Предложен систематический, клинико-аналитический способ гомеопатического психоанализа. Изобретение относится к области экологии человека и медицины, преимущественно к областям психотерапии, психологии, психиатрии, гомеопатии и способам реабилитации пациентов, страдающих хроническими нервно-соматическими, нервно-функциональными и невротическими заболеваниями (болезнями сознания).
Существуют раздельно и изолированно психоанализ, изучающий душевную жизнь личности и бессознательные конфликты в сфере сознания, и гомеопатия, изучающая психофизическую специфичность самопроявления человека, болезненные феномены, наследуемую болезненную почву и конфликт со своей природой, между тем, как организм представляет собой психосоматическое, функциональное и экологическое единство. Для успешного лечения живой высокоорганизованной системы и правильного построения смыслового контекста при интерпретации симптомов, явлений, процессов целесообразно концептуальное и методологическое объединение данных методов.
Целью изобретения является расширение арсенала средств лечения хронических нервно-соматических, нервно-функциональных и невротических заболеваний (болезней сознания) за счет смыслового и методологического объединения психоанализа и гомеопатии.
Задачи: расширить информационное и языковое пространство и смысловой контекст психоанализа и гомеопатии на основе феноменологической и герменевтической интерпретации симптомов, явлений и процессов. Совокупно использовать их техники и алгоритмы при изучении феноменов физического тела и сознания. Дополнить классические психотерапевтические методы использованием гомеопатических средств. Совершенствовать точность выбора «подобных» средств путем снижения вероятности феноменологической редукции.
Аналоги данного способа
Аналоги изобретения в психотерапии:
1. Известен комплексный способ лечения психофизиологических нарушений, включающий сочетанное использование сеансов рефлексотерапии в сочетании с психической саморегуляцией (авторское свидетельство СССР №1321416, МКЛ 4 А61Н 39/00 1987 г.).
2. Описан способ психотерапии заболеваний, обусловленных психической зависимостью, включающий последовательные этапы терапевтического воздействия: проведение психодиагностических тестов, выявление особенностей личности, проведение восстановительной терапии, коррегирующей соматическое состояние больного, сеансов коллективной и индивидуальной психотерапии, с проведением тематической дискуссии, рациональной и гипносуггестивной терапии, осознанным активным участием пациента в пересмотре жизненных отношений, гармонизации отношений с собой и внешним миром, адаптации путем изменения образа себя и мира, самопрограмирования на предупреждение рецидивов болезни (авторское свидетельство RU №2198690 С2 7 А61М 21/00, 2003 г.).
Аналогами изобретения можно считать как классические, индивидуальные и групповые, психотерапевтические техники, основанные на психоанализе, так и классические гомеопатические алгоритмы описания личности больного, используемые в настоящее время раздельно и независимо. Метод З.Фрейда основан на учете подсознательного динамического конфликта личности и конверсии психических и телесных симптомов. Изучение индивидуальных феноменов - эмпирически содержательная часть психоаналитического учения о защите. Психоанализ вскрывает внутренний конфликт и помогает изучать человека как динамически заряженную систему. Изучение психической жизни души, сферы сознания дает ключ к пониманию не только ментальных и эмоциональных, но и физических феноменов болезни тела. Но психоанализ не учитывает богатейшую качественную симптоматологию, психофизические параллели, специфические феномены, экспериментально изученные гомеопатией. Метод лечения «естественной хронической болезни» С.Ганемана использует на практике принцип и алгоритм подобия и способ воздействия специфическим природным средством в малых дозах на чувствительного человека. Но в гомеопатии мы сталкиваемся с явлением феноменологической редукции: недостаточно раскрывается общий и частные смыслы феномена и симптомов. Опускаются скрытые и фальсифицированные симптомы. Бытует упрощенное понятие о психической сфере. Когда З.Фрейд пришел к структурной модели психоанализа и энергетической модели человека, он разнес во времени этапы клинического и конструктивного анализа. Предложив новую разговорную технику, он объяснил смысловую последовательность в работе с пациентом: «правило отстраненности», модель трансферного переноса, роль эмпатической идентификации. Ф.Перлз описал способ изучения жизненного процесса и феномены психологической защиты. С.Борди описал способ герменевтического конструктивизма в психоанализе. А.Лоуэн описал телесно-ориентированный способ диагностики феномена сознания и преодоления сопротивления самоизменению путем проведения специальных психотелесных упражнений.
Использование только ограниченных изолированных методик или психотерапии, или гомеопатии противоречит современному взгляду на организм как целостную систему духовно-телесного, психосоматического единства, что и приводит, ввиду ограничения интерпретации смыслов и феноменологической редукции, к недостаткам упомянутых методов - длительности и недостаточной эффективности психотерапевтических техник и неточности выбора средств в гомеопатии.
Аналоги изобретения в области гомеопатии:
1. К.Култер первой представила «портреты гомеопатических препаратов» как психофизические конституциональные типы, отметив, что «систематическое исследование этой проблемы в начальной фазе».
2. И.В. Тимошенко предложил способ «ситуационной гомеопатии»: выбора гомеопатического средства на основе символического описания специфической ситуации, в которой у чувствительного индивидуума формируется привычный стереотип реагирования. Ему соответствует психофизическая картина нарушения. Выявляется единый стержень повторяющихся ошибок. Каждый признак, симптом должен соответствовать стержневому конфликту и излюбленному способу реагирования. Он предложил символическое описание жизненных, минеральных, растительных, животных «царств», их основной идеи и символы ситуационных средств, «медовар на костре», «русалка, вышедшая на берег», «солдат в окопе».
3. Выбор средства по символическому подобию. Дидье Гранжорж предлагает для каждого лекарства определить доминирующую идею, представляющую проблему, в которую бессознательно упирается индивидуум. В книге «Дух гомеопатического лекарства» средства получили символические обозначения: «скептик», «пламенный», «обессиленный».
