ЭЛЕКТРОПРИВОД Российский патент 2016 года по МПК H02K7/10 F16D27/01 

Описание патента на изобретение RU2596002C1

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму, в том числе и в конструкциях судовых движителей.

Известен электропривод, содержащий электродвигатель, связанный с ведомым валом посредством муфт сцепления (см. авторское свидетельство СССР №1255795, МКИ F16K 31/05, 1986 г.). Недостатком известного устройства является невозможность использования его в качестве привода для гребного вала судовых движителей по причине реальной угрозы попадания речной или морской воды к электродвигателю, что приведет к потере его работоспособности.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является электропривод, включающий приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора, магнитную муфту и герметичный экран, разделяющий муфту на ведущую и ведомую полумуфты с установленными на них постоянными магнитами (см. Ганзбург Л.Б. и др. Механизмы с магнитной связью, Л., изд. «Машиностроение», 1973 г., стр. 122-123). Данный электропривод дает возможность исключить попадание воды к приводному электродвигателю благодаря наличию неподвижного герметичного экрана, расположенного между двумя полумуфтами магнитной муфты. Однако недостатком этой конструкции является ее сложность, а также недостаточная надежность и коэффициент полезного действия (к.п.д.). Дело в том, что магнитная муфта вынесена за пределы приводного электродвигателя. Это обуславливает введение в конструкцию привода дополнительных опорных подшипников, а удлинение вала приводит к необходимости увеличения его жесткости.

Цель настоящего изобретения - упрощение конструкции электропривода, а также повышение его надежности и к.п.д.

Указанная цель достигается тем, что в известном электроприводе, включающем приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности, магнитную муфту и герметичный экран, разделяющий муфту на полумуфты с установленными на них постоянными магнитами, в нем магниты на внешней поверхности ротора электродвигателя, изготовленного полым из немагнитного материала, выполнены в виде отдельных сегментов, а в полости ротора, через герметичный экран, размещена одна из полумуфт, при этом установленные на этой полумуфте магниты и магниты на внешней поверхности ротора расположены коаксиально относительно друг друга. На поверхности сегментных магнитов, обращенной к статору электродвигателя, установлен бандаж из высокопрочного немагнитного материала, например нержавеющей стали 36НХТЮ, а сами сегментные магниты образуют мозаичную структуру.

В предложенном техническом решении исключается ведущая полумуфта магнитной муфты. Ее роль выполняет ротор приводного электродвигателя. За счет размещения ведомой полумуфты внутри ротора, играющего роль одновременно ведущей полумуфты, существенно сокращаются габариты электропривода, уменьшается количество опорных подшипников и сокращается длина вала.

Учитывая, что между ведомой полумуфтой и ротором электропривода расположен герметичный экран и два воздушных зазора, важной задачей является обеспечение эффективного взаимодействия магнитных потоков ротора и ведомой полумуфты. Это становится возможным только при выполнении магнитов ротора в виде отдельных сегментов, а еще лучше, если эти сегментные магниты будут уложены в виде мозаичной структуры. В этом случае получается максимально возможное значение магнитного потока с единицы поверхности ротора и высокое значение индукции в воздушных зазорах. Именно при таком конструктивном исполнении постоянных магнитов ротора создается возможность эффективной передачи крутящего момента с ротора на ведомую полумуфту и далее на выходной вал.

Для безопасной работы электропривода возникает необходимость поджатая отдельных сегментов постоянных магнитов при помощи бандажа из немагнитного материала, который установлен поверх этих магнитов.

Главный вид предлагаемой конструкции электропривода изображен на фиг. 1, а на фиг. 2 - мозаичная структура сегментных магнитов ротора.

На фигурах приведены следующие обозначения:

1 - корпус электропривода;

2 - статор приводного электродвигателя;

3 - ротор приводного электродвигателя;

4 - полумуфта магнитной муфты;

5 - постоянные магниты;

6 - герметичный экран;

7 - выходной вал электропривода;

8 - внешняя поверхность ротора;

9 - бандаж;

10 - сегменты магнитов.

