САМОХОДНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ КАТОК Российский патент 2016 года по МПК E01C19/28 

Описание патента на изобретение RU2572478C1

Изобретение относится к дорожным и строительным машинам и предназначено для уплотнения дорожно-строительных материалов.

Известны и в настоящее время широко применяются для уплотнения грунтов в дорожном строительстве вибрационные дорожные катки (Каток вибрационный двухосный двухвальцовый ДУ-96, каток вибрационный комбинированный двухосный ДУ-97. Руководство по эксплуатации ДУ-96.000.000 РЭ2). В качестве рабочих органов в таких катках используются металлические вальцы с вибровозбудителями различных типов. Использование вибрации позволяет обрабатывать уплотняемый материал в широком спектре динамических режимов, вследствие чего процесс уплотнения протекает с высокой степенью интенсивности. Эффективность вибрационных катков по массовым характеристикам, в некоторых случаях, в три раза превышает эффективность статических.

Недостатком таких катков является то, что в процессе вибрирования энергия вибровозбудителя затрачивается на полезную работу уплотнения материала только в том полупериоде колебаний, когда валец под действием вибровозбудителя перемещается против сил сопротивления, деформируя уплотняемый материал. Во второй половине периода колеблющийся вибрационный валец перемещается вместе с поверхностью грунта вверх и не производит полезной работы уплотнения. Таким образом, более половины энергии, затрачиваемой на движение вибровозбудителя, тратится вхолостую, что повышает энергозатраты на процесс виброуплотнения.

Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности является самоходный вибрационный каток, состоящий из привода, сочлененной рамы, вальцов и вибровозбудителя комбинированного действия (патент RU 2079610, МПК6 E02F 5/12, E01C 19/28, опубл. 20.05.1997).

Недостатками прототипа являются сложность механической конструкции вибровозбудителя, обусловленная наличием дополнительных движущихся агрегатов, требующих высокой точности изготовления. Также следует отметить необходимость дополнительных затрат энергии для реализации режима работы вибровозбудителя и потери мощности на движение вибровальца вверх.

Техническим результатом изобретения является повышение энергоэффективности вибрационного уплотнения дорожно-строительных материалов и упрощение конструкции.

Изобретение поясняется чертежом, на котором приведен вид катка сбоку.

Самоходный вибрационный каток содержит раму 1, привод 2, два вальца 3 и 4, по меньшей мере один из которых (4) является вибрационным, дополнительный валец 5, шарнирно связанный с вибрационным вальцом 4 при помощи двуплечего рычага 6 и шарнира 7.

Рабочий режим катка осуществляется следующим образом. Вибрационный валец 4 совершает колебания под воздействием вибровозбудителя (на чертеже не показан) и уплотняет грунт. При этом рама катка 1 остается практически неподвижной, так что относительно нее вибрационный валец также осуществляет колебательное движение. В процессе уплотнения на том полупериоде колебаний, в течение которого движение вибрационного вальца происходит вверх, посредством двуплечего рычага 6, установленного на шарнире 7, усилие передается вспомогательному вальцу 5, который движется вниз и осуществляет воздействие на уплотняемый грунт.

Учитывая типичные скорости движения реальных катков (1-5 км/ч) и частоты вибраций (30-50 Гц), можно сделать вывод об эффективности воздействия вспомогательного вальца 5 на уплотняемый грунт. За время одного прохода катка уплотняемый грунт не успевает накопить достаточную неупругую деформацию для того, чтобы значительно изменить свои механические свойства. Для силы и частоты вибрации вспомогательного вальца при воздействии на грунт выполняются следующие условия

ωвспомвибр; , где

lвибр, lвспом - плечи рычага 6;

ωвспомвибр - частоты вибрации вспомогательного 5 и основного вибрационного вальца 4.

При этом длина плеч рычага 6 и масса вспомогательного вальца 5 подбираются из условия на контактные напряжения, требуемые для уплотнения грунта:

σтек≤σвспом≤σпроч, где

σтек - предел текучести грунта;

σвспом - текущее значение контактного напряжения для вспомогательного вальца 5;

σпроч - предел прочности грунта.

σвспом может быть оценено из соотношения

где

Sвспом - площадь пятна контакта вспомогательного вальца 5 с уплотняемым грунтом.

Использование новых элементов, в частности, вспомогательного вальца 5, двухплечевого рычага 6 и шарнира 7 позволяет повысить энергоэффективность вибрационного уплотнения.