4. Психогомеопатия и определение личностного профиля препаратов. Ф.Бейли предложил способ гомеопатической психологии и определение личностного профиля препаратов. Представлены личностные типы: «страстный искатель приключений», «проводник», «завоеватель» и другие.
5. А.В. Высочанский описал функциональные психотипы гомеопатии, отмечая внешнюю и внутреннюю жизненную активность и ориентацию интересов человека, предложив и их символические знаки: «ластящаяся змея», «провоцирующий дьявол». Каждый из данных методов интересен и указывает на характерные ошибки личности, выражаемые в виде психотипа, жизненного символа средства. Сложность поиска психогомеопатов заключается в том, чтобы при построении инвариантных образов мира получать осмысленный и целостный текст. Психологическое типирование состоявшегося явления - более жестко стандартизированная категория анализа, чем это нужно для модельного описания живой пластической системы. На видимые физические признаки и символически описываемые образы обращается большее внимание, чем на динамический тип адаптивного жизненного процесса и программу подсознания. Гомеопатический психоанализ сочетает изучение физического феномена, структурной сферы сознания и текущего внутреннего процесса.
Аналоги изобретения в социологии и информационике:
Известен способ «качественного исследовательского интервью», позволяющий изучить существенные свойства личности и смысло-жизненные отношения путем феноменологического (видимого, разностороннего) описания переживаний субъекта и его жизненного мира; выявления смысла высказываний путем интерпретации слов и конструирования понятийного, смыслового знания в процессе тематической дискуссии. Использована специальная стратегия при структурировании полученного текста: Способ используется в социологическом анализе, С.Квале. «Исследовательское интервью» (под ред Д.А. Леонтьева), М., Смысл, 2003 г. стр 38-39, 49, 55-59.
При изучении интеллектуальных систем описан «унифицированный подход обоснования по истинной аналогии», в котором фокус внимания акцентируется на высших отношениях, структурных и системных свойствах явления и упорядоченной последовательности в поиске элементов, принадлежащих фундаментальным строительным блокам (Hall, 1989 г.).
Прототип изобретения - способ гомеопсихотерапии и ситуационного лекарствоведения в гомеопатии.
Р.Шанкаран предложил термин гомеопсихотерапии, раскрывающий способ предъявления пациенту состояния, подобного его центральному чувству, чтобы он увидел изнутри и осознал собственную делюзию и корни уязвимости состояния («Дух гомеопатии», 1997, «Ирма», Москва, стр. 291). В качестве знакового он вводит понятие делюзии, ошибочного восприятия реальности, что влияет на выбор пациентом конкретных жизненных условий и создает определенные ситуации. Например, человек изначально зависит от ожидания других, их понятия об идеале и ощущает себя в ловушке. Однако изучение состояния на основе чувства ошибочного восприятия реальности и символический выбор «тематического» средства по образу основной делюзии («бедность и привычная ущербность», «зависимость самочувствия от выполнения долга») сужено и сдерживается рамками конкретного ситуационного исследования. Шанкаран предлагает давать подобный стимул в словах и образах, а не в лекарствах, считая при этом, что образ автоматически создает полное ощущение, идею, символ ложного восприятия ситуации. При изучении понятийного аппарата пациента здесь недостаточна опора на потенциально активную, гибкую, творческую, человеческую позицию. Без дальнейшей методологической разработки способ гомеопсихотерапии выглядит субъективным.
Описание способа гомеопатического психоанализа
Сущность изобретения
Сущностью изобретения является расширение арсенала средств лечения хронических нервно-соматических, нервно-функциональных и невротических заболеваний (болезней сознания) за счет совокупного использовании техник и средств психоанализа и гомеопатии, построения модели исследования в едином смысловом контексте, при расширении их знаковых систем и информационного исследовательского поля. Обоснована идея совокупного использования двух близких по целям, задачам, духу исследовательских систем гомеопатии и психоанализа для более успешного их применения. Чтобы объяснить новую структуру исследования, мы ищем общую, смысловую основу для обоснованного соединения 2 методов.
Знания требуют языкового оформления. В исследовательском поле гомеопатии - уникальный алгоритм открытого изучения и иерархического упорядочения качественных, ментальных, психоэмоциональных, соматических симптомов. Их уникальное соединение представляет к рассмотрению индивидуальный специфический феномен самопроявления. В совокупности симптомы должны дать важнейшую информацию о изначальных особенностях и свойствах живой модели. Реперторизация, сопоставление рядов симптомов имеет целью описание психофизической целостности, в целях сопоставления с подобной природной моделью. Гомеопатия строит свою знаковую систему на основе феноменологии. Элементарное в гомеопатии - это выявленные характерные симптомы и признаки. Целое - описываемый специфический феномен самопроявления («тщательно индивидуализированная жалоба»). Существенное по отношению к ним - осознаваемые и неосознаваемые жизненные процессы, охватывающие разные уровни реальности. Корни и истоки явления - в жизненном процессе. Более высоким по иерархии, Сущим, является только духовная основа, сфера сознания, образ мира в душе человека. Между образом мира и реальным поступком стоит личность с ее смысловой установкой, отношением к жизни, осознанием перспективы. В гомеопатии в качестве существенного описываются также миазмы, врожденная болезненная почва, искаженная генетическая модель системной регуляции, определяющая способ развития болезни. Но изначально болезненную почву формирует искажение мышления и сознания, связывающих жизненные силы человека. И сознание, и генетическая почва являются интимнейшими жизненными сферами и управляют движением жизненной энергии. Оба эти конфликта пропитывают всю толщу существования человека и снижают возможность качественного существования и самореализации. Гомеопатия стремится изучить изначальный конфликт человека со своей природой. Не менее важным этапом, чем сбор симптомов, является их толкование и описание живого, полнокровного явления. Метод непредвзятого и открытого описания качественного разнообразия симптомов и признаков дает возможность обращаться к человеку, как субъекту. Однако всегда есть опасность феноменологической редукции: неполного или неправильного описания и интерпретации явлений и признаков. Неосознанные процессы стоят в одном ряду с бессознательным. Они скрыты и значимы в центральной регуляции. Гомеопатия, пытаясь уловить суть явления, часто сжимает информацию до символа (идеи существования). Однако символ и феномен еще не дают указания на специфическую динамику жизненного процесса. Гомеопатическая система феноменологического упорядочения симптомов нуждается в герменевтическом способе их интерпретации. При помощи алгоритмов гомеопатии мы описываем качественные феномены на всех уровнях специфичности: выясняем чувствительность и уязвимость корней состояния, специфику влияния на самочувствие обстоятельств места, времени, образа действия, физиологических реакций; специфичность ситуации, общего самоощущения и основного чувства; специфичность актуально действующего фактора, особенности конституции пациента. Изучение симптомов не дает полного понимания смысла феномена без описания структуры личности и динамического состоянии сознания.
