Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию формы обводов носовой оконечности грузового судна смешанного плавания.
Известна носовая оконечность серии судов полных обводов с коэффициентом полноты δ≥0,80, имеющих обводы цилиндрической формы с малыми и постоянными по длине радиусами закругления скулы и форштевня. При этом форма носовых шпангоутов - U-образная («Справочник по теории корабля» под редакцией Я.И. Войткунского, том 1, изд. «Судостроение», Ленинград, 1985 г.).
Такие полные суда с известной носовой оконечностью по гидродинамическим особенностям воздействия на обтекание корпуса и его сопротивление значительно уступают сопоставимым бульбовым обводам. Это объясняется неблагоприятным обтеканием скулы вблизи форштевня с возможным местным отрывом потока, особенно при наличии дифферента.
Также известны суда смешанного река-море плавания «Волго-Дон макс», имеющие коэффициент общей полноты δ = ок. 0,90 (см. ж. «Морская биржа» №4 (38) 2011, с. 16, Г.В. Егоров, Г.И. Каневский, Б.Н. Станков «Исследование ходовых качеств судна смешанного плавания большой полноты с винторулевыми колонками», где применена бульбообразная форма носовой оконечности. Анализ формообразований носовой оконечности судов смешанного плавания показывает, что при скоростях около 10 узлов влияние коэффициента полноты (для диапазона 0,88-0,93) незначительно.
При увеличении полноты указанных судов принималось во внимание то обстоятельство, что основную роль играют сопротивления трения и формы при минимальных значениях волнового сопротивления.
Примером такого подхода следует отметить носовые оконечности «полных» судов проектов 00216 Танкер “PRIMEMAX” дедвейтом около 5400 т.
(10-05-17-10-05-35/2010-05-18-06-43-48/26-primemax-5400-00216 ) и RST27 (см. ж. «Судостроение и судоремонт», №57-58, 2013. с. 26; ж. «Судостроение», №6, 2013, с. 24), коэффициенты общей полноты которых достигли достаточно больших значений: 0,92 и 0,94 соответственно.
Цель предлагаемого изобретения - повышение грузоподъемности судна путем увеличения коэффициента общей полноты при принятых значениях главных размерений, обусловленных возможностью эксплуатации судна смешанного плавания и на внутренних водных путях.
Это достигается за счет применения цилиндрических обводов носовой оконечности судна, образованных шпангоутами U-образной формы.
Изобретение поясняется чертежами, где:
Фиг. 1 - теоретический чертеж носовой оконечности, проекция «корпус»;
Фиг. 2 - теоретический чертеж носовой оконечности, проекция «бок»;
Фиг. 3 - теоретический чертеж носовой оконечности, проекция «полуширота».
В предлагаемой носовой оконечности бортовые ветви шпангоутов 1, сопрягающихся с днищем судна 2 по лекальной кривой 3, имеют вертикальную форму.
Сечения по батоксам 4 имеют вертикальную форму, переходящую в основную плоскость (ОП) по лекальной кривой 5. Линия форштевня 6 - вертикальная, переходящая в ОП по радиусу.
Ватерлинии 7 выполнены по одному и тому же радиусу R, равному 0,5 В, где В - ширина судна по конструктивной ватерлинии (КВЛ).
Указанный радиус остается неизменным по высоте от палубы бака в надводной части до начала сопряжения ветвей шпангоутов по лекальной кривой в подводной части.
Заявляемые обводы цилиндрической формы обеспечивают получение максимально возможного объема носовой оконечности с коэффициентом полноты δn=0,94.
Заявляемое решение увеличивает грузоподъемность судна, значительно упрощает технологичность изготовления корпуса, обеспечивает судну приемлемые значения по сопротивлению.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДОВ | 1970 |
|
SU284636A1 |
Форма обводов корпуса плавучего сооружения | 1978 |
|
SU1104047A1 |
Речное пассажирское судно | 1982 |
|
SU1084170A1 |
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА | 2019 |
|
RU2723200C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
ДВУХБУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТБ СУДНА | 1973 |
|
SU407784A1 |
КОРПУС СУДНА | 1993 |
|
RU2094290C1 |
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2155693C1 |
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании | 2015 |
|
RU2607136C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603709C1 |
Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования обводов носовой оконечности грузовых судов с коэффициентом общей полноты около 0,94. Предложена носовая оконечность судна смешанного плавания, имеющая шпангоуты U-образной формы. Геометрическое место вертикальных ветвей U-образных шпангоутов на полушироте находится на радиусе, равном половине ширины судна. Форма ватерлиний образована радиусом постоянной величины, равным 0,5 В, где В - ширина судна по конструктивной ватерлинии. Технический результат заключается в повышении грузоподъемности судна при принятых главных размерениях с сохранением приемлемых мореходных качеств как на тихой воде, так и на волнении. 3 ил.
Носовая оконечность судна смешанного плавания, имеющая коэффициент общей полноты 0,94, содержащая шпангоуты U-образной формы, отличающаяся тем, что с целью упрощения формы и обеспечения максимально возможной полноты носовой оконечности при принятых главных размерениях, геометрическое место вертикальных ветвей U-образных шпангоутов на полушироте находится на радиусе, равном половине ширины судна, при этом форма ватерлиний образована радиусом постоянной величины, равным 0,5 В, где В - ширина судна по конструктивной ватерлинии.
RU 2058908 C1, 27.04.1996 | |||
JP 2008239059 A, 09.10.2008 | |||
JP 2007237895 A, 20.09.2007 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ВЛАЖНОГО БЕЛЬЯ В БАРАБАНЕ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2123550C1 |
JP 2004314943 A, 11.11.2004 |
Авторы
Даты
2015-08-27—Публикация
2014-06-04—Подача