СПОСОБ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОХРАННОЙ СИСТЕМЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Российский патент 2015 года по МПК B60R25/00 G08C19/30 

Описание патента на изобретение RU2543443C1

Изобретение относится к оборудованию, предназначенному для предотвращения несанкционированного использования автомобиля или его кражи.

Известны различные способы и системы защиты автомобиля от угона. Эти системы, использующие радиоканал, как правило, содержат приемное устройство, установленное на автомобиле, и носимое передающее устройство пользователя, брелок, при этом в процессе эксплуатации с помощью передающего устройства создают кодовую посылку с использованием индивидуального ключа шифрования и предают кодовую посылку в приемное устройство. Такие системы во время их эксплуатации могут быть достаточно эффективными. Особенно это относится к системам, которые при формировании кодовой посылки используют индивидуальный ключ шифрования, который не передается от носимого передающего устройства в приемное устройство.

Однако существует возможность перехвата индивидуального ключа шифрования во время перепрограммирования или, как еще называют этот процесс, «обучения» таких систем. Процесс перепрограммирования это процесс, во время которого от носимого передающего устройства пользователя в приемное устройство передаются все данные, необходимые для согласования их работы, в том числе и данные, необходимые для формирования индивидуального ключа шифрования.

Особенно опасна ситуация, когда перепрограммирование системы спровоцировано злоумышленниками. Она может возникнуть в том случае, когда в процессе нормально работающей охранной системы с целью создания сбоев в работе системы в эфир излучаются помехи с помощью специального оборудования. В этом случае владелец системы может посчитать, что она неисправна, и требуется снова произвести «обучение» системы. При этом, если необходимая информация передается через радиоканал, невозможно гарантировать, что вся информация, необходимая для вскрытия автомобильной охранной системы, не будет перехвачена с помощью устройства перехвата сигнала (граббера), используемого злоумышленником. Далее вскрытие самой надежной системы становится для злоумышленника достаточно простой задачей.

Известны различные технические решения автомобильных охранных систем.

В патенте RU 2295466, публикация 20.03.2007, МПК B60R 25/00, «Противоугонная система для транспортного средства» описана система, содержащая центральный радиомодуль и автономные электронные модули охранно-противоугонной системы, которые связываются по радиоэфиру с центральным радиомодулем. Между электронными модулями и центральным модулем ведется динамический идентификационный диалог с использованием кодовых сигнальных посылок с числами, изменяющимися случайным образом от посылки к посылке.

В заявке JP 2007085007, публикация, 05.04.2007, МПК B60R 25/00, описана система радиосвязи управления дверью с электронным ключом. Система включает в себя устройство передачи первого радиосигнала 49 и электронный ключ передачи второго радиосигнала, в том числе шифр кода, уникальный для транспортного средства. Когда шифр код, включенный в радиосигнал, полученный от устройства связи, совпадает с уникальным шифром кодом для автомобиля, и ключ открывания двери подходит к автомобилю, дверь открывается.

В заявке US 2005268088, публикация 01.12.2005, МПК B60R 25/00, описана система управления транспортным средством, в которой мобильное устройство передает шифр кода на основе предварительно сохраненных данных. Контрольное устройство в транспортном средстве расшифровывает полученный шифр кода на основе предварительно сохраненных данных для выработки команд для оборудования. Схемы памяти предназначены для хранения данных, в том числе ключевого шифра и идентификационного кода, которые являются источником шифр кода. Система управления транспортным средством создает шифр связанных данных путем считывания данных из памяти схемы и подвергая данные обработке, определенной заранее.

В рассмотренных системах не раскрыт способ перепрограммирования, «обучения» системы при действительной или мнимой ее неисправности.

Наиболее близкой является система, раскрытая в патенте US 6181252, публикация 30.01.2001, МПК B60R 25/00, в которой раскрыта система дистанционного управления, имеющая передатчик и приемник с посылками, предающимися через радиоэфир, с плавающим кодом. Для создания зашифрованных посылок с плавающим кодом используется операция исключающее ИЛИ с постоянным кодом и динамическим кодом. Код, специфичный для каждой системы управления, используется в качестве постоянного кода таким образом, чтобы логическая операция, исключающее ИЛИ, становилась отличной от системы к системе в результате различных методов шифрования для каждой системы. Код ключа устанавливается в процессе управления системой, так что плавающий код не может быть расшифрован до тех пор, как ключевой код хранится нераскрытым. В данной системе обеспечивается достаточно высокая надежность в процессе эксплуатации. Однако и данная система не застрахована от расшифровки ключевого кода (ключа шифрования) в процессе перепрограммирования, в том числе и в случае, когда обучение инициировано злоумышленниками.

Технический результат, достигаемый в данном изобретении, состоит в снижении риска перехвата и расшифровки информации, в частности кодов шифрования, передаваемой между носимым передатчиком и приемником, установленным на автомобиле, в процессе перепрограммирования, «обучения» системы. Снижение этого риска заметно повышает эффективность большинства охранных автомобильных систем.