Психоанализ изучает внутренний динамический конфликт на разных уровнях сознания, ограничивающий развитие личности. В исследовательском поле психоанализа - описание жизненного мира и жизненных процессов человека. Выявляются: структура и глубина личности пациента, универсальные человеческие ценности, специфичность фрустрации, механизмы психологической защиты, структура и укорененность внутриличностных проблем, наиболее актуальный жизненный конфликт, специфика центральной регуляции. Существо знаковой системы психоанализа - в описании центральной инстанции сознания и его феномена: соотношения между осознанным процессом и реальным действием (Я), бессознательно текущим, непроизвольным жизненным процессом (Оно) и влиянием Сверх-Я, критической цензуры сознания, также не осознанной. Бессознательное Оно занимает преобладающую часть сферы сознания, контролирует инстинкты, интуицию, память, творческую потенцию. Психоанализ обратил внимание на скрытые симптомы и приступил к поиску символически опосредованных способов их выявления, в целях коррекции состояния. Современный психоанализ - наука герменевтического уровня. В новом ее понимании герменевтика дает смысловое объяснение, интерпретирует и конструирует (в союзе с психолингвистикой) информационные тексты. Живая система пластична. Элементы в ней взаимозаменяемы. Явления следует рассматривать системно, в рамках всех связей. Познавая язык понятий пациента, мы лингвистически конструируем его реальность. При изучении целого, живого, связного явления (феномена самопроявления) возможны три разные установки: 1. Изучать целое путем сведения к элементарным частям, которые определяют свойства целого. 2. Изучать целое в его специфике, а в элементах искать проявления этой специфики. 3. Герменевтическая установка: специфика, связный порядок и полнота целого, на основе описания элементарных признаков, становится доступной пониманию после осмысления наиболее существенного, сущего. Первое звено в последовательности действий - выделение категорий для проведения анализа: элементарного, целостного и сущего. Предметом нашего исследования является не только субъект, но и отношения сходства явлений (для чего выбрасывается несущественная информация). Казалось бы, качественные симптомы - наиболее явные элементарные признаки. Но и выделение элементарного не является очевидным. Например, часто не учитываются скрытые симптомы психической жизни, принимаются в расчет фальсифицированные симптомы.
В гомеопатическом психоанализе мы берем за основу создание такой знаковой, исследовательской системы, в которой изучение целостных жизненных феноменов опирается на герменевтическую смысловую установку. Выбираем феномены и реакции, информативные для изучения тех или иных психических процессов. Богатое разнообразие специфических симптомов помогает выбрать модель изучения сознания. Уяснение состояния сознания помогает упорядочить выбор симптомов в поиске гомеопатического подобия. Так мы строим работу на основе герменевтического круга конструирования по восходящей эволюционной спирали. Путь от элементарного к связному целому идет через осознание сущего (что упорядочивает далее поиск элементарного). Совокупная информация, полученная гомеопатическим и психоаналитическим образом, приближает нас к более осмысленному знанию. Признак (симптом) - вербализован, но не очевиден. Явление (феномен) обусловлено, но не вполне выяснен смысл. Сущее осмыслено путем рефлексии, использования знаковой системы, но нуждается в ощутимом, предметном, экспериментальном подтверждении. Уже понимая сущее, мы возвращаемся к полученной информации и уточняем частный смысл элементарных признаков (деталей). Тогда мы получаем более связное, цельное явление и видим его истоки. Подобный путь проходит каждый человек в своем развитии. От смутно сознанного мы идем к актуальному осознанию, потом к полному контролю и возвращаемся в элементарному, исходной точке познания. Итак, общий смысловой контекст анализа строится с учетом всех элементов знаковых информационных систем гомеопатии и психоанализа. В расширенном исследовательском поле мы опираемся одновременно на феноменологическую, герменевтическую и лингвистическую основу. Алгоритмы гомеопатического психоанализа структурированы, но не жестко стандартизированы. Работа с пациентом проводиться в форме диалога, для оперативного обмена смысловой информацией и установления лечебного альянса с пациентом. На основе избирательной информации проводится целенаправленная проработка состояния совокупными методами гомеопатии и психоанализа. Она заключается в преодолении сопротивления осмысленному осознанию внешней и внутренней реальности, реинтеграции личности, стимуляции жизненных сил по направлению к исцелению. 