УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2015 года по МПК B60K28/06 

Описание патента на изобретение RU2563924C1

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности работы транспортных средств (ТС), а именно к устройствам для предотвращения засыпания водителя за рулем. Изобретение обеспечивает повышенную степень безопасности и удобства водителя по средствам использования более совершенного способа индикации засыпания.

Известна «Автоматическая система предупреждения аварии из-за засыпания водителя за рулем» /1/, содержащая кольцевой периферический выключатель, расположенный под нижней поверхностью рулевого колеса и снабженный средствами поддержания выключателя в наиболее удаленном положении от руля. Выключатель соединен с электрической цепью, включающей световые и звуковые сигнализаторы, а также реле времени, которое при отсутствии реакции заснувшего водителя на сигналы вызывает отключение зажигания, топливоподачу и торможение транспортного средства (Заявка РСТ (WO) 9622896, МКИ 6 B60K 17/00, опубл. 01.08.96 г. ИСМ бюл. 14,1997 г., вып.29).

К недостаткам изобретения относится:

- большая длительность времени от момента наступления сонного состояния водителя ТС до момента снятия рук с рулевого колеса, что вызывает замедление срабатывания сигнализации, вызывающей пробуждение водителя;

- большая инертность системы из-за продолжительного времени с момента наступления сна до срабатывания;

- низкая эффективность использования из-за малой информативности датчика;

- низкая надежность системы из-за использования датчика контактного типа.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является «Устройство контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства» /2/, содержащее кольцевой датчик давления и систему пробуждения, расположенные на рулевом колесе, а также звуковые сигнализаторы, предохранительную систему безопасности и контроллер управления транспортным средством. Кольцевой датчик давления размещен с возможностью взаимодействия с подушечками крайних фаланг пальцев руки водителя, при этом кольцевой датчик давления подключен к контроллеру управления транспортным средством с помощью электронной схемы, содержащей последовательно соединенные между собой блок защиты от помех, пороговое устройство, систему пробуждения и блок согласования сигналов (Патент РФ 2214931, МПК 7 B60K 28/06, опубл. 11.07.2009 г.). Недостатками данного устройства являются:

- повышенная утомляемость водителя ТС из-за необходимости постоянного удержания кольцевого датчика в зажатом положении, что может увеличить время реакции водителя на изменение ситуации при движении;

- высокая инертность устройства из-за наличия контактного датчика для определения только сжатия рулевого колеса ТС, что снижает точность определения момента засыпания при движении;

- низкая эффективность работы устройства из-за отсутствия срабатывания датчика контактного типа в случае нарушения проводимости контактной пары, что может снизить надежность его работы.

Техническим результатом, на решение которого направлено изобретение, является снижение времени реакции водителя на изменение ситуации, повышение точности определения момента засыпания при движении и надежности работы устройства.

Поставленный технический результат достигается тем, что устройство дополнительно снабжено емкостным датчиком, состоящим из двух конденсаторов, первый конденсатор образован внешней проводящей поверхностью и рукой водителя, а второй конденсатор образован внутренней и внешней проводящими поверхностями, разделенными диэлектриком, и последовательно связанным с блоком определения касания, с блоком обработки данных, при этом блок обработки данных параллельно соединен со звуковым сигнализатором, предохранительной системой безопасности, блоком взаимодействия с тормозной системой.

Это дает возможность не только определять наличие удержания (сжатия) руля, но также оценивать силу этого удержания (сжатия), определять наличие касания и оценивать площадь прикосновения, тем самым наиболее точно определить момент засыпания водителя ТС.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена структурная схема устройства контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства, а на фиг.2 - структурная схема емкостного датчика.

Устройство содержит емкостный датчик 1 и блок определения касания 2, расположенные на рулевом колесе и связанные с помощью радиосвязи с блоком обработки данных 3, звуковым сигнализатором 4 и предохранительной системой безопасности 5, в свою очередь расположенными на панели приборов ТС и связанными с блоком взаимодействия с тормозной системой 6, расположенной на педали тормоза.

Емкостной датчик 1 представляет собой первый конденсатор, образуемый внешней проводящей поверхностью 7 и рукой водителя, и второй конденсатор, образуемый внутренней 8 и внешней 7 проводящими поверхностями, разделенными диэлектриком 9.

Устройство работает следующим образом.

При прикосновении руки водителя к рулевому колесу увеличивается емкость первого конденсатора, затем при помощи блока определения касания 2 измеряется, и соответствующие показания поступают на блок обработки данных 3. Таким образом, имеется возможность определения площади контакта поверхности рук с рулевым колесом для ведения статистического анализа и увеличения точности определения момента засыпания при движении.

При сжатии рулевого колеса водителем происходит деформация диэлектрика 9, внутренняя 8 и внешняя 7 проводящие поверхности сближаются, и происходит увеличение емкости второго конденсатора. Также емкость второго конденсатора при помощи блока определения касания 2 измеряется, и соответствующие показания поступают на блок обработки данных 3.

В момент засыпания водителя ТС из блока обработки данных 3 подается сигнал на звуковые сигнализаторы 4, в случае отсутствия реакции водителя на них и взаимодействия его с предохранительной системой безопасности 5, запускается блок взаимодействия с тормозной системой 6 с целью остановки ТС.

