Предлагаемое решение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при испытании машин, а также в эксплуатации.
Отсутствие изоляции в короткозамкнутой обмотке асинхронного двигателя не уменьшает значимости ее температуры в надежности и долговечности асинхронного двигателя.
Короткозамкнутые обмотки имеют уровень температур в номинальных режимах того же порядка или несколько больше, чем статорные обмотки. В пусковых режимах из-за вытеснения тока в пазу ротора в нем выделяются мощности, соизмеримые или даже большие номинальной мощности двигателя, что и определяет величины моментов при пуске. В статоре из-за малого вытеснения тока в пазу нагревы обмотки много меньше нагревов короткозамкнутой обмотки.
При пуске из горячего состояния пусковые нагревы короткозамкнутой обмотки, наложенные на нагревы номинального режима, достигают значений, при которых наступает рекристаллизация твердотянутой меди и ее отжиг (больше 200°C). При этом частично ухудшаются упругопластичные характеристики меди - появляются явления «наклепа» вследствие запрещенных температурных деформаций.
Количество таких пусков и определяет срок службы короткозамкнутой обмотки до появления трещин и обрывов стержней, что и наблюдается повсеместно в эксплуатации. Поэтому значение температуры короткозамкнутого ротора является такой же важной задачей, как и статора.
Измерение температуры вращающегося короткозамкнутого ротора обычно производится заложенными температурными детекторами, показания которых снимаются через измерительный токосъемник или через различного рода телеметрические устройства - оптические, радио и др. В любом случае измеряется либо температура отдельных точечных элементов, либо средняя температура пояска, состоящая из чередующихся элементов короткозамкнутой обмотки и стальных зубцов.
Классический пример таких измерений излагается в статье Мединского Л.А. «Методика измерений пусковых процессов в клетке ротора асинхронного двигателя». Журнал Электротехника, 1965 г., №4, стр. 46-49.
Способов измерения средней температуры короткозамкнутого ротора по изменению сопротивления при постоянном токе, как это делается для статорных обмоток, не найдено.
Технический результат предлагаемого решения определения средней температуры короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя достигается регистрацией затухающего напряжения статора, индуктируемого затухающим полем ротора, при отключении из состояния холостого хода холодной и горячей машины, определения постоянных времени затухания поля ротора в момент времени To хол и To гор, когда напряжение статора затухает до величины 0,368 начального напряжения Uo перед отключением и последующего определения средней температуры короткозамкнутой обмотки ротора по формуле:
где
tхол - температура ротора при первом измерении в холодном состоянии,
tохл - температура охлаждающей среды при измерении в горячем состоянии.
В соответствии с патентом на изобретение «Способ определения параметров и рабочих характеристик асинхронного двигателя без сопряжения с нагрузочным устройством», Шарипов A.M., №2391680, 2008 г., постоянная времени To затухания напряжения статора при отключении машины из состояния холостого хода:
или с небольшой погрешностью
a
, (2),
т.к. при холостом ходе
Cosφo≈0,05÷0,1, a Sinφo=0,998÷0,994≈1,
где Х2 - реактивная сопротивления ротора,
Х12 - реактивное сопротивление взаимоиндукции,
x1 и
Xm - реактивное сопротивление статора,
Измерения при испытаниях производят в следующей последовательности. На холодной машине в режиме холостого хода с напряжением Uo измеряют мощность Po, ток Io, напряжение Uo для вычисления реактивного сопротивления Xm, отключают машину от источника питания и регистрируют затухание напряжения статора. По осциллограмме (см. рисунок 1) измеряют постоянную времени To хол холодной машины как отрезок времени от момента отключения до значения 0,368 Uo. Затем машину нагружают, доводят до установившегося теплового состояния, быстро переводят в режим холостого хода, измеряют величины Po, Io, Uo, отключают и регистрируют затухание напряжения статора. По осциллограмме (см. рисунок 2) измеряют постоянную времени То гор и вычисляют температуру ротора по формуле (1).
Если по какой-либо причине изменились величины Io, Uo, т.е. Xm, например, из-за уменьшения воздушного зазора при нагреве машины или изменения напряжения источника питания, в формулу (1) вводят поправку на изменение Xm.
