СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ Российский патент 2015 года по МПК A61F9/00 A61B5/205 

Описание патента на изобретение RU2543037C1

Изобретение относится к медицине, конкретно к офтальмологии и может быть использовано при профилактике близорукости.

Вопрос профилактики близорукости является на сегодня актуальным и социально значимым. Близорукость является наиболее частой причиной снижения зрения. По итогам Всероссийской диспансеризации заболеваемость детей и подростков миопией за последние 10 лет возросла в 1,5 раза (В.В. Нероев, 2003). Основной причиной развития миопии является нарушение функций аккомодации.

Согласно 3-компонентной теории Аветисова при возникновении миопии ведущую роль играют:

- наследственная предрасположенность;

- повышенная нагрузка на близком расстоянии;

- слабость аккомодации.

Следовательно, в этих случаях важную роль играет вопрос предупреждения развития близорукости.

В настоящее время существуют различные медикаментозные и немедикаментозные методы стабилизации прогрессирования миопии.

В медицине известны два взгляда, два отношения к профилактике и лечению близорукости:

- тренировка аккомодации путем усиления тонуса цилиарной мышцы (Белецкая Л.В., 1986; Дашевский А.И., Аветисов Э.С., 1971; Розенблюм Ю.З., 1975 идр.);

- тренировка аккомодации путем снижения нагрузки с цилиарной мышцы, в т.ч. медикаментозные (Утехин Ю.А., 1988; Ремизов М.С., Гильдина Б.И., 1971; Вязовский И.А., Пономаренко С.Ф., 1980; Gimbel Н.V., 1973, Gruber Е., 1978).

Ряд авторов (Акимова Т.Ф., Золотарева А.И., 1984; Рак В.И., 1987 и др.) предлагают сочетание этих методов.

Недостатком перечисленных методик является изолированное воздействие на цилиарную мышцу без учета общего вегетативного статуса пациента. Не используются естественные внутренние возможности самого организма.

При профилактике близорукости сегодня широко применяются способы, предполагающие использование различных линз. Отдельные из них защищены такими патентами, как EP 2499535, WO 2011/031948, EP 2149069, WO 2008/144497, RU №2449765, RU №2423956.

Известны способы тренировки цилиарной мышцы, указанные в патентах RU №2351305, RU №2148982, в том числе за счет изменения цветности экрана RU №2077292.

Патентом WO 2012/073077 защищено использование фолиевой кислоты, как элемента композиции в офтальмологии, именно для профилактики близорукости.

Известен способ профилактики прогрессирования миопии (патент №2444338, по заявке 2010140164, дата приоритета 30.09.2010 г., дата публикации 10.03.2012 г., кл. A61E 9/00). Способ включает очковую корректировку, тренировку аккомодации, инстилляцию 2,5% раствора ирифрина в оба глаза на ночь в течение 4 недель. Дополнительно определяют тип вегетативной регуляции нервной системы по методике Вейна A.M.

Использование препарата позволяет в отдельных случаях улучшить показатели аккомодационного ответа у пациентов с миопией различной степени.

В качестве прототипа рассмотрен известный способ профилактики близорукости с учетом общего вегетативного статуса пациента (Герентьев В.А. Близорукость, как валеологическая проблема. Всероссийская научно-практическая конференция. Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи. Барнаул, 2000.) Опубликована статья 18.06.2008 г. и найдена в Интернете www.uni-altai.ru/Jornal/vestnik/ARHIW/№2_2000/list/list147.html. В указанной работе показано, что основным направлением в профилактике близорукости является повышение парасимпатического тонуса вегетативной регуляции и формирование у пациента холинэргического гомеостаза. Способ предполагает механизм усиления тонуса парасимпатического отдела через урежение естественного ритма дыхания и частоты сердечных сокращений. Речь идет о ликвидации отставания детей в физиологическом развитии через повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Предполагается проведение интенсивных физических упражнений, особенно на выносливость. Кроме того, прототипом предусмотрено выполнение зрительной работы вблизи в сферопризматических очках Ю.А. Утехина, которые отодвигают от глаз зону покоя аккомодации и тем самым заставляют детей держать книгу или тетрадь на более далеком расстоянии. Автор прототипа не приводит данных о том, что занятия физической культурой и повышение тонуса парасимпатического отдела носят превалирующий характер. Создается впечатление об их второстепенном, вспомогательном характере. Не приводится данных о непосредственной связи между занятиями физкультурой и повышением аккомодации глаза. Кроме того, не всем детям могут быть показаны физические занятия особенно на выносливость. Например, если ребенок страдает близорукостью и одновременно имеет проблемы в сердечно-сосудистой области, чрезмерные занятия физкультурой на выносливость могут только навредить. Поэтому способ, предложенный в известном прототипе, может быть использован не всеми детьми, а только определенной группой. При этом необходим контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы. Известно, что средняя степень близорукости (3,0Д-6,0Д) является противопоказанием для занятия физкультурой в школе в основной группе. Не все способы повышения тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы приемлемы для всех категорий пациентов, страдающих близорукостью или предрасположенных к ее развитию.

