Изобретение относится к управлению самолетами.
Известен способ управления самолетом с двумя более двигателями путем их разнотяги, см. заявку №2011104836. В этом изобретении есть вариант дифференциальной топливоподачи с помощью основных насосов, шунтированных управляемыми жиклерами.
Задача и технический результат изобретения - расширение арсенала технических возможностей и повышение быстродействия системы, реализующей данный способ.
Для этого данный способ состоит в том, что дифференциальное управление подачей топлива в двигатели осуществляется по сигналам управляющей системы путем перепуска части топлива после основного топливного насоса каждого двигателя с помощью двух или более параллельно соединенных клапанов, последовательно соединенных каждый с жиклерами фиксированной пропускной способности (то же - производительности).
Например, достаточно трех клапанов с жиклерами с производительностью 1 (условная единица производительности), 2 и 4, чтобы обеспечить управление с пропускной способностью жиклеров от 1 до 7 включительно. Производительность 3 получается как 1+2, а производительность 5 получается как 1+4, производительность 6 получается как 2+4, а производительность 7 получается как 1+2+4.
Система управления может быть аналогична прототипу и здесь не рассматривается.
Для более точного парирования мелких аэродинамических возмущений можно управлять не только числом включенных клапанов, но и продолжительностью включения самого малого клапана. Для этого управление системой топливоподачи, в том числе системой дифференциального перепуска топлива жиклерами, осуществляется от специализированного компьютера, регулирующего производительность основных топливных насосов (стадия грубого регулирования) и число и время работы клапанов с жиклерами (стадия точного регулирования).
Такой способ обеспечивает большее быстродействие и хорошую надежность - при выходе из строя клапана с самым малым жиклером компьютер включает вместо него больший жиклер на меньшее время.
Но можно применить и более простую систему регулирования включения числа клапанов - сигнал системы управления в виде постоянного напряжения подается на схему, состоящую из нескольких параллельно включенных стабилитронов, соединенных через диоды со своим клапаном или с несколькими клапанами сразу (ввиду очевидности графическое изображение схемы не приводится).
Осуществляется способ так: при отклонении самолета, например, вправо, в левом двигателе включается клапан с жиклером, уменьшающий топливоподачу в него, а значит, уменьшающий и его тягу. Самолет возвращается на прежний курс. Аналогично работает система с тремя двигателями, осуществляющая полное управление самолетом. В частности - по крену с помощью отклоняемого вектора тяги.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2504815C2 |
СПОСОБ ФОРСАЖА ТУРБОДВИГАТЕЛЯ И ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2474718C2 |
АТМОСФЕРНАЯ ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2462687C1 |
ШАССИ СТАРОВЕРОВА | 2011 |
|
RU2514325C2 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТА ВЫТЕСНЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2468333C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2396455C1 |
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА /ВАРИАНТЫ/ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ /ВАРИАНТЫ/ | 2013 |
|
RU2561182C2 |
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ САМОЛЕТА /ВАРИАНТЫ/ | 2006 |
|
RU2336203C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ | 2013 |
|
RU2551584C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХПОЗИЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СОПЛОМ | 2011 |
|
RU2468238C1 |
Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам. Способ управления самолетом с двумя двигателями и больше заключается в дифференциальном управлении подачей топлива в двигатели. По сигналам управляющей системы осуществляется перепуск топлива. Перепуск происходит при помощи двух или более параллельно соединенных клапанов, расположенных после основного топливного насоса каждого двигателя, каждый из которых соединен с жиклерами фиксированной пропускной способности. Достигается расширение арсенала технических возможностей и повышение быстродействия системы, реализующей данный способ. 3 з.п. ф-лы.
1. Способ управления самолетом с двумя более двигателями, заключающийся в дифференциальном управлении топливоподачей и отличающийся тем, что дифференциальное управление подачей топлива в двигатели осуществляется по сигналам управляющей системы путем перепуска части топлива после основного топливного насоса каждого двигателя с помощью двух или более параллельно соединенных клапанов, последовательно соединенных каждый с жиклерами фиксированной пропускной способности.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что управление системой топливоподачи, в том числе системой дифференциального перепуска топлива жиклерами, осуществляется от компьютера, регулирующего производительность основных топливных насосов и число и время работы клапанов с жиклерами.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что при выходе из строя клапана с самым малым жиклером компьютер включает вместо него больший жиклер на меньшее время.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что сигнал системы управления в виде постоянного напряжения подается на схему, состоящую из нескольких параллельно включенных стабилитронов, соединенных через диоды со своим клапаном или с несколькими клапанами сразу.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2504815C2 |
БОРТОВАЯ ТОПЛИВОМЕРНО-РАСХОДОМЕРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА С КОМПЕНСАЦИЕЙ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ И ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2327613C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА | 2010 |
|
RU2482024C2 |
US 5740988 A, 21.04.1998 |
Авторы
Даты
2015-06-20—Публикация
2014-01-17—Подача