Таким образом, предлагаемое устройство контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства позволяет снизить утомляемость водителя ТС, снизить инертность и повысить эффективность работы устройства, за счет дополнительного снабжения емкостным датчиком, состоящим из двух конденсаторов, первый конденсатор образован внешней проводящей поверхностью и рукой водителя, а второй конденсатор образован внутренней и внешней проводящими поверхностями, разделенными диэлектриком, и последовательно связанным с блоком определения касания, с блоком обработки данных, при этом блок обработки данных параллельно соединен со звуковым сигнализатором, предохранительной системой безопасности, блоком взаимодействия с тормозной системой.

Источники информации

1. Заявка РСТ (WO) 9622896, МКИ 6 B60K 17/00, опубл. 01.08.96 г. ИСМ бюл. 14, 1997 г., вып.29.

2. Патент РФ 2214931, МПК 7 B60K 28/06, опубл. 11.07.2009 г.

Похожие патенты RU2563924C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Плетнёв В.В.
RU2214931C2
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Богданов Андрей Владимирович
  • Попова Светлана Юрьевна
RU2511186C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2016
  • Статут Владимир Александрович
  • Иващенко Андрей Александрович
RU2734329C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ МНОГООСНОГО ШАССИ 2019
  • Пороскун Сергей Иванович
  • Будкин Юрий Леонидович
  • Лазарев Николай Васильевич
  • Лободин Владимир Матвеевич
RU2741932C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПЕРЧАТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТА, ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ ДРЕМОТЕ ЗА РУЛЕМ 2011
  • Дементиенко Валерий Васильевич
  • Сонк Алексей Николаевич
  • Фомин Дмитрий Геннадьевич
  • Шахнарович Вячеслав Маркович
RU2455694C1
УСТРОЙСТВО ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ РУЛЕВОГО ВАХТОВОЙ СМЕНЫ ЭКИПАЖА КОРАБЛЯ 2017
  • Панарин Михаил Владимирович
RU2683914C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ 2010
  • Клыпин Дмитрий Николаевич
  • Чернышев Андрей Кириллович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
RU2435681C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ДИСПЕТЧЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО ЗАСЫПАНИЯ 2012
  • Антипов Олег Игоревич
  • Захаров Александр Владимирович
  • Неганов Вячеслав Александрович
  • Повереннова Ирина Евгеньевна
RU2499692C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДТП ПО ПРИЧИНЕ "СОН ЗА РУЛЕМ" 2014
  • Тахо-Годи Аркадий Зямович
  • Субботина Олеся Сергеевна
RU2573863C1
ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Самохвалов Сергей Владимирович
  • Шумилов Александр Александрович
RU2535372C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 563 924 C1

Реферат патента 2015 года УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности работы транспортных средств. Устройство содержит звуковые сигнализаторы, предохранительную систему безопасности, емкостный датчик, последовательно связанный с блоком определения касания, с блоком обработки данных, при этом блок обработки данных параллельно соединен со звуковым сигнализатором, предохранительной системой безопасности и блоком взаимодействия с тормозной системой. Емкостный датчик состоит из двух конденсаторов, причем первый конденсатор образован внешней проводящей поверхностью и рукой водителя, а второй конденсатор образован внутренней и внешней проводящими поверхностями, разделенными диэлектриком. Достигается снижение времени реакции водителя на изменение ситуации, повышение точности определения момента засыпания при движении и надежности работы устройства. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 563 924 C1

Устройство контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства, содержащее звуковые сигнализаторы, предохранительную систему безопасности, отличающееся тем, что устройство дополнительно снабжено емкостным датчиком, состоящим из двух конденсаторов, первый конденсатор образован внешней проводящей поверхностью и рукой водителя, а второй конденсатор образован внутренней и внешней проводящими поверхностями, разделенными диэлектриком, и последовательно связанным с блоком определения касания, с блоком обработки данных, при этом блок обработки данных параллельно соединен со звуковым сигнализатором, предохранительной системой безопасности и блоком взаимодействия с тормозной системой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2563924C1

DE 102007019957 A1, 04.09.2008
US 3946288 A1, 23.03.1976
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Плетнёв В.В.
RU2214931C2
Устройство для контроля и сигнализации о бдительности водителя транспортного средства 1975
  • Деркач Анатолий Петрович
  • Дроздов Анатолий Александрович
  • Сердюков Геннадий Яковлевич
  • Штрайхер Иосиф Шмулевич
  • Зоц Анатолий Иванович
  • Нечай Анатолий Иванович
SU598107A1
Устройство контроля бдительности водителя при прямолинейном движении транспортного средства 1977
  • Деркач Анатолий Петрович
  • Дроздов Анатолий Александрович
  • Сердюков Геннадий Яковлевич
  • Бляхер Марк Оскарович
SU613352A1

RU 2 563 924 C1

Авторы

Белова Татьяна Ивановна

Сухов Сергей Сергеевич

Гаврищук Владимир Иванович

Агашков Евгений Михайлович

Кончиц Сергей Владимирович

Даты

2015-09-27Публикация

2014-02-27Подача