СПОСОБ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕТЧИКА (ПАССАЖИРА) ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2015 года по МПК B64D25/08 

Описание патента на изобретение RU2538481C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам катапультирования из летательного аппарата в аварийных ситуациях.

Известен способ катапультирования из летательного аппарата, согласно которому сначала происходит катапультирование парашютной укладки с помощью одного стреляющего механизма, а затем - катапультирование члена экипажа с помощью другого стреляющего механизма (патент RU 2075861, приоритет 30.06.1994 г.).

Катапультирование запускается вытягиванием летчиком ручки катапультирования, после чего катапультируется парашютная укладка с последующим катапультированием летчика.

Известный способ реализован катапультной системой типа СКС (1. Руководство по технической эксплуатации № СКС-9200-1300 РЭ, издание ОАО «НЛП «Звезда», 2005 г.; 2. интернет-сайт ОАО «НПП «Звезда» http://www.zvezda-npp.ru/sks94.html; 3. патент RU 2075861, приоритет 30.06.1994 г.; 4. патент US 6,042,054, приоритет 28.03.2000 г.).

Катапультная система СКС предназначена для малоскоростных самолетов легкого типа, включая учебно-тренировочные, спортивно-пилотажные, патрульные, сельскохозяйственные и другие легкие самолеты, относящиеся к авиации общего назначения.

В состав катапультной системы СКС для каждого члена экипажа входит кресло с отделяемым заголовником и уложенным в него парашютом, двумя стреляющими механизмами и привязная-подвесная система.

Примечательной особенностью этой системы является то, что кресло, входящее в ее состав, не катапультируется вместе с человеком, а остается в кабине.

Недостатками известного способа катапультирования из летательного аппарата являются следующие.

1. Раздельное катапультирование парашютной укладки и летчика требует двух стреляющих механизмов.

2. Если аварийная ситуация характеризуется сложным пространственным положением самолета относительно вектора его скорости, велик риск зацепления мягких элементов парашютной системы за выступающие части летательного аппарата.

Для устранения этих недостатков предлагается заявляемый способ катапультирования, который заключается в вытягивании летчика (пассажира) и парашютной укладки одним стреляющим механизмом одновременно, как единого целого.

Для этого парашютную укладку размещают непосредственно за спиной летчика, используя ее как спинку сиденья. Укладка плотно крепится к летчику при помощи привязной-подвесной системы и соединена буксировочным фалом с телескопическим стреляющим механизмом, установленным в кабине за спиной летчика. В результате срабатывания стреляющего механизма летчик с укладкой одновременно оказываются в воздушном потоке вне летательного аппарата, после чего автоматически осуществляется ввод в действие парашюта.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства для осуществления заявляемого способа, на фиг.2 показаны основные этапы процесса катапультирования и ввода парашюта.

Предлагаемое устройство содержит стреляющий механизм 1 с буксировочным фалом 2, фал расчековки парашюта 3, привязную-подвесную систему 4 и парашютную укладку 5 (фиг.1).

Привязная-подвесная система объединяет летчика с укладкой в единый блок, соединенный буксировочным фалом и фалом расчековки парашюта со стреляющим механизмом, причем фал расчековки парашюта длиннее буксировочного фала и в отличие от последнего соединен со стреляющим механизмом неразъемно.

После срабатывания стреляющего механизма единый блок вытягивается из кабины полностью (фиг.2), после чего буксировочный фал автоматически отсоединяется, а единый блок продолжает движение по инерции вверх до полного распрямления фала расчековки парашюта. Силой натяжения этого фала укладка раскрывается и вводится в действие парашют.

Длины фалов и скорость катапультирования подбираются так, чтобы ввод парашюта осуществлялся после того, как летчик с укладкой миновали хвостовое оперение обгоняющего их летательного аппарата.

Таким образом, заявляемый способ катапультирования позволяет осуществить катапультирование летчика (пассажира) и парашюта одним стреляющим механизмом и полностью избавляет летчика (пассажира) от риска возможного зацепления за элементы летательного аппарата.

Похожие патенты RU2538481C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Поздняков Сергей Сергеевич
  • Киселев Юрий Андреевич
  • Гипич Альберт Федорович
  • Морозов Дмитрий Валерьевич
RU2540133C1
СПОСОБ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕТЧИКА ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Оленев Евгений Александрович
RU2621133C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2022
  • Ковба Вячеслав Викторович
  • Шаповалов Михаил Валерьевич
RU2812986C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА 2008
  • Гипич Альберт Федорович
  • Головин Владимир Васильевич
  • Добрынин Вячеслав Васильевич
  • Кленяев Александр Николаевич
  • Костюченко Вадим Алексеевич
  • Михеев Сергей Викторович
  • Наумов Виктор Александрович
  • Пожарский Александр Леонидович
  • Савинов Альберт Павлович
  • Северин Гай Ильич
  • Соболев Петр Петрович
RU2382722C2
СПОСОБ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ПАРАШЮТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Северин Гай Ильич
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Соболев Петр Петрович
  • Савинов Альберт Павлович
  • Гипич Альберт Федорович
  • Наумов Виктор Александрович
  • Лебедев Герман Сергеевич
  • Котова Светлана Петровна
  • Добрынин Вячеслав Васильевич
RU2371357C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Поздняков Сергей Сергеевич
  • Киселев Юрий Андреевич
  • Гипич Альберт Федорович
  • Морозов Дмитрий Валерьевич
  • Соболев Петр Петрович
RU2540900C1
КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ПИЛОТА 2002
  • Молчанов В.Ф.
  • Колесников В.И.
  • Козьяков А.В.
  • Федоров С.Т.
  • Александров М.З.
  • Чижиков О.М.
  • Граменицкий М.Д.
RU2232698C1
Способ и система приземления парашютиста 2017
RU2671896C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Поздняков Сергей Сергеевич
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Соболев Пётр Петрович
  • Шмуклер Борис Юрьевич
  • Гипич Альберт Фёдорович
  • Смирнова Светлана Александровна
  • Добрынин Вячеслав Васильевич
RU2436711C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ПАССАЖИРСКИМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ 2000
  • Сиротин В.Н.
RU2172277C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 538 481 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕТЧИКА (ПАССАЖИРА) ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к средствам катапультирования из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Способ катапультирования летчика или пассажира из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика или пассажира с парашютной укладкой из кабины за привязную подвесную систему стреляющим механизмом с последующим вводом в действие парашюта. При этом с одним стреляющим механизмом соединяют как буксировочный фал, так и фал расчековки парашюта, который делают длиннее буксировочного фала. Изобретение направлено на снижение риска зацепления элементов парашютной системы за выступающие части летательного аппарата. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 538 481 C1

Способ катапультирования летчика или пассажира из летательного аппарата, заключающийся в вытягивании летчика или пассажира с парашютной укладкой из кабины за привязную подвесную систему стреляющим механизмом с последующим вводом в действие парашюта, отличающийся тем, что с одним стреляющим механизмом соединяют как буксировочный фал, так и фал расчековки парашюта, причем фал расчековки делают длиннее буксировочного фала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538481C1

СПОСОБ АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Северин Г.И.
RU2075861C1
US 3424409 A1, 28.01.1969
US 4007895 A1, 15.02.1977.

RU 2 538 481 C1

Авторы

Поздняков Сергей Сергеевич

Киселев Юрий Андреевич

Гипич Альберт Федорович

Морозов Дмитрий Валерьевич

Даты

2015-01-10Публикация

2013-08-27Подача