Что оказало большее влияние на улучшение состояния детей: применение сферопризматических очков или физические упражнения с урежением естественного ритма дыхания из текста прототипа не понятно.

Предлагаемое изобретение касается профилактики миопии. В основе предлагаемого изобретения лежит профилактика близорукости за счет стабилизации вегетативного баланса и повышения аккомодации глаза путем дыхательного тренинга.

Техническим результатом заявляемого изобретения является снижение риска возникновения близорукости и повышение аккомодационной способности глаз неинвазивным методом.

Важную роль приобретают методы нефармакологического лечения, к которым относится биоуправление резервными возможностями организма с биологической обратной связью (БОС). Актуальны вопросы профилактики и предупреждения развития близорукости в масштабах страны, особенно в раннем детском возрасте.

Предлагается способ профилактики близорукости, включающий активацию парасимпатического звена вегетативной нервной системы на общем уровне, повышая аккомодационную способность глаза.

Отличием является то, что аккомодационную способность глаза улучшают путем выработки у пациента диафрагмального типа дыхания при заданном соотношении вдохов и выдохов с использованием голосовых команд, а продолжительность вдоха и выдоха регулируют с определенной цикличностью под контролем сердечного ритма с общей продолжительностью сеанса тренинга от 5 до 7 минут ежедневно.

Указанный выше технический результат достигается тем, что в ходе сеансов пациента обучают диафрагмально-релаксационному типу дыхания, что обеспечивает синхронизацию дыхательного и сердечного ритмов. Полученные эффекты позволяют увеличить резервные возможности всего организма и оптимизировать вегетативную регуляцию на общем и местном (цилиарная мышца) уровнях, одновременно (как показано в описании эксперимента) повышая при этом аккомодационную способность глаза без дополнительного привлечения медицинских препаратов и устройств. Пациенты во время сеанса находятся в комфортной, удобной обстановке и физически не перегружаются. Серией экспериментов установлена причинно-следственная связь между формированием диафрагмального типа дыхания с соблюдением определенных правил его проведения с улучшением аккомодационной способности глаз.

Диафрагмальный тип дыхания в медицине обычно связан с восстановлением и благоприятным воздействием на сердечно сосудистую систему, легочные заболевания и просто как общеукрепляющие процедуры. Не изучалась причинно-следственная связь между дыхательными процедурами и аккомодационными способностями глаза. Не разрабатывался оптимальный режим проведения дыхательного тренинга именно для этих целей. Подаче материалов заявки предшествовала кропотливая работа на протяжении четырех лет по разработке способов проведения дыхательного тренинга, изучалось влияние диафрагмального дыхания на полученные результаты аккомодации глаз, подтвержденные офтальмологическими обследованиями. Техническая прогрессивность способа заключается в том, что выявлено не известное ранее влияние дыхательного тренинга именно на повышение аккомодационной способности глаза. Разработаны правила проведения тренинга по диафрагмальному типу дыхания, приемлемому для проведения в обычных условиях, например в учебном классе. Предложен не известный ранее подход к профилактике именно близорукости. Изобретательский уровень заявляемого способа заключается в том, что предлагается простой, доступный и недорогой способ профилактики близорукости, который может одновременно улучшить и общее состояние организма подростка. Именно благодаря несложным приемам диафрагмального дыхания можно остановить развитие близорукости, а во многих случаях улучшить аккомодацию глаза. Проведение ежедневно в школе с подростками занятий по использованию указанного в заявке способа позволит получить положительные результаты по улучшению их зрения, не отрывая детей от занятий. Особенно может быть актуальным для учеников первых классов, когда у детей значительно возрастает нагрузка на глаза. В этом заключается преимущество заявляемого способа по сравнению с прототипом. Способ легко осуществим во время проведения учебных занятий в присутствии школьного медработника, в отличие от известных и в том числе медикаментозных способов лечения и профилактики близорукости.