3. Фрейд считал, что наиболее значимы в аналитической концепции явления негативного сопротивления осознанному самоизменению и организация личностных терапевтических отношений, феномена переноса (и/или эмпатической идентификации). «Психоанализом можно считать всякое исследовательское направление, которое признает оба эти явления». В гештальт-терапии «центральный интерес от почитания бессознательного перемещен к феноменологии сознания», с изучением стратегии сопротивления осознаванию и организации конструктивного функционирования путем последовательного проведения упражнений в феноменологии. Структурно-динамические упражнения гомеопатии на основе использования средств, подобных состоянию, есть тренировка системы в специфическом самоизменении. В пределах метода гомеопатического психоанализа автор рассматривает инсайт как последовательное, постепенное переструктурирование опыта пациента, специфическое обучение системы жизненной стратегии, открывающей доступ к собственным резервам. Лечебным принципом является исцеление осознанием. Предоставление избирательной информации в виде точно выбранных гомеопатических природных средств позволяет контролировать и дозировать воздействие на основе обратной связи. Гомеопатический психоанализ есть способ всестороннего качественного изучения физического феномена и феномена сознания (с использованием понятий о природе саморегуляции); изучение множественных функциональных моделей подобия; аналитическая коррекция негативного сопротивления и психологических напряжений с использованием техник психотерапии, алгоритмов и средств гомеопатии. Гомеопатический психоанализ использует в построении системы анализа герменевтический «плодоносящий» круг, позволяющий подниматься по спирали к все большему пониманию истины (большей осознанности). Осмыслено выбранные гомеопатические средства предоставляют жизненную энергию необходимого качества и направляют ее. Гомеопатическое лечение на психическом уровне стимулирует развитие личности до ее полной зрелости. Суть контроля динамического процесса и правильности течения гомеопатической реакции заключается в соответствии с центробежным законам исцеления: от психики к органической периферии. Совокупность психологических и гомеопатических методик, систематизированных в едином смысловом контексте, позволяет представить новый единый способ лечения - гомеопатический психоанализ. Использование метода для лечения указанных выше категорий заболеваний требует от врача осознанного выбора пациентов, имеющих внутреннее побуждение, жизненную необходимость, готовность к работе по самоизменению, или специальной их психологической подготовки. Терапевтическая цель преобразуется в цель самоосознания, личностного роста, доступа к внутренним ресурсам.
Примеры осуществления изобретения и его эффективности
Пример 1
Дано феноменологическое описание случая развития хронического состояния, соответствующего патогенезу гомеопатического средства Апис, сопоставимого с состоянием фаллически-нарциссической личности в фазе Эдипова комплекса. Алгоритм изучения модели заключался в упорядоченном изучении и постепенном понимании характерных качественных признаков, целостного феномена самопроявления, состояния и феномена сознания, движущих жизненных процессов. Беседа велась в форме спонтанных высказываний пациента и в форме диалога. Отношения строились на основе эмпатической идентификации, терапия проводилась совокупными методами гомеопатии и психоанализа.
Пациент, 54 лет, жалуется на мучительное чувство бессилия, бесполезности жизни, мрачность, страх болезни и смерти, непереносимость для окружающих его импульсивного поведения, в котором сам он не волен. Другие симптомы: обидчивость, раздражительность, плаксивость, жалость к себе, громкоголосость, крик с обессиливанием, вспыльчивость с осознанием вины и бурными извинениями, ощущение бессмысленности своего труда, никчемности, неудачливости, неверия в себя, обида на судьбу и Бога, ранящая память об унижении отцом в детстве. Боится собак, кошек, закрытого пространства в лифте. Не любит лошадей. По поводу тревог, тоски, страхов лечился у психиатров и психотерапевтов в клинике неврозов. Безрезультатно было применение аминазина и амитрептилена. Получил профессию стоматолога, но не смог работать из-за неуклюжести и неловкости рук (инструменты выскальзывали). Любит порядок на столе и согласен на трафаретную, не творческую работу. Вместе с тем способен на организацию торговых сделок. В этом случае появляются напор, энергия, апломб, самоуверенность. Однако неверие в себя преобладает, поэтому занимается сортировкой писем в торговой фирме. Любит сырую осеннюю погоду и не переносит прямые солнечные лучи, закрывает окна занавесями даже осенью. Переезды на другое место (в отпуск) для него непереносимы непредсказуемостью ситуации. Панически боится дороги и пребывания в чужой местности. Ест всегда вовремя. Еда для него - ритуал. С ним нельзя говорить, пока он голоден. Всеяден, больше любит мясную пищу и горячий чай. Любит гладиолусы, джазовую музыку. Засыпает быстро, просыпается в 4-5 утра.
Весной и осенью у него повторные обострения язвенной болезни 12-перстной кишки с тоскливыми болями и изжогами, аденома простаты 1 степени с ломящими болями в правом яичке, частым мочеиспусканием без боли. После слез - пульсирующая головная боль, во лбу и висках, чаще справа. Не любит тугие воротнички. Чувствительность к прикосновению и гиперестезия кожи со жжением (в месте трения пояса и подтяжек). Потливость. Утром текучий насморк. Периодически бывает болезнен и отекает правый коленный сустав.
