Изобретение относится к нефтехимии и нефтепереработке и может быть использовано в качестве депрессорной присадки к дизельному топливу.
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу (ДТ) (Патент РФ № 2548359, опубл. 20.04.2015), содержащая 30-38% масс. окисленной тяжелой пиролизной смолы и 62-70% масс. алкилароматических углеводородов.
Недостатком вышеупомянутой присадка является низкая эффективность действия на низкотемпературные характеристики ДТ. Данная присадка содержит токсичные ароматические углеводороды, которые негативно влияют на работу дизельного двигателя в связи с интенсификацией процесса нагарообразования.
Известна многофункционалньая присадка к дизельному топливу (Патент РФ № 2119528, опубл. 27.09.1998), содержащая до 90% масс. сополимера высших эфиров С6-С28 акриловой кислоты, до 10% масс. сульфоната щелочноземельного металла и оставшуюся часть сополимера этилена с альфа-олефинами мол.м. 1000-20000.
Недостатком данной присадки является то, что дизельное топливо с ней не обладает требуемыми низкотемпературными свойствами. Данный недостаток связан с использованием в качестве основного компонента немодифицированных сополимеров альфа-олефинов и алкилакрилатов, не обладающих селективностью действия к компонентам ДТ.
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу (Патент РФ № 2208039, опубл. 10.07.2003), содержащая 40-90% масс. 2-этилгексилнитрата, до 40% масс. сополимера на основе этиленненасыщенных мономеров и до 100% масс. углеводородной фракции, выкипающей в интервале 160-360°C.
Недостатком данной депрессорной присадки является использование в ее составе токсичного азотсодержащего соединения, которое не обеспечивает требуемое специфическое взаимодействие между компонентами ДТ и приводит к низкой эффективности действия.
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу (Патент РФ № 2378323, опубл. 10.01.2010), содержащая до 40% масс. алкил(С3-С20)нитрата, 0,1-10% масс. алкил(С1-С25)сукцинимида, до 20% масс. сульфоната кальция и до 100% масс. непредельной жирной кислоты или ее амида.
Недостатком является использование токсичных азотсодержащих мономеров в составе депрессорной присадки, которые не обладают селективностью действия к компонентам ДТ.
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу (Патент РФ № 2278150, опубл. 20.06.2006), принятая за прототип, содержащая 21-71% масс. деструктата СКЭПТ, 24-64% масс. низкомолекулярного сополимера этилена с винилацетатом и оставшуюся часть олигомеров этилена С16-С18, или олигомер пропилена С15, или толуол.
Недостатком данной депрессорной присадки является использование токсичных продуктов разложения каучука, а также олигомеров этилена, нарушающих окислительную стабильность дизельного топлива.
Техническим результатом является снижение предельной температуры фильтруемости и застывания топлива.
Технический результат достигается тем, присадка содержит сополимеры алкилметакрилата с бензилметакрилатом и сополимеры альфа-олефинов с малеиновым ангидридом при следующем соотношении компонентов, % масс.:
Сополимер альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом 15-35
Сополимер альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом 5-35
Сополимер алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом 5-30
Сополимер алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом 10-45
Сополимер этилена с винилацетатом до 100.
Заявляемый состав для снижения предельной температуры фильтруемости и температуры застывания включает в себя следующие реагенты и товарные продукты, их содержащие:
- Сополимер альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом от 15 до 35, в соответствии с ТУ 20.14.11-067-05766801-2017;
- Сополимер альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом от 5 до 35, в соответствии с ТУ 20.14.11-192-05766801-2018;
- Сополимер алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом от 5 до 30, в соответствии с ТУ 2435-198-05757593-2001;
- Сополимер алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом от 10 до 45, в соответствии с ТУ 2435-198-05757593-2001;
- Сополимер этилена с винилацетатом до 100, в соответствии с ТУ 20.16.10-211-00203335-2017.
Сополимер альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом представляет собой продукт радикальной сополимеризации этиленненасыщенных мономеров С16-С18. Короткие боковые алкильные группы в составе сополимера обеспечивают сокристаллизацию депрессорной присадки с короткими н-парафинами, а полярная группа в составе малеинового ангидрида предотвращает коагуляцию кристаллов.
Сополимер альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом представляют собой продукт радикальной сополимеризации этиленненасыщенных мономеров С20-С24. Длинные боковые алкильные группы в составе сополимера обеспечивают сокристаллизацию депрессорной присадки с длинными н-парафинами, а полярная группа в составе малеинового ангидрида предотвращает коагуляцию кристаллов.
