Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу депрессорно-диспергирующей присадки к дизельным топливам (ДТ). Технологии получения компонентов депрессорно-диспергирующих присадок к дизельным топливам, как правило, многостадийны, неэкологичны, характеризуются высокими энергозатратами и жесткими условиями протекания реакций (высокие давления и температуры); требуют применения дорогостоящих, часто токсичных, исходных реагентов.
Известна комплексная присадка к дизельному топливу, содержащая 3-100 мас.% полициклоалканов и 0-70 мас.% сополимеров этилен-винилацетата, эфиров акриловой и метакриловой кислот, малеинового ангидрида и алкенилсукцинамидов в качестве депрессорного компонента и производных полиизобутиленсукцинимида в качестве диспергирующего компонента. CN 105273780 А, опубл. 27.01.2016.
К недостаткам присадки можно отнести многокомпонентность полимерного депрессорного компонента и большие энергозатраты при его получении, а также малодоступность полициклических алканов и токсичность реагентов при производстве диспергирующего компонента.
Известна композиционная присадка к дизельным топливам, содержащая 21-71% низкомолекулярных деструктатов этилен-пропиленового каучука СКЭПТ-Р с молекулярной массой 600-3500 и молекулярно-массовым распределением от 1,5 до 3,5 и диспергатор - 24-64% низкомолекулярного сополимера этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1200-2600 и содержанием звеньев винилацетата 25-45 мас.%. В качестве дополнительного компонента присадка содержит олигомеры этилена C16-C18 и олигомеры пропилена С15 или толуол. RU 2278150 С1, опубл. 20.06.2006.
К недостаткам присадки можно отнести мультикомпонентность полимерного состава присадки, а также использование высоких давления (до 200 МПа) и температур (порядка 180-250°С) при синтезе полимерных компонентов присадки. Кроме того, не заявлено о седиментационной устойчивости дизельного топлива с присадкой при его холодном хранении.
Известна многофункциональная присадка к дизельным топливам, имеющая в своем составе производные полиизобутиленсукцинимида и фенола, амиды высших ненасыщенных кислот для придания противоизносных свойств 1-5 мас.%, алкилнитратов в качестве цетаноповышающего компонента 10-50 мас.%, сополимеров сложных эфиров акриловой кислоты и высших жирных спиртов, этилена и винилацетата, олигомеров полипропилена и малеинового ангидрида или полиметакрилатов и полиэтилена, а также алкиламинофенолы в качестве депрессорного и диспергирующего компонентов 18-70 мас.%. CN 103275775 А, опубл. 04.09.2013.
Недостатком способа является токсичность производных фенола, используемых при получении диспергирующего компонента, а также высокая стоимость мономеров (акрилатов и метакрилатов) и жесткие условия синтеза депрессорного компонента присадки.
Известна композиционная присадка, улучшающая низкотемпературные характеристики дизельных топлив, содержащая 60-94 мас.% антиседиментационного компонента, полученного из алифатической дикарбоновой кислоты и полиамина С2-С32, и 6-40 мас.% депрессорного компонента, полученного полимеризацией сложных эфиров высших спиртов С6-С24 и малеиновой кислоты с молекулярной массой 15000-50000. US 5725610 А, опубл. 10.05.1998.
К недостаткам присадки можно отнести высокую стоимость и токсичность исходных реагентов для получения компонентов присадки, а также отсутствие у нее противоизносных свойств.
Известна комплексная присадка в дизельное топливо, содержащая в качестве депрессорного компонента сополимер винилацетата и этилена (10-15 мас.%) и алкилсукцинимидные производные в качестве диспергирующего компонента, (10-20 мас.%), смазывающий компонент - (5-10 мас.%) и цетаноповышающий компонент - (10-15 мас.%). CN 103642547 А, опубл. 19.03.2014.
К недостаткам присадки можно отнести токсичность исходных реагентов при производстве диспергирующего компонента присадки, а также использование высоких давления (до 200 МПа) и температур (порядка 180-250°С) при синтезе депрессорного компонента присадки.
