Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для проектирования корпусов судов с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных операций на необорудованном побережье, десантных кораблей, в решении задач освоения ресурсов шельфа. Шельфовые коммуникации прокладываются под необорудованным берегом, в результате возникает задача взаимодействия грунта с обводами корпуса швартующегося судна.
Известна носовая оконечность корпуса судна, содержащая набор корпуса с обшивкой, выполненные с формированием бульба (см. например, Барабанов Н.В. Конструкция корпуса морских судов. - Л.: Судостроение, 1981. - 552 с., с. 537-538, рисунок 338).
В качестве ближайшего аналога принята носовая оконечность судна, содержащая набор корпуса с обшивкой, снабженный парой бульбов (см. а.с. СССР №407784, МПК В63В 1/40, дата публикации 01.01.1973).
Недостатками аналогов является недостаточная устойчивость судна при его эксплуатации в режиме частичного выхода на берег, после обсушки, в процессе разгрузки.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение устойчивости корпуса судна при взаимодействии с грунтовым основанием.
Технический результат, проявляющийся при решении поставленной задачи, выражается в том, что повышается устойчивость корпуса судна при взаимодействии с грунтовым основанием за счет применения двух разнесенных по бортам корпуса бульбов, которые используют в качестве опор на грунтовое основание, вместо опор, расположенных вдоль диаметральной плоскости судна. Кроме того, решается проблема снижения волнового сопротивления за счет создания благоприятной интерференции таким образом, что созданная в противофазе волна от выступающей вперед части корпуса (бульба) накладывается на волну от движения судна - в этом отношении два разнесенных бортовых бульба не являются исключением, ибо выступая вперед, они (так же, как и один центральный бульб) создают благоприятные, с точки зрения интерференции волны, снижающие энергию волнообразования и волновое сопротивление корпуса судна. Кроме того, обеспечивается возможность снижения высоты носовой аппарели и тем самым снижения высоты надводного борта, что при использовании судна в качестве десантного способствует повышению живучести судна и десантируемой живой силы и техники при интенсивном огневом противодействии с берега.
Поставленная задача решается тем, что в носовой оконечности судна, содержащей набор корпуса с обшивкой, снабженный парой бульбов, бульбы размещены симметрично относительно диаметральной плоскости корпуса судна, в пределах его ширины, при этом их набор интегрирован в набор корпуса судна и выполнен с возможностью безаварийного опирания на них судна при частичной обсушке его корпуса. Кроме того, носовая оконечность корпуса судна снабжена грузовой аппарелью, размещенной между бульбами.
Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».
Признаки отличительной части формулы изобретения обеспечивают решение комплекса функциональных задач.
Признаки «бульбы размещены симметрично относительно диаметральной плоскости корпуса судна» обеспечивает формирование двух «носовых опор», обеспечивающих устойчивость судна (исключающих его крен на один борт) и позволяющих снизить волновое сопротивление корпуса судна.
Признаки «бульбы размещены… в пределах его (корпуса) ширины» исключают повышение лобового сопротивления судна и позволяют оптимизировать его гидродинамические характеристики.
Признаки «набор (бульбов) интегрирован в набор корпуса судна» обеспечивают их высокую прочность и «совместность» работы вместе с набором корпуса судна.
Признаки «набор (бульбов) выполнен с возможностью безаварийного опирания на них судна при частичной обсушке его корпуса» задают критерии, которым должны соответствовать бульбы с позиций прочности.
Признаки «носовая оконечность корпуса судна снабжена грузовой аппарелью, размещенной между бульбами» позволяют уменьшить высоту и тем самым «понизить» расположение аппарели.
На фиг. 1 схематически показан вид спереди корпуса судна, на фиг. 2 показаны вид снизу на корпус судна и площадь его контакта с грунтом; на фиг. 3 показан вид сбоку на корпус судна.
На чертежах показаны носовая оконечность 1 корпуса 2 судна, бульбы 3 и 4, диаметральная плоскость 5 корпуса 2 судна, грузовая аппарель 6, ватерлиния 7, грунт 8, пятно контакта 9 (площадь аппроксимирована заштрихованным прямоугольником) корпуса 2 судна и грунта 8, длина 10 пятна контакта 9.
Носовая оконечность 1 корпуса 2 судна содержит набор корпуса с обшивкой, снабженный парой бульбов 3 и 4.
Набор корпуса 2 стандартен для обычного однокорпусного судна, включает шпангоуты и стрингеры и снабжен обшивкой и палубным перекрытием (на чертежах не показаны).
Бульбы 3 и 4 размещены симметрично относительно диаметральной плоскости 5 корпуса 2 судна, в пределах его ширины. При этом их набор интегрирован в набор корпуса 2 судна и выполнен с возможностью безаварийного опирания на них судна при частичной обсушке его корпуса 2, когда дно носовой оконечности 1 корпуса 2 входит в контакт с грунтом 8, т.е. когда образуется пятно контакта 9 корпуса 2 судна и грунта 8.
