СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ ИЛИ СКОЛИОЗОМ I СТЕПЕНИ Российский патент 2016 года по МПК A61H1/00 A63B69/06 

Описание патента на изобретение RU2596350C2

Изобретение относится к медицине, точнее к педиатрии. По тяжести течения и трудности лечения искривления позвоночника занимают одно из первых мест среди ортопедических заболеваний. Искривления позвоночника представляют собой сложное и тяжелое заболевание всего организма, вызывающее глубокие деформации не только костно-мышечного аппарата, но и изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и нервных системах. Педагогические и клинические наблюдения, многолетний практический опыт работы в пионерских оздоровительных лагерях показывает, что этот контингент школьников требует оздоровления с помощью физической культуры. Их двигательный режим характеризуется относительной гиподинамией, которая приводит к детренированности организма, понижению сопротивляемости и ослаблению защитных сил организма.

Известен способ физической реабилитации (Методические рекомендации В.Г. Пащенко «Организация работы физического воспитания в пионерских лагерях». Ворошиловградский областной совет профсоюзов, Ворошиловград, 1984. - с. 3-4), включающий выполнение утренней зарядки, ежедневных закаливающих процедур, купание, учебное плавание.

Недостатком такого способа является невозможность осуществления физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени.

Известен способ оздоровления (Куприянова Н.Д., Тургель Б.С. Физическое воспитание в пионерском лагере. - Л., 1985, с. 5-25), который предполагает реабилитацию и оздоровление детей, включающий систематические, обязательные для всех детей, отрядные занятия физкультурой.

Успех в решении физического воспитания в оздоровительном лагере значительно зависит от предыдущей подготовки руководителя физического воспитания и от того насколько дружной будет совместная работа (начальника лагеря, воспитателя, старшего и отрядных вожатых, медицинских работников и руководителей физического воспитания) на протяжении всего периода работы лагеря. Основная задача обязательных занятий физкультуры в отряде способствуют всестороннему физическому развитию и закаливанию детей.

Основными формами физического воспитания являются утренняя зарядка, ежедневные закаливающие процедуры, купание, учебное плавание.

Недостатком способа является невозможность осуществления физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени.

Наиболее близким к заявляемому решению (прототипом), является способ профилактики и реабилитации патологической осанки и коррекции позвоночника у детей и подростков в учебных заведениях (Пащенко В.Г. Профилактика и реабилитация патологической осанки и коррекции позвоночника у детей и подростков в учебных заведениях. - Луганск, 1998, с. 140-143). Автор впервые обосновывает внедрение дозированной гребли для оздоровления и реабилитации детей и подростков. В предлагаемом способе слабая физическая нагрузка на позвоночник не успевает (натренировать) сделать хороший мышечный корсет, чтобы исправить позвоночник, и недостаточно осуществляется тренировка кардиопульмационной системы. Эффективность оздоровительно-профилактических подходов зависит от методов оздоровления, которые обеспечивают в минимальные сроки максимальное восстановление здоровья и повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечных систем. К ним относятся гребные тренажеры В.Г. Пащенко, которые хорошо себя зарекомендовали в Лейпцигском университете, в санаториях Южного Побережья Крыма, в оздоровительном лагере «Огонек», в Евпаторийской школе-интернате для кардиологических больных, детском садике №29, в Евпаторийском институте социальных наук РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта).

Задачей технического решения является оздоровление и реабилитация школьников со сколиотической осанкой или сколиозом 1 степени.

Сущность технического решения заключается в том, что при оздоровлении и физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени, способом, включающим проведение ЛФК и массажа, дополнительно проводят курс занятий оздоровительно-лечебным плаванием с увеличением нагрузки с 25 м на первом занятии по 25 м на каждом следующем занятии до нагрузки за весь курс, равной 1950 м, длительностью 12 дней, вначале проводимых через день, а последние три занятия - ежедневно, а также одновременно выполняют курс занятий на гребном тренажере В.Г. Пащенко, начиная со 100 гребков на первом занятии до 280 гребков на занятии в конце курса, с соответствующим увеличением нагрузки с 400 кг/м на первом занятии до 1680 кг/м на занятии в конце курса, курс 21 день, с суммарной нагрузкой 20 т 880 кг/м, греблю проводят на протяжении 21 дня за 186 мин при нагрузках 20 т 880 кг/м за 3720 гребков, а помещение, в котором проходит дозированная гребля, насыщают отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов 1 см3 при относительной влажности 30-40%.

Техническое решение усовершенствует физиологические механизмы вегетативных функций, повышает реактивность организма к неблагоприятным факторам окружающей среды и патогенных микроорганизмов. Можно сказать, что развитие многих систем и организма в целом, а также его работоспособность в период интенсивного роста во многом зависят от организма двигательного режима на гребном тренажере. Наиболее выражено реагирует на оздоровительную греблю сердечно-сосудистая и дыхательные системы. Сердечно-сосудистая система перестраивает свою работу и приспосабливается к значительным нагрузкам, начинает функционировать намного экономнее и не только во время гребли, но и в покое, гребля наиболее сильно влияет на вентиляцию легких, поглощение крови кислородом воздуха и выделение углекислоты из легких.

