СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТОМ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ДВИГАТЕЛЯМИ-2 Российский патент 2015 года по МПК B64C15/00 

Описание патента на изобретение RU2553614C1

Изобретение относится к управлению самолетами.

Известен способ управления самолетом с двумя более двигателями путем их разнотяги, см. заявку №2011104836. В этом изобретении есть вариант дифференциальной топливоподачи с помощью основных насосов, шунтированных управляемыми жиклерами.

Задача и технический результат изобретения - расширение арсенала технических возможностей и повышение быстродействия системы, реализующей данный способ.

Для этого данный способ состоит в том, что дифференциальное управление подачей топлива в двигатели осуществляется по сигналам управляющей системы путем перепуска части топлива после основного топливного насоса каждого двигателя с помощью двух или более параллельно соединенных клапанов, последовательно соединенных каждый с жиклерами фиксированной пропускной способности (то же - производительности).

Например, достаточно трех клапанов с жиклерами с производительностью 1 (условная единица производительности), 2 и 4, чтобы обеспечить управление с пропускной способностью жиклеров от 1 до 7 включительно. Производительность 3 получается как 1+2, а производительность 5 получается как 1+4, производительность 6 получается как 2+4, а производительность 7 получается как 1+2+4.

Система управления может быть аналогична прототипу и здесь не рассматривается.

Для более точного парирования мелких аэродинамических возмущений можно управлять не только числом включенных клапанов, но и продолжительностью включения самого малого клапана. Для этого управление системой топливоподачи, в том числе системой дифференциального перепуска топлива жиклерами, осуществляется от специализированного компьютера, регулирующего производительность основных топливных насосов (стадия грубого регулирования) и число и время работы клапанов с жиклерами (стадия точного регулирования).

Такой способ обеспечивает большее быстродействие и хорошую надежность - при выходе из строя клапана с самым малым жиклером компьютер включает вместо него больший жиклер на меньшее время.

Но можно применить и более простую систему регулирования включения числа клапанов - сигнал системы управления в виде постоянного напряжения подается на схему, состоящую из нескольких параллельно включенных стабилитронов, соединенных через диоды со своим клапаном или с несколькими клапанами сразу (ввиду очевидности графическое изображение схемы не приводится).

Осуществляется способ так: при отклонении самолета, например, вправо, в левом двигателе включается клапан с жиклером, уменьшающий топливоподачу в него, а значит, уменьшающий и его тягу. Самолет возвращается на прежний курс. Аналогично работает система с тремя двигателями, осуществляющая полное управление самолетом. В частности - по крену с помощью отклоняемого вектора тяги.

Похожие патенты RU2553614C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2504815C2
СПОСОБ ФОРСАЖА ТУРБОДВИГАТЕЛЯ И ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2474718C2
АТМОСФЕРНАЯ ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2462687C1
ШАССИ СТАРОВЕРОВА 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2514325C2
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТА ВЫТЕСНЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2468333C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Крупский Михаил Георгиевич
  • Широких Эдуард Валентинович
  • Кузин Валерий Евгеньевич
RU2396455C1
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА /ВАРИАНТЫ/ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ /ВАРИАНТЫ/ 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2561182C2
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ САМОЛЕТА /ВАРИАНТЫ/ 2006
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2336203C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2551584C1
ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХПОЗИЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СОПЛОМ 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2468238C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТОМ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ДВИГАТЕЛЯМИ-2

Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам. Способ управления самолетом с двумя двигателями и больше заключается в дифференциальном управлении подачей топлива в двигатели. По сигналам управляющей системы осуществляется перепуск топлива. Перепуск происходит при помощи двух или более параллельно соединенных клапанов, расположенных после основного топливного насоса каждого двигателя, каждый из которых соединен с жиклерами фиксированной пропускной способности. Достигается расширение арсенала технических возможностей и повышение быстродействия системы, реализующей данный способ. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 553 614 C1

1. Способ управления самолетом с двумя более двигателями, заключающийся в дифференциальном управлении топливоподачей и отличающийся тем, что дифференциальное управление подачей топлива в двигатели осуществляется по сигналам управляющей системы путем перепуска части топлива после основного топливного насоса каждого двигателя с помощью двух или более параллельно соединенных клапанов, последовательно соединенных каждый с жиклерами фиксированной пропускной способности.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что управление системой топливоподачи, в том числе системой дифференциального перепуска топлива жиклерами, осуществляется от компьютера, регулирующего производительность основных топливных насосов и число и время работы клапанов с жиклерами.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что при выходе из строя клапана с самым малым жиклером компьютер включает вместо него больший жиклер на меньшее время.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что сигнал системы управления в виде постоянного напряжения подается на схему, состоящую из нескольких параллельно включенных стабилитронов, соединенных через диоды со своим клапаном или с несколькими клапанами сразу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2553614C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2504815C2
БОРТОВАЯ ТОПЛИВОМЕРНО-РАСХОДОМЕРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА С КОМПЕНСАЦИЕЙ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ И ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ ТОПЛИВА 2006
  • Фурмаков Евгений Федорович
  • Петров Олег Федорович
  • Маслов Юрий Викторович
RU2327613C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Мельников Владимир Николаевич
  • Кононыхин Владимир Михайлович
RU2482024C2
US 5740988 A, 21.04.1998

RU 2 553 614 C1

Авторы

Староверов Николай Евгеньевич

Даты

2015-06-20Публикация

2014-01-17Подача