Известна присадка к дизельному топливу содержащая 40-50 мас.% сополимера винилацетата и эфиров фумаровой кислоты, 40-50 мас.% сополимера этилена и винилацетата в качестве депрессорного компонента и 5-10 мас.% продуктов раскрытия фталевого ангидрида высшими жирными спиртами и аминами в качестве диспергирующего компонента. Известен способ получения ее компонентов, заключающийся в сополимеризации различных сложных эфиров фумаровой кислоты, получаемых из фумаровой кислоты и высших спиртов, и винилацетата в присутствии радикальных инициаторов полимеризации, а также этилена и винилацетата для получения депрессорного компонента. Диспергирующий компонент получают реакцией фталевого ангидрида с высшими аминами и спиртами в кислой среде в толуоле или циклогексане при температуре порядка 130°С.CN 104818060 А, опубл. 05.08.2015.
К недостаткам способа можно отнести использование высоких давления и температур при синтезе сополимера этилена и винилацетата, а также использование дорогостоящих высших аминов и спиртов.
Известна присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С3-С20)нитрата до 55 мас.%, сополимер высших эфиров С8-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенными мономерами до 60 мас.% и в качестве диспергирующего компонента алкил(С1-С25)сукцинимид 0,1-10 мас.%, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая или леноленовая, или ее амид до 100 мас.%. Присадка применяется в количестве 0,01-1,0 мас.%. RU 2320706 С1, опубл. 27.03.2008.
Недостатком данной присадки является то, что присадка представляет сложную смесь компонентов, для получения которой используются дорогостоящие мономеры. Кроме того не заявлено о седиментационной устойчивости дизельного топлива с присадкой при его холодном хранении, а также отмечается относительно низкая депрессия температуры застывания и диаметра пятна износа ДТ при введении в него присадки.
Наиболее близким к заявляемому является депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу, содержащая в качестве депрессорного компонента полимерное соединение, полученное реакцией радикальной сополимеризации малеинового ангидрида и фракции 1-олефинов С8-С24 с участием инициатора радикальной полимеризации дибензоилпероксида или азо-бис-изобутиронитрила, с соотношением исходных реагентов от 1:0,92 до 1:3,7 при температуре 75-90°С в течение 8-23 ч в бензоле, толуоле, ксилоле, дихлорэтане, дихлорпропане или хлороформе, а в качестве диспергирующего компонента -полимерное соединение, полученное реакцией метатезисной сополимеризации функционализированного норборнена и синтетического дивинилового каучука и 1-гексена или 1-октена в присутствии металлокомплексного диалкильного рутениевого катализатора, в толуоле или ксилоле, при соотношении функционализированный норборнен: каучук от 1:15 до 1:1, соотношении катализатор: олефины в реакционной смеси от 1:350000 до 1:10000, при температуре 25-70°С в течение 8-23 ч, реакционную смесь гидрируют водородом при давлении 5-10 атм в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия и фильтрат упаривают, причем компоненты находятся в присадке в соотношении от 3:7 до 7:3 по объему. RU 2684412 С1, опубл., 09.04.2019.
Недостатком данной присадки является использование дорогих растворителей, а также востребованных фракций олефинов С8-С10 в качестве исходных реагентов.
Кроме того эффект от использования присадки показан на ДТ только одного вида, не заявлено об улучшении значении показателей диаметр пятна износа и тенденция блокировки фильтра.
Технической задачей заявленной группы изобретений является создание депрессорно-диспергирующей присадки к дизельным топливам, позволяющей улучшить низкотемпературные характеристики дизельного топлива и смазывающую способность, обеспечивающей его седиментационную устойчивость при холодном хранении, допустимое значение показателя тенденции к блокированию фильтра, а также разработка способа получения депрессорно-диспергирующей присадки из недорогих нетоксичных исходных продуктов и растворителей в мягких условиях.
Технический результат от реализации заявленной группы изобретений заключается в упрощении технологичности процесса, улучшении эксплуатационных характеристик дизельного топлива, снижении предельной температуры фильтруемости и температуры застывания, обеспечении седиментационной устойчивости при его холодном хранении и допустимого значения показателя тенденция к блокированию фильтра по EN 590:2013, а также снижении диаметра пятна износа дизельного топлива до значений регламентируемых ГОСТ 32511-2013 с учетом соответствующих сортов и классов дизельного топлива.