Похожие патенты RU2572478C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ КАТОК 2018
  • Тарасов Владимир Никитич
  • Бояркина Ирина Владимировна
  • Серебренников Виктор Сергеевич
RU2690250C1
САМОХОДНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ КАТОК С ВОЗБУДИТЕЛЕМ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ 1994
  • Буренюк М.Р.
  • Карпов О.М.
  • Цуканов А.А.
  • Григорук В.Н.
RU2079610C1
ВИБРАЦИОННЫЙ САМОХОДНЫЙ КАТОК ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ 2016
  • Тарасов Владимир Никитич
  • Бояркина Ирина Владимировна
RU2647538C1
ВИБРАЦИОННЫЙ ВАЛЕЦ КАТКА 1998
  • Лещинский А.В.
  • Иванченко С.Н.
  • Сидорков В.В.
RU2151837C1
ДОРОЖНЫЙ ВИБРОКАТОК 2019
  • Тарасов Владимир Никитич
  • Бояркина Ирина Владимировна
  • Серебренников Виктор Сергеевич
RU2724157C1
ДОРОЖНЫЙ КАТОК 1997
  • Колесников Владимир Иванович
  • Топилин Виктор Михайлович
  • Шаповалов Виктор Андреевич
  • Иваночкин Павел Григорьевич
  • Соркин Юрий Анатольевич
  • Колесников Виктор Владимирович
RU2123083C1
ВАЛЕЦ ДОРОЖНОГО КАТКА 2001
  • Савельев С.В.
  • Захаренко А.В.
  • Пермяков В.Б.
RU2213825C2
Вибрационный валец дорожного катка 2020
  • Шишкин Евгений Алексеевич
  • Власенко Максим Антонович
RU2753291C1
Вибрационный каток 1987
  • Марков Павел Иванович
SU1502678A1
ДОРОЖНЫЙ ВИБРОКАТОК 2019
  • Тарасов Владимир Никитич
  • Бояркина Ирина Владимировна
  • Серебренников Виктор Сергеевич
RU2735316C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 572 478 C1

Реферат патента 2016 года САМОХОДНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ КАТОК

Изобретение относится к дорожным и строительным машинам и предназначено для уплотнения дорожно-строительных материалов. Самоходный вибрационный каток содержит раму, привод , два вальца, по меньшей мере один из которых является вибрационным. Дополнительный валец шарнирно связан с вибрационным вальцом при помощи двуплечего рычага и шарнира. Вибрационный валец совершает колебания под воздействием и уплотняет грунт. В процессе уплотнения на том полупериоде колебаний, в течение которого движение вибрационного вальца происходит вверх, посредством двуплечего рычага, установленного на шарнире, усилие передается вспомогательному вальцу, который движется вниз и осуществляет воздействие на уплотняемый грунт. Изобретение обеспечивает повышение энергоэффективности вибрационного уплотнения дорожно-строительных материалов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 572 478 C1

Самоходный вибрационный каток, содержащий раму, привод, два вальца, по меньшей мере, один из которых является вибрационным, отличающийся тем, что каток снабжен дополнительным вспомогательным вальцом, шарнирно связанным с вибрационным вальцом при помощи двуплечего рычага с возможностью передачи колебательного движения вибровальца к дополнительному вспомогательному вальцу, причем длина плеч двуплечего рычага и масса вспомогательного вальца выбраны из условия на контактные напряжения, требуемые для уплотнения грунта:
σтек≤σвспом≤σпроч, где
σтек - предел текучести грунта;
σпроч - предел прочности грунта;
σвспом - текущее значение контактного напряжения для вспомогательного вальца, определяемое из соотношения
σвспом=Fвспом/Sвспом, где
Fвспом - сила воздействия на грунт вспомогательного вальца, определяемая из зависимости
Sвспом - площадь пятна контакта вспомогательного вальца с уплотняемым грунтом;
- плечи двуплечего рычага.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2572478C1

Дорожный каток 1986
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Шестопалов Александр Андреевич
  • Афанасьева Татьяна Александровна
  • Лекомцева Елена Евгеньевна
  • Карпова Татьяна Александровна
  • Самохин Андрей Анатольевич
SU1401097A1
Механизм для осуществления неравномерной подачи в металлорежущих станках, например в силовых головках 1959
  • Ежов Ю.В.
SU124270A1
Настил пола транспортного средства 1984
  • Бых Борис Марьянович
  • Палюх Михаил Дмитриевич
  • Панченко Валерий Григорьевич
SU1214520A1
Способ определения сопротивления движению колесного транспортного средства 1981
  • Петрушов Владимир Алексеевич
SU1150512A1

RU 2 572 478 C1

Авторы

Михеев Виталий Викторович

Савельев Сергей Валерьевич

Пермяков Владислав Борисович

Даты

2016-01-10Публикация

2014-07-22Подача