такт с накладкой 13, смонтированной на ступице 14 рулевого колеса 3. Переключатели 15, 16, 17 смонтированы на кронштейнах кабины, а их управляющие элементы механически связаны с педалями 18 сцепления и тормоза, а также с рычагами коробки передач 19 и ручного тормоза 20.
Работает описанное устройство следующим образом.
При нормальном состоянии бдительности, при движении без поворотов руля и без воздействий на органы управления, пальцы водителя слшмают упругий шлаиг 2, из которого выдавливается воздух, воздействующий на диафрагму 4, перемещая ее подвижный элемент совместно с обкладкой 5 конденсатора в направлении обкладки 6. Емкость, подключенная к генератору 8 синусоидальных колебаний, увеличивается, что приводит к срыву генерации, и сигнал от анализатора 9 на срабатывание блока 10 сигнализации не поступает. Если же водитель теряет бдительность и перестает сжимать упругий шланг 2, эластичная диафрагма с обкладкой 5 отходит от обкладки 6 конденсатора, емкость, включенная в цепь генератора 8 синусоидальных колебаний, уменьшается, восстанавливается его генерация и анализатор 9 выдает сигнал на срабатывание блока 10 сигнализации.
Когда бдительность водителя находится в заведомо удовлетворительном состоянии, например при активном воздействии водителя на органы управления автомобилем, возможно вынужденное снятие пальцев водителя с упругого шланга 2. Чтобы исключить срабатывание блока 10 сигнализации, в этом режиме переключатели 15 и 16 блока 7 блокируют выходной сигнал анализатора 9 в начальный момент воздействия водителя на педали 18 тормоза и сцепления, а также на рычаг 19 коробки передач. Перемещение этих органов, благодаря наличию механической связи с переключателями 15 и 16, вызывает срабатывание последних. Режим двинсения при включенной первой передаче характеризуется преодолением сложных дорожных условий с наименьшей скоростью, что само по себе требует повышенной бдительности водителя, исключая целесообразность ее контроля. Пейтральному положению рычага 19 коробки передач соответствует стоянка автомобиля или кратковременное движение накатом. Поэтому переключатель 16 механически связан с рычагом 19 таким образом, что он срабатывает напервой передаче и в нейтральном пололсепии рычага 19 (схема на чертеже не приводится) .
Аналогичным образом срабатывает переключатель 17, мехапически связанный с рычагом 20 ручного тормоза, включение которого соответствует стояике автомобиля, когда контроль бдительности водителя нецелесообразен.
Срабатывание переключателя 11 происходит в момент поворота рулевого колеса 3, соответствующий переходу автомобиля с прямолинейного движения в криволинейное, когда управляющий элемент 12 сходит с иакладки 13. Размер накладки 13 выбирается таким образом, что она охватывает ступицу 14 на угол 21°, так как 15° - разрешенный люфт рулевого колеса плюс З влево и вправо на корректировку курса при прямолинейном движении автомобиля. В положении руля, соответствующем прямолинейному движению автомобиля, накидной элемент 12 контактирует с
серединой накладки 13.
Описанное конструктивное выполнение устройства автоматического контроля бдительности водителя обеспечивает его работу на прямолинейных участках дороги в режиме
установившейся траектории и скорости двин ения, при котором возникает монотония, приводящая к потере бдительности. В остальных peHvnMax движения блок сигнализации блокируется, что устраняет отвлечение водителя от управления автомобилем, снимает психофизиологические нагрузки, повышает удобство и эффективность работы водителя.
Формула изобретения
Устройство контроля бдительности водителя при прял-юлинейном движении транспортного средства, содержащее датчик состояния водителя, анализатор с генератором синусоидальных колебаний, блок сигнализации, о тличающееся тем, что, с целью повышения эффективности устройства, в него введен блок переключателей, один из переключателей которого установлен на ступице рулевого колеса, его управляющий элемент механически
связан с кулачком, расположенным на рулевой колонке, другие переключатели установлены на кронштейнах кабины и их управляющие элементы механически связаны с педалями HOHiHoro тормоза, сцепления, с рычагами коробки передач и ручного тормоза транспортного средства.
Псточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 246330, кл. G 08В 21/00, 1969.
2.Патент Швеции № 346671, кл. В 60К 27/08, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2131146C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АВТОМОБИЛЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 1999 |
|
RU2160674C1 |
Игральное устройство | 1981 |
|
SU1012930A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Устройство для обучения трактористов | 1977 |
|
SU678501A1 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ВАЗ | 2021 |
|
RU2773811C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ | 2000 |
|
RU2188135C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2677001C1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ-САМОКАТ МАМЫРИНА | 1992 |
|
RU2022864C1 |
СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИИ СВОБОДНОГО ХОДА АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2415039C2 |
Авторы
Даты
1978-06-30—Публикация
1977-01-18—Подача