Сополимер алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом представляет собой продукт радикальной сополимеризации пентадецилметакрилата с бензилметакрилатом. Короткие алкильные группы в составе сополимера встраиваются в структуру кристаллов н-парафинов, предотвращая их рост, а фенильные группы адсорбируются на поверхности кристаллов коротких н-парафинов, предотвращая их слипание.
Сополимер алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом представляет собой продукт радикальной сополимеризации гексадецилметакрилата с бензилметакрилатом. Длинные алкильные группы в составе сополимера встраиваются в структуру кристаллов н-парафинов, предотвращая их рост, а фенильные группы адсорбируются на поверхности кристаллов длинных н-парафинов, предотвращая их слипание.
Сополимер этилена с винилацетатом представляет собой продукт сополимеризации этилена с винилацетатом. Углеродный скелет сополимера адсорбируется на поверхности кристаллов н-парафинов, замедляя их рост, а полярные винилацетатные группы, которые ориентируются перпендикулярно поверхности кристаллов, обеспечивают предотвращение их коагуляции.
Каждый компонент присадки и до 50% масс. орто-ксилола помещали в реактор с мешалкой и постоянно перемешивали в течение не менее 30 минут при температуре 50°C.
Депрессорную присадку в количестве 0,01-0,5% масс. добавляют в гидроочищенное летнее дизельное топливо и перемешивают при температуре 50°С в течение 30 минут, и далее определяют его предельную температуру фильтруемости и температуру застывания. Основные показатели качества гидроочищенного летнего дизельного топлива представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели качества гидроочищенного летнего дизельного топлива
Состав поясняется следующими примерами.
Пример 1. Смесь состоящую из 20% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 30% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 45% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 5% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,01% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 23°С и составляет минус 34°С, а температура застывания топлива снижается на 27°С и составляет минус 53°C (таблица 2).
Пример 2. Смесь состоящую из 20% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 30% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 15% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 35% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,1% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 240С и составляет минус 35°С, а температура застывания топлива снижается на 25°С и составляет минус 51°C (таблица 2).
Пример 3. Смесь состоящую из 15% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 25% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 20% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 40% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,05% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 23°С и составляет минус 34°С, а температура застывания топлива снижается на 28°С и составляет минус 54°C (таблица 2).
Пример 4. Смесь состоящую из 5% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 15% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 25% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 55% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,07% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 26°С и составляет минус 37°С, а температура застывания топлива снижается на 26°С и составляет минус 52°C (таблица 2).
Пример 5. Смесь состоящую из 15% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 5% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 30% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом и 50% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,2% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 26°С и составляет минус 37°С, а температура застывания топлива снижается на 25°С и составляет минус 51°C (таблица 2).
Пример 6. Смесь состоящую из 30% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 30% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 40% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,3% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 25°С и составляет минус 36°С, а температура застывания топлива снижается на 27°С и составляет минус 53°C (таблица 2).
Пример 7. Смесь состоящую из 25% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 45% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 30% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,25% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 24°С и составляет минус 35°С, а температура застывания топлива снижается на 26°С и составляет минус 52°C (таблица 2).
Пример 8. Смесь состоящую из 35% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 5% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 45% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 15% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,3% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 21°С и составляет минус 32°С, а температура застывания топлива снижается на 26°С и составляет минус 52°C (таблица 2).
Пример 9. Смесь состоящую из 35% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 5% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 5% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 40% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 15% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,5% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 26°С и составляет минус 37°С, а температура застывания топлива снижается на 28°С и составляет минус 54°C (таблица 2).
Пример 10. Смесь состоящую из 35% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 45% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 20% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,25% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 21°С и составляет минус 32°С, а температура застывания топлива снижается на 27°С и составляет минус 53°C (таблица 2).
Пример 11. Смесь состоящую из 15% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 30% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 20% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 10% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 25% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,15% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 24°С и составляет минус 35°С, а температура застывания топлива снижается на 27°С и составляет минус 53°C (таблица 2).
Пример 12. Смесь состоящую из 35% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 30% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом и 35% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,4% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 24°С и составляет минус 35°С, а температура застывания топлива снижается на 26°С и составляет минус 52°C (таблица 2).
Пример 13. Смесь состоящую из 25% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 25% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 10% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 10% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 30% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,03% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 26°С и составляет минус 37°С, а температура застывания топлива снижается на 27°С и составляет минус 53°C (таблица 2).
Пример 14. Смесь состоящую из 30% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 45% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 25% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,04% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 22°С и составляет минус 33°С, а температура застывания топлива снижается на 26°С и составляет минус 52°C (таблица 2).