Если грунт 8 основания более мягкий, то пятно контакта 9 корпуса 2 судна и грунта 8 имеет большую длину 10 и ширину.
Если рассмотреть батокс, проведенный по одному из бульбов 3 или 4 на расстоянии от диаметральной плоскости 5, возле борта корпуса 2 судна, то очертания этого батокса образуют выступающую вперед часть как у диаметрального батокса традиционного судна с центральным бульбом. Батоксы у заявленной носовой оконечности 1 корпуса 2 симметричны относительно диаметральной плоскости 5. Диаметральный батокс у данного корпуса 2 проходит по носовой аппарели и может не содержать бульбовых выступающих вперед очертаний, однако если таковые имеются, то в диаметральной плоскости 5 они меньше, чем у борта корпуса 2 судна.
С точки зрения механики, устойчивость корпуса 2 судна на грунте 8 обеспечивается восстанавливающим моментом, возникающим в результате действия собственных гравитационных нагрузок. Опрокидывающий момент возникает при действии вертикальной силы, приложенной и вертикальной реакции грунтового основания. Предложенная схема с набором бульбов 3 и 4 позволяет добиться максимальной устойчивости судна благодаря обеспечению максимального плеча восстанавливающего момента за счет размещения точки опоры в крайнем боковом положении на мягком грунте 8 прибойной части пляжа.
В качестве такой опоры в предложенной схеме используют один из бульбов 3 или 4, в зависимости от того, в направлении какого борта осуществляется перенос груза или вынос стрелы с грузом (на чертежах не показаны), расположенный в крайнем положении у соответствующего борта.
Заявленная конструкция работает следующим образом.
Судно подходит к берегу предпочтительно так, чтобы обеспечивалась возможность заезда с берега в трюм судна по грузовой аппарели 6, посредством самоходных транспортных средств (колесных тягачей с прицепами или грузовых автомобилей) и вывоза груза с судна на берег в самоходных транспортных средствах (на прицепах тягачей или в кузовах автомобилей) по грузовой аппарели 6.
Погрузку грузов на транспортные средства осуществляют посредством штатного погрузочно-разгрузочного оборудования судна, смонтированного в трюме. Выгрузку грузов на берег осуществляют грузовыми стрелами (кранами - на чертежах не показаны) судна, смонтированными на палубе, непосредственно на берег.
После выгрузки доставленного в данную точку груза судно получает возможность самостоятельного отхода от берега, либо если это невозможно, ожидает прилива, после чего отходит от берега. Далее процесс повторяется.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА | 2015 |
|
RU2585206C1 |
КОРПУС СУДНА | 2019 |
|
RU2702286C1 |
Судно ледового плавания | 1985 |
|
SU1309473A1 |
Устройство для постановки судна на грунт | 2023 |
|
RU2814293C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2536568C1 |
Кормовая оконечность двухвального судна | 1977 |
|
SU656909A1 |
Несамоходная грузовая платформа на воздушной подушке | 2022 |
|
RU2778330C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОГО КОРПУСА ПОЛУПОГРУЖНОГО СУДНА | 2012 |
|
RU2506192C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
КОРПУС ТАНКЕРА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ | 2005 |
|
RU2286914C1 |
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для проектирования корпусов судов с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных операций на необорудованном побережье, десантных кораблей, в решении задач освоения ресурсов шельфа. Предложена носовая оконечность корпуса судна, содержащая набор корпуса с обшивкой, снабженный парой бульбов, бульбы размещены симметрично относительно диаметральной плоскости корпуса судна в пределах его ширины, при этом их набор интегрирован в набор корпуса судна и выполнен с возможностью безаварийного опирания на них судна при частичной обсушке его корпуса. Технический результат выражается в том, что повышается устойчивость корпуса судна при взаимодействии с грунтовым основанием, решается проблема снижения волнового сопротивления, обеспечивается возможность снижения высоты носовой аппарели и тем самым снижения высоты надводного борта. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Носовая оконечность корпуса судна, содержащая набор корпуса с обшивкой, снабженный парой бульбов, отличающаяся тем, что бульбы размещены симметрично относительно диаметральной плоскости корпуса судна в пределах его ширины, при этом их набор интегрирован в набор корпуса судна и выполнен с возможностью безаварийного опирания на них судна при частичной обсушке его корпуса.
2. Носовая оконечность корпуса судна по п. 1, отличающаяся тем, что носовая оконечность корпуса судна снабжена грузовой аппарелью, размещенной между бульбами.
US 5787828 A, 04.08.1998 | |||
СУДНО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПАРОМ, С НОСОВЫМ ЗАКРЫТИЕМ | 1994 |
|
RU2100245C1 |
WO 9817524 A1, 30.04.1998 | |||
US 5280761 A, 25.01.1994. |
Авторы
Даты
2016-04-27—Публикация
2015-04-16—Подача