где ΔXm - разность значений Xm в двух опытах, определенных по (2).
Если после отключения двигатель выбегает, необходимо ввести поправку на величину To
где Тоизм - измеренная постоянная времени, с;
Ро - мощность, тормозящая машину в момент отключения. В случае холостого хода - это потери в стали и потери механические;
Jo - момент инерции вращающихся частей;
ω1 - синхронная угловая частота вращения
no - синхронная частота вращения, об/мин.
Экспериментальная проверка может быть выполнена только параллельным измерением известным методом, в данном случае по холодному и горячему сопротивлению обмотки ротора двигателя с контактными кольцами. Для эксперимента использовался электродвигатель АК-92-6, 75 кВт, 380 В, ротор 538 В, 88 А, 1000 синхр. об/мин. Двигатель работает в агрегате с синхронной машиной и машиной постоянного тока мощностью 65 кВт.
Для экспериментов к контактным кольцам подключен закорачивающий автомат, что имитирует короткозамкнутую обмотку ротора. При номинальном напряжении 380 B, ток холостого хода 58 A одинаков в холодном и горячем состоянии. Ни по выбегу, ни по величине "Xm" поправки не понадобилось. Осциллограммы опытов представлены на рисунках 1 и 2, из которых измерено To хол=0,47 с, То гор=0,39 с.
В соответствии с (1)
Температура ротора, измеренная по сопротивлению при постоянном токе после быстрого торможения в течение 30 с, составила 67,5°C. Полученное несоответствие в 1,2°C (1,8%) находится в пределах точности эксперимента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ И РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ СОПРЯЖЕНИЯ С НАГРУЗОЧНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2008 |
|
RU2391680C1 |
Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя | 1980 |
|
SU900226A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДУКТИВНОСТИ РАССЕЯНИЯ ФАЗЫ ОБМОТКИ СТАТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2422839C1 |
Способ параметрического управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1697250A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТЕЛА | 2000 |
|
RU2172936C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ | 2016 |
|
RU2623834C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОРВАННЫХ СТЕРЖНЕЙ В КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786379C1 |
Способ определения активных и индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки ротора асинхронного двигателя | 1986 |
|
SU1372259A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2127016C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2130681C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Способ заключается в том, что регистрируют затухающее напряжение статора, индуктированного затухающим полем ротора, при отключении из состояния холостого хода холодной и горячей машины. Определяют постоянные времени То хол и То гор когда напряжение статора затухает до величины 0,368 начального напряжения Uо перед отключением и затем определяют среднюю температуру короткозамкнутой обмотки для меди по формуле:
,
где tхол - температура ротора при первом измерении в холодном состоянии, tохл - температура охлаждающей среды при измерении в горячем состоянии. Технический результат заключается в возможности измерения средней температуры короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя по изменению сопротивления при постоянном токе. 2 ил.
Способ определения средней температуры короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя, заключающийся в регистрации затухающего напряжения статора, индуктированного затухающим полем ротора, при отключении из состояния холостого хода холодной и горячей машины, определения постоянных времени То хол и То гор, когда напряжение статора затухает до величины 0,368 начального напряжения Uо перед отключением и последующего определения средней температуры короткозамкнутой обмотки по формуле:
,
где - температурный коэффициент для меди при температуре 0÷150°C, или
- температурный коэффициент для алюминия при температуре 0÷150°C,
tхол - температура ротора при первом измерении в холодном состоянии,
tохл - температура охлаждающей среды при измерении в горячем состоянии.
СПОСОБ БЕСКОНТАКТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТКИ КОРОТКОЗАМКНУТОГО РОТОРА ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2386114C1 |
Устройство для измерения превращения температуры обмотки электрической машины переменного тока под нагрузкой по измерению сопротивления обмотки постоянному току | 1977 |
|
SU609163A1 |
US 5612604 A, 18.03.1997 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСФУТЕРОВКИ СРЕДНЕЙ ЧАСТИ КОНУСНОЙ ДРОБИЛКИ КРУПНОГО ДРОБЛЕНИЯ | 0 |
|
SU350507A1 |
Авторы
Даты
2016-07-10—Публикация
2014-04-30—Подача