Проанализирован душевный процесс и жизненная модель данного пациента с детства. Отец, инвалид войны, ввел в систему еженедельную порку мальчика и очень унизительно обставил процедуру наказания «ни за что». Мать мальчика выросла сиротой и была унижена в детстве. Пациент воспринимает реальность как неуправляемую жизненную ситуацию отчаянной безнадежной борьбы с жизнью, в которой краткий эффект облегчения могут принести только реактивные всплески. Защиту подсознательно ищет не в семье и не внутри себя, а в социальном окружении и в «конечном спасителе» (терапевте). Его социальная адаптация выработана ценой вынужденных уступок, без прояснения собственных установок. Преувеличен страх и укорененное мнение о своей неспособности к творческой деятельности. Неудачливым считает и сына-студента, хотя уделяет ему много личного времени (посещают театр, выставки). Советует ему учиться манипулировать людьми (в качестве самозащиты). Его поведение на приеме можно было бы назвать агрессивным. Он активно нападает, почти требуя жалости к себе, потом отступает, чтобы оценить противника (консультанта). Пытается манипулировать врачом, побуждая заранее согласиться с фатальностью ситуации, признать априори несостоятельность психотерапии и медицины. Рассказывает о прежних неудачных контактах с врачами и сообщает о своем полном равнодушии к жизни. Он одновременно агрессивен и жалок, импульсивен и насторожен, амбициозен, самоуверен, откровенен, энергичен, выразителен. По высказываниям и манере поведения предполагается фаллически-нарциссический, генитальный характер (по А.Лоуэну). Структура характера ригидна и имеет панцирь. Он насыщен чуждыми его натуре настроениями (интроектами), динамически заряжен на преодоление (отцовского) комплекса калеки. Вспышки агрессии призваны скрыть конституциональную (пожизненную) слабость. Он пытается схватить желаемое. Хватание основано на страхе неудачи и поражения. Фаллический мужчина не находит глубокого удовлетворения и вкладывает силы в дальнейшую погоню и завоевание. По Лоуэну есть связь между напористостью, амбициозностью, уретральной эротикой и динамикой телесной структуры. Из-за ригидности и ретракции таза мочевой пузырь испытывает давление. У человека возникает желание помочиться и неполное опорожнение (у него простатит 1 ст.). Черты орального характера, связанного с изначальной недостаточностью материнской защиты, сказываются в «потребности и боязни достичь». Имеет комплекс виновности. Подобно мазохисту, он часто находится в «болоте неопределенности»: сначала достигает (профессии стоматолога, женитьбы), а потом отступает. Опускает руки и бросает все. Его механизм негативной психологической защиты (по Ф.Перлзу) сложен. Основной феномен - интроекция (принятие не ассимилированных, чуждых мыслей и моделей поведения). Но в данном случае мы наблюдаем и симптомы ретрофлексии (поворота на себя). Он сообщает, что стыдится себя.
Его жизненный сценарий - сценарий не удовлетворившего чувство защищенности, ищущего и вместе деспотичного ребенка. При рассмотрении с точки зрения классического психоанализа мы видим пожизненную инфантильную тактику подростка, основанную на Эдиповом комплексе, бессильном желании стать личностью посредством убийства отца. Испытывает чувство вины. На его символической майке спереди написано «пловец», сзади - «плутующий нищий - калека». Пациент не принимает себя и не осознает своей динамической заряженности на преодоление отцовского наследия, комплекса плутующего калеки. При анализе первичных экзистенциальных данностей мы видим страх смерти и страх полноты жизни, страх беспомощности и несвободы, боязнь принятия ответственности и поиск Спасителя, защита ритуалами. Все это говорит о глубине патологического комплекса, пропитанного общим чувственным тоном жалящей тоски и тонусом поиска и неловкого хватания. Он демонстрирует обсессивно-компульсивные и истеро-депрессивные невротические симптомы. Активный поиск пациентом помощи и многие попытки к осознанию себя в целях изменения ситуации внушают надежду.
При поиске подобного средства с помощью реперториума и Материа медика нами в дифференциальной диагностике рассмотрены три психофизиологические модели гомеопатии. 1. Аурум металликум отмечен симптомами депрессивности, амбициозностью. Но такой пациент эффективно функционирует в обществе и имеет иные физические симптомы (аурум действует на кости, железы, кровь, сердечно-сосудистую систему). 2. Лахезис имеет симптомы: нагловатая, вкрадчивая манера поведения; болтливость, многословие, большая скорость речи, выплескивание вороха торопливых энергичных фраз. Его отличает острый ум, высокомерие, фрустрация вследствие подавленной сексуальной энергии. Характерны экстатическое состояние и доминирующее устремление к чувственным сексуальным наслаждениям. Ревнив, бывает упадок духа и плохое настроение. Контактов он избегает, чтобы обеспечить психическую безопасность. Вспышки гнева возникают при попытках командовать им. Не переносит психических ограничений и тесной одежды, особенно вокруг шеи и талии. Лахезис присущи заболевания сердца, асистолии, эндокардиты, параноидальные мысли, иллюзия преследования, пр. Симптомы названных средств не соответствуют вышеописанной психоаналитической модели нашего пациента. 3. Апис. Обратим внимание на характерные феноменологические симптомы средства апис (см. Материа Медика) и подобные симптомы нашего пациента. Он беспокойный, взволнованный, фривольный. Эксцентричная веселость или отчаяние, безысходность. Экстаз, исступление, восторг, вдохновение. Умственное волнение, тревожность. Раздражительность и вспыльчивость. Нетерпеливый, опасающийся, нервозный, беспокойный. Безотчетный гнев. Выкрики, вопли, визг. Страдает и испытывает чувство вины, когда пройдет его гнев. Неумение в самовыражении. Слезливость, обескураженность, унылое настроение. Жалость к себе. Упадок духа. Рыдает в ответ на критику матери. Беспокойный, занятой, меняет виды деятельности. Сангвинический, нервный, желчный темперамент. Делюзия: ему угрожают и он должен привлечь внимание. Неистовствует до безумия. Предчувствие смерти. Мука душевная, страдания, терзания, тоска, крик от муки, слезливость, плаксивость. Угрюмый, брюзгливый, плохое настроение, заблуждения, замешательство, тупость. Оцепенение, ярость, безумие, помешательство. Сексуальная фрустрация. Хуже после подавления эрекции и эротических симптомов, от гнева, испуга, досады, жары. Солнце является стрессором. Любит сырую погоду («рассеянный свет, золотые листья»). Не испытывает жажды. Засыпает быстро и просыпается в 4-5 утра. Потлив. Гиперестезия кожи. Страх прикосновения. Страх врожденной болезни сердца. Частое мочеиспускание без боли. Простатит, геморрой, утром текучий насморк. Ранее были ангины. Правосторонняя пульсирующая головная боль, ломящая боль в правом яичке, боль в большом пальце стопы справа.
