Устройство относится к средствам повышения комфортности пассажирских транспортных средств.
На транспортных средствах (автобусах, поездах, самолетах) применяются кресла с изменяемым углом наклона спинки и с механизмом ее фиксации, а также с пружиной возврата спинки в вертикальное положение. При длительных поездках на таких креслах у пассажиров начинает болеть спина. Основная причина дискомфорта в том, что поясничная часть спины пассажира неплотно прилегает к спинке кресла.
Эта проблема может быть решена при использовании кресла с механизмом синхронного регулирования угла наклона сиденья (α) в зависимости от угла наклона спинки кресла (β). Известны кресла с раздельным регулированием углов наклона сиденья и спинки, например выпускаемые фирмой «F+E». Пассажир на таком кресле вынужден заниматься поиском оптимальных соотношений между углами наклона сиденья и спинки в течение поездки, что создает определенные неудобства. Известны также устройства кресел с синхронным регулированием углов наклона сиденья и спинки, например патенты US 2012/0256457 А1, WO 139233 А1, CN 202060312 U. Перечисленные устройства отличаются конструктивной сложностью, не обеспечивают оптимального соотношения между углами α и β между крайними положениями спинки кресла. Кроме того, механизмы синхронизации этих кресел заполняют пространство под сиденьями. Это пространство необходимо для размещения ног пассажира, сидящего сзади, что позволяет уменьшить расстояние между креслами и увеличить количество мест в салоне транспорта. Свободное пространство под креслами необходимо также для облегчения уборки салона.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство кресла с рычажным механизмом синхронизации по патенту US 2012/0267931 А1. Недостатком этого устройства является ручная подрегулировка угла наклона сиденья с помощью винтового механизма. Необходимость подрегулировки угла наклона сиденья делает бесполезным механизм синхронизации.
Целью изобретения является создание пассажирского кресла с простым механизмом синхронизации, обеспечивающим оптимальный угол наклона сиденья при любом угле наклона спинки в интервале от 0° до 50°, при этом устройство не должно загромождать пространство под креслом.
Поставленная цель достигается путем применения пассажирского кресла, которое имеет основание, устанавливаемое на полу транспортного средства, содержащее в верхней части ось для подвижного крепления сиденья и спинки кресла, а также механизм фиксации спинки с торсионной пружиной возврата спинки кресла в вертикальное положение и рычажный механизм синхронизации наклона сиденья и спинки, содержащий два рычага, один из которых шарнирно соединен с серединой сиденья, а второй шарнирно соединен с нижним концом рамы спинки. При этом рычаги другими концами соединены с одним шарниром, установленным на ползуне, а ползун подвижно установлен на направляющей, закрепленной на основании кресла под острым углом к полу транспортного средства. Кроме того, на каждое кресло может быть установлено по два таких механизма в плоскости подлокотников.
Изобретение поясняется чертежом кресла (фиг.1), на котором представлена конструкция кресла с основанием 1, содержащим ось 2 в верхней части, на которой подвижно установлены сиденье 3 и спинка 4, а также подлокотник 5 и механизм фиксации спинки с торсионной пружиной возврата спинки в вертикальное положение (не показан). Рычажный механизм синхронизации наклона сиденья и спинки содержит передний рычаг 6, шарнирно соединенный с серединой сиденья 3, и задний рычаг 7, шарнирно соединенный с нижним концом спинки 4, а другими концами указанные рычаги 6 и 7 подвижно соединены с шарниром на ползуне 8, установленном подвижно на направляющей 9, закрепленной на основании 1 под острым углом к горизонтали.
Для определения положения и угла наклона направляющей 9 к горизонтали используется график зависимости оптимального угла наклона сиденья (α) от угла наклона спинки (β). Этот график (фиг.2) получен теоретическим путем из условия плотного прилегания поясничной части спины пассажира к спинке кресла. Из графика видно, что при 0<β<50° зависимость α от β близка к прямолинейной. Для синтеза рычажного механизма графическим методом необходимо определить координаты двух точек этого графика с координатами {α1; β1} и {α2; β2} на границах прямолинейного участка. Затем в масштабе изобразить сиденье и спинку в первом положении с углами наклона {α1; β1}, и во втором положении с углами {α2; β2} соответственно (фиг.1). Положения ползуна для обоих положений сиденья и спинки находится из геометрического построения. Направляющая будет проходить через полученные крайние положения ползуна. При выполнении построения длины рычагов 6 и 7 подбираются таким образом, чтобы углы, составляемые рычагами с перпендикуляром к оси направляющей, превышали угол трения.
