ЛЕГКИЙ ГИДРОСАМОЛЕТ (САМОЛЕТ-АМФИБИЯ) Российский патент 2015 года по МПК B64C35/00 B64C3/56 B64F1/00 

Описание патента на изобретение RU2558527C1

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания легких гидросамолетов (самолетов-амфибий) для базирования на кораблях легкого класса (фрегатах, корветах) или в прибрежной зоне. Самолет может быть как беспилотным, так и пилотируемым.

Известен «Самолет со складным крылом» [1] патент США US 2.343.645, выполненный по схеме «высокоплан» и содержащий складное крыло, каждая консоль которого разделена на две части по размаху - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла. В патенте приведен вариант, адаптированный для однопоплавкового гидросамолета. Однако этот гидросамолет не обладает водоизмещающим крылом и, как следствие, поперечной остойчивостью и способностью передвигаться по воде при сложенных консолях. Складывание крыльев возможно только вручную и только на суше.

Также известен легкий самолет-амфибия Super-Coot Model А с водоизмещающим крылом [2], содержащий фюзеляж-лодку, водоизмещающее, обеспечивающее поперечную остойчивость крыло с отъемными, но не складывающимися консолями без сужения и небольшой центральной неотъемной от фюзеляжа частью с сужением, оперение, силовую установку с двигателем, установленным на пилоне над лодкой, и шасси, основные опоры которого установлены на центральную часть крыла.

В последнее время для расширения зоны освещения надводной и наземной обстановки, обнаружения радиоэлектронных излучающих средств и их анализа стали широко применять на военных кораблях беспилотные самолеты. Для кораблей легкого класса наиболее подходящим вариантом является использование беспилотных гидросамолетов.

Применение на кораблях самолета подобного Super-Coot затруднительно. Самолет должен храниться в ангаре ограниченного размера, поэтому перед полетом на палубе необходимо состыковывать и после него расстыковывать крыло. Для подъема самолета на борт и спуска на воду потребуется остановка корабля, а также применение подъемного крана с большим вылетом стрелы.

При использовании самолета в варианте амфибии в авиации общего назначения, из-за своего размаха крыла базирование на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами, невозможно.

Технический результат заявляемого решения заключается в упрощении эксплуатации самолета на кораблях легкого класса, при котором отпадает необходимость остановки судна при его подъеме на палубу и спуске на воду, а при использовании в авиации общего назначения в возможности базирования на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами.

Технический результат достигается тем, что на гидросамолете (самолете-амфибии), выполненном по схеме «низкоплан», содержащем фюзеляж-лодку, оперение, силовую установку, центральная, водоизмещающая, неотъемная от лодки часть крыла увеличена по размаху для полного обеспечения поперечной остойчивости самолета на плаву, при этом каждая консоль крыла разделена на две части по размаху и выполнена складывающейся - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла. Для подъема самолета на корабль или берег и спуска на воду в плоскости симметрии над центром тяжести установлен крюк с направляющей и защелкой.

Таким образом, заявляемый легкий гидросамолет (самолет-амфибия), соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где

на фиг.1 изображен вид сбоку легкого гидросамолета (самолета-амфибии), правая консоль крыла в сложенном положении;

на фиг.2 изображен вид сверху легкого гидросамолета (самолета-амфибии), правая консоль крыла в сложенном положении;

на фиг.3 изображен вид спереди легкого гидросамолета (самолета-амфибии), правая консоль крыла в сложенном положении.

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия) (фиг.1, 2, 3) выполнен по схеме «низкоплан» с фюзеляжем типа лодка 1 и с крылом 2, центральная, водоизмещающая, неотъемная от лодки часть которого 3 увеличена по размаху и полностью обеспечивает поперечную остойчивость самолета на воде. Каждая консоль крыла разделена на две части по размаху и выполнена складывающейся - внутренняя 4 складывается вверх, а внешняя 5 складывается вниз, вдоль внутренней части консоли крыла. Двигатель 6 установлен на пилоне 7 над лодкой 1. В плоскости симметрии над центром тяжести установлен крюк 8 с направляющей 9 и защелкой 10 для подъема самолета на корабль или на берег и спуска на воду. Самолет снабжен V-образным хвостовым оперением 11. Максимальный размах центральной части крыла 3 выбирается из возможности перевозки самолета в специальном контейнере по железной дороге. Максимальная ширина самолета со сложенными консолями позволяет помещать его в ангар на корабле, а в варианте для авиации общего назначения проходить по имеющимся слипам и проходам на стоянках для катеров и лодок.

