Изобретение относится к средствам имитации подвижных воздушных целей и может быть использовано для отработки технических характеристик, контроля технических состояний зенитных комплексов с различными системами наведения (тепловыми, радиолокационными, оптическими и др.), а также обучения расчетов упомянутых комплексов, в том числе при проведении учебных стрельб.
Известен принятый за прототип комплекс малоразмерной воздушной мишени Е95, разработанный и изготавливаемый ЗАО «Эникс», г. Казань (http://www.enics.ru). Этот комплекс включает в себя малоразмерную радиоуправляемую воздушную мишень Е95М с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, оснащаемую уголковым отражателем и парашютом, наземную станцию управления, размещенную на автомобиле с кузовом, обеспечивающую управление мишенью, транспортную машину средств поиска и эвакуации, а также буксируемую пусковую установку, предназначенную для проведения предстартового контроля мишеней, запуска маршевого двигателя и пуска мишени.
Прототип имеет недостатки.
Необходимость использования двух автомобилей и одного буксируемого прицепа усложняет эксплуатацию и увеличивает количество обслуживающего персонала, снижает надежность, требует повышенного расхода моторесурса и горюче-смазочных материалов.
Узкий диапазон скоростей полета мишени 200…300 км/час. Невысокая максимальная скорость ограничивает возможность имитации кинематических параметров ряда средств воздушного нападения противника.
Заявлено, что имитируются планирующая бомба, ДПЛА, крылатая ракета. Последняя указана не совсем корректно, поскольку скорость полета крылатых ракет составляет не менее 500 км/час.
В свою очередь высокая минимальная скорость полета, определяемая, в частности, нормальной аэродинамической схемой с прямым низкорасположенным крылом и двухбалочным хвостовым оперением, приводит к необходимости использования пневматической катапульты высокой мощности, требующей отдельного колесного шасси.
Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель не может обеспечить высоту полета мишени свыше 3000 м, при работе создает акустический шум высокой интенсивности. Кроме того, этот двигатель необходимо запускать с помощью специального оборудования, входящего в состав пусковой установки.
Диаграмма рассеивания уголкового радиолокационного отражателя имеет конструктивно обусловленные глубокие провалы (угловая ширина индикатрисы на уровне половинной мощности составляет менее 45°), что не достаточно для радиозаметности мишени со всех направлений наблюдения с земли.
Поиск приземлившейся мишени затруднен из-за отсутствия окраски парашюта, контрастирующей с фоновой окраской поверхности земли в условиях всех сезонов.
Задачей изобретения является разработка конструкции мишенного комплекса с малоразмерными радиоуправляемыми мишенями самолетного типа с оптимизированными составом и компоновкой, позволяющего имитировать широкий спектр характеристик различных современных средств воздушного нападения.
Техническим результатом изобретения является расширение технических возможностей комплекса, повышение его надежности и универсальности, повышение качества боевой подготовки зенитчиков, снижение стоимости как самого комплекса, так и его эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что в мишенном комплексе, имеющем в своем составе малоразмерную радиоуправляемую мишень самолетного типа, оснащенную реактивным двигателем, уголковым радиоотражателем и парашютом, наземную станцию управления, пневматическую пусковую установку, новым является то, что малоразмерная мишень выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло» и снабжена двумя турбореактивными двигателями, двумя четырехячеечными уголковыми радиоотражателями, размещенными внутри фюзеляжа, направленными в нижнюю полусферу, развернутыми относительно друг друга на угол 45°, основания отражателей расположены в общей плоскости, парашют имеет окраску, контрастирующую с фоновой окраской поверхности земли в условиях всех сезонов, пусковая установка выполнена переносной, мишенный комплекс размещается в кузове-фургоне одного автомобиля, расчет комплекса при перевозке размещается в кабине этого же автомобиля.
Выполнение мишени по аэродинамической схеме «летающее крыло» позволяет снизить минимальную скорость полета мишени и соответственно уменьшить мощность, габариты и массу пневматической катапульты, что позволяет выполнить ее переносной.
Снабжение мишени двумя турбореактивными двигателями позволяет повысить максимальную скорость полета мишени, что расширяет номенклатуру имитируемых средств воздушного нападения. Кроме того повышается надежность мишени: при отказе одного двигателя полет продолжается за счет второго двигателя, снижается акустический шум.
Снабжение мишени двумя четырехячеечными уголковыми радиоотражателями размещенными внутри фюзеляжа, направленными в нижнюю полусферу, развернутыми относительно друг друга на угол 45°, расположение оснований отражателей в общей плоскости позволяет создать равномерную радиолокационную диаграмму рассеивания, обеспечить радиозаметность летящей мишени со всех направлений.
Контрастный цвет парашюта улучшает поиск мишени после ее посадки.
Выполнение пусковой установки переносной отменяет необходимость использования отдельного колесного шасси для ее транспортирования.
Размещение мишенного комплекса в кузове-фургоне одного автомобиля, размещение расчета комплекса при перевозке в кабине этого же автомобиля снижает количество обслуживающего персонала, повышает надежность, снижает расход моторесурса и горюче-смазочных материалов, снижает стоимость как самого комплекса, так и его эксплуатации.
Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что предлагаемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1…3 изображен общий вид варианта исполнения мишени.
Малоразмерная радиоуправляемая мишень 1 самолетного типа выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло», снабжена двумя турбореактивными двигателями 2, двумя четырехячеечными уголковыми радиоотражателями 3, размещенными внутри фюзеляжа, направленными в нижнюю полусферу, развернутыми относительно друг друга на угол 45°, основания отражателей расположены в общей плоскости.
Парашют 4 окрашен, например, в оранжевый цвет, обеспечивающий цветовой контраст с фоновой окраской поверхности земли в условиях всех сезонов для улучшения визуального обнаружения мишени после посадки.
Мишени, наземная станция управления, переносная пневматическая пусковая установка и другое оборудование мишенного комплекса размещаются в кузове-фургоне одного автомобиля, расчет комплекса при перевозке размещается в кабине этого же автомобиля.
Комплекс работает следующим образом.
После прибытия автомобиля на место запуска мишеней расчет комплекса (три человека, включая водителя) проводит выгрузку из кузова-фургона и установку на грунт пусковой установки, подключение ее к пневмосистеме питания, расположенной в кузове-фургоне.
Затем выгружают и устанавливают на пусковую установку мишень. Включается электропитание аппаратуры и оборудования наземной станции управления.
Программа полета мишени вводится в электронно-вычислительную машину наземной станции управления. Далее программа транслируется по радиоканалу на мишень. Мишень готова к запуску.
На пусковую установку от пневмосистемы питания поступает импульс сжатого воздуха. Пусковая установка разгоняет мишень до необходимой для начала полета скорости, мишень начинает полет, проводя радиообмен с наземным пунктом управления.
Благодаря двум четырехячеечным уголковым радиоотражателям, развернутым относительно друг друга на угол 45°, создается равномерная радиолокационная диаграмма рассеивания, обеспечивающая радиозаметность малоразмерной мишени со всех направлений.
Зенитчики в соответствии с поставленной задачей производят обнаружение, захват, сопровождение цели, также может быть произведен обстрел мишени.
Благодаря цветовой окраске парашюта мишени расчет комплекса после приземления мишени легко обнаруживает ее и производит эвакуацию.
Правильность и эффективность предлагаемых технических решений подтверждена в ходе государственных испытаний мишенного комплекса 9Ф875.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Малоразмерный беспилотный летательный аппарат | 2023 |
|
RU2812634C1 |
РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ ЛЕТАЮЩАЯ МИШЕНЬ | 2015 |
|
RU2590419C1 |
ВОЗДУШНАЯ МИШЕНЬ | 2013 |
|
RU2530461C1 |
Универсальный мишенный комплекс | 2018 |
|
RU2689520C1 |
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2407658C1 |
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2486078C1 |
СОСТАВНОЕ ЛЕТАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2019 |
|
RU2725866C1 |
МИШЕННЫЙ КОМПЛЕКС | 2013 |
|
RU2556333C2 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА | 2013 |
|
RU2534157C1 |
Универсальный мишенно-тренировочный комплекс | 2015 |
|
RU2612336C2 |
Изобретение относится к средствам имитации подвижных воздушных целей и может быть использовано для испытаний зенитных комплексов и тренировки их расчетов. Устройство имеет в своем составе малоразмерную радиоуправляемую мишень самолетного типа, оснащенную реактивным двигателем, уголковым отражателем и парашютом, наземную станцию управления, пневматическую пусковую установку. Малоразмерная мишень выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло» и снабжена двумя турбореактивными двигателями, двумя четырехячеечными уголковыми радиоотражателями. Последние размещены внутри фюзеляжа, направлены в нижнюю полусферу и развернуты относительно друг друга на угол 45°, основания отражателей расположены в общей плоскости. Парашют имеет окраску, контрастирующую с фоновой окраской поверхности земли в условиях всех сезонов. Пусковая установка выполнена переносной, а мишенный комплекс размещается в кузове-фургоне одного автомобиля. Технический результат заключается в расширении технических возможностей комплекса, повышении его надежности и универсальности, повышении качества боевой подготовки зенитчиков. 2 ил.
Мишенный комплекс, имеющий в своем составе малоразмерную радиоуправляемую мишень самолетного типа, оснащенную реактивным двигателем, уголковым отражателем и парашютом, наземную станцию управления, пневматическую пусковую установку, отличающийся тем, что малоразмерная мишень выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло» и снабжена двумя турбореактивными двигателями, двумя четырехячеечными уголковыми радиоотражателями, размещенными внутри фюзеляжа, направленными в нижнюю полусферу, развернутыми относительно друг друга на угол 45°, основания отражателей расположены в общей плоскости, парашют имеет окраску, контрастирующую с фоновой окраской поверхности земли в условиях всех сезонов, пусковая установка выполнена переносной, мишенный комплекс размещается в кузове-фургоне одного автомобиля, расчет комплекса при перевозке размещается в кабине этого же автомобиля.
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ИМИТАТОР ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2442947C1 |
ИМИТАТОР ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2002 |
|
RU2193747C1 |
МИШЕНЬ | 2002 |
|
RU2212623C1 |
Авторы
Даты
2014-11-10—Публикация
2013-07-30—Подача