Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а именно к составам депрессорной присадки и дизельного топлива, содержащего эту присадку.
Известны многофункциональные присадки к дизельному топливу, содержащие сополимер высших эфиров С8-С24 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами (до 90 мас.%); сульфонат щелочноземельного металла (не более 10 мас.%); алкилнитрат, где алкил С3-C18 1-30 мас.%; сополимер этилена с α-олефинами молекулярной массы 1000-20000 остальное [Патент РФ №2119528. МПК6 C10L 1/18, C10L 1/22. Опубл. 27.09.1998.]. Недостаток: депрессорная присадка представляет сложную смесь, для получения которой используются дорогостоящие мономеры.
Также известны депрессорные присадки к дизельным топливам на основе сополимеров этилена с пропиленом (5-35 мас.%) в сочетании с фракцией α-олефинов С20-С26 (65-95 мас.%) [Патент РФ №2311444. МПК (2006.01) C10L 1/16. Опубл. 27.11.2007.]. Недостаток: недостаточно хорошая растворимость сополимеров, вызывающая необходимость дополнительного ультразвукового воздействия или введения поверхностно-активных веществ.
Наиболее близкой к предлагаемой депрессорной присадке является присадка на основе остаточных продуктов нефтепереработки, содержащих асфальто-смолистые вещества, обладающие значительным депрессорным эффектом [Загидуллин P.M. и др. Исследование депрессорных свойств некоторых остатков нефтепереработки // Нефтепереработка и нефтехимия. - 1979. - №5. - С.9-12.]. Исследованные остатки: остаток пиролизной смолы (температуры выкипания выше 200°C), битумы, гудроны, крекинг-остатки обладают различным депрессорным эффектом, приближающимся к синтетическим депрессорным присадкам. Недостаток: для получения эффекта (снижения температуры застывания) требуется вводить 1-3% присадки. При этом депрессорный эффект наиболее близкой присадки - остатка пиролизной смолы - невысок и составляет 3-4°C.
Задачей предлагаемого изобретения является получение депрессорной присадки к дизельному топливу с улучшенными характеристиками, расширение их ассортимента.
Поставленная задача достигается тем, что депрессорная присадка включает продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующем соотношении реагентов, мас.%:
Технический результат - снижение температуры застывания -достигается введением в дизельное топливо предлагаемой присадки в количестве 0,020-0,035 мас.%.
Окисление тяжелой пиролизной смолы проводили воздухом (40 ч-1) при температуре 160-180°C в течение 3-4 ч в присутствии 0,01 мас.% солей металлов Co и Mn, взятых в соотношении 2:1 (мас. доли металла) в соответствии с [Патент РФ №2158276. МПК7 C08F 240/00. Опубл. 27.10.2000.]. Продукт окисления представляет собой твердое вещество темно-коричневого или черного цвета с температурой размягчения по методу кольца и шара 85-105°C, плотностью 0,9-1,1 г/см3, йодным числом 44-48 г I2/100 г, характеризуется следующим элементным составом: С - 90,37-90,43%; H - 7,12-7,32; O - 2,31-2,45.
Применение окисленной тяжелой пиролизной смолы позволяет:
1) исключить использование синтетических присадок на основе дорогостоящих мономеров;
2) исключить дополнительные процессы при получении присадки (например, ультразвуковую обработку при растворении компонентов присадки);
3) использовать остаточные продукты нефтепереработки;
4) увеличить ассортимент депрессорных присадок к дизельному топливу.
Образцы депрессорных присадок готовили следующим образом: расчетное количество окисленной тяжелой смолы пиролиза растворяли в ароматическом углеводороде при температуре 20°C.
Температуру застывания (Тз) дизельного топлива определяли по ГОСТ 20287-91. Характеристики дизельного топлива при концентрации присадки 0,025 мас.% различного состава (образцы 2-5) и при различной концентрации присадки одинакового состава (образцы 6-12) приведены в таблице.
Таким образом, анализируя данные, представленные в таблице, можно заключить, что использование предлагаемой депрессорной присадки к дизельному топливу позволяет уменьшить количество введенной присадки в 40-60 раз и существенно снизить температуру застывания дизельного топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и депрессорная присадка к дизельному топливу | 2017 |
|
RU2635107C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2285034C2 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2258079C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА | 2003 |
|
RU2242503C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА ДЛЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1998 |
|
RU2137813C1 |
Способ получения депрессорно-диспергирующей присадки и депрессорно-диспергирующая присадка | 2022 |
|
RU2793326C1 |
Способ получения нефти с пониженной вязкостью и температурой застывания | 2016 |
|
RU2615510C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ ЭТИЛЕНА И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ПРИСАДКИ | 2014 |
|
RU2599778C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ К СРЕДНЕДИСТИЛЛЯТНЫМ ТОВАРНЫМ ТОПЛИВАМ | 2020 |
|
RU2762728C1 |
ПРИСАДКА К НЕФТЯМ И НЕФТЕПРОДУКТАМ | 1996 |
|
RU2098459C1 |
Изобретение относится к депрессорной присадке к дизельному топливу, которая включает остаточные продукты нефтепереработки, при этом присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующих соотношениях реагентов (маc.%): окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38, алкилароматические углеводороды (толуол, ксилол) 62-70. Технический результат заключается в снижении температуры застывания дизельного топлива за счет введения указанной присадки в топливо в количестве 0,020-0,035 мас.%. 1 табл.
Депрессорная присадка к дизельному топливу, включающая остаточные продукты нефтепереработки, отличающаяся тем, что присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующем соотношении реагентов, мас.%:
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2258079C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕМНЫХ НЕФТЕПОЛИМЕРНЫХ СМОЛ | 1999 |
|
RU2158276C1 |
GB 1486077 A 14.09.1977 | |||
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА | 2002 |
|
RU2225434C1 |
Авторы
Даты
2015-04-20—Публикация
2014-03-19—Подача