Пример 15. Смесь состоящую из 35% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 30% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 25% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом и 10% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,2% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 24°С и составляет минус 35°С, а температура застывания топлива снижается на 26°С и составляет минус 52°C (таблица 2).
Пример 16. Смесь состоящую из 30% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 5% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 10% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 55% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,35% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 22°С и составляет минус 33°С, а температура застывания топлива снижается на 28°С и составляет минус 54°C (таблица 2).
Пример 17. Смесь состоящую из 14% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 36% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 9% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 41% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,008% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 18°С и составляет минус 29°С, а температура застывания топлива снижается на 22°С и составляет минус 48°C (таблица 2).
Пример 18. Смесь состоящую из 36% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом и 64% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0, 15% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 19°С и составляет минус 30°С, а температура застывания топлива снижается на 21°С и составляет минус 47°C (таблица 2).
Пример 19. Смесь состоящую из 4% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 31% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 46% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 19% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,2% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 17°С и составляет минус 28°С, а температура застывания топлива снижается на 23°С и составляет минус 49°C (таблица 2).
Пример 20. Смесь состоящую из 14% масс. сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 36% масс. сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 4% масс. сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 36% масс. сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом и 10% масс. сополимера этилена с винилацетатом используют в качестве депрессорной присадки для дизельного топлива.
При добавлении данной присадки в топливо в количестве 0,55% масс. предельная температура фильтруемости топлива снижается на 18°С и составляет минус 29°С, а температура застывания топлива снижается на 23°С и составляет минус 49°C (таблица 2).
Полученные результаты подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить низкотемпературные характеристики дизельного топлива и получить зимнее дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости не выше минус 32°C.
Таблица 2 - Зависимость снижения предельной температуры фильтруемости и температуры застывания топлива от количественного состава компонентов и концентрации депрессорной присадки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу, способ ее получения и способ получения депрессорного и диспергирующего компонентов депрессорно-диспергирующей присадки | 2017 |
|
RU2684412C1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам и способ ее получения | 2019 |
|
RU2715896C1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу и способ ее получения | 2024 |
|
RU2834424C1 |
ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И КОМПОЗИЦИЯ СРЕДНЕГО НЕФТЯНОГО ДИСТИЛЛЯТА ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2007 |
|
RU2330875C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ АЛЬФА-ОЛЕФИНОВ | 2024 |
|
RU2828538C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280067C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320707C1 |
КОМПОНЕНТ ДЕПРЕССОРНО-ДИСПЕРГИРУЮЩЕЙ ПРИСАДКИ ДЛЯ ТОПЛИВ | 2024 |
|
RU2835866C1 |
Компонент депрессорно-диспергирующей присадки для топлив | 2024 |
|
RU2827543C1 |
ДЕПРЕССОРНО-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756770C1 |
Изобретение относится к нефтехимии и нефтепереработке, в частности к составу депрессорной присадки к дизельному топливу (ДТ) и дизельному топливу, содержащему эту присадку. Предложена депрессорная присадка к дизельным топливам, включающая 15-35 мас.% сополимера альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом, 5-35 мас.% сополимера альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом, 5-30 мас.% сополимера алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом, 10-45 мас.% сополимера алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом, остальное - сополимер этилена с винилацетатом. Изобретение обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости и застывания топлива. 2 табл., 20 пр.
Депрессорная присадка к дизельным топливам, включающая сополимер этилена с винилацетатом, отличающаяся тем, что присадка содержит сополимеры алкилметакрилата с бензилметакрилатом и сополимеры альфа-олефинов с малеиновым ангидридом при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сополимер альфа-олефинов С16-С18 с малеиновым ангидридом 15-35;
Сополимер альфа-олефинов С20-С24 с малеиновым ангидридом 5-35;
Сополимер алкил(С15)метакрилата с бензилметакрилатом 5-30;
Сополимер алкил(С16)метакрилата с бензилметакрилатом 10-45;
Сополимер этилена с винилацетатом до 100.
Кондрашева Н.К | |||
Влияние депрессорных присадок на основе сополимеров этилена с винилацетатом на низкотемпературные свойства компонентов легких и тяжелых марок судовых топлив // Нефтехимия | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
No | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Переносный ветряный двигатель | 1922 |
|
SU384A1 |
КОМПОЗИЦИОННАЯ ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ | 2004 |
|
RU2278150C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2378323C1 |
US 9932430 B2, 03.04.2018. |
Авторы
Даты
2025-03-11—Публикация
2024-07-10—Подача