Способ защиты автомобильной охранной системы от несанкционированного использования, в котором система включает приемное устройство, установленное на автомобиле, и носимое передающее устройство пользователя. По способу в процессе эксплуатации системы с помощью передающего устройства создают кодовую посылку с использованием индивидуального ключа шифрования и предают кодовую посылку в приемное устройство. Способ отличается от известных тем, что в процессе перепрограммирования системы, в частности, в случае реальной или мнимой неисправности системы, обмен информацией между носимым передающим устройством пользователя и приемным устройством, установленным в автомобиле, осуществляют посредством канала передачи информации, при этом выбирают канал передачи информации, не использующий радиосигнал.

Применение при перепрограммировании, «обучении», системы канала, который не использует радиосигнал, приводит к тому, что злоумышленники, следящие со своей радиоэлектронной аппаратурой именно за радиоканалом, не могут получить интересующей их информации, в частности, о ключах шифрования. Это обстоятельство перекрывает возможность расшифровки охранной системы автомобиля и его похищения.

В частности, в процессе перепрограммирования обмен информацией между носимым передающим устройством пользователя и приемным устройством, установленным в автомобиле, осуществляют посредством оптического, или акустического, или индукционного каналов. Передача информации по каналам данной физической природы позволяет повысить ее скрытность. Оптический канал можно выполнить узконаправленным, что снижает возможность перехвата информации. Акустический и индукционный каналы можно делать малой мощности, что не позволит перехватить информацию со значительной дистанции.

В другом частном случае в процессе перепрограммирования обмен информацией между носимым передающим устройством пользователя и приемным устройством, установленным в автомобиле, осуществляют посредством проводной связи.

Кроме того, при создании кодовой посылки индивидуальный ключ шифрования формируют с помощью мануфактурного кода и индивидуального номера передающего устройства пользователя, при этом мануфактурный код определяют как индивидуальный код для каждого экземпляра автомобильной охранной системы. В настоящее время достаточно часто одинаковый мануфактурный код присваивают всем конкретным системам данной марки охранной сигнализации. Присвоение индивидуального мануфактурного кода каждой системе этой марки наряду с индивидуальным номером передающего устройства резко увеличивает эффективность охранной системы.

Кроме того, упомянутый ключ шифрования в процессе эксплуатации не передают в процессе передачи кодовой посылки в приемное устройство. Это также повышает эффективность охранной системы.

Предлагаемый способ повышения защищенности охранных систем от вскрытия автомобиля может использоваться во вновь создаваемых системах защиты от угона и кражи, а также может использоваться для модернизации уже имеющихся систем.

Изобретение поясняется рисунком.

На Фиг.1 представлена схема охранной автомобильной сигнализации при применении аппаратуры перехвата кода радиосигнала.

Система охранной сигнализации автомобиля 1 (Фиг.1) содержит носимое излучающее устройство 2 (брелок), обеспечивающее передачу кодовой посылки или посылок по радиоканалу, приемное устройство 3, установленное на автомобиле. Остальные элементы системы на рисунке не показаны. Для пояснения изобретения достаточно, чтобы носимое устройство 2 обеспечивало только излучение посылки с использованием индивидуального ключа шифрования, а приемное устройство 3 обеспечивало прием радиосигнала с кодовыми посылками. Изобретение также работоспособно в случае применения его с более сложными системами, которые обеспечивают двухсторонний радиообмен между носимым устройством 2 и приемным устройством 1. На Фиг.1 также показано устройство 4 перехвата кодовой посылки радиосигнала, излучаемого носимым передающим устройством 2.

Предложенный способ осуществляется следующим образом.

В случае, если возникает необходимость провести перепрограммирование системы, при действительном ее отказе, или при постановке помех злоумышленниками, перепрограммирование ведут не так, как это происходит в существующих системах, через тот же радиоканал, который используется при эксплуатации системы, а с применением другого канала, исключающего радиообмен. Таким образом, исключается перехват информации, которая должна содержать и содержит код шифрования, чтобы излучающее устройство, брелок и приемное устройство на автомобиле согласовали данные и могли в режиме эксплуатации совместно работать. Эта передача с целью повышения безопасности должна производиться на малых мощностях сигналов или с исключением внешнего излучения.

Таким каналом передачи информации может быть оптический канал, например, узконаправленный инфракрасный с сигналом небольшой мощности.

Кроме того, может применяться акустический канал, или индукционный канал передачи информации, также небольшой мощности рядом с автомобилем.

Наиболее защищенным будет канал передачи информации по проводам путем соединения брелока с приемным устройством посредством кабеля с MINI-USB-разъемом.

Для реализации передачи информации по предложенным каналам могут использоваться уже известные устройства передачи и приема.

