СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО К.П.Д. ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2015 года по МПК G01L3/26 

Описание патента на изобретение RU2539907C2

Изобретение относится к области технического диагностирования двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам определения их механического к.п.д. (ηм) и может быть использовано для оценки качества как их изготовления, так и ремонта.

Известные методы определения механического к.п.д. двигателя, основанные на последовательном выключении из работы отдельных цилиндров, прокручивании коленчатого вала от постороннего источника энергии (ГОСТ 14846-81), одиночном и двойном выбеге (а.с. СССР №302644, G01M 15/00, 1971; а.с. СССР №465569, G01L 3/26, 1975; а.с. СССР №993060, G01L 3/24, 1981; а.с. СССР №1573355, G01L 3/26, 1990) и др., имеют относительно высокую погрешность, доходящую до 5…10% [1, с.58-67].

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является выбранный в качестве прототипа метод последовательного отключения цилиндров, позволяющий отключением цилиндра определять его индикаторную мощность Nix [1]:

Nix=Ne-Ne-1,

где Ne и Ne-1 - эффективные мощности соответственно при всех работающих цилиндрах и одном выключенном, определяемые на тормозном стенде (по показаниям динамометра).

Сложением найденных таким образом индикаторных мощностей цилиндров находится индикаторная мощность в целом двигателя Ni и затем его механический к.п.д.:

ηм=Ne/Ni

Однако при этом методе, как и при всех других известных, кроме метода одиночного выбега требуется электробалансирная тормозная установка, существенно усложняющая и удорожающая процесс испытания двигателя. Одиночный же выбег, свободный от этого недостатка, по точности существенно уступает другим [1]. К тому же при всех перечисленных методах не удается обеспечивать необходимую для получения высокой точности оценок термическую идентичность (по цилиндрам) испытаний.

Задачей заявляемого изобретения является упрощение процесса испытаний исключением использования электробалансирной тормозной установки и повышение точности определения механического к.п.д.

Отличием настоящего технического решения является то, что механический к.п.д. двигателя определяется при работе его с номинальной подачей топлива на холостом ходу при номинальных оборотах, достигаемых пропуском подачи топлива, причем с равномерным чередованием его по цилиндрам.

Достигается это тем, что при этом:

- двигатель загружается за счет своих внутренних потерь энергии и поэтому не требуется применение электробалансирной тормозной установки;

- создаются практически идентичные по цилиндрам тепловая напряженность и режим смазки сопряжений в узлах с подвижными деталями двигателя, и определяется только число пропущенных на холостом ходу и общее число подач на номинальном режиме, повышающие точность оценки механического к.п.д.

Погрешность данного метода зависит в основном от точности определения числа подач и по расчетам не превышает 1%.

Испытаниями последовательно определяются число реализованных подач k и с его использованием число пропущенных подач как разницу z=(i-k) между общим числом подач на номинальном режиме (i) и (k) и находится механический к.п.д. двигателя:

ηм=zmax/I,

где zmax и i - пропущенные (на холостом ходу) и общее число подач [2].

Общее число подач (i) находится исходя из паспортных данных двигателя, в которых указаны номинальные обороты двигателя (n), число цилиндров (m), с учетом коэффициента тактности (0,5, если двигатель четырехтактный и 1 - двухтактный):

i=n·τ·m.

Источники информации

1. Испытание двигателей внутреннего сгорания [Текст] / [Б.С.Стефановский и др.]. - М.: Машиностроение, 1972, 367 с.

2. Методика исследования дизелей, регулируемых пропуском впрыска топлива [Текст] / Р.М.Баширов, В.Н.Хусаинов, A.M.Миннигалеев. - Уфа: БашГАУ, 2011. 111 с.

Похожие патенты RU2539907C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Гребенников Сергей Александрович
  • Гребенников Александр Сергеевич
  • Федоров Дмитрий Викторович
RU2454643C1
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Филин Анатолий Никифорович
  • Гондарь Вячеслав Егорович
  • Крохотин Юрий Михайлович
SU1788453A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Гребенников Александр Сергеевич
  • Гребенников Сергей Александрович
  • Иванов Роман Валерьевич
  • Коновалов Артем Владимирович
  • Косарева Анна Владимировна
RU2328713C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Девянин Сергей Николаевич
  • Щукина Варвара Николаевна
  • Андреев Сергей Андреевич
RU2662017C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Александров И.К.
  • Шаров Г.И.
  • Яковицкий А.А.
RU2042860C1
Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Барыкин Алексей Юрьевич
  • Леонов Евгений Викторович
  • Галиев Ильяс Радикович
RU2805116C1
Способ оценки мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Курносов Антон Федорович
  • Гуськов Юрий Александрович
  • Корниенко Владимир Николаевич
  • Дрожневский Андрей Геннадьевич
  • Гуськов Александр Юрьевич
  • Галынский Андрей Александрович
RU2785419C1
СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Тимохин С.В.
  • Родионов Ю.В.
  • Морунков А.Н.
  • Уханов Д.А.
RU2157515C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Клименко Денис Николаевич
  • Борисов Александр Анатольевич
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Орехов Алексей Константинович
RU2694108C1
Способ определения параметров двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Филин Анатолий Никифорович
  • Гондарь Вячеслав Егорович
  • Крохотин Юрий Михайлович
SU1704006A2

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО К.П.Д. ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания. Способ реализуется с учетом того, что у двигателя, переведенного на холостой ход с сохранением номинальных оборотов и цикловых подач, количество подач пропорционально величине механических потерь энергии в нем, а общее число подач на номинальном режиме - индикаторной мощности. Находится число пропущенных подач на его холостом ходу и по его отношению к общему числу подач на номинальном режиме определяется механический к.п.д. двигателя. Технический результат заключается в повышении точности определения величины механического к.п.д. и упрощении процесса испытаний.

Формула изобретения RU 2 539 907 C2

Способ определения механического к.п.д. двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что при работе двигателя на холостом ходу на номинальных оборотах с номинальной подачей топлива находится число равномерно чередуемых по цилиндрам реализованных подач топлива, а механический к.п.д. определяется как отношение числа пропущенных при этом подач к общему числу подач на номинальном режиме работы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2539907C2

Способ определения механического КПД двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Филин Анатолий Никифорович
  • Чертков Виктор Николаевич
  • Гондарь Вячеслав Егорович
SU1573355A1
Методика исследований дизелей, регулируемых пропуском впрыска топлива [Текст]/Р.М.Баширов, В.Н.Хусаинов, А.М.Миннигалеев-.-Уфа: БашГАУ, 2011.-.-111с
Способ определения величины механических потерь двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Шаров Геннадий Иванович
  • Александров Игорь Константинович
  • Шемякин Павел Анатольевич
SU1774209A1
RU 2005293 С1, 30.12.1993

RU 2 539 907 C2

Авторы

Баширов Радик Минниханович

Миннигалеев Айдар Маснавиевич

Даты

2015-01-27Публикация

2012-07-23Подача