Способ реализуется следующим образом. Режим работы на гребном тренажере для оздоровительных лагерей.

1. За вводный период на тренажере совершается 300 гребков, произведенная работа измеряется 1200 кг/м.

2. За подготовительный период совершается 420 гребков, произведенная работа равняется 1680 кг/м.

3. За основной период совершается на тренажере 1600 гребков, произведенная работа равняется 9600 кг/м.

4. За заключительный период совершается 1400 гребков, и выполненная работа равняется 8400 кг/м.

За весь оздоровительно-реабилитационный период, который состоит из 21 дня, школьники работают на тренажере 186 мин и выполняют 3720 гребков, проводя работу, которая равняется 20 т 880 кг/м (см. табл. 1).

Школьник работает на тренажере 2 раза по 1 мин с трехминутным перерывом, потом перемена 5 мин, потом снова работает 2 раза по 1,5 мин с 3-минутным перерывом. Работу на гребном тренажере осуществляют в помещении, насыщенном отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов 1 см3 при относительной влажности 30-40%.

Гребля сопровождается расширением и сужением грудной клетки, движения рук и ног ритмично чередуются и обеспечивают усиление дыхание.

Лечебное плавание имеет закаливающий эффект и лечебное воздействие на детей, способствует более энергичному и правильному физическому развитию детей. Такие особенности плавания как горизонтальное положение тела в воде снимает стратегические нагрузки с позвоночного столба, симметричные упражнения с вовлечением в них основных групп мышц при плавании способом «Брас».

Совокупность движений конечностей с дыханием и т.д. способствует значительному влиянию на физическое развитие детей.

Способ включает увеличение нагрузки при плавании на 25 м ежедневно в течение 12 дней.

1. Вводный период включает 2 цикла, за которые происходит освоение техники плавания, что составляет 75 м (25 т 50).

2. Подготовительный период состоит из 3-х циклов, за которые совершается обучение плаванию, согласование работы рук и ног, равняется 300 м (150+100+125).

3. Основной период 3-го цикла, за который совершается развитие адаптации системы дыхания, равняется: 525 м (150+175+200).

4. Заключительный период четвертого цикла, в течение которого осуществляется развитие максимальной адаптации к выполняемой работе, равняется 1050 м (225+250+275+300).

Общая нагрузка в течение 12 дней равняется 1 км 950 м.

При этом за время нахождения в детском оздоровительном лагере школьники занимаются оздоровительно-лечебным плаванием согласно следующему графику:

Рекомендованная оздоровительная реабилитационная гребля и лечебное плавание, имеют большое значение для усиления здоровья, профилактики различных заболеваний подрастающего поколения.

Эффективность разработанного способа оздоровления и реабилитации детей и подростков со сколиотической осанкой и сколиозом 1 степени в условиях детского оздоровительного лагеря с помощью гребного тренажера В.Г. Пащенко и лечебно-оздоровительного плавания

Комплексная оценка эффективности лечебной гребли и лечебного плавания.

Аанализы исследований показали, что общее физическое состояние детей и подростков значительно улучшилось, повысился иммунитет организма к простудным заболеваниям.

Комплексную оценку результатов лечения проводили у 129 детей с первой степенью сколиоза с учетом динамики показателей внешнего дыхания, ЭКГ, физического развития и изменения формы позвоночника по данным рентгенографии.

Результаты эффективности разработанного способа оздоровления и реабилитации детей и подростков со сколиотической осанкой и сколиозом 1 степени в условиях детского оздоровительного лагеря с помощью гребного тренажера В.Г. Пащенко и лечебно-оздоровительного плавания (табл. 4) оценивали последующим признакам:

- улучшение, уменьшение искривления на 4° и более, стабилизация процесса -/+4-5°, ухудшение - увеличение искривления на 4° и более.

Среди обследованных с нарушением осанки отмечено улучшение по результатам комплексного обследования у 100%. У 63 из 129 детей со сколиотической осанкой наступило улучшение поданным рентгенографии, у 65 из 129 детей наблюдалась стабилизация.

У детей с другими нарушениями осанки значительно улучшились показатели физического развития, внешнего дыхания, полностью нормализировалась осанка.

Улучшение клинико-рентгенологических показателей у большинства исследуемых детей сочетались с улучшением внешнего дыхания, показателей ЭКГ и физического развития.

Предлагаемый нами способ реабилитации способствует улучшению физического развития, нормализации функции сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, помогает добиться коррекции искривления позвоночника, остановить развития патологического процесса.

Полученные результаты позволяют нам считать разработанный способ реабилитации детей с 1 степенью сколиоза и нарушениями осанки с помощью лечебной греблей и лечебного плавания, важным из средств реабилитации.

Предложенная комплексная система оздоровления и реабилитации детей и подростков должна быть взята на вооружение оздоровительных лагерей, школ, школ-интернатов, лицеев, техникумов, колледжей.