Повышение результативности способа заключается в том, что программируют автомобильную охранную систему таким образом, чтобы в процессе эксплуатации индивидуальный ключ шифрования формировался с помощью мануфактурного кода и индивидуального номера передающего устройства пользователя, при этом мануфактурный код был индивидуальным кодом для каждого экземпляра автомобильной охранной системы. При этом и ключ шифрования в процессе эксплуатации не передается в процессе передачи кодовой посылки в приемное устройство.

Ввиду повышенной защищенности проводного и узконаправленного инфрокрасного каналов в предложенном способе от носимого устройства в процессе «обучения», для того чтобы была возможность модернизации уже имеющихся систем, может передаваться сам индивидуальный ключ шифрования. Он может быть сформирован подобно тому, как это делается в технологии KeeLoq - из мануфактурного кода и серийного номера носимого устройства. При этом способе отпадает необходимость хранить мануфактурный код в памяти приемного устройства, что исключает его «вычисление» при радиоперехвате серийного номера носимого устройства во время управления автосигнализацией в штатном режиме, если даже злоумышленниками «прочитана» программа приемного устройства.

Предложенный способ позволяет повысить защищенность охранных систем от несанкционированного использования.

Похожие патенты RU2543443C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕХВАТА КОДА РАДИОСИГНАЛА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2009
  • Буслаев Владимир Михайлович
RU2410256C1
БЕСКОНТАКТНОЕ КОДОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОТПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕННОЙ СЕКРЕТНОСТИ 2012
  • Кузнецов Виталий Павлович
  • Алексеев Юрий Тимофеевич
  • Рябцев Борис Валерьевич
RU2475860C1
СПОСОБ ПОИСКА И ПЕРЕХВАТА УГНАННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Харченко Г.А.
  • Чистяков И.М.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2228274C1
УСТРОЙСТВО ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2005
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Низдрань Сергей Яковлевич
  • Харченко Геннадий Александрович
RU2271577C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2159190C1
СИСТЕМА ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЛОКАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Косарев Сергей Александрович
  • Райгородский Юрий Витальевич
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2309064C1
СПОСОБ ШИФРОВАНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ШИФРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТЯХ СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ СТАНДАРТОВ GSM-900, DCS-1800 1998
RU2132597C1
ИНФОРМАЦИОННО-ОХРАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2007
  • Бондарик Александр Николаевич
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Харченко Геннадий Александрович
RU2329164C1
ИНФОРМАЦИОННО-ОХРАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2003
  • Герасимчук А.Н.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2225302C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2007
  • Бондарик Александр Николаевич
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Грибок Владимир Петрович
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2323839C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОХРАННОЙ СИСТЕМЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Изобретение относится к оборудованию для предотвращения несанкционированного использования автомобиля. Способ защиты автомобильной охранной системы от несанкционированного использования, включающий приемное устройство, установленное на автомобиле, и носимое передающее устройство пользователя, при этом с помощью передающего устройства создают кодовую посылку с использованием ключа шифрования и передают посылку в приемное устройство. В процессе перепрограммирования системы, в частности, в случае реальной или мнимой неисправности системы, обмен информацией между носимым передающим устройством и приемным устройством осуществляют посредством канала передачи информации, не использующего радиосигнал. Понижается риск перехвата информации. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 543 443 C1

1. Способ защиты автомобильной охранной системы от несанкционированного использования, включающий приемное устройство, установленное на автомобиле, и носимое передающее устройство пользователя, при этом в процессе эксплуатации с помощью передающего устройства создают кодовую посылку с использованием индивидуального ключа шифрования и передают кодовую посылку в приемное устройство, отличающийся тем, что в процессе перепрограммирования системы, в частности, в случае реальной или мнимой неисправности системы, обмен информацией между носимым передающим устройством пользователя и приемным устройством, установленным в автомобиле, осуществляют посредством канала передачи информации, при этом выбирают канал передачи информации, не использующий радиосигнал.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе перепрограммирования обмен информацией между носимым передающим устройством пользователя и приемным устройством, установленным в автомобиле, осуществляют посредством оптического, или акустического, или индукционного каналов.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе перепрограммирования обмен информацией между носимым передающим устройством пользователя и приемным устройством, установленным в автомобиле, осуществляют посредством проводной связи.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что индивидуальный ключ шифрования формируют с помощью мануфактурного кода и индивидуального номера передающего устройства пользователя, при этом мануфактурный код определяют как индивидуальный код для каждого экземпляра автомобильной охранной системы.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что при эксплуатации системы упомянутый ключ шифрования не передают в процессе передачи кодовой посылки в приемное устройство.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2543443C1

US 6181252 B1, 30.01.2001
ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТИСНИЛЬНЫХ ВАЛОВ 2013
  • Перини Фабио
RU2600299C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
RU2220061C1
US 5159334 A, 27.10.1992
US 5491470 A, 13.02.1996

RU 2 543 443 C1

Авторы

Буслаев Владимир Михайлович

Даты

2015-02-27Публикация

2013-08-27Подача