Как показал анализ, построенный таким образом механизм дает отклонение фактического угла наклона сиденья от оптимального значения заданного графиком не более 10%.
Устройство кресла работает следующим образом. Для приведения спинки кресла в наклонное положение необходимо разблокировать фиксатор и нажать на спинку 4, повернуть ее вокруг оси 2 на произвольный угол β, преодолевая сопротивление возвратной пружины. При этом задний рычаг 7 переместит ползун 8 по направляющей 9, что вызовет изменение положения переднего рычага 6, за счет чего сиденье 3 автоматически повернется вокруг оси 2 на оптимальный угол α. Фиксирование полученного положения кресла осуществляется за счет включения фиксатора. Для приведения спинки 4 кресла в вертикальное положение необходимо разблокировать фиксатор и нажать на сиденье 3. При этом передний рычаг 6 переместит ползун 8 по направляющей 9, что вызовет изменение положения заднего рычага 7. В результате суммарного воздействия возвратной пружины и давления на сиденье 3, спинка 4 и сиденье 3, поворачиваясь вокруг оси 2, вернутся в исходное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО | 2001 |
|
RU2224689C2 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2020 |
|
RU2752434C1 |
Пассажирское кресло | 1990 |
|
SU1797581A3 |
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО С ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЙ СПИНКОЙ | 2013 |
|
RU2544048C1 |
БЛОК ПАССАЖИРСКИХ КРЕСЕЛ | 2013 |
|
RU2555885C2 |
Пассажирское кресло | 2018 |
|
RU2686356C1 |
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ПАССАЖИРСКОГО КРЕСЛА ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ | 2007 |
|
RU2384475C2 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2023 |
|
RU2811204C1 |
КОМФОРТНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ | 2008 |
|
RU2419577C2 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2644054C2 |
Устройство относится к средствам повышения комфортности пассажирских транспортных средств. Устройство пассажирского кресла содержит основание, устанавливаемое на полу транспортного средства, имеющее в верхней части ось для подвижного крепления сиденья и спинки кресла, а также механизм фиксации спинки с торсионной пружиной возврата спинки кресла в вертикальное положение. На каждое кресло устанавливается один или два механизма синхронизации наклона сиденья и спинки в плоскости подлокотников. Каждый механизм синхронизации содержит два рычага, один из которых шарнирно соединен с серединой нижней части сиденья, а второй шарнирно соединен с нижним концом спинки. Вторыми концами рычаги соединены с одним шарниром, установленным на ползуне, а ползун подвижно установлен на направляющей, закрепленной на основании кресла под острым углом к полу транспортного средства. Достигается создание пассажирского кресла с простым механизмом синхронизации, обеспечивающим оптимальный угол наклона сиденья при любом угле наклона спинки в интервале от 0° до 50°. 2 ил.
Устройство пассажирского кресла, содержащее основание, устанавливаемое на полу транспортного средства, имеющее в верхней части ось для подвижного крепления сиденья и спинки кресла, а также механизм фиксации спинки с торсионной пружиной возврата спинки кресла в вертикальное положение, отличающееся тем, что на каждое кресло устанавливается один или два механизма синхронизации наклона сиденья и спинки в плоскости подлокотников, при этом каждый механизм синхронизации содержит два рычага, один из которых шарнирно соединен с серединой нижней части сиденья, а второй шарнирно соединен с нижним концом спинки, при этом рычаги другими концами соединены с одним шарниром, установленным на ползуне, а ползун подвижно установлен на направляющей, закрепленной на основании кресла под острым углом к полу транспортного средства.
US 201226791 A1, 25.10.2012 | |||
US 2002175547 A1, 28.11.2002 | |||
Двухпоточный цилиндр низкого давления паровой турбины | 2016 |
|
RU2632354C1 |
US 2012256457 A1, 11.10.2012 | |||
WO 2012139233 A1, 18.10.2012. |
Авторы
Даты
2015-11-20—Публикация
2014-05-28—Подача