Результаты полученного эффекта подтверждены опытным путем.

Заявляемый способ профилактики близорукости осуществляется следующим образом.

1. Необходимые условия для проведения тренинга: комфортная обстановка, тишина. Помещение должно быть предварительно проветрено.

2. Ребенку объясняют как надо дышать «животиком».

3. Обучение пациента технике диафрагмального дыхания: при быстром вдохе передняя брюшная стенка выпячивается кнаружи, при медленном выдохе возвращается в первоначальное положение, соотношение вдох:выдох = 1:4. Выдох используется в несколько приемов. Для детей проще использовать голосовую команду: «Вдох. Вы-ды-ха-ем», слегка задерживая дыхание на выдохе при регуляции продолжительности вдоха и выдоха.

4. Проведение дыхательных упражнений начинают с 3 циклов и доводят до 5 и более. Общая продолжительность дыхательного тренинга составляет от 5 до 7 минут. При проведении экспериментальных исследований диагностика величины дыхательной аритмии сердца (ДАС) для сравнения и выявления отличий у детей с хорошим зрением и с близорукостью осуществлялась с использованием компьютерной программы «Дыхание 2.12» (ЗАО «Биосвязь», Санкт-Петербург, при участии СпбГМУ им. Академика И.П. Павлова. Метод БОС по частоте сердечных сокращений. Свидетельство №1717116. 18.08.1989).

Необходимое оборудование: ПК, прибор биологической обратной связи (преобразователь и усилитель кардиосигнала), два кардиодатчика с ремнем для крепления.

1. Кардиодатчики накладываются по средне-ключичной линии в 5 межреберье.

2. Проверка качества наложения датчиков и соединения их с системой. Контроль - стойкий и четкий ЭКГ-сигнал.

3. Запись фоновых показателей - частоты сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе и выдохе, частоты дыхания (ЧД), величины дыхательной аритмии сердца (ДАС=ЧССmax-ЧССmin).

4. Запись тех же показателей при диафрагмальном дыхании с использованием сигналов биологической обратной связи. На экране пациент видит изображение столбика с изменяющимся уровнем окрашивания, что демонстрирует рост ЧСС. Задача обследуемого - выровнять свое дыхание так, чтобы на высоте вдоха отмечалось максимальное значение ЧСС.

4. Продолжительность 1 сеанса - 7 минут. По окончании - выдается отчет по уроку с графическим изображением пульсограммы, средними значениями ЧСС на вдохе и выдохе, ЧД, ДАС - поминутно.

По предложенному способу проведено обследование 92 детей (девочек - 34, мальчиков - 58) в возрасте 10 лет, учащихся двух школ разного типа (лицей, общеобразовательная школа) г.Кемерово.

Обследуемые были разделены на 2 группы по клинической рефракции:

1 группа (57 человек), пациенты с эмметропией (острота зрения равна 1.0);

2 группа (35 человек), пациенты с миопией слабой степени, впервые возникшей за время обучения в начальной школе.

Офтальмологическое обследование детей включало:

- визометрию;

- определение рефракции методом скиаскопии на фоне циклоплегии (1% раствором тропикамида фракционно) и в естественных условиях.

При статистическом анализе результатов исследования дыхательной аритмии сердца не выявлено статистически значимого отличия величины ДАС в состоянии покоя: исходная ДАС у лиц с миопией - 12 уд./мин (25 процентиль - 9 уд./мин, 75 процентиль - 15 уд./мин), у обследованных с эмметропией - 13 уд./мин (25 процентиль - 9 уд./мин, 75 процентиль - 16 уд./мин; p>0,1; критерий Колмогорова-Смирнова). Исходная синусовая аритмия расценена как умеренная в обеих группах обследованных (по классификации М.К. Осколковой, 2003).