Предлагаемый электропривод (см. фиг. 1) включает электродвигатель, состоящий из статора 2 и ротора 3, размещенных внутри корпуса 1. В полости ротора 3 установлена полумуфта магнитной муфты 4. Данная полумуфта 4 отделена от ротора 3 герметичным экраном 6, который с одной стороны закреплен на корпусе электропривода 1, а с другой стороны установлен на выходном валу 7 по скользящей посадке. На внешней поверхности ротора размещены сегменты постоянных магнитов (см. фиг. 2), которые выполнены в виде усеченных пирамид 10. В каждом ряду постоянные магниты смещены относительно предыдущего ряда, образуя мозаичную структуру. Вид мозаичной структуры и форма сегментов зависит от большого числа факторов и определяется конструкцией электропривода и режимами его работы. Поверх сегментов магнитов 10 установлен бандаж 9, фиксирующий эти сегменты. Бандаж выполнен из немагнитного высокопрочного материала, например из нержавеющей стали 36НХТЮ. Постоянные магниты 5 на поверхности ротора 3 и на поверхности полумуфты 4 расположены строго коаксиально относительно друг друга.

При смещении магнитов относительно друг друга происходят потери, приводящие к снижению к.п.д. электропривода.

При включении электропривода ротор 3 начинает вращаться относительно статора 2 и за счет взаимодействия постоянных магнитов на его поверхности и на поверхности полумуфты 4 передает крутящий момент на эту полумуфту и далее на выходной вал 7. Наличие герметичного экрана 6 исключает попадание к ротору и статору электропривода агрессивной внешней среды, например морской воды при использовании электропривода в судовых установках.

Предлагаемая конструкция электропривода существенно упрощается по сравнению с известным решением за счет исключения ведущей полумуфты, роль которой выполняет сам полый ротор. При этом значительно сокращаются габариты электропривода, а также повышается его надежность и к.п.д. путем выполнения постоянных магнитов на роторе в виде отдельных сегментов, в том числе и уложенных в виде мозаичной структуры, и повышения жесткости выходного вала при уменьшении его длины.

Похожие патенты RU2596002C1

название год авторы номер документа
Высокотемпературная муфта 2021
  • Жубанов Дмитрий Александрович
RU2781479C2
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 1995
  • Кузнецов С.М.
  • Матвеев Н.К.
  • Сибгатуллин Н.А.
  • Троицкий Н.А.
  • Чубриков В.С.
RU2088807C1
Многосекционный электронасосный агрегат 2021
  • Жубанов Дмитрий Александрович
  • Артёменков Владимир Александрович
  • Корабельщиков Андрей Александрович
RU2773788C1
Электропривод герметизированного вала 1990
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Путников Виктор Владимирович
  • Уваров Владимир Борисович
SU1728931A1
Двигательная установка подводного аппарата 2017
  • Беляев Алексей Николаевич
  • Васейко Юрий Михайлович
  • Лошицкий Пётр Анатольевич
  • Трутс Александр Александрович
RU2699178C2
УСТАНОВКА ПОГРУЖНОГО НАСОСА С МАГНИТНОЙ МУФТОЙ 2018
  • Пещеренко Сергей Николаевич
  • Гизатуллин Роман Ринатович
  • Пещеренко Марина Петровна
RU2712847C1
СТАТОРНАЯ МАГНИТНАЯ МУФТА УЗЯКОВА 2016
  • Узяков Рафаэль Наильевич
  • Манаков Николай Александрович
  • Узяков Марат Рафаэльевич
RU2629004C2
Электропривод для запуска газотурбинной установки 2018
  • Буряшкин Сергей Львович
RU2694107C1
АСИНХРОННАЯ СТАТОРНАЯ МАГНИТНАЯ МУФТА 2017
  • Узяков Рафаэль Наильевич
  • Греков Эдуард Леонидович
  • Манаков Николай Александрович
  • Горбань Александр Анатольевич
  • Колотвин Александр Викторович
RU2658303C1
УСТАНОВКА ПОГРУЖНОГО НАСОСА С ГЕРМЕТИЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2018
  • Пещеренко Марина Петровна
  • Пещеренко Сергей Николаевич
  • Лыкова Наталья Анатольевна
RU2681045C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 596 002 C1