Похожие патенты RU2596350C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ РЕСПИРАТОРНЫМИ ВИРУСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ 1992
  • Пащенко Виктор Гаврилович[Ua]
  • Фролов Валерий Митрофанович[Ua]
  • Пересадин Николай Александрович[Ua]
  • Третьякевич Зоя Николаевна[Ua]
  • Петруня Майя Дмитриевна[Ua]
RU2085225C1
Способ реабилитации хирургических больных туберкулезом легких 1980
  • Пащенко Виктор Гаврилович
SU921563A1
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИДРОКОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕННОЙ ОСАНКОЙ 2004
  • Рыбьякова Татьяна Всеволодовна
  • Баранова Татьяна Ивановна
  • Баскакова Галина Николаевна
RU2281745C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 2005
  • Тимофеева Татьяна Всеволодовна
  • Поляев Борис Александрович
  • Иванова Галина Евгеньевна
  • Гогитидзе Наталья Владимировна
  • Гогитидзе Татьяна Владимировна
RU2336068C2
Способ реабилитации больныхбРОНХОпНЕВМОНиЕй 1978
  • Пащенко Виктор Гаврилович
SU818626A1
Способ лечения нарушений осанки 2020
  • Рачин Андрей Петрович
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Катыкова Ирина Михайловна
RU2740266C1
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА 2011
  • Кузьминова Татьяна Александровна
  • Чернышев Михаил Александрович
  • Валиуллина Светлана Альбертовна
  • Мачалов Владислав Алексеевич
  • Лукьянов Валерий Иванович
RU2464962C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП 2010
  • Тупиков Владимир Алексеевич
RU2438589C1
Система для коррекции нарушений осанки пользователя 2022
  • Пайкачев Евгений Валерьевич
RU2804189C1
СПОСОБ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА 1 и 2 СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ 2015
  • Куликов Александр Геннадьевич
  • Зайцева Татьяна Николаевна
  • Лутошкина Мария Георгиевна
  • Кузовлева Екатерина Валериевна
  • Воронина Дарья Дмитриевна
RU2606313C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ ИЛИ СКОЛИОЗОМ I СТЕПЕНИ

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре и реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени. Проводят ЛФК и массаж, дополнительно проводят курс занятий оздоровительно-лечебным плаванием с увеличением нагрузки с 25 м на первом занятии по 25 м на каждом следующем занятии до нагрузки за весь курс, равной 1950 м, длительностью 12 дней. Вначале занятия проводят через день, последние три занятия - ежедневно. Одновременно выполняют курс занятий на гребном тренажере В.Г. Пащенко, начиная со 100 гребков на первом занятии до 280 гребков на занятии в конце курса, с соответствующим увеличением нагрузки с 400 кг/м на первом занятии до 1680 кг/м на занятии в конце курса. Курс 21 день с суммарной нагрузкой 20880 кг/м за 3720 гребков. Помещение, в котором проходит дозированная гребля, насыщают отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов в 1 см3 при относительной влажности 30-40%. Способ обеспечивает оздоровление, физическую реабилитацию детского организма с повышением функций кардиопульмональной системы, улучшением осанки и предупреждением искривления позвоночника. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения RU 2 596 350 C2

1. Способ оздоровления и физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени, включающий проведение ЛФК и массажа, отличающийся тем, что дополнительно проводят курс занятий оздоровительно-лечебным плаванием с увеличением нагрузки с 25 м на первом занятии по 25 м на каждом следующем занятии до нагрузки за весь курс, равной 1950 м, длительностью 12 дней - вначале проводимых через день, а последние три занятия - ежедневно, а также одновременно выполняют курс занятий на гребном тренажере В.Г. Пащенко, начиная со 100 гребков на первом занятии до 280 гребков на занятии в конце курса, с соответствующим увеличением нагрузки с 400 кг/м на первом занятии до 1680 кг/м на занятии в конце курса, курс 21 день, с суммарной нагрузкой 20 т 880 кг/м.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что греблю проводят на протяжении 21 дня за 186 мин при нагрузках 20 т 880 кг/м за 3720 гребков.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что помещение, в котором проходит дозированная гребля, насыщают отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов 1 см3 при относительной влажности 30-40%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2596350C2

ПАЩЕНКО В.Г
Профилактика и реабилитация патологической осанки и коррекции позвоночника у детей и подростков в учебных заведениях
Луганск, 1998, с.140-143
Способ получения раствора сернистого натрия 1949
  • Вейсбанд И.М.
  • Кафыров М.И.
  • Колесников А.С.
  • Литвиненко М.И.
  • Уваров Г.В.
  • Филиппов В.П.
SU77948A1
Тренажер в.г.пащенко 1978
  • Пащенко Виктор Гаврилович
SU685287A1
Станочек для уточной вилочки к ткацким станкам 1931
  • Большаков С.В.
SU25507A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПОРА В ТРУБОПРОВОДАХ СМЕСИТЕЛЯ ЖИДКОСТЕЙ 1932
  • Френев А.Н.
SU29738A1
ПРИХОДА И.В
Использование индивидуальной трости в современном лечебно-реабилитационном и

RU 2 596 350 C2

Авторы

Пащенко Виктор Гаврилович

Даты

2016-09-10Публикация

2014-11-10Подача