После понимания сущности состояния всплыли другие важные симптомы, специфичные для средства апис. Он крайне неловок: все валится из рук. Эмоциональная и физическая неуклюжесть. При гневе и эмоциональном возбуждении вскрикивает внезапно, резко и назойливо, как от боли. Подобное состояние бывает у людей в отчаянии, потерявших веру, прошедших через испуг, ревность, плаксивых и неловких. В Материа медика К.Геринга средство Апис описан на 78 страницах. В описании психики даны противоречивые симптомы: от потери сознания, бормочущего бреда, безразличия, ментальной депрессии, слезливости, обескураженности до преувеличенной эксцентричной веселости, фривольности, легкомыслия, болтливости, чувствительности, взволнованности, вспыльчивости, неистовства до безумия, ревности, непристойности. Деловитая (но бестолковая) занятость; сангвинический желчный темперамент. Нервные и вегетативные симптомы приступообразные и непостоянные: резкие пронзительные «мозговые» крики, мигрень, нервозное беспокойство. Мы видим, что симптомы, полученные психоаналитическим и гомеопатическим путем, взаимно соответствуют друг другу.
Проведено психологическое тестирование. Вместо снов (которых пациент не помнит, что связано с загрузкой бессознательного) использованы рисунки пациента. Человек нарисован в профиль, с дрожащими ручками и ножками. Короткая шея, шевелюра волос. Голова без глаз, рта, ушей. Рисунок неизвестного животного, «амебоподобный навуходоносор» напоминает пчелу. Известное животное - верблюд на тонких ножках. Рисунки подтверждают выводы о личности пациента.
Диагностическая и терапевтическая тактика. Пациент демонстрирует глубоко укорененное сопротивление изменениям и сложность в самоосознании, понимании природы своих поступков. Процесс воспоминания о прошлом, как активная терапевтическая сила психоанализа, направленная на преодоление памяти о страдании, вытесненной в бессознательное, был недостаточен. Человеческое взаимодействие помогает организовать феномен лечебного альянса и эмпатической идентификации и раскрыть глубинный уровень личности. Патология и ее смыслы становятся предметом исследования. Изучается аномальное и иррациональное поведение, бессмысленные и странные, вышеописанные симптомы. Проведен гомеопатический анализ болезненной почвы пациента. Случай отнесен к сико-сифилиническому миазму. Мы имеем дело с закрытой, сосредоточенной на себе, деструктивной системой. Наряду с симптомами сикотической избыточности реакций, импульсивности, капризности нрава, слабости внутри самости, пациент демонстрирует взрывные, разрушительные реакции, малодушие, душевную холодность, ироничность, злость, отсутствие надежды на преодоление своей слабости; повышенную реактивность на физическом уровне. Глубоко укорененный комплекс проблем, страх и сопротивление самоизменению не позволяли ждать героического эффекта в психоаналитической коррекции личности. Целебной структурной проработке состояния и преодолению негативного напряжения способствовало назначение «подобного» средства Апис.
Дальнейшее наблюдение данного пациента проводилось совокупными методами. В течение 4 месяцев было проведено 7 сеансов гомеопатического психоанализа. Сеансы содержали в себе: уточнение качественной специфики и структуры выявленного феномена, более углубленное понимание жизненного смысла и процессов пациента, побуждение к принятию ответственности за ситуацию, обучение новому опыту функционирования, снятие критической цензуры, оптимизацию мотивации на осознание и самоизменение, изменение образа общения с внешним миром. В результате лечения пациент стал менее многословным, спокойным на приеме. Демонстрирует иной стиль поведения. Дома он легче реагирует и уже не рыдает в ответ на критику матери. Стал продуктивнее в своих действиях. Ранее он пытался поехать отдохнуть на море, но в последний момент из-за волнения о своей безопасности в соблюдении должных жизненных ритуалов (питания, туалета) отложил поездку. Теперь поехал и хорошо отдохнул в доме отдыха. Стал регулярно заниматься аутогенной тренировкой, осуществлять вечерние прогулки. Своего сына перестал считать наследственным неудачником. Говорит о нем с гордостью. Сообщил о появившейся вере в изменение жизненной ситуации и о желании подражать целеустремленным, собранным людям. При изолированном гомеопатическом лечении, ввиду феноменологической редукции, возникли бы сложности при выборе средства и контроле динамики состояния. Мы видим на данном примере эффективность способа гомеопатического психоанализа при прежней безуспешности изолированного психотерапевтического лечения. Он помог нам глубже разобраться в существе и структуре проблемы пациента и в более точном выборе совокупных средств помощи ему.
Пример 2
Больная Н., 20 лет. Предъявляет жалобы психического регистра. Отстраненность, тревожность, чувство одиночества и изоляции, замкнутость. Нет средств защитить себя. Потеря контакта с родителями и доверительности в отношениях. Настороженность, замкнутость. Разочарование в преданности подруг. Страх смерти (от рака легких). Навязчивые мысли (видит себя в гробу в розовом одеянии). Раздражительность. Тоскливое самоощущение, скука, уныние. Хуже от глубоких размышлений. Ноющие головные боли. Затяжные кашли, сухость гортани, поллиноз, астматический бронхит. Был эпизод цистита с резью и кровью. Боязнь собак, алкоголиков, насильников. Страх застрять в лифте. Приехала на прием по просьбе матери. Родители были ранее успешно пролечены мною по поводу поллиноза. От других врачей отказывалась. На первом приеме держится несколько вызывающе, как капризный подросток. Демонстрирует безучастность. Постоянная готовность к капризной вспышке. В то же время уныла, тосклива. Бледное лицо, худое тело. Узкие плечи, слабые руки. Застывшее («замороженное») лицо. Узкий рот. Тусклый голос. Напряжение спины, тела. Ощутимый недостаток психической энергии. Колючий или ускользающий взгляд.
