СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА ИЗ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Российский патент 2015 года по МПК B63G8/40 

Описание патента на изобретение RU2541027C1

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а более конкретно к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки.

Известны способы и устройства для спасания экипажей с аварийных подводных лодок:

Л.А. Белицкий «Устройство подводных лодок», ГВИ Наркомат обороны СССР, М., 1938 г., с.112-113. Здесь эвакуация экипажа аварийной подводной лодки осуществляется только через шлюзовую рубку или тубус спасательного люка.

Патент РФ №2162426 С2, опубл. 27.01.2001 г. Выход экипажа осуществляют через торпедный аппарат. А торпедные аппараты размещены только в одном отсеке подводной лодки.

С.Н. Прасолов, «Устройство подводных лодок». Воениздат., МО СССР, М., 1973 г., с.211-212. Спасение экипажа осуществляют с помощью спасательного колокола только из отсеков живучести.

Патент РФ №2149123 С1, опубл. 20.05.2000 г. Эвакуация экипажа аварийной подводной лодки осуществляют путем помещения экипажа в герметичную камеру, расположенную в пусковой шахте, обеспечивающей катапультирование камеры. Однако здесь катапультирование возможно только при определенных углах наклона подводной лодки.

Патент РФ №2214144 С2, опубл. 20.10.2003 г. Спасение экипажа осуществляют через спасательный аппарат.

Патент №2120883 С1, опубл. 27.10.1998 г. Эвакуация экипажа осуществляется путем перехода экипажа в гибкие оболочки, расположенные вне прочного корпуса и обладающие возможностью всплытия.

Общим недостатком известного является то, что эвакуацию экипажа возможно производить только из отсеков живучести (отсеки-убежища), то есть отсеков, имеющих выходные отверстия, как торпедный аппараты, пусковые шахты, выходные люки с комингс-площадками. Как правило, такие отсеки расположены в носовых и кормовых частях подводной лодки или в месте расположения главного командного пункта и, как следствие, осуществляется возможность эвакуации лишь ограниченного количества членов экипажа, если, например, смежный отсек, через который необходимо пройти до отсека живучести, охвачен пожаром или затоплен.

Наиболее близким по технической сущности и принятым в качестве прототипа является способ эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки, возможность которого реализована в подводном транспортном средстве, в частности подводном танкере (проект Швеция), включающем изолированные прочные корпуса, соединенные прочными туннелями, герметичные переборки и, по крайней мере, одну всплывающую камеру / И.А. Быковсий, «Атомные подводные лодки»». Изд. 2-е. Судпромгиз. Л., 1963 г., с.207-211, рис.109 /. Эвакуацию экипажа из жилых и служебных помещений осуществляют через коридоры и шахты-туннели, соединяющие раздельные прочные корпуса танкера. Конструкция коридоров и туннелей является продолжением прочных корпусов, представляющие собой водоизмещающие объемы.

Однако данные коридоры и шахты-туннели не обеспечивают спасение всего экипажа, находящегося в разных отсеках, ввиду невозможности проходя через аварийный отсек, что увеличивает угрозу жизни части экипажа.

Задачей заявляемого является обеспечение возможности спасения и эвакуации всего экипажа.

Технический результат заявляемого заключается в обеспечении возможности всего экипажа, независимо от места его нахождения, покинуть прочный корпус подводной лодки, находящейся как в подводном, так и в надводном положении, независимо от крена или дифферента подводной лодки, что обеспечивают размещением необходимого количества средств обеспечения выход экипажа как по длине бортов отсеков, так и по их высоте.

