ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ Российский патент 2015 года по МПК C10L1/32 

Описание патента на изобретение RU2554348C2

Изобретение относится к топливам, в частности к топливным эмульсиям для дизельных двигателей.

Известна топливная эмульсия на основе дизельного топлива, содержащая, %: спирт 5,0-40,0; воду 0,5-5,0; алкенилсукцинимид, 0,25-0,5; стеарат калия 0,25-0,5; дизельное топливо - до 100 [1].

Недостатком указанной топливной эмульсии является повышенная жесткость процесса сгорания в дизеле при его работе на эмульсии, снижающая надежность и долговечность дизеля.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предложенной является топливная эмульсия на основе дизельного топлива, содержащая, %: спирт 5,0-40,0; вода 0,5-5,0; алкенилсукцинимид 0,25-1,0; смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты - 0,2; дизельное топливо - до 100 [2].

В качестве недостатка указанной топливной эмульсии можно отметить повышенный износ топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы, снижающий надежность и долговечность дизеля.

Целью изобретения является повышение смазывающих свойств топливной эмульсии и снижение жесткости процесса сгорания, тем самым увеличивающие надежность и долговечность дизеля.

Существенным отличием предлагаемой топливной эмульсии от всех ранее известных решений является введение в эмульсию смазывающей присадки ДПА-ЛубриКор, которая содержит смесь карбоновых кислот, ингибиторов окисления и разрушителей эмульсии в ароматическом растворителе в объеме - 0,02%.

Преимущества предлагаемой топливной эмульсии обуславливаются следующими обстоятельствами.

Дизельное топливо (до 100%) является горючей фазой (топливом), играет роль дисперсионной среды.

Этанол (5,0…50%) служит для замены дизельного топлива альтернативным, играет роль дисперсионной фазы.

Вода (0,5…5,0%) позволяет повысить стабильность топливной эмульсии и (или) использовать для ее приготовления необезвоженный спирт (сырец).

Алкенилсукцинимид (0,25…1%) играет роль эмульгатора, обеспечивает необходимую стабильность топливной эмульсии.

Смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты - (до 0,2%) позволяет повысить диспергирующие и смазывающие свойства эмульсии, а также снизить жесткость процесса сгорания дизеля.

Присадка ДПА-ЛубриКор, состоящая из смеси карбоновых кислот, ингибиторов окисления и разрушителей эмульсии в ароматическом растворителе в размере 0,02% от объема топлива позволяет повысить смазывающую способность топливной эмульсии и одновременно снизить жесткость процесса сгорания в результате действия ингибиторов окисления, замедляющих скорость химических реакций процесса сгорания.

При этом скорректированный диаметр пятна износа снижается до 350-400 мкм при значении 530-550 мкм для чистого дизельного топлива (см. табл. 1)

Известно, что процесс сгорания в дизеле оценивается по характеру его индикаторной диаграммы числовыми значениями максимального давления сгорания ΡZ и нарастания давления на градус поворота коленчатого вала (жесткостью процесса) (dP/dφ)max. При этом, чем меньше значение жесткости процесса сгорания и больше его максимальное давление в одинаковых условиях - тем эффективнее, экономичнее и долговечнее работа дизеля [3].

На фиг. 1 показана индикаторная диаграмма дизеля при его работе в номинальном режиме.

Линия 1 характеризирует работу дизеля на топливной эмульсии с содержанием до 40% этанола и 1% эмульгатора - алкенилсукцинимида и стеарата калия 0,25%.

Линия 2 характеризует изменение давления в цилиндре дизеля при его работе на топливной эмульсии с содержанием до 40% этанола и 1% эмульгатора - алкенилсукцинимида, смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты в объеме 0,2%.

Линия 3 - топливная эмульсии с содержанием до 40% этанола и 1% эмульгатора - алкенилсукцинимида и смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты в объеме 0,2% и дополнительным введением в эмульсию присадки ДПА-ЛубриКор в объеме 0,02%.

Точка (А) характеризует момент начала впрыскивания топлива, точка (В) - момент его самовоспламенения, точка PZ - максимальное значение процесса сгорания, а угол наклона к горизонту кривой нарастания давления - жесткость процесса сгорания.

Работа дизеля характеризуется следующим образом.

При подаче в дизель топливной эмульсии с содержанием до 40% этанола и 1% эмульгатора - алкенилсукцинимида и стеарата калия 0,25% вызывает изменение ее воспламенения, что приводит к увеличению жесткости процесса сгорания - нарастание давления в цилиндре дизеля происходит интенсивно - линия 1.

Работа дизеля на топливной эмульсии с содержанием до 40% этанола и 1% эмульгатора - алкенилсукцинимида и смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты в объеме 0,2% приводит к снижению жесткости процесса сгорания - нарастание давления в цилиндре дизеля происходит более плавно - линия 2.

Дополнительное введение смазывающей присадки ДПА-ЛубриКор в топливную эмульсию приводит к дальнейшему снижению жесткости процесса сгорания - скорость нарастания давления в цилиндре дизеля еще сильнее снижается и процесс сгорания протекает достаточно плавно - линия 3.

