Изобретение относится к области медицины, медицинской психодиагностики и психотерапии, лечебной физкультуре при нарушениях осанки, включая начальные стадии сколиоза, к использованию психотерапевтических техник на основе телесно-ориентированной терапии (ТОП) при функциональных нарушениях осанки и первоначальных проявлениях сколиоза, главным образом, у молодых людей, как в процессе учебного года, так и в санаторно-курортных условиях.
Выполнение стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке» диктует необходимость изучения здоровья студенческой молодежи и научного обоснования мероприятий по его сохранению. Это связано с тем, что студенческая молодежь является основой формирования научного потенциала, обеспечения устойчивого развития общества, обороноспособности страны. К сожалению, одна из наиболее острых проблем высшей школы сегодня - состояние здоровья студентов. Тенденции последних десятилетий говорят не просто о снижении ряда показателей, а о системном ухудшении, связанном как с организацией охраны здоровья студентов, так и с изменениями их образа жизни (Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2012. - С. 4). Вместе с тем ежегодно увеличивается число студентов с нарушением постуральных рефлекторных функций (М.И. Кабышева, О.А. Науменко, 2013).
По данным обследования за 2014-2015 учебный год число студентов первого курса ГОУ ВО МО «ГСГУ», посещающих занятия в специальной группе, имеют сколиозы - 46%, остеохондроз позвоночника - 11%, плоскостопие - 13%. При этом всего лишь 51% студентов занимается физической культурой в основной группе, 11% освобождены от занятий физкультурой, а остальные занимаются в специальной группе.
Одним из приоритетных научных направлений восстановительной медицины является разработка принципов и программ комплексного использования современных немедикаментозных средств в реабилитации больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата (М.Ю. Герасименко, 2014; С.П. Миронов, М.Б. Цыкунов, 2015), новых технологий восстановительного лечения при дорсопатиях (Л.Г. Агасаров, В.К. Фролков, 2015).
В основе нарушений постуральных рефлекторных функций в первую очередь лежит фазное развитие сколиотической болезни. Поиск и установление форм единства психологических показателей при нарушениях постуральных рефлекторных функций и сколиотических изменениях в позвоночнике в возникновении, формировании и развитии является принципиальным для обнаружения закономерностей трансформации субклинических проявлений и развития нарушений с изменением их выраженности. Принципиально важно при обсуждении этих патологий говорить о разворачивании вегетативных дисфункций, формировании порочного круга соматопсихогенных и психосоматических реакций.
Предлагаемый способ может быть использован при начальных степенях сколиоза. Так, при 1-й степени деформация позвоночного столба практически незаметна. Точный диагноз возможен лишь рентгенологически, по снимкам в нескольких проекциях. Характерный при этом для первой степени угол бокового отклонения составляет не более 10 градусов.
При 2-й степени деформационные изменения становятся визуально заметны. Наблюдается несимметричное расположение плеч и лопаток, возникает торсия позвонков (поворот вокруг вертикальной оси). На рентгенограмме угол отклонения от нормы не должен превышать отметку в 25 градусов.
Более высокие степени сколиоза, соответственно, требуют более серьезных медицинских вмешательств.
Исследования последнего десятилетия доказывают, что нарушения постуральных рефлекторных функций в возрасте 18 лет можно рассматривать в определенной степени как структурный след психологического неблагополучия, пережитого в более раннем возрасте (A.M. Волков, 2008), что сопровождается психоэмоциональным напряжением (Н.В. Давыденкова, 2003). Это приводит к психосоциальной дезадаптации из-за развития депрессивных и тревожно-фобических расстройств (К.О. Чахава, 2003).
Следует подчеркнуть, что даже субклинические проявления дезадаптации или относительно небольшое снижение уровня психосоциальной адаптации у студентов могут оказывать существенное негативное влияние на работоспособность и качество жизни (А.В. Шакула с соавт., 2011; Самсонова Г.О., 2012; Л.Д. Сыркин, 2012; В.М. Звоников с соавт., 2014). При этом диагностика и восстановительная коррекция адаптационных возможностей при нарушениях постуральных рефлекторных функций требуют мультидисциплинарного клинического и психологического подходов и должны рассматриваться не только в рамках вертебрологии и ортопедии, но и психологической реабилитации. Создание комплексной методики, ориентированной на восстановительную коррекцию психических состояний при нарушениях постуральных рефлекторных функций у молодежи, способствовало бы сохранению и укреплению профессионального здоровья студентов, улучшению их физической и умственной работоспособности, повышению качества жизни.
