КОРПУС СУДНА Российский патент 2019 года по МПК B63B1/32 B63B27/00 B63B1/38 

Описание патента на изобретение RU2702286C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для проектирования корпусов судов с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных операций на необорудованном побережье, десантных кораблей и в решении задач освоения ресурсов шельфа. Шельфовые коммуникации прокладываются у необорудованного берегом, в результате возникает задача взаимодействия грунта с обводами корпуса швартующегося судна.

Известен корпус судна, содержащий носовую оконечность, включающую набор корпуса с обшивкой, снабженный парой бульбов (см. SU №407784, МПК В63В 1/40, дата публикации 01.01.1973).

Недостатком является недостаточная устойчивость судна при его эксплуатации в режиме частичного выхода на берег, после обсушки, в процессе разгрузки.

Известен также корпус судна, содержащий нос, снабженный носовой аппарелью, палубу, на которой размещены надстройки и кран, борта, днище и корму, снабженную движителями (RU №2582750, В63В 1/06, 2015). При этом, бульбы размещены симметрично относительно диаметральной плоскости корпуса судна в пределах его ширины, их набор интегрирован в набор корпуса судна, а грузовая аппарель размещена между бульбами.

Недостатком является ограниченное водоизмещение судна до 1500-2000 т, поскольку несущая способность бульбов при большем водоизмещении будет недостаточна при эксплуатации судна в режиме частичного выхода на берег, после его обсушки. Кроме того, усложняется процедура обратного вывода судна на глубокую воду.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение допустимой величины водоизмещения судна при взаимодействии его днища с грунтовым основанием и упрощение процедуры обратного вывода судна на глубокую воду.

Технический результат, проявляющийся при решении поставленной задачи, выражается в обеспечении повышения допустимой величины водоизмещения судна до уровня 5000-7000 т при взаимодействии его днища с грунтовым основанием и упрощении процедуры обратного вывода судна на глубокую воду.

Поставленная задача решается тем, что корпус судна, содержащий нос, снабженный носовой аппарелью, палубу, на которой размещены надстройки и кран, борта, днище и корму, снабженную движителями, отличается тем, что днище снабжено каверной, образованной внутренними обводами двух килевых балок расходящихся от носовой части судна, до кормы, ориентированной симметрично диаметральной плоскости корпуса, длиной от кормы до носа, глубина которой уменьшается от кормы к носу, при этом, корма выполнена транцевой и снабжена вертикальной плитой, выполненной с возможностью герметичного перекрытия открытой кормовой части каверны, причем, носовая часть каверны снабжена нагнетателем воздуха высокого давления, кроме того, отношение ширины корпуса судна к его длине составляет от 2/7 до 1/3, при этом, движители выполнены реверсивными и размещены в кормовой части корпуса судна, симметрично его диаметральной плоскости у его боков. Кроме того, донная часть корпуса, примыкающая к носовой части каверны, снабжена рядами опорных катков, выполненных с возможностью вращения, снабженных приводом. Кроме того, вертикальная плита выполнена с возможностью вертикального перемещения.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».

Признаки отличительной части формулы изобретения обеспечивают решение комплекса функциональных задач.

Признаки «днище снабжено каверной» обеспечивает возможность уменьшения водоизмещения судна при наполнении каверны воздухом.

Признаки, указывающие, что каверна образована « внутренними обводами двух килевых балок расходящихся от носовой части судна, до кормы» образуют треугольную «балочную» конструкцию повышенной прочности, которой судно опирается на дно при выходе к берегу.

Признаки, указывающие, что каверна «ориентирована симметрично диаметральной плоскости корпуса, длиной от кормы до носа» и обеспечивают повышение объема каверны и исключают появление бокового крена судна из-за несимметричности действующих на корпус сил.

Признаки указывающие, что глубина каверны «уменьшается от кормы к носу» обеспечивают при необходимости полное удаление воздуха из каверны и возможность создания реактивных сил воздушной массы на днище судна во время движения.

Признаки «корма выполнена транцевой » упрощают организацию вертикального перемещения вертикальной плиты с сохранением герметичности контакта плиты и кормы.

Признаки указывающие, что корма «снабжена вертикальной плитой, выполненной с возможностью герметичного перекрытия открытой кормовой части каверны» позволяют регулировать объем воздуха в каверне и герметично перекрывать кормовую часть каверны.

