МНОГОЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК С АКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Российский патент 2016 года по МПК F16C17/12 F16C27/02 F16C32/06 

Описание патента на изобретение RU2581101C1

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении.

Известен многолепестковый газодинамический подшипник, который является наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащий корпус, в пазы которого внахлест друг другу вставлены лепестки (см. патент US №4178046, МПК F16C 17/12, опубл. 11.12.1979 г.).

Недостатком является пониженная надежность и долговечность подшипникового узла.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в улучшении динамики системы «ротор-опора», в повышении надежности и долговечности подшипникового узла, ресурса работы, устойчивости движения и подавлении биений валов и роторов.

Техническая задача достигается тем, что в многолепестковом газодинамическом подшипнике с активным управлением содержится корпус, в пазы которого внахлест друг другу вставлены лепестки, расположенные равномерно по окружности корпуса, согласно изобретению в корпус вставлены пьезоактуаторы, на которые опираются крепления лепестков, а также позволяющие снимать данные о положении вала и деформациях опорной поверхности и варьировать жесткостью опорной поверхности.

Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности подшипникового узла, ресурса работы, устойчивости движения и подавлении биений валов и роторов за счет пьезоактуаторов, с помощью которых можно контролировать и управлять жесткостью опорной поверхности.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен многолепестковый газодинамический подшипник с активным управлением, поперечный разрез, на фиг. 2 - то же, продольный разрез. На фиг. 3 изображен увеличенный вид пьезоактуатора при отсутствии электрического напряжения, на фиг. 4 - увеличенный вид пьезоактуатора при наличии электрического напряжения.

Предлагаемый многолепестковый газодинамический подшипник с активным управлением представляет собой опору скольжения, состоящую из корпуса 1 (фиг. 1), выполненного в виде втулки с радиальными отверстиями 2, в которые вкручены пьезоактуаторы 3, состоящие из гайки 4 с отверстиями 5 для проводов, в которую вставлены пьезоэлементы 6 и штифты 7. Корпус имеет продольные пазы (фиг. 2) 8, в которые вставлены подвижные элементы 9, являющиеся в то же время опорами тонких лепестков 10, охватывающих вал 11.

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии электрического напряжения на проводах пьезоактуаторов 3 и в сети, пьезоэлементы 6 не увеличиваются в размерах, подвижные элементы 9 занимают крайнее нижнее положение (фиг. 3) и не участвуют в работе подшипника, который функционирует как многолепестковый газодинамический подшипник. Во время работы подвижные элементы 9 воспринимают нагрузки, действующие на лепестки 10 со стороны вала 11, и передают их через штифты 7 на пьезоэлементы 6, которые под действием нагрузки выдают ток в сеть (фиг. 4). Прогибы каждого отдельного лепестка 10 прямо пропорциональны изменению величины силы тока в цепи, что позволяет регистрировать прогибы, а путем увеличения подводимого тока воздействовать на жесткость лепестков 10 и всего подшипника в целом.

Похожие патенты RU2581101C1

название год авторы номер документа
МНОГОЛЕПЕСТКОВЫЙ МЕХАТРОННЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2019
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Кузавка Александр Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2708413C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК С АКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2014
  • Савин Леонид Алексевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Шутин Денис Владимирович
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2568005C1
КОНИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Ярославцев Михаил Михайлович
RU2437005C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Ярославцев Михаил Михайлович
  • Ладыгин Сергей Федорович
RU2489615C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ МЕХАТРОННЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2019
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Кузавка Александр Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2708409C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2605658C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
  • Попиков Александр Александрович
  • Просекова Анастасия Владимировна
RU2605703C2
УПОРНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2018
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Кузавка Александр Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2710091C1
КОМБИНИРОВАННАЯ РАДИАЛЬНАЯ ОПОРА 2015
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Старков Роман Юрьевич
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2626783C2
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 581 101 C1

Реферат патента 2016 года МНОГОЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК С АКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении. Многолепестковый газодинамический подшипник с активным управлением содержит корпус, в пазы которого внахлест друг другу вставлены лепестки, расположенные равномерно по окружности корпуса. В корпус вставлены пьезоактуаторы, на которые опираются крепления лепестков, а также позволяющие снимать данные о положении вала и деформациях опорной поверхности и варьировать жесткостью опорной поверхности. Технический результат: повышение надежности и долговечности подшипникового узла, ресурса работы, устойчивости движения и подавление биений валов и роторов за счет пьезоактуаторов, с помощью которых можно контролировать и управлять жесткостью опорной поверхности. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 581 101 C1

Многолепестковый газодинамический подшипник с активным управлением, содержащий корпус, в пазы которого внахлест друг другу вставлены лепестки, расположенные равномерно по окружности корпуса, отличающийся тем, что в корпус вставлены пьезоактуаторы, на которые опираются крепления лепестков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2581101C1

US 4178046 A, 11.12.1979
Устройство гашения виброколебаний газодинамического подшипника 1988
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Сигачев Сергей Иванович
SU1555556A1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1993
  • Савин Л.А.
  • Шевченко А.П.
RU2079014C1
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2006
  • Ящелтов Андрей Владимирович
  • Маркин Александр Константинович
RU2309304C1
WO 2005078294 A1, 25.08.2005.

RU 2 581 101 C1

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Сытин Антон Валерьевич

Тюрин Валентин Олегович

Антонов Сергей Дмитриевич

Даты

2016-04-10Публикация

2014-11-05Подача