Цифровые значения показателей процесса сгорания в дизеле при его работе находятся в указанных в таблице 2 пределах.

Эмульсия готовится следующим образом.

Готовят количество, кратное 100 г. Для этого нужное количество воды растворяют в этаноле, а нужное количество алкенилсукцинимида и смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты растворяют в дизельном топливе, затем растворяют присадку ДПА-ЛубриКор, состоящую из смеси карбоновых кислот, ингибиторов окисления и разрушителей эмульсии в ароматическом растворителе с дизельным топливом в соотношении 1:5. Все фазы в названных пропорциях смешивают и подвергают диспергированию.

Технико-экономическое обоснование предлагаемого изобретения заключается в возможности снижения износа цилиндропоршневой группы, топливной аппаратуры и жесткости процесса сгорания, тем самым повышается надежность и долговечность дизеля.

Литература

1. Авторское свидетельство СССР №1728290, C10L 1/32, 1989 г.

2. Патент РФ №2221839, 2004 г. - прототип.

3. Архангельский В.М. и др. Автомобильные двигатели. Под. ред. М.С. Ховака. М.: Машиностроение, 1977. - 591 с., ил.

Похожие патенты RU2554348C2

название год авторы номер документа
Топливная композиция 2016
  • Плотников Сергей Александрович
  • Сальников Дмитрий Витальевич
  • Смольников Михаил Владимирович
  • Черемисинов Павел Николаевич
RU2629021C2
ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2002
  • Лиханов В.А.
  • Плотников С.А.
  • Лунёва В.В.
  • Гущин С.Н.
RU2221839C1
Топливная эмульсия 2016
  • Плотников Сергей Александрович
  • Карташевич Анатолий Николаевич
  • Смольников Михаил Владимирович
RU2642078C1
Топливная эмульсия 2018
  • Плотников Сергей Александрович
  • Куимов Евгений Александрович
  • Пляго Анатолий Веславович
  • Карташевич Анатолий Николаевич
  • Втюрина Марина Николаевна
RU2668225C1
ЭМУЛЬГАТОР ОБРАТНЫХ ВОДНО-ТОПЛИВНЫХ ЭМУЛЬСИЙ 2017
  • Покровский Александр Владимирович
  • Пименов Юрий Александрович
  • Ефимова Наталья Леонидовна
  • Зубакин Сергей Иванович
  • Кумар Анил
RU2635544C1
Топливная эмульсия 1989
  • Лиханов Виталий Анатольевич
  • Плотников Сергей Александрович
SU1728290A1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2010
  • Азев Валерий Степанович
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Круть Валентина Васильевна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Усов Олег Александрович
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2423411C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1984
  • Азев В.С.
  • Лебедев С.Р.
  • Лунева В.В.
  • Чистяков Б.Е.
  • Круть В.В.
  • Беденко В.Г.
  • Меркотун З.Я.
  • Иванов В.А.
  • Никитин В.Т.
  • Гинзбург Б.М.
  • Мохнаткин Э.М.
  • Ребриков В.Д.
  • Муталибов А.А.
  • Мурашов О.Д.
  • Сартаев П.М.
  • Родионов В.А.
SU1243342A1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2004
  • Азев В.С.
  • Круть В.В.
  • Лунева В.В.
  • Улитько А.В.
RU2266947C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2020
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Круть Валентина Васильевна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2731690C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 554 348 C2

Реферат патента 2015 года ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ

Изобретение относится к топливной эмульсии для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, эмульгатора, смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты и воды, при этом топливная эмульсия дополнительно содержит смазывающую присадку ДПА-ЛубриКор при следующих соотношениях компонентов, %: этанол 5,0-50,0; вода 0,5-5,0; алкенилсукцинимид 0,25-1,0; смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты 0,2; смазывающая присадка 0,02; дизельное топливо - до 100. Применение топливной эмульсии позволяет снизить жесткость процесса сгорания, уменьшить износ в топливной аппаратуре и цилиндропоршневой группе, тем самым повысить надежность и долговечность дизеля. 2 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 554 348 C2

Топливная эмульсия для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, эмульгатора, смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты и воды, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит смазывающую присадку ДПА-ЛубриКор при следующих соотношениях компонентов, %: этанол 5,0-50,0; вода 0,5-5,0; алкенилсукцинимид 0,25-1,0; смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты 0,2; смазывающая присадка 0,02; дизельное топливо - до 100.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2554348C2

ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2002
  • Лиханов В.А.
  • Плотников С.А.
  • Лунёва В.В.
  • Гущин С.Н.
RU2221839C1
US 20100170142 A1 08.07.2010
КОМПОЗИЦИИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА И ТОПЛИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ 2006
  • Мьюир Рональд Дж.
RU2431637C2
СОСТАВ ТОПЛИВА 2000
  • Шван Харальд
  • Поссельт Дитмар
RU2238300C2

RU 2 554 348 C2

Авторы

Загребин Владимир Владимирович

Плотников Сергей Александрович

Бузиков Шамиль Викторович

Карташевич Анатолий Николаевич

Гурков Геннадий Никитович

Даты

2015-06-27Публикация

2012-12-04Подача