Технический результат достигается тем, что депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам, содержащая смесь депрессорного и диспергирующего компонентов, согласно изобретению, в качестве депрессорного компонента содержит полимерное соединение, полученное радикальной сополимеризацией в дизельном топливе стирола и фракции 1-олефинов С12+, являющейся кубовым остатком после отгонки дорогостоящих фракций олефинов С6-С10 из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, при соотношении от 1:1 до 5:1, с участием инициатора радикальной полимеризации, при температуре 60-90°С в течение 6-23 ч, после которой реакционную смесь охлаждают с получением раствора депрессорного компонента в дизельном топливе, а в качестве диспергирующего компонента - полимерное соединение, полученное метатезисной сополимеризацией мономеров: 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена и синтетического бутадиенстирольного каучука в атмосфере этилена, в присутствии металлокомплексного серосодержащего рутениевого катализатора, при соотношении 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена: каучук от 1:20 до 2:1, соотношении катализатор: мономеров в реакционной смеси от 1:450000 до 1:10000, при температуре 25-70°С в течение 5-23 ч в дизельном топливе, затем реакционную смесь гидрируют водородом в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия с получением раствора диспергирующего компонента в дизельном топливе, причем депрессорный и диспергирующий компоненты после смешивания растворов компонентов находятся в присадке в соотношении от 1:3 до 3:1 по массе, суммарная концентрация компонентов в присадке составляет 50 масс. %, дизельное топливо, масс. % -остальное.
Достижению технического результата также способствует то, что для депрессорного компонента инициатор радикальной полимеризации выбран из дидеканоилпероксид или азоди(гексагидробензонитрила, а для диспергирующего компонента металлокомплексный серосодержащий рутениевый катализатор выбран из [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-изопропилтиометилфенилметилен)рутения, [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-октилтиометилфенилметилен)рутения или [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-фенилтиометилфенилметилен)рутения.
Используемые металлокомплексные серосодержащие рутениевые катализаторы известны и получены по RU 2583790 С1, опубл., 10.05.2016.
Следует отметить также то, что дизельное топливо используется в качестве растворителя.
Выход полученных полимерных депрессорного и диспергирующего компонентов присадки составляет до 95 мас.%.
Технический результат достигается также способом получения депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу по п. 1, согласно которому, полученные растворы депрессорного и диспергирующего компонентов в дизельном топливе смешивают в соотношении от 1:3 до 3:1 по массе и перемешивают при комнатной температуре в течение 0,5-1 ч с получением целевого продукта.
Это упрощает технологичность процесса за счет того, что не требуется упаривание растворителя и компоненты присадки сразу получают в растворе дизельного топлива, что удешевляет процесс получения присадки и улучшает совместимость присадки с базовым дизельным топливом.
Депрессорно-диспергирующая присадка заявленного состава вводится в концентрации 0,01-0,1 мас.% в базовые дизельные топлива - гидроочищенные дизельные фракции с массовой долей серы не превышающей 10 мг/кг.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Получение депрессорно-диспергирующей присадки к дизельным топливам (ДДП1).
К 5 г раствора депрессорного компонента в ДТ и прибавляют 15 г раствора диспергирующего компонента в ДТ и перемешивают в течение 0,5 ч при комнатной температуре. Полученный раствор - депрессорно-диспергирующая присадка к ДТ - ДДП1.
Пример 2. Получение депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу (ДДП2).
Осуществляют аналогично Примеру 1, но вместо 15 г раствора диспергирующего компонента в ДТ, берут 7,5 г раствора диспергирующего компонента в ДТ и перемешивают в течение 1 ч при комнатной температуре. Полученный раствор - депрессорно-диспергирующая присадка к ДТ - ДДП2.
Пример 3. Получение депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу
(ДДПЗ).
Осуществляют аналогично Примеру 1, но вместо 15 г раствора диспергирующего компонента в ДТ, берут 5,0 г раствора диспергирующего компонента в ДТ и перемешивают в течение 1 ч при комнатной температуре. Полученный раствор - депрессорно-диспергирующая присадка к ДТ - ДДПЗ.
Пример 4. Получение депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу (ДДП4).