Реферат патента 2016 года ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности, а также магнитную муфту и герметичный экран, разделяющий муфту на полумуфты с установленными на них постоянными магнитами. Ротор электродвигателя выполнен полым из немагнитного материала, а в его полости через герметичный экран размещена полумуфта магнитной муфты. Постоянные магниты на внешней поверхности ротора выполнены в виде отдельных сегментов и могут образовывать мозаичную структуру. На поверхности сегментных магнитов, обращенной к статору электродвигателя, может быть установлен бандаж из высокопрочного немагнитного материала, например нержавеющей стали. Достигается упрощение конструкции. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 596 002 C1

1. Электропривод, включающий приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности, магнитную муфту и герметичный экран, разделяющий муфту на полумуфты с установленными на них постоянными магнитами, отличающийся тем, что магниты на внешней поверхности ротора электродвигателя, изготовленного полым из немагнитного материала, выполнены в виде отдельных сегментов, а в полости ротора через герметичный экран размещена одна из полумуфт, при этом установленные на этой полумуфте магниты и магниты на внешней поверхности ротора расположены коаксиально относительно друг друга.

2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что на поверхности сегментных магнитов, обращенной к статору электродвигателя, установлен бандаж из высокопрочного немагнитного материала, например нержавеющей стали 36НХТЮ.

3. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что сегментные магниты на внешней поверхности ротора электродвигателя образуют мозаичную структуру.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2596002C1

Герметичный электроагрегат 1978
  • Батоврин Александр Александрович
  • Ганзбург Леонид Бейсахович
  • Давыдов Евгений Олегович
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Федотов Алексей Иванович
  • Лысов Александр Алексеевич
SU980214A1
RU 2003459 C1, 30.11.1993
МАГНИТНАЯ МУФТА 1996
  • Анкудинов А.А.
  • Ляховецкий В.Е.
  • Музалевский В.И.
  • Шкурихин И.Б.
RU2127837C1
РАЗНОИМЕННОПОЛЮСНАЯ МАГНИТНАЯ ПЛИТА С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТА/МИ 0
  • Обретс
SU191320A1
Устройство для промывки наборных касс 1939
  • Яковлев Е.А.
SU56738A1
Пневмо-гидро-пескоструйный аппарат для очистки металлических поверхностей 1955
  • Гуревич И.М.
  • Заславский М.Я.
  • Зубков В.М.
  • Исаков Н.М.
  • Круглов С.И.
  • Кузнецов А.М.
  • Савуренок С.Ф.
  • Студенов И.М.
  • Черепнин В.Е.
SU107393A1
МНОГОПОЛЮСНАЯ МАГНИТНАЯ СИСТЕМА 2009
  • Файков Юрий Иванович
  • Колесников Сергей Васильевич
  • Собянин Виталий Григорьевич
  • Вяткин Вадим Петрович
  • Нохрин Владимир Петрович
  • Пеняков Сергей Сергеевич
RU2393566C1
Управляемая гистерезисная муфта 1976
  • Яковлев Василий Алексеевич
SU604098A1
JP H09163675 A, 20.06.1997
Труды третьей Всесоюзной конференции по бесконтактным электрическим машинам, II, Рига, "Зинатне", 1966, стр
Ребристый каток 1922
  • Лубны-Герцык К.И.
SU121A1

RU 2 596 002 C1

Авторы

Васильев Валентин Федорович

Шитоев Александр Викторович

Чуркин Дмитрий Александрович

Лебедев Михаил Михайлович

Овчинников Сергей Александрович

Даты

2016-08-27Публикация

2015-04-21Подача