При выполнении дыхательных упражнений величина ДАС существенно увеличивается (p=0,000001, критерий Вилкоксона), что связано с усилением рефлекторной активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при медленном диафрагмальном дыхании. В большей степени нарастание величины дыхательной аритмии отмечено у обследованных с эмметропией - 22 уд./мин (17,5 уд./мин - 26 уд./мин), у обследованных с миопией - 20,5 уд./мин (16,5 уд./мин - 22,75 уд./мин), p<0,05; критерий Колмогорова-Смирнова. Следовательно, у школьников 1 группы более выражены парасимпатические влияния на сердечный ритм. Такой вариант регуляции сердечного ритма является оптимальным для организма и способствует повышению его адаптационных возможностей, эффективному использованию функциональных резервов сердечно-сосудистой системы (Баевский Р.М., 1979). Таким образом, у обследованных с миопической рефракцией имеет место недостаточное вегетативное обеспечение со стороны парасимпатической нервной системы на организменном уровне.

Проведенные нами исследования, результаты которых представлены в таблицах ниже, достоверно подтверждают достижение заявляемого технического эффекта.

Таблица №1 Резервы абсолютной аккомодации для дали у школьников (n=27) перед и после проведения дыхательного тренинга РА до проведения сеансов дыхательной гимнастики РА после проведения сеансов дыхательной гимнастики P критерий Вилкоксона Me 2,0D 4,0D P≤0,001

Таблица №2 Степень выраженности дыхательной аритмии сердца у школьников (n=27) перед и после проведения дыхательного тренинга ДАС макс. сред. до проведения сеансов дыхательной гимнастики ДАС макс. сред. после проведения сеансов дыхательной гимнастики P критерий Вилкоксона Me 15,5 уд./мин 23,5 уд./мин P≤0,001

Сущность способа дополнительно поясняется индивидуальными примерами.

Пример 1: Пациент А., 10 лет.

Сентябрь 2010 г. (начало учебного года):

острота зрения правого глаза 1,0 острота зрения левого глаза 1,0

клиническая рефракция: эмметропия

Резервы абсолютной аккомодации для дали:

правый глаз 2,0 Диоптрии левый глаз 2,0 Диоптрии Степень выраженности дыхательной аритмии сердца 9 ударов в минуту.

Май 2011 г. (по окончании учебного года):

острота зрения правого глаза 1,0 острота зрения левого глаза 1,0

клиническая рефракция: эмметропия

Резервы абсолютной аккомодации для дали:

правый глаз 4,0 Диоптрии левый глаз 4,0 Диоптрии Степень выраженности дыхательной аритмии сердца 17 ударов в минуту.

Пример 2: Пациент Б., 10 лет.

Сентябрь 2010 г. (начало учебного года):

острота зрения правого глаза 1,0 острота зрения левого глаза 1,0

клиническая рефракция: эмметропия

Резервы абсолютной аккомодации для дали:

правый глаз 2,0 Диоптрии левый глаз 2,0 Диоптрии Степень выраженности дыхательной аритмии сердца 15 ударов в минуту.

Май 2011 г. (по окончании учебного года):

острота зрения правого глаза 1,0 острота зрения левого глаза 1,0

клиническая рефракция: эмметропия

Резервы абсолютной аккомодации для дали:

правый глаз 5,0 Диоптрий левый глаз 5,0 Диоптрий Степень выраженности дыхательной аритмии сердца 26 ударов в минуту.

Пример 3: Пациент В., 10 лет.

Сентябрь 2010 г. (начало учебного года):

острота зрения правого глаза 1,0 острота зрения левого глаза 1,0

клиническая рефракция: эмметропия

Резервы абсолютной аккомодации для дали:

правый глаз 2,0 Диоптрии левый глаз 2,0 Диоптрии Степень выраженности дыхательной аритмии сердца 17,5 ударов в минуту.