Заболеваемость молодых людей вообще и студенческой молодежи в частности имеет латентный характер и не поддается достоверному анализу, отсутствует единая система учета этого показателя. Сложно оценить истинное состояние здоровья абитуриентов и потому, что существует проблема формального заполнения типовых медицинских справок [4, с. 9].
По мнению исследователей Н.А. Горбача, С.К. Крупской, Л.Д. Олифера, Т.М. Резера, А.О. Шепилова, исследования здоровья студентов носят фрагментарный характер, а данные официальной статистики по этой проблеме труднодоступны в силу организационных причин и не отражают реальной картины [4, с. 4]. Зачастую исследования здоровья студентов проводят на базе одного региона или даже вуза, и они редко носят масштабный, репрезентативный характер. Подобная ситуация объясняется отсутствием у ученых, занимающихся этими вопросами, достаточных финансовых и исследовательских возможностей.
При изучении заболеваемости студентов, проведенного в 2004 году НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, было выявлено, что снижение уровня здоровья студентов от младших курсов к старшим происходит за счет увеличения числа лиц с хроническими заболеваниями. Особенно это касается девушек-студенток: неблагоприятные тенденции связаны с дефицитом ночного сна, чрезмерной продолжительностью самоподготовки, низким уровнем двигательной активности, нарушениями режима питания [5, с. 217-219]. Таким образом, налицо взаимосвязь психологических проблем и соматических.
Ежегодно увеличивается число студентов с функциональными нарушениями осанки [7]. По данным Московской государственной академии физической культуры, нарушения осанки были выявлены у 80,8% обследованных; из них тот или иной дефект осанки был обнаружен у 60% дошкольников, у 80% школьников и у 92% взрослых [8].
До сих пор остается не раскрытым вопрос о влиянии психологических показателей на переход болезни от стадии функциональных к стадии структурных изменений - сколиотической болезни (Одарущенко О.И., Самсонова Г.О., Агасаров Л.Г. Методы психологической реабилитации студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2017; 16 (1): 35-38).
Доказано, что дефекты осанки оказывают неблагоприятное действие на состояние внутренних органов, отрицательно сказываясь, в первую очередь, на деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на работе пищеварительной системы. Эти изменения сопровождаются снижением адаптационных механизмов, их ослаблением и ухудшением сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, снижением трудоспособности. Это укладывается в рамки теории системогенеза, предложенной П.К. Анохиным (1980), и возникновения стресс-реакции [9].
Результаты этих и других исследований свидетельствуют о необходимости усиления внимания к проблеме охраны здоровья студентов [10], что предполагает более широкое использование здоровьесберегающих технологий не только в организации образовательного процесса, но и в условиях санатория. Решение задачи здоровьесбережения в условиях современного вуза в основном обеспечивается: 1) физкультурно-спортивной деятельностью; 2) специальными дисциплинами, которые теоретически и практически смогут помочь студентам заботиться о своем здоровье (например, курс «Психология здоровья»); 3) психологическими методиками; 4) рекреационными мероприятиями.
Все значимые для здоровья факторы обычно делят на социально-гигиенические, медико-биологические и психологические. Основными по негативному воздействию из них являются: нарушение режима дня, гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности; недостатки в организации питания; недостаточная двигательная активность; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в коллективах и семьях.
Специальные дисциплины, предметом которых являются здоровье и здоровый образ жизни, помогают студентам освоить необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха. Эти дисциплины призваны своевременно информировать о пагубности вредных привычек, о роли полноценного и правильного питания в формировании молодого организма и т.п.
Помимо физического здоровья современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в самостоятельную профессиональную жизнь полноценной стрессоустойчивой личностью. Именно поэтому особую актуальность приобретают психологические факторы, значимые для здоровья. И здесь необходим поиск инновационных технологий сохранения психического здоровья студентов. В качестве конкретных методов специалистами предлагаются: индивидуальное консультирование психолога и психотерапевта, различные обучающие тренинги, организация службы дистанционного психологического консультирования студентов и кабинетов релаксации (ароматерапия, фитотерапия, музыкальная терапия и т.д.) [11, с. 57].