Как известно (С.Н. Прасолов, «Устройство подводных лодок». Воениздат, МО СССР, М., 1973 г., с.101, рис.39), балластные цистерны расположены по всей длине подводной лодки. Таким образом, указанный технической результат, позволяющий решить поставленную задачу, заключается в том, что в случае аварии (пожар, затопление, изменение газового состава воздуха, радиация) и невозможности вести дальнейшую борьбу за живучесть подводной лодки, принимают решение об эвакуации экипажа из прочного корпуса подводной лодки, а эвакуацию осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса подводной лодки каждого отсека во внутренний объем балластной цистерны, размещенной напротив данного отсека. Причем средства обеспечения выхода экипажа могут представлять собой стандартные шлюзовые камеры, снабженные люками, датчиками давления, системами вентиляции и осушения, клапанами сравнения давления и другими устройствами, обеспечивающими безопасный проход человека из объема прочного корпуса подводной лодки во внутреннюю полость балластной цистерны. Причем размещение средств обеспечения выхода экипажа как по длине корпуса каждого отсека, так и по его высоте, в зависимости от конфигурации объема отсека, обеспечивает выход экипажа практически из любого места отсека. Затем, открыв люк на внешней поверхности балластной цистерны, экипаж оказывается за пределами подводной лодки. И при нахождении подводной лодки под водой, всплывает на поверхность, а при нахождении подводной лодки над водой, остается на плаву, ожидая средства спасения.

Таким образом, представленное описание заявленного изобретения позволяет сделать заключение о том, что заявляемый способ обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками, как обеспечение возможности эвакуации, при образовании аварийной ситуации, всего экипажа подводной лодки, независимо от местонахождения его в отсеках подводной лодки и независимо от полученного подводной лодкой крена или дифферента, что позволяет выполнить поставленную задачу и сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.

Похожие патенты RU2541027C1

название год авторы номер документа
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Бардадим Денис Анатольевич
  • Поленин Владимир Иванович
  • Марков Александр Сергеевич
RU2787696C1
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Паршиков Сергей Кузьмич
  • Скорняков Александр Петрович
  • Палкин Александр Кузьмич
RU2346849C2
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО 2023
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Марков Александр Сергеевич
  • Поплутин Игорь Александрович
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Агеев Антон Сергеевич
RU2798921C1
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ 2012
  • Цой Вячеслав Константинович
RU2474511C1
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов 2016
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
RU2690327C2
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ 2000
  • Абрамов Ю.В.
  • Шкодских В.Н.
RU2174088C1
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов 2015
  • Никитинский Аврелий Иванович
  • Бурняшев Александр Александрович
RU2622520C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2002
  • Григорьев Б.В.
  • Устинов В.А.
  • Виноградов В.П.
  • Климов А.Н.
RU2210520C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ВОДОЛАЗОВ В ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2016
  • Бабкин Игорь Чубарович
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Саломатов Артур Юрьевич
RU2676216C2
СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2797933C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА ИЗ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн. Дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн. Обеспечивается возможность спасания всего экипажа подводной лодки в аварийных ситуациях. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 541 027 C1

1. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки, включающий операции по выходу экипажа за пределы прочного корпуса, отличающийся тем, что эвакуацию всего экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что средства обеспечения выхода экипажа размещают таким образом, что обеспечивают выход при любом крене или дифференте подводной лодки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2541027C1

С.Н.ПРАСОЛОВ и др
Устройство подводных лодок, Воениздат МО СССР, М, 1973, с.101, рис.39
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫВОДА ЛЮДЕЙ ИЗ ОБЪЕКТА ЧЕРЕЗ ЛЮК, НАХОДЯЩИЙСЯ ПОД ВОДОЙ 1993
  • Головин Д.А.
  • Голубев В.Г.
RU2072941C1
НОЖ ОТВАЛА ГРЕЙДЕРА 2007
  • Козин Андрей Юрьевич
RU2379428C2
Роторно-поршневой двигатель Журилова В. 1990
  • Журилов Владилен Донатович
SU1814689A3

RU 2 541 027 C1

Авторы

Архипов Андрей Викторович

Бурлаченко Владимир Петрович

Кучер Валерий Аркадьевич

Даты

2015-02-10Публикация

2013-12-05Подача