Май 2011 г. (по окончании учебного года):

острота зрения правого глаза 1,0 острота зрения левого глаза 1,0

клиническая рефракция: эмметропия

Резервы абсолютной аккомодации для дали:

правый глаз 7,0 Диоптрий левый глаз 7,0 Диоптрий Степень выраженности дыхательной аритмии сердца 26,5 ударов в минуту.

Отдаленные результаты проверены у 27 пациентов через год, выполняющих дыхательную гимнастику по предложенной методике ежедневно в течении 5 минут. Не отмечено ни одного случая снижения зрения в этой группе пациентов.

Как следует из материалов заявки на изобретение, способ профилактики близорукости позволяет получить положительный эффект и может быть востребован при профилактике близорукости у школьников. При этом является доступным и легко применимым практически всеми детьми в условиях учебных заведений.

Похожие патенты RU2543037C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ МИОПИИ 2010
  • Макогон Светлана Ивановна
  • Онищенко Александр Леонидович
  • Колбаско Анатолий Владимирович
RU2444338C1
Способ лечения миопии слабой и средней степени 2020
  • Апрелев Александр Евгеньевич
  • Сетко Нина Павловна
  • Ким Валерий Иргюнович
  • Ясен Ияд Афиф Ахмед
  • Апрелева Елизавета Вадимовна
RU2737494C1
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта 2021
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Рачин Андрей Петрович
  • Нувахова Маргарита Борисовна
  • Кузюкова Анна Александровна
RU2772542C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА 2003
  • Гвоздев Е.В.
  • Лютин Д.В.
  • Гордеев О.С.
  • Сметанкин А.А.
RU2234344C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 2003
  • Ястребцева Т.А.
RU2231283C1
СПОСОБ СМЕТАНКИНЫХ ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 2009
  • Сметанкин Александр Афанасьевич
  • Сметанкина Светлана Ивановна
RU2414252C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ АККОМОДАЦИИ, ПРОФИЛАКТИКИ И/ИЛИ ЛЕЧЕНИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ БЛИЗОРУКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Ибатулин Рашид Адыгамович
  • Ковычев Андрей Сергеевич
RU2541819C2
ОЧКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И ПРИОБРЕТЕННОЙ БЛИЗОРУКОСТИ 2000
  • Лялин А.Н.
  • Лялин А.А.
  • Чаузов В.А.
  • Танаев Г.Н.
RU2203640C2
Способ и устройство для тренировки абсолютной аккомодации глаз 2023
  • Гаджиев Имран Салаутдинович
  • Гаджиев Джалал Салаутдинович
RU2816621C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 2000
  • Сметанкин А.А.
  • Бурмистров А.С.
  • Вовк О.Н.
RU2162313C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ

Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии. Повышают аккомодационную способность глаза. Для этого осуществляют активацию парасимпатического звена вегетативной нервной системы путем выработки у пациента диафрагмального типа дыхания при заданном соотношении вдохов и выдохов 1:4 с использованием голосовых команд. При этом продолжительность вдоха и выдоха регулируют под контролем сердечного ритма. Общая продолжительность сеанса тренинга составляет от 5 до 7 минут ежедневно. Способ позволяет снизить риск возникновения близорукости, что достигается за счет стабилизации вегетативного баланса. 2 табл., 3 пр.

Формула изобретения RU 2 543 037 C1

Способ профилактики близорукости, включающий повышение аккомодационной способности глаза путем активации парасимпатического звена вегетативной нервной системы, отличающийся тем, что аккомодационную способность глаза улучшают путем выработки у пациента диафрагмального типа дыхания при заданном соотношении вдохов и выдохов 1:4 с использованием голосовых команд, а продолжительность вдоха и выдоха регулируют под контролем сердечного ритма с общей продолжительностью сеанса тренинга от 5 до 7 минут ежедневно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2543037C1

ТЕРЕНТЬЕВ В А Близорукость, как валеологическая проблема
Всероссийская научно-практическая конференция
Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи
Барнаул, 2000
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU

RU 2 543 037 C1

Авторы

Клецова Светлана Юрьевна

Громакина Елена Владимировна

Янец Игорь Степанович

Даты

2015-02-27Публикация

2013-08-13Подача