бридель, серьгу и буксирный канат [1, 2] (прототип).

Недостатком устройства является неудобство эксплуатации захвата из-за его большой массы.

Задачей изобретения является обеспечение удобства заведения буксирной линии утилизируемой ПЛ, улучшение управляемости буксируемой ПЛ и выполнение надежной буксировки.

Для решения задачи предлагается способ буксировки утилизируемой ПЛ, при котором палубу надстройки и набор ПЛ: в оконечности срезают до уровня прочного корпуса, в образовавшейся нише устанавливают ограничитель и наклонную плоскость от прочного корпуса до палубы надстройки, бридель штоковых захватов проводят под надстройкой, огибают вокруг ограничителя, поднимают по наклонной плоскости на палубу надстройки, соединяют серьгой со шкентелем, огон соединяют с буксирным канатом буксировщика, усилием буксировщика вытягивают серьгу по наклонной плоскости через погон и образуют буксирную линию расчетной длины.

Для реализации указанного способа предлагается устройство, содержащее шток, штоковый захват в виде скобы со съемными ручками и опорным кольцом с фиксатором для штока, бридель, серьгу, шкентель, буксирный канат, ограничитель, погон и проницаемую наклонную плоскость.

Существенным отличием от прототипа является способ буксировки ПЛ, при котором буксирную линию фиксируют ограничителями поперечных перемещений в оконечности прочного корпуса, а также конструкция захвата, обеспечивающая снижение его массы, ограничитель с погоном, проницаемая наклонная плоскость и шкентель («слабое звено»).

Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ буксировки и конструкция устройства обеспечивают по сравнению с прототипом:

- удобство работы с захватом при заведении буксирной линии;

- повышение управляемости буксируемой ПЛ;

- надежную буксировку утилизируемой ПЛ.

Сущность изобретения поясняется рисунками (фиг.1-3).

Для осуществления способа в оконечности ПЛ срезают часть легкого корпуса с набором (показано пунктиром на фиг.1). В образовавшейся нише установлены тумбы ограничителя 1, погон 2 и проницаемая наклонная плоскость 3. Штоки 4, закрепленные за обухи 5 на прочном корпусе ПЛ, соединены захватами 6 с помощью соединительной скобы 7 с бриделем 8. Концы бриделя 8 проходит вдоль прочного корпуса, огибают ограничители 1 и с помощью серьги 9, уложенной на палубе надстройки 10, соединены со шкентелем 11 (фиг.2).

На фиг.3 показана схема соединения захвата со штоком.

Корпус 12 захвата 6 снабжен кольцом 13 с вырезом для стержня 14 штока и имеющим седло 15 для головки 16 штока и фиксатором 17. Вверху корпус 12 имеет прилив с отверстием 18 для пальца соединительной скобы 19. Корпус 12 снабжен ребрами жесткости 20. Для удобства транспортировки и установки захвата 6 в рабочее положение предусмотрены съемные ручки 21.

Устройство используется следующим образом.

Для обеспечения буксировки утилизированной ПЛ элементы буксирной линии укладывают по схеме, приведенной на фиг.2. На ПЛ принимают буксирный канат буксировщика и соединяют его с огоном шкентеля 11. Усилием буксировщика шкентель 11, а за ним серьга 9 по наклонной плоскости 3 скользит между тумбами ограничителя 1 и, пройдя погон 2, выходит за оконечность ПЛ. По мере травления буксирного каната образуется буксирная линия расчетной длины с бриделем, зафиксированным от поперечных перемещений в оконечности прочного корпуса ПЛ с помощью ограничителя. При буксировке ПЛ шкентель выполняет роль «слабого звена». При превышении допустимой нагрузки шкентель разрывается и заменяется новым, а брага и буксирный канат остаются невредимыми.

Буксирная линия, зафиксированная ограничителями в районе ватерлинии, обеспечивает устойчивую и надежную буксировку. Погон 2 создает свободу перемещения буксирной линии при поворотах.

Проницаемость наклонной плоскости предотвращает разрушения в оконечности ПЛ от воздействия волн, а конструкция захвата снижает его массу и создает удобство эксплуатации по сравнению с прототипом.

Источники информации

1. Поисково-спасательные работы в ВМФ, справочник, Воениздат, М - 1994, с 271-272.

2. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, ч. IV, Воениздат, М - 1967, с 136, рис. 57.

Похожие патенты RU2275310C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2015
  • Козюков Леонид Викторович
  • Калмыков Владимир Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2619885C2
Буксирное устройство подводной лодки 2020
  • Овчинников Игорь Дмитриевич
RU2746865C1
Устройство для выборки на палубу плавучего крана усов буксирной полудраги 1979
  • Гершкович Ефим Львович
  • Лахно Павел Ефимович
  • Ярославцев Василий Всеволодович
SU950586A1
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР 1997
  • Козюков Л.В.
RU2116927C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЗ ВСПЛЫВШЕЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ 2014
  • Козюков Леонид Викторович
  • Бурняшев Александр Александрович
  • Пышный Александр Русланович
RU2557684C1
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов 2015
  • Никитинский Аврелий Иванович
  • Бурняшев Александр Александрович
RU2622520C2
СПОСОБ УДЕРЖАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА НАД АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2510350C2
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Амирагов Алексей Славович
  • Никитин Александр Дмитриевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2419574C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 2014
  • Афлятунов Андрей Юрьевич
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Кобзев Сергей Николаевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Саломатов Артур Юрьевич
RU2551874C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 275 310 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ БУКСИРОВКИ УТИЛИЗИРУЕМОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к судостроению, а именно к буксирным устройствам. Способ буксировки утилизируемой подводной лодки заключается в том, что срезают часть надстройки подводной лодки в её оконечности и устанавливают ограничитель и наклонную плоскость. Бридель штоковых захватов проводят под надстройкой, огибают вокруг ограничителя и на палубе надстройки соединяют серьгой со шкентелем. Огон шкентеля соединяют с буксирным канатом и вытягивают серьгу через погон, образуя буксирную линию. Устройство для буксировки содержит шток, штоковый захват, бридель, серьгу, шкентель, ограничитель с погоном и буксирный канат. Технический результат заключается в повышении удобства заведения буксирной линии, улучшении управляемости буксируемой подводной лодки и обеспечении надежности буксировки. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 275 310 C2

1. Способ буксировки утилизируемой подводной лодки, основанный на использовании буксирного каната и штоковых захватов, которые соединяют со штоками подводной лодки, отличающийся тем, что палубу надстройки и набор подводной лодки в оконечности срезают до уровня прочного корпуса, в образовавшейся нише устанавливают ограничитель и наклонную плоскость от прочного корпуса до палубы надстройки, бридель штоковых захватов проводят под надстройкой, огибают вокруг ограничителя, поднимают по наклонной плоскости на палубу надстройки, соединяют серьгой со шкентелем, огон шкентеля соединяют с буксирным канатом буксировщика, усилием буксировщика вытягивают серьгу по наклонной плоскости через погон и образуют буксирную линию расчетной длины.2. Устройство для буксировки утилизируемой подводной лодки, содержащее шток, штоковый захват, бридель, серьгу и буксирный канат, отличающееся тем, что корпус захвата выполнен в виде скобы со съемными ручками и подкреплен ребрами жесткости, а опорой для штока служит седло кольца, вваренного в основание корпуса, с вырезом и фиксатором, бридель захвата серьгой соединен со шкентелем, а в оконечности подводной лодки установлены ограничитель в виде вертикальных тумб с погоном, расположенным у ватерлинии, и проницаемая наклонная плоскость от основания тумб до палубы надстройки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2275310C2

A.M.Захаров, А.Д
Дидык, Управление судном и его техническая эксплуатация
- М.: Транспорт, 1982, стр.286-294
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР 1997
  • Козюков Л.В.
RU2116927C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПЛАВУЧЕГО ОБЪЕКТА 1991
  • Симонов Б.Б.
  • Пиянзов Г.Г.
  • Нисневич М.З.
  • Шаляпин В.А.
RU2013289C1
US 3897746, 05.08.1975.

RU 2 275 310 C2

Авторы

Козюков Леонид Викторович

Алексеев Игорь Николаевич

Чехман Анатолий Степанович

Платонов Генрих Михайлович

Луговой Виталий Александрович

Молчанов Владимир Александрович

Даты

2006-04-27Публикация

2001-06-13Подача