Очень сложно складывается лечебный альянс с пациенткой. Лишь на третьем приеме рассказывает свою историю. В 6 классе, в пионерском лагере, была вовлечена школьным учителем (вожатым лагеря) в непродолжительные сексуальные отношения, без завершения акта. По возвращении он был груб с нею, чтобы оттолкнуть. Она чувствовала себя виноватой и тяготила непонятная ей привязанность к нему. В ней поселилось тоскливое чувство незавершенности ситуации. Школьный приятель ее, придравшись, ударил этого учителя, но дело «замяли». Поделиться переживаниями с занятыми родителями не могла. Не было душевного контакта. Позднее она поступила в туристский колледж, ушла из дома и поселилась с молодым человеком, предложившим семейные отношения. Мужа ощущает приятелем, опекающем ее. С ним уютнее и спокойнее, чем в родительском доме. Он не притязателен, добродушен, но мало ей душевно интересен. Отец долго протестовал против «сожительства дочери», считая это позором. Она вешала трубку, когда звонила мать. Душевные интересы пациентки не определились. Отношение к миру настороженно-враждебное. Скрытность, отчаяние, затрудненное мышление.
Гомеопатический феноменологический анализ. Определено, что специфичность выявленного состояния соответствует средству Страмониум. В Материа медика оно описано как почти нервное средство, имеющее сродство к мозгу, гортани, бронхам, гениталиям, коже. Для него характерны симптомы: нимфомания, нервный эретизм, уязвимость к пребыванию на виду, боязнь травли, расщепление личности. Откололись от общества, которое хочет похоронить их. Уравновесить мертвую часть личности с живой частью ее не могут. Нет здравомыслия. Чувство покинутости. Один в пустыне. Вокруг хаос. Люди представляются болезненному воображению как крысы, мыши, насекомые. Расщепленность, раздвоенность личности. Тревожная меланхолия. Тревога о спасении. Нет средств выживания. Страх может задушить, уничтожить. Страх смерти, собак, чудовищ. Безразличен к выздоровлению. Грусть, тоска, уныние. Хотят цепляться, хвататься за кого-то. Крик о помощи. Голос жесткий, каркающий, охриплость, астматическое дыхание. Моча может быть густой, обжигающей, коричневой, с осадком.
Психологическое тестирование: пациентка рисует «неизвестное животное», после экологического засорения планеты. Сообщает: Он живуч как таракан. Потерял разум, способность любить, доброту. Приобрел способность мутироваться. Слушает тяжелую музыку, которую слушаешь, когда эмоции уходят. Глаза холодные. Руки малюсенькие «чтоб не хапать», с темными пятнами вместо пальцев. Огромные уши антенны. Толстое тело без шеи. Четыре ноги, «чтоб защищаться». По просьбе нарисовать болезнь нарисовала практически половой член. Страмониум имеет принадлежность к сифилиническому миазму (деструктивной болезненной почве).
Психоанализ душевного состояния. Находит существующую ситуацию крайне разочаровывающей, неприятной и мучительной. Чувствует себя на грани нервного истощения. Эмоциональная фрустрация. Потеря чувства любви и доверия. Желание быть независимой от эмоций делает невозможной эмоциональную близость с кем-то. Обладает повышенной чувствительностью. Уязвима по отношению к разговорам о ней. Снижено чувство собственного достоинства. Страдает от чувства бессилия. Пережила сексуальное насилие. Отвержение сексуального импульса в дальнейшем воспринимается ею как отвержение в любви. Боится сердечных, глубоких, любовных чувств. Фригидность, отсутствие генитальных ощущений расценивается как истерическая проблема. Проявление эмоционального паралича, истерической анестезии - это конверсионный симптом (по Лоуэну). Скука, тоска, уныние, функционирование на пониженном энергетическом уровне, когда жизнь становится серой и бессмысленной. Любит музыку Бетховена. Застывшая, непреклонная гордость истерического характера. Не может открыто переживать сексуальное желание. Чувство глубокой обиды. Регидность на мышечном уровне (отстранение собственного тела). Психоаналитически состояние пациентки расценено как истерический невроз с элементами экзистенциального конфликта. По системе двойного специфического соответствия, состояния и средства, состояние ее соответствует природному средству Страмониум.
Диагностическая и лечебная тактика
Было важно понять мир с точки зрения пациентки и раскрыть смысл ее переживаний, найти существенные характеристики состояния, понять душевный конфликт, глубину и структуру личности, интенсивность состояния. Были явны драматизированное, театрализованное, хаотическое поведение и глубокое негативное сопротивление изменению привычной модели поведения. Наряду с этим, ощущение внутренней ситуации как критической, желание и страх осмысления реальности, самоосознания. Для пациентки было важно быть выслушанной с вниманием и пониманием. Но установить эмоциональное человеческое взаимодействие и лечебный альянс было нелегко ввиду наличия душевного панциря. Был применен психологический способ дерефлексии, помогающий отвлечь пациентку от источника невроза и переключить на сохранные части личности. Проводилось и непрямое внушение на основе эмпатической идентификации. Имели место беседы с ней и ее матерью по телефону. Назначено средство страмониум 200 (1 прием в неделю), которое помогло стимулировать жизненные силы на пути к исцелению. В своем действии на душевное состояние «подобное средство» прокладывает дорогу к осознанию, структурирует жизненную энергию и помогает приобрести опыт улучшенного функционирования. Всего на протяжении 3 месяцев было проведено 5 сеансов гомеопатического психоанализа. На прием пациентка приезжала охотнее. Она стала эмоционально взаимодействовать и принимала участие в обсуждении своих жизненных планов и реальных перспектив. Отношения в их семье, с отцом и матерью, стали более спокойными.