Признаки указывающие, что «носовая часть каверны снабжена нагнетателем воздуха высокого давления» обеспечивает возможность заполнения каверны воздухом и, при этом, способствует снижению сопротивления воды и трения под днищем судна.

Признаки указывающие, что «отношение ширины корпуса судна к его длине составляет от 2/7 до 1/3» придает корпусу большую ширину, что способствует увеличению объема каверны и «глубине» регулирования осадки судна и его водоизмещения.

Признаки указывающие, что «движители выполнены реверсивными» ускоряет процедуру переключение хода с «вперед» на «назад».

Признаки указывающие, что движители «размещены в кормовой части корпуса судна, симметрично его диаметральной плоскости у его боков» повышают маневренность судна (за счет большого отношения ширины корпуса судна к его длине) и, соответственно, роста разворачивающего момента.

Признаки «донная часть корпуса, примыкающая к носовой части каверны, снабжена рядами опорных катков, выполненных с возможностью вращения, снабженных приводом» обеспечивают дополнительный вектор силы при движении судна к берегу и назад.

вертикальная плита выполнена с возможностью вертикального перемещения. Признаки «вертикальная плита выполнена с возможностью вертикального перемещения» упрощают решение вопросов плотного прилегания вертикальной плиты к корме судна.

На фиг. 1 схематически показан вид сверху корпуса судна, на фиг. 2 показан вид сбоку на корпус судна; на фиг. 3 показан вид сзади на корпус судна.

На чертежах показаны нос 1 корпуса судна, носовая аппарель 2, палуба 3, надстройки 4 и кран 5, борта 6, днище 7, корма 8, движители 9, каверна 10, диаметральная плоскость 11 корпуса, вертикальная плита 12, нагнетатель 13 воздуха высокого давления, опорные катки 14, привод 15, килевые балки 16. Корпус судна, содержит нос 1, снабженный носовой аппарелью 2, палубу 3, на которой размещены надстройки 4 и кран 5, борта 6, днище 7 и корму 8, снабженную движителями 9.

При этом, днище снабжено каверной 10, образованной внутренними обводами двух килевых балок 16 расходящихся от носовой части судна, до кормы, ориентированной симметрично диаметральной плоскости 11 корпуса, длиной от кормы 8 до носа 1, глубина которой уменьшается от кормы 8 к носу 1. Корма 8 выполнена транцевой и снабжена вертикальной плитой 12, выполненной с возможностью вертикального перемещения вверх и вниз, с возможностью герметичного перекрытия открытой кормовой части каверны 10, причем, носовая часть каверны 10 снабжена нагнетателем 13 воздуха высокого давления, расположенным на нижнем участке носовой части каверны 10.

Отношение ширины корпуса судна к его длине составляет от 2/7 до 1/3, при этом, движители 9 выполнены реверсивными и размещены на корме 8 корпуса судна, симметрично его диаметральной плоскости 11, у его боков. Кроме того, донная часть корпуса, примыкающая к каверне 10, снабжена опорными катками 14, снабженными реверсируемым приводом 15 на каждый каток. Катки 14 выполнены из литой резины или металлических цилиндрических корпусов, заполненных пенопластом и т.п.материалом. Диаметр катков подбирают так, чтобы они несколько выступали за уровень килевых балок 16.

Заявленная конструкция работает следующим образом.

Судно подходит к берегу, после чего вертикальную плиту 12 опускают максимально вниз, чтобы обеспечить максимальный объем пространства каверны 10. Далее, посредством нагнетателя 13 воздуха высокого давления (не менее 2-5 атм) заполняют воздухом полость каверны 10, вытесняя воду из нее. В результате судно «подвсплывает» и продвигается дальше на берег (при этом движение судна обеспечивается работой движителей 9 и опорных катков 14. Затем воздух из каверны выпускают и судно ложится на грунт донной частью корпуса, примыкающей к каверне 10 (килевыми балками 16), что обеспечивает его устойчивое положение в процессе разгрузки, в т.ч. посредством крана 5.

Далее на берег опускают носовую аппарель 2, что обеспечивает возможность заезда с берега в трюм судна и обратный выезд самоходных транспортных средств (колесных тягачей с прицепами или грузовых автомобилей) и вывоза груза с судна на берег в самоходных транспортных средствах (на прицепах тягачей или в кузовах автомобилей).

Погрузку грузов на транспортные средства осуществляют посредством штатного погрузочно-разгрузочного оборудования судна, смонтированного в трюме. Выгрузку грузов на берег можно осуществлять грузовым краном 5 судна, смонтированным на палубе 3, непосредственно на берег.