Осуществляют аналогично Примеру 1, но вместо 5 г раствора депрессорного компонента в ДТ, берут 15 г раствора депрессорного компонента в ДТ, вместо 15 г раствора диспергирующего компонента в ДТ, берут 5 г раствора диспергирующего компонента в ДТ, и перемешивают в течение 0,5 ч при комнатной температуре. Полученный раствор -депрессорно-диспергирующая присадка к ДТ - ДДП4.
Компонентный состав депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу представлен в таблице 1.
Пример 5. Получение раствора депрессорного компонента в ДТ К раствору 5,0 г стирола и 5,0 г смеси 1-олефинов С12+ в 10 г ДТ при температуре 60°С добавляют 0,1 г дидеканоилпероксида и перемешивают в течение 23 ч при температуре 60 °С. Реакционную смесь охлаждают и получают - 18,6 г (выход 93 мас.%) раствора депрессорного компонента депрессорно-диспергирующих присадок к ДТ.
Пример 6. Получение раствора депрессорного компонента в ДТ К раствору 25,0 г стирола и 5,0 г смеси 1-олефинов С12+ в 30 г ДТ при температуре 90°С добавляют 0,3 г дидеканоилпероксида и перемешивают в течение 6 ч при температуре 90°С.Реакционную смесь охлаждают и получают - 57,0 г (выход 95 мас.%) раствора депрессорного компонента депрессорно-диспергирующих присадок к ДТ.
Пример 7. Получение раствора депрессорного компонента в ДТ К раствору 5,0 г стирола и 5,0 г смеси 1-олефинов С12+ в 10 г ДТ при температуре 60°С добавляют 0,1 г азоди(гексагидробензонитрила) и перемешивают в течение 23 ч при температуре 60°С. Реакционную смесь охлаждают и получают - 18,0 г (выход 90 мас.%) раствора депрессорного компонента депрессорно-диспергирующих присадок к ДТ.
Пример 8. Получение депрессорного компонента в ДТ
К раствору 25,0 г стирола и 5,0 г смеси 1-олефинов С12+ в 30 г ДТ при температуре 90°С добавляют 0,3 г азоди(гексагидробензонитрила) и перемешивают в течение 6 ч при температуре 90°С. Реакционную смесь охлаждают и получают - 55,8 г (выход 93 мас.%) раствора депрессорного компонента депрессорно-диспергирующих присадок к ДТ.
Пример 9. Получение раствора диспергирующего компонента в ДТ К раствору 0,5 г 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена, 10,0 г бутадиенстирольного каучука в 11 г ДТ при температуре 25°С добавляют 2,6 мг метатезисного серосодержащего катализатора - [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-изопропилтиометилфенилметилен)рутения и перемешивают при температуре 25°С, в течение 1 ч, барботируя через реакционную смесь этилен, далее перемешивают в течение 22 ч без барботажа, затем реакционную смесь гидрируют водородом в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия. Получают 19,6 г (выход 91 мас.%) раствора диспергирующего компонента депрессорно-диспергирующей присадок к ДТ.
Пример 10. Получение раствора диспергирующего компонента в ДТ К раствору 5,0 г 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена, 2,5 г бутадиенстирольного каучука в 8 г ДТ при температуре 70°С добавляют 0,2 мг метатезисного серосодержащего катализатора - [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-октилтиометилфенилметилен)рутения и перемешивают при температуре 70°С в течение 1 ч, барботируя через реакционную смесь этилен, далее перемешивают в течение 4 ч без барботажа, затем реакционную смесь гидрируют водородом в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия. Получают 14,6 г (выход 94 мас.%) раствора диспергирующего компонента депрессорно-диспергирующей присадок к ДТ.
Пример 11. Получение раствора диспергирующего компонента в ДТ11К раствору 0,5 г 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена, 10,0 г бутадиенстирольного каучука в 11 г ДТ при температуре 25°С добавляют 2,6 мг метатезисного серосодержащего катализатора - [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-фенилтиометилфенилметилен)рутения и перемешивают при температуре 25°С в течение 1 ч, барботируя через реакционную смесь этилен, далее перемешивают в течение 22 ч без барботажа, затем реакционную смесь гидрируют водородом в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия. Получают 20,4 г (выход 95 мас.%) раствора диспергирующего компонента депрессорно-диспергирующей присадок к ДТ.