Мы видим, что гомеопатический психоанализ позволил глубже понять состояние пациентки и точнее наметить путь к ее реабилитации. Известно, что сеансы психоанализа длятся годами, а изолированные гомеопатические сеансы (в подобных случаях) - месяцами. Расширение арсенала средств за счет совокупного использования методов психоанализа и гомеопатии на единой смысловой основе с целью преодоления сопротивления самоосознанию и реконструкции личности - практически эффективно.
Литература
Александров А.А. Современная психотерапия, С-Петербург, Акад. Проект, 1997 г., 333 стр.
Бейли Ф. Гомеопатическая психология, перевод с англ, М., ГМ, 2002 г., 558 стр.
Высочанский А.В. Психологические типы в гомеопатии. М., 1999 г., ПРИОР, 368 стр.
Витулкас Д. Новая модель здоровья и болезни, перевод с англ, М, 1996 г, изд. «АРиНА».
Ганеман С.Органон врачебного искусства, под ред Высочанского А.В., 1992 г., Атлас.
Геринг К. Аналитический реперторий симптомов сознания, 1002 г., Новосибирск, Наука, 412 стр.
Дереча Г.И., В.А. Системно-клинический подход к оценке невротических расстройств, Сыктывкар, изд. Коми 1996.
Кент Д. Лекции по философии гомеопатии, М., 1998 г., Гомеопатическая медицина, 223 стр.
Култер К. Портреты гомеопатических препаратов, М., 1996 г., Атлас.
Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера, перевод с англ., М., компания ПАНИ, 1996 г.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования, М, Эксмо-Пресс, 2002 г., 254 стр.
Психотерапия: новая наука о человеке, М., Академический проект, 1999 г., 397 стр.
Психология сознания, христоматия, С-Петербург, изд. дом Питер, 2001 г., 474 стр.
Перлз Ф. Практика гештальт-психотерапии, М., Институт общегуманитарных исследований, 2000 г.
Семенова А.И. Душа гомеопатии, М., Знак, 191 стр.
Семенова А.И. «От эволюционной иммунологии к гомеопатическому психоанализу», М., Макс-Пресс, 2004 г., 130 с.
Квале С. Исследовательское интервью, М., Смысл, 2003 г.
Д.Сандлер, К.Дэр, А.Холдер, Пациент и психоаналитик, М., Смысл, 1997 г., 193 стр., перевод с англ.
Тимошенко И.В. Ситуационная гомеопатия, 1998 г., Москва, МГЦ, 119 стр.
З.Фрейд. Избранное, т.1, перод с анг., Лондон, 1969 г., 355 стр.
Шанкаран Р. Дух гомеопатии, М., 1997 г., Семилия.
Хиллман Д. Архетипическая психология, С-Петербург, 1996 г., изд. БСК, перевод с англ.
Франкл В. Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1991 г.
Фром Э. Иметь или быть, М., Прогресс 1998 г.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М., Класс, 2000 г., 574 стр.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" | 2002 |
|
RU2215475C2 |
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372109C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372110C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372108C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2014 |
|
RU2561004C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2285545C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ | 2007 |
|
RU2336100C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно психотерапии, психологии, психиатрии, гомеопатии. На первом этапе осуществления предложенного способа, принимая безоценочно позицию пациента, выявляют по принципу подобия психосоматические симптомы и на их основании подбирают гомеопатическое средство. На втором этапе проводят тематическое интервью для исследования системы жизненных отношений и личностной реакции на разные аспекты жизни пациента, проводят психодиагностическое личностное тестирование, с использованием рисуночного имаго-тестирования, трактуют его символически и феноменологически. На третьем этапе формируют мотивацию к самосознанию и самоизменению, преодолению негативного мышления, завершению гештальта, используя во взаимоотношениях приемы установления раппорта, лечебного альянса, эмпатической идентификации. На четвертом этапе уточняют выбор подобных состоянию гомеопатических средств, назначают их последовательно, соблюдая центробежный принцип в их действии - по конверсии и динамике симптомов от центра к периферии. Способ позволяет глубже понять состояние пациента и точнее наметить путь реабилитации.
Способ совокупного единого использования психоанализа и гомеопатии, включающий проведение следующих этапов: на первом этапе, принимая безоценочно позицию пациента, выявляют по принципу подобия психосоматические симптомы и на их основании подбирают гомеопатическое средство, на втором этапе проводят тематическое интервью для исследования системы жизненных отношений и личностной реакции на разные аспекты жизни пациента, проводят психо-диагностическое личностное тестирование с использованием рисуночного имаго-тестирования, трактуют его символически и феноменологически, на третьем этапе формируют мотивацию к самосознанию и самоизменению, преодолению негативного мышления, завершению гештальта, используя во взаимоотношениях приемы установления раппорта, лечебного альянса, эмпатической идентификации, на четвертом этапе уточняют выбор подобных состоянию гомеопатических средств, назначают их последовательно, соблюдая центробежный принцип в их действии - по конверсии и динамике симптомов от центра к периферии.
СЕМЕНОВА А.И | |||
От эволюционной иммунологии к гомеопатическому психоанализу | |||
Предпосылки к лечению естественных болезней и болезней сознания, М.: Макс Пресс, 2004, подписано в печать 23.03.2004, с.2-47, 101-117 | |||
СЕМЕНОВА А.И | |||
Душа гомеопатии, М.: Знак, 2000, с.128-129 | |||
Учебник психотерапии | |||
/Под ред | |||
Б.Д.Карвасарского, СПб, 2000, с.104-122 | |||
RU |
Авторы
Даты
2008-01-20—Публикация
2005-02-03—Подача