После выгрузки доставленного в данную точку груза (и после погрузки обратного груза) судно получает возможность самостоятельного отхода от берега.

Далее вертикальную плиту 12 опускают максимально вниз, чтобы обеспечить максимальный объем пространства каверны 10, после чего, посредством нагнетателя 13 воздуха высокого давления опять заполняют воздухом полость каверны 10, вытесняя воду из нее. В результате судно «подвсплывает» и при реверсированной работе движителей 9, при необходимости дополняемой работой опорных катков 14 в направлении «от берега» судно отходит от берега на глубину. Либо, если совместных усилий движителей 9 и опорных катков 14 недостаточно, ожидает прилива, после чего все-таки отходит от берега. Далее процесс повторяется.

Похожие патенты RU2702286C1

название год авторы номер документа
ЛЕДОКОЛ С ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЕГО МАССЫ 2000
  • Кочергин И.Н.
RU2172273C1
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Пялов Владимир Николаевич
  • Рыманов Владимир Федорович
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Яров Юрий Федорович
RU2378150C2
СУДНО ТИПА КАТЕРА МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2004
RU2272734C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ИМПЕЛЛЕРОМ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ 2023
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2818372C1
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Роар Рамде
RU2129505C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603709C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
Судно переднеприводное с поперечным реданом 2016
  • Ахмеров Олег Руманович
RU2611666C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 702 286 C1

Реферат патента 2019 года КОРПУС СУДНА

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для проектирования корпусов судов с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных операций на необорудованном побережье, десантных кораблей и в решении задач освоения ресурсов шельфа. Предложен корпус судна, содержащий нос, снабженный носовой аппарелью, палубу, на которой размещены надстройки и кран, борта, днище и корму, снабженную движителями, при этом днище снабжено каверной, образованной внутренними обводами двух килевых балок, расходящихся от носовой части судна до кормы, и ориентированной симметрично диаметральной плоскости корпуса, длиной от кормы до носа, глубина которой уменьшается от кормы к носу, при этом корма выполнена транцевой и снабжена вертикальной плитой, выполненной с возможностью герметичного перекрытия открытой кормовой части каверны, причем носовая часть каверны снабжена нагнетателем воздуха высокого давления, кроме того, отношение ширины корпуса судна к его длине составляет от 2/7 до 1/3, при этом движители выполнены реверсивными и размещены в кормовой части корпуса судна симметрично его диаметральной плоскости у его боков. Изобретение обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик судна. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 702 286 C1

1. Корпус судна, содержащий нос, снабженный носовой аппарелью, палубу, на которой размещены надстройки и кран, борта, днище и корму, снабженную движителями, отличающийся тем, что днище снабжено каверной, образованной внутренними обводами двух килевых балок, расходящихся от носовой части судна до кормы, и ориентированной симметрично диаметральной плоскости корпуса, длиной от кормы до носа, глубина которой уменьшается от кормы к носу, при этом корма выполнена транцевой и снабжена вертикальной плитой, выполненной с возможностью герметичного перекрытия открытой кормовой части каверны, причем носовая часть каверны снабжена нагнетателем воздуха высокого давления, кроме того, отношение ширины корпуса судна к его длине составляет от 2/7 до 1/3, при этом движители выполнены реверсивными и размещены в кормовой части корпуса судна симметрично его диаметральной плоскости у его боков.

2. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что донная часть корпуса, примыкающая к носовой части каверны, снабжена рядами опорных катков, выполненных с возможностью вращения, снабженных приводом.

3. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что вертикальная плита выполнена с возможностью вертикального перемещения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2702286C1

WO 9748593 A1, 24.12.1997
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА 2015
  • Мамонтов Андрей Игоревич
  • Миронов Вадим Николаевич
RU2585206C1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА 2015
  • Мамонтов Андрей Игоревич
  • Миронов Вадим Николаевич
RU2582750C1
WO 9817524 A1, 30.04.1998
JP 2017094984 A, 01.06.2017
WO 9958396 A1, 18.11.1999
КОРПУС СУДНА 2016
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2631089C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2011
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Канарейкин Олег Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
RU2456196C1
US 3981260 A, 21.09.1976.

RU 2 702 286 C1

Авторы

Харченко Михаил Федорович

Даты

2019-10-07Публикация

2019-02-04Подача