МАЛОУЯЗВИМАЯ БОЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2015 года по МПК F41H7/02 

Описание патента на изобретение RU2549604C2

Изобретение относится к сочлененным транспортно-боевым машинам для доставки пехоты к месту боя и поддержки ее в бою, а также для отражения засадных атак противника.

Известны боевые гусеничные, колесные и комбинированные боевые машины, см. например, пат. России №2288425 или интернет-ресурс, «БМП-3», «БТР-70». Недостатком таких машин является полное уничтожение экипажа вследствие баротравмы при попадании всего одной противотанковой гранаты достаточной мощности. Именно поэтому пехотинцы предпочитают сидеть на броне БТР, БМП и ДБМП, а не внутри них, так как попадание всего одной противотанковой гранаты поражает весь личный состав, находящийся внутри машины. Но и нахождение на броне чрезвычайно опасно - при попадании достаточно мощной фугасной или осколочной гранаты гибнет и весь личный состав, находящийся на броне. Не говоря уже о незащищенности его от обстрела из стрелкового оружия.

Для того чтобы бронемашина действительно защищала личный состав, она должна быть маленькой, чтобы в нее трудно было попасть, особенно - в движении. Бронирование машины должно выдерживать те средства поражения, которыми в нее легко попасть - пули калибром до 12,7 мм и под ствольные гранаты калибром 30-40 мм. И бронемашина должна быть достаточно маленькой и быстрой, чтобы из того оружия, которым ее можно подбить или повредить (противотанковые гранатометы, безоткатные орудия), в нее было трудно попасть. Бронемашина также должна быть секционирована, чтобы даже попадание противотанковой гранаты могло поразить не более одного человека.

Задача и технический результат изобретения - повышение защищенности экипажа и повышение живучести в бою.

Данная машина имеет совершенно необычную компоновку, которую можно назвать «малоуязвимая». Она имеет отсек двигателя, одну или две отдельных разнесенных по бокам или вдоль машины кабины водителей минимальной высоты с двойным управлением, и несколько боевых отсеков, представляющий собой обособленный поперечно-ориентированный отсек шириной всего 0,7 м, в котором 2 бойца находятся сидя спинами друг к другу и боком к движению, или вдоль движения, головами в одну сторону или в разные стороны (бойницы есть с двух сторон). Вход в отсек может быть сбоку, спереди или сзади. При входе спереди или сзади желательно, чтобы двери были на одной стороне боевого отсека. Тогда, с какого бы бока не велся обстрел машины, одна из дверей обязательно будет прикрывать выход бойцов в случае необходимости.

Боевых отсеков может быть несколько. Первый боевой отсек или два первых боевых отсека крепятся на раме машины на достаточном расстоянии друг от друга и от отсека водителей-операторов, например, на расстоянии 3 метра. Остальные крепятся на раме одного или нескольких прицепов. Для сохранения приемлемой маневренности нежелательно располагать на одном прицепе более двух боевых отсеков.

Чтобы нельзя было одной гранатой поразить обоих бойцов одного боевого отсека, он разделен на две ячейки продольно пополам.

Для выпуска давления взрыва из пораженной ячейки боевого отсека крышка боевого отсека имеет вышибные панели, крепящиеся креплением ограниченной прочности. А дно боевого отсека имеет по два люка для аварийного покидания отсека. Люки открываются вбок в разные стороны, чтобы можно было покинуть отсек, прикрываясь люком.

Смысл такой компоновки в том, что в ракурсе сбоку, с которого обычно и стреляют в машину из гранатомета, боевой отсек представляет собой несколько целей шириной всего 0,7 м. и высотой 1,3 м. с промежутками между ними около 3 метров. Попасть из гранатомета в такую цель с расстояния более 100 м практически невозможно, особенно в движении.

Прицеп имеет привод тормозов от основной тормозной системы машины и может иметь привод колес от основного привода машины через шлицевой вал с шарниром равных угловых скоростей. Или может иметь автономный привод, помогающий работе основного в тяжелых дорожных условиях. Этот привод может использоваться как резервный при повреждении основного двигателя.

Для эвакуации из зоны обстрела при поражении двигателя машина имеет стартер повышенной мощности и аккумулятор повышенной емкости, чтобы машина могла проехать некоторое расстояние с помощью стартера и включенного сцепления и низшей передачи.

Возможен и другой вариант - машина имеет во впускном тракте двигателя внутреннего сгорания запорный элемент (кран, заслонка, шибер) и пиротехническую шашку.

Такая машина не должна быть большой - вполне достаточно, если она будет изготовлена на основе автомобиля «Газель-Атаман» (полноприводная версия). Вместимость машины не более 8 человек - два водителя-оператора и шесть стрелков.

Следует отметить одну особенность трансмиссии машины - желательно, чтобы задний мост был спаренным. Это повысит и боевую живучесть машины (например, машина может продолжать движение с одним оторванным передним колесом) и повысит плавность движения всех боевых отсеков, так как неровности почвы будут восприниматься поочередно и с вдвое меньшей амплитудой.

На фиг.1 показана данная машина, вид сбоку. Она состоит из основной машины 1, прицепа 2, двух независимых кабин 3 по бокам машины, двигательного отсека 4, сцепного устройства 5 и трех боевых отсеков 6, один из которых установлен на основной машине, и два - на прицепе. Шасси машины может быть колесным 7, гусеничным или комбинированным.