Применение центральной водоизмещающей части крыла 3, полностью обеспечивающей поперечную остойчивость самолета на плаву, и самостоятельного складывания и раскладывания консолей крыла 2 позволяет самолет со сложенными консолями спускать с корабля на воду и поднимать обратно краном с небольшим вылетом стрелы. Также самостоятельно отходить от корабля, раскладывать консоли и производить взлет, а после посадки складывать консоли и подходить достаточно близко к кораблю, чтобы накинуть петлю крана на крюк 8 и поднять самолет на палубу. Самолет может стартовать с катапульты корабля и приводняться на параплане. При использовании в авиации общего назначения позволяет базироваться на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами.

Технико-экономическая эффективность при применении самолета на кораблях легкого класса выражается в упрощении эксплуатации и расширении зоны освещения надводной и наземной обстановки, обнаружения радиоэлектронных излучающих средств и их анализа, а при использовании в авиации общего назначения - в возможности базирования на существующих сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами.

Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов.

Источники информации

1. Патент США US 2.343.645 от 7 марта 1944 г.

2. Jane′s all the world′s aircraft 1988-1989 стр.552.

Похожие патенты RU2558527C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2011
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2471677C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ - ЛЕТНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2013
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2542800C1
Летающая лодка (катер-самолет) 2017
  • Юнкерт Александр Степанович
RU2650342C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2014
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2582196C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ - АМФИБИЯ 2017
  • Дурицын Юрий Григорьевич
  • Аргишев Сергей Николаевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
RU2661379C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (ГИДРОСАМОЛЕТ) С РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2016
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2641359C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (СА) 1999
  • Панатов Г.С.
  • Кравцов В.Н.
  • Фролищев Б.Н.
  • Принада И.М.
RU2151084C1
Транспортный самолет-амфибия 2020
  • Дурицын Юрий Григорьевич
  • Аргишев Сергей Николаевич
RU2732523C1
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" 2006
  • Половников Юрий Владимирович
RU2324627C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (МСА) 2003
  • Кобызев Г.П.
  • Дурицын Д.Ю.
  • Дудников А.И.
  • Принада И.М.
RU2252175C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 558 527 C1

Реферат патента 2015 года ЛЕГКИЙ ГИДРОСАМОЛЕТ (САМОЛЕТ-АМФИБИЯ)

Изобретение относится к легким гидросамолетам (самолетам-амфибиям) для базирования на кораблях легкого класса или в прибрежной зоне. Легкий гидросамолет содержит фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделенными на две части по размаху - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла, оперение, силовую установку. При этом центральная неотъемная от лодки водоизмещающая часть крыла увеличена по размаху. В плоскости симметрии над центром тяжести установлен крюк с направляющей и защелкой для подъема самолета на корабль или берег и спуска на воду. Достигается упрощение эксплуатации самолета на кораблях легкого класса, отпадает необходимость остановки судна при его подъеме на палубу и спуске на воду, возможность базирования на сухопутных стоянках для катеров и лодок, оборудованных слипами или подъемными кранами. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 558 527 C1

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия), содержащий фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделены на две части по размаху - внутренняя складывается вверх, а внешняя складывается вниз вдоль внутренней части консоли крыла, оперение, силовую установку, отличающийся тем, что центральная неотъемная от лодки водоизмещающая часть крыла увеличена по размаху, а в плоскости симметрии самолета над центром тяжести установлен крюк с направляющей и защелкой для подъема самолета на корабль или берег и спуска на воду.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2558527C1

МАГНИТОСТРИКЦИОННЫЙ ДАТЧИК ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 2007
  • Дигузов Александр Николаевич
  • Шеркутов Андрей Николаевич
  • Прошкин Виктор Николаевич
RU2343645C2
СПОСОБ СТРУЙНОЙ ПРОМЫВКИ ДЕТАЛЕЙ НА ПОДВЕСКАХ 1999
  • Алексеев А.Н.
RU2166564C2
ЭКРАНОЛЕТ 1994
  • Барон Роман Моисеевич[Ua]
  • Сорокин Валерий Викторович[Ua]
  • Баринов Вячеслав Федорович[Ua]
  • Бурдиян Владимир Степанович[Ua]
  • Евдокимов Юрий Васильевич[Ua]
RU2094320C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Панатов Г.С.
  • Кравцов В.Н.
  • Принада И.М.
  • Пономарев В.Ф.
RU2135394C1

RU 2 558 527 C1

Авторы

Дурицын Дмитрий Юрьевич

Крееренко Сергей Сергеевич

Скиргелло Владимир Вячеславович

Даты

2015-08-10Публикация

2014-04-11Подача