Пример 12. Получение раствора диспергирующего компонента в ДТ К раствору 5,0 г 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена, 2,5 г бутадиенстирольного каучука в 8 г ДТ при температуре 70°С добавляют 0,2 мг метатезисного серосодержащего катализатора - [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-фенилтиометилфенилметилен)рутения и перемешивают при температуре 70°С в течение 1 ч, барботируя через реакционную смесь этилен, далее перемешивают в течение 4 ч без барботажа, затем реакционную смесь гидрируют водородом в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия. Получают 14,4 г (выход 93 мас.%) раствора диспергирующего компонента депрессорно-диспергирующей присадок к ДТ.
Введение депрессорно-диспергирующей присадки в дизельное топливо в концентрации 0,01-0,1 мас.% не приводит к изменению температуры помутнения ДТ, приводит к снижению предельной температуры фильтруемости ДТ на 12-24°С и температуры застывания на 11-27°С, обеспечивает седиментационную устойчивость при его холодном хранении в соответствии с методикой ВНИИНП. Разность предельной температуры фильтруемости верхнего и нижнего слоев топлива, после выдерживания в течение 16 ч при температуре на 5°С ниже температуры помутнения, не превышает 2°С, что говорит о седиментационной устойчивости ДТ. Применение заявленной депрессорно-диспергирующей присадки к дизельным топливам, позволяет снизить диаметр пятна износа ДТ на 160-330 мкм. Значение показателя тенденция к блокированию фильтра не превышает значения 2,52, что удовлетворяет требованиям EN 590:2013. Полученные сравнительные результаты испытаний опытных образцов дизельного топлива приведены в таблице 2.
Приведенные данные подтверждают, что депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам, обладает противоизносными свойствами, превосходит известную присадку по степени улучшения эксплуатационных характеристик базового дизельного топлива, кроме того обеспечивает допустимое значение показателя тенденция к блокированию фильтра и седиментационную устойчивость дизельного топлива при его холодном хранении. Дизельные топлива, полученные введением депрессорно-диспергирующей присадки, обладающей противоизносными свойствами, удовлетворяют требованиям ГОСТ 32511-2013 с учетом соответствующих сортов и классов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу и способ ее получения | 2024 |
|
RU2834424C1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам и способ ее получения | 2019 |
|
RU2715896C1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу и способ ее получения | 2024 |
|
RU2841140C1 |
Способ получения диспергирующей присадки к дизельному топливу и диспергирующая присадка к дизельному топливу | 2017 |
|
RU2647858C1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу, способ ее получения и способ получения депрессорного и диспергирующего компонентов депрессорно-диспергирующей присадки | 2017 |
|
RU2684412C1 |
ДЕПРЕССОРНО-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756770C1 |
Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и депрессорная присадка к дизельному топливу | 2017 |
|
RU2635107C1 |
РУТЕНИЕВЫЙ КАТАЛИЗАТОР, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ В РЕАКЦИИ МЕТАТЕЗИСА | 2014 |
|
RU2578593C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДЕПРЕССОНАЯ ПРИСАДКА И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2337944C2 |
Рутениевый катализатор и применение его в реакции метатезиса | 2022 |
|
RU2805057C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу депрессорно-диспергирующей присадки к дизельным топливам (ДТ). Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу содержит смесь депрессорного и диспергирующего компонентов, при этом в качестве депрессорного компонента содержит полимерное соединение, полученное радикальной сополимеризацией в дизельном топливе стирола и смеси 1-олефинов С12+, являющейся кубовым остатком после отгонки дорогостоящих фракций олефинов С6-С10 из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, при массовом соотношении исходных реагентов от 1:1 до 5:1, с участием инициатора радикальной полимеризации, при температуре 60-90°С в течение 6-23 ч, после которой реакционную смесь охлаждают с получением раствора депрессорного компонента в дизельном топливе, а в качестве диспергирующего компонента - полимерное соединение, полученное метатезисной сополимеризацией мономеров: 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена и синтетического бутадиенстирольного каучука в атмосфере этилена, в присутствии металлокомплексного серосодержащего рутениевого катализатора, при массовом соотношении 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена : каучук от 1:20 до 2:1, массовом соотношении катализатор : мономеры в реакционной смеси от 1:450000 до 1:10000, при температуре 25-70°С в течение 5-23 ч в дизельном топливе, затем реакционную смесь гидрируют в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия с получением раствора диспергирующего компонента в дизельном топливе, причем депрессорный и диспергирующий компоненты после смешивания растворов компонентов находятся в присадке в соотношении от 1:3 до 3:1 по массе, суммарное содержание компонентов в присадке составляет 50 мас.%, дизельное топливо, мас.% - остальное. Получают присадку смешиванием депрессорного и диспергирующего компонентов в дизельном топливе в массовом соотношении от 1:3 до 3:1 по массе и перемешиванием при комнатной температуре в течение 0,5-1 ч. Технический результат заключается в упрощении технологичности процесса, проявлении противоизносных свойств депрессорно-диспергирующей присадки, улучшении эксплуатационных характеристик дизельного топлива, снижении предельной температуры фильтруемости и температуры застывания, обеспечении седиментационной устойчивости при его холодном хранении и допустимого значения показателя тенденция к блокированию фильтра по EN 590:2013, а также снижении диаметра пятна износа дизельного топлива до значений регламентируемых ГОСТ 32511-2013 с учетом соответствующих сортов и классов дизельного топлива. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 12 пр.
1. Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу, содержащая смесь депрессорного и диспергирующего компонентов, отличающаяся тем, что она в качестве депрессорного компонента содержит полимерное соединение, полученное радикальной сополимеризацией в дизельном топливе стирола и смеси 1-олефинов С12+, являющейся кубовым остатком после отгонки дорогостоящих фракций олефинов С6-С10 из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, при массовом соотношении исходных реагентов от 1:1 до 5:1, с участием инициатора радикальной полимеризации, при температуре 60-90°С в течение 6-23 ч, после которой реакционную смесь охлаждают с получением раствора депрессорного компонента в дизельном топливе, а в качестве диспергирующего компонента - полимерное соединение, полученное метатезисной сополимеризацией мономеров: 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена и синтетического бутадиенстирольного каучука в атмосфере этилена, в присутствии металлокомплексного серосодержащего рутениевого катализатора, при массовом соотношении 5-фенилбицикло[2.2.1]гепт-2-ена : каучук от 1:20 до 2:1, массовом соотношении катализатор : мономеры в реакционной смеси от 1:450000 до 1:10000, при температуре 25-70°С в течение 5-23 ч в дизельном топливе, затем реакционную смесь гидрируют в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия с получением раствора диспергирующего компонента в дизельном топливе, причем депрессорный и диспергирующий компоненты после смешивания растворов компонентов находятся в присадке в соотношении от 1:3 до 3:1 по массе, суммарное содержание компонентов в присадке составляет 50 мас.%, дизельное топливо, мас.% - остальное.
2. Депрессорно-диспергирующая присадка по п. 1, отличающаяся тем, что инициатор радикальной полимеризации выбран из дидеканоилпероксид или азоди(гексагидробензонитрила).
3. Депрессорно-диспергирующая присадка по п. 1, отличающаяся тем, что металлокомплексный серосодержащий рутениевый катализатор выбран из [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-изопропилтиометилфенилметилен)рутения, [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-октилтиометилфенилметилен)рутения или [1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазолидинилиден]дихлоро(о-8-фенилтиометилфенилметилен)рутения.
4. Способ получения депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу по п. 1, характеризующийся тем, что полученные растворы депрессорного и диспергирующего компонентов в дизельном топливе смешивают в массовом соотношении от 1:3 до 3:1 по массе и смесь перемешивают при комнатной температуре в течение 0,5-1 ч с получением целевого продукта.
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу, способ ее получения и способ получения депрессорного и диспергирующего компонентов депрессорно-диспергирующей присадки | 2017 |
|
RU2684412C1 |
Приспособление для смазывания рельсов на криволинейных участках пути | 1931 |
|
SU26728A1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам и способ ее получения | 2019 |
|
RU2715896C1 |
Способ получения депрессорно-диспергирующей присадки и депрессорно-диспергирующая присадка | 2022 |
|
RU2793326C1 |
DE 10357880 B4, 29.05.2008 | |||
US 4546137 A1, 08.10.1985 | |||
CN 103642547 B, 08.06.2016. |
Авторы
Даты
2025-06-03—Публикация
2024-05-24—Подача