Пример работы машины. Допустим, машина подверглась обстрелу сбоку. Бойцы, находящиеся со стороны противника, ведут по нему огонь из стрелкового оружия, а один или оба водителя-оператора ведут огонь из своего оружия, например, из установленных на крыше их отсеков 30-мм гранатометов. Бойцы, находящиеся в ячейках с той стороны, где противника нет, ведут огонь из передних и задних бойниц или просят своего соседа открыть дверь, чтобы прикрыть его выход из своей ячейки. Выходят и прячутся в укрытие. Сосед дверь опять закрывает.

В случае попадания в боевой отсек будет поражен только один боец. В случае попадания в отсек водителя-оператора управление машиной продолжит второй водитель-оператор. В случае попадания в отсек двигателя машина сможет выйти из зоны обстрела с помощью стартера повышенной мощности и аккумулятора повышенной емкости, работающих на низшую передачу коробки передач. Или водитель перекрывает впускной тракт двигателя шибером и включает пиротехническую шашку. Если силовой вал и распредвал двигателя не потеряли способность крутиться (то есть, если их не заклинило), то давление от горящей пиротехнической шашки попадает в цилиндры и вращает двигатель. Пиротехническая шашка может быть рассчитана на 200-300 метров горизонтального пути, плюс еще какое-то расстояние можно проехать на аккумуляторе и стартере. Этого может оказаться достаточно, чтобы преодолеть простреливаемый участок. Или машина едет на вспомогательном двигателе прицепа.

Похожие патенты RU2549604C2

название год авторы номер документа
МАЛОПРОФИЛЬНАЯ БОЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2545265C2
БОЕВАЯ МАШИНА /ВАРИАНТЫ/ 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2559410C2
БОЕВАЯ МАШИНА /ВАРИАНТЫ/ 2015
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2577722C1
ТАНК СТАРОВЕРОВА 2015
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2580379C1
Антизасадное оружие 2015
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2623617C2
Боевой комплекс 2017
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2659178C1
Комплект боевых роботов 2015
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2618352C1
Гранатомётная граната - 2 для поражения за препятствием (варианты) 2017
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2652023C1
БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА 2018
  • Рудник Александр Михайлович
  • Рудник Светлана Васильевна
RU2707667C1
Учебно-боевой снаряд 2019
  • Носков Александр Георгиевич
RU2740958C1

Реферат патента 2015 года МАЛОУЯЗВИМАЯ БОЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ)

Группа изобретений относится к транспортно-боевым машинам для доставки пехоты к месту боя и поддержки ее в бою, а также для отражения засадных атак противника. Малоуязвимая боевая машина содержит двигатель, трансмиссию и помещения для бойцов. Машина имеет отсек двигателя, одну или две отдельных разнесенных по бокам или вдоль машины кабины водителей и может иметь несколько боевых отсеков, представляющих собой обособленный поперечно-ориентированный отсек. Две кабины водителей имеют двойное управление рулем и двигателем. Боевые отсеки расположены на некотором расстоянии друг от друга, и имеют две двери, расположенные навстречу друг другу спереди или сзади боевого отсека. Для эвакуации из зоны обстрела при поражении двигателя машина имеет во входном тракте двигателя внутреннего сгорания запорный элемент и пиротехническую шашку. Достигается повышение живучести машины в бою. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 549 604 C2

1. Малоуязвимая боевая машина, содержащая двигатель, трансмиссию и помещения для бойцов, отличающаяся тем, что имеет отсек двигателя, одну или две отдельных разнесенных по бокам или вдоль машины кабины водителей, и несколько боевых отсеков, представляющих собой обособленный поперечно-ориентированный отсек.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что боевые отсеки разделены продольно пополам.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что крышки боевых отсеков имеют вышибные панели, крепящиеся креплением ограниченной прочности, а дно боевого отсека имеет по два люка для аварийного покидания отсека.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно присоединенный прицеп имеет привод тормозов от основной тормозной системы машины, и имеет привод колес от основного привода машины через шлицевой вал с шарниром равных угловых скоростей, или имеет автономный привод колес, помогающий работе основного привода в тяжелых дорожных условиях.

5. Машина по п.1, отличающаяся тем, что при расположении входных дверей спереди или сзади боевого отсека двери расположены на одной стороне боевого отсека.

6. Малоуязвимая боевая машина, содержащая двигатель, трансмиссию и помещения для бойцов, отличающаяся тем, что имеет двойное управление рулем и двигателем.

7. Малоуязвимая боевая машина, содержащая двигатель, трансмиссию и помещения для бойцов, отличающаяся тем, что машина имеет во впускном тракте двигателя внутреннего сгорания запорный элемент (кран, заслонка, шибер) и пиротехническую шашку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2549604C2

Полная энциклопедия танков мира
Электрический конденсатор переменной емкости 1925
  • Плотников В.В.
SU1915A1
Г.Л
Холявский
Мн.: ООО "Харвест", 1998, 576 с
телепередача "Главная дорога", найдено из интернет: www.40kmh.ru/media/video/shows/glavnaya-doroga-ntv/34/66/index.html, эфир от 15.10.2011
US 3566742 A, 02.03.1971
1979
  • Потураев Валентин Никитич
  • Червоненко Альфред Григорьевич
  • Взоров Анатолий Анатольевич
  • Гольдин Арон Абрамович
  • Ободан Юрий Яковлевич
SU825411A1
US 4492282 A, 08.01.1985
Способ погружения в грунт открытых снизу полых элементов, образующих фундамент сооружения 1947
  • Савинов О.А.
SU76437A1

RU 2 549 604 C2

Авторы

Староверов Николай Евгеньевич

Даты

2015-04-27Публикация

2013-06-18Подача