В ближайшие годы следует ждать еще большего усложнения обучающих систем в связи с переходом вузов на международные стандарты высшего образования в системе Единого европейского образовательного пространства. Актуален вопрос о восстановлении и создании вузовской рекреации в домах отдыха, санаториях, на курортах, в студенческих спортивных лагерях, где здоровье студентов будет восстанавливаться с помощью как традиционных способов, так и новых, требующих применения специальных методик (лечебный сон, аутотренинга, медитация и др.), а также методик психологической коррекции донозологических и преморбидных состояний, характеризующихся напряжением механизмов адаптации функциональных резервов или сниженными функциональными возможностями с неудовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды [12].
На сегодняшний день в стране существует достаточно обширная сеть лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), где студенческая молодежь может получить медицинскую помощь. Эта сеть, помимо различных городских медучреждений, включает в себя вузовские, межвузовские здравпункты (фельдшерские и врачебные), поликлиники и объединенные больницы. Однако в таких ЛПУ не в полной мере учитывается специфика студенческого контингента, поэтому лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия, осуществляемые там, не всегда достигают поставленных целей. В частности, остро стоит проблема преемственности в лечении и реабилитации больных между различными ЛПУ [4, с. 19].
Ряд исследователей едины во мнении, что работу по преодолению негативных тенденций в динамике состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи следует осуществлять преимущественно на стадии первичной профилактики, которая ориентирована на раннее выявление лиц с рискованным поведением и принятие мер по оздоровлению их образа жизни [5, с. 217-219]. Однако препятствием этому является то, что многие вузы не имеют своих внутри- и межвузовских поликлиник с необходимым набором специалистов и соответствующего лечебно-диагностического медицинского оборудования.
Таким образом, отсутствует единый методологический подход к вопросам организации медицинского обслуживания студенчества и недостаточно разработаны методические основы комплексного изучения здоровья обучаемых. С целью устранения этого пробела вузы самостоятельно внедряют собственные комплексные программы управления здоровьем студентов.
Основываются такие программы на различных методиках. В частности, многие авторы отводят ведущее место мониторингу как систематическому контролю за состоянием здоровья индивида, среды, организацией и эффективностью оздоровительной работы (Д.Г. Дарчия и Н.И. Макаров) [13]. Этим авторам принадлежат и первые наработки по применению компьютерных систем, используемых в мониторинге здоровья студентов.
Разработку новых методов улучшения здоровья студентов ведут многие вузы. Лаборатория проблем университетской гигиены при кафедре общественного здоровья и здравоохранения ММА им. И.М. Сеченова в 2004 году начала осуществлять комплексную научную программу «Интенсификация обучения и здоровье студентов» с участием представителей других кафедр академии, а также Университета дружбы народов [4, с. 4]. Под руководством О.А. Науменко в том же 2004 году в Оренбургском госуниверситете разработана модель управления здоровьем студентов, направленная на сохранение и укрепление здоровья здоровых, а также на раннее выявление и профилактику основных неинфекционных заболеваний у студентов группы риска [4, с. 23]. Е.В. Усова и Л.М. Качалова в основу стратегии программы «Сохранение и укрепление здоровья студентов Современной гуманитарной академии» (Москва) положили разработку и внедрение профилактических модулей, предназначенных для формирования у молодых людей мотивации на здоровый образ жизни [5].
Все региональные программы по укреплению и профилактике здоровья студентов имеют различную эффективность и нуждаются в объединении на основе единой общегосударственной методики, в которой были бы отражены основные научные подходы к формированию ответственности за здоровье молодого поколения, а также представлены научные разработки по стратегии и тактике сохранения и укрепления студенческого здоровья - как физического, так и психологического.
До настоящего времени проблема психологической реабилитации рассматривалась, преимущественно, с позиций традиционных клинических классификаций психического здоровья, основанных на патологии. Однако ясно, что предупреждать возникновение нервно-психических расстройств важно, но недостаточно для современного человека. Одной из важных задач нового направления, формирующегося у нас и за рубежом - психологии здоровья является психологическая реабилитация практически здорового человека. Это предполагает поиск новых методик для оценки психического здоровья практически здорового человