Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и сборке роторов центробежных компрессоров перекачивающих агрегатов.
Известно устройство роторов центробежных компрессоров, описанных в книге «Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин» В.Б. Шнеппом (Москва, Машиностроение, 1995 г., с.92), содержащих вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, причем в теле вала выполнен канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления. Упругодеформированное состояние собранного узла с использованием конических поверхностей обеспечивает его стабильное состояние и исключает возможность фреттинг-коррозии.
Данное устройство взято за прототип.
Недостатком этой конструкции является жесткая зависимость погрешностей сборки роторов от погрешностей изготовления вала, втулки и упорного диска. Эти погрешности заметно снижают точность сборки роторов.
Задача настоящего изобретения состоит в повышении точности сборки ротора.
Технический результат достигается тем, что в роторе центробежного компрессора, содержащем вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления, на посадочной поверхности диска со стороны, противоположной бурту, выполнена коническая поверхность, в которую установлен кольцевой конический элемент, взаимодействующий с прижимным кольцом, причем конусность их поверхностей больше, чем конусность втулки со стороны бурта вала, а кольцевой конический элемент имеет торцовую поверхность, взаимодействующую с аналогичной поверхностью упорного диска. Канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления может быть выполнен в теле упорного диска.
Предлагаемое изобретения поясняется чертежем.
На рисунке обозначены:
1 - вал ротора,
2 - бурт вала,
3 - упорный диск,
4 - коническая втулка,
5 - прижимное кольцо,
6 - стопорное кольцо,
7 - кольцевой конический элемент,
8 - канал в теле вала,
9 - канал в теле диска.
Изобретение реализуется следующим образом.
Вначале на вал 1 надевают коническую втулку 4 до ее упора в бурт 2 вала. Совмещая конические поверхности, на нее устанавливают упорный диск 3 и центрируют его установкой кольцевого конического элемента 7. Устанавливают прижимное кольцо 5 и прилагают к нему осевое усилие (обозначено сплошными стрелками) до выбора зазоров и создания гидравлического уплотнения. Нагнетая в зазор между диском и валом гидравлическую жидкость (обозначено пунктирными стрелками) через канал 8 до расширения зазора и диска и увеличивая осевое усилие, осуществляют посадку собираемого узла. В зависимости от конструкции ротора канал может размещаться в теле вала или в теле диска. После осуществления посадки собираемого узла устанавливают стопорное кольцо 6, после чего снижают сжимающее осевое усилие, затем гидравлическое давление до полного контакта посадочных поверхностей. Вследствие схода кольцевого конического элемента с конической поверхности диска выбирается зазор между стопорным кольцом и прижимным кольцом, при этом образуется зазор δ между прижимным кольцом и упорным диском. Применение двух конических элементов обеспечивает концентричное и неизменное положение деталей собранного узла относительно оси вала ротора.
Использование изобретения повышает точность сборки ротора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2005 |
|
RU2276287C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора | 2016 |
|
RU2614017C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора | 2016 |
|
RU2614018C1 |
Многофазный лопастной насос | 2021 |
|
RU2773263C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603386C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603389C1 |
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603387C1 |
Способ сборки металлокерамического ротора турбины и металлокерамический ротор турбины | 1990 |
|
SU1816869A1 |
Рабочий орган роторного экскаватора | 1980 |
|
SU901388A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2539403C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и сборке роторов центробежных компрессоров перекачивающих агрегатов. Ротор центробежного компрессора, содержащий вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, причем в теле вала (или диска) выполнен канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления, при этом в нем на посадочной поверхности диска со стороны, противоположной бурту, выполнена коническая поверхность, в которую установлен кольцевой конический элемент, взаимодействующий с прижимным кольцом, причем конусность их поверхностей больше, чем конусность втулки со стороны бурта вала, а кольцевой конический элемент имеет торцовую поверхность, взаимодействующую с аналогичной поверхностью упорного диска. Использование изобретения повышает точность сборки ротора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Ротор центробежного компрессора, содержащий вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, причем в теле вала выполнен канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления, отличающийся тем, что в нем на посадочной поверхности диска со стороны, противоположной бурту, выполнена коническая поверхность, в которую установлен кольцевой конический элемент, взаимодействующий с прижимным кольцом, причем конусность их поверхностей больше, чем конусность втулки со стороны бурта вала, а кольцевой конический элемент имеет торцовую поверхность, взаимодействующую с аналогичной поверхностью упорного диска.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления выполнен в теле упорного диска.
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА | 2008 |
|
RU2387883C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА | 2000 |
|
RU2187714C2 |
US 0004017209 A1, 12.04.1977 | |||
US 0004445816 A1, 01.05.1984 |
Авторы
Даты
2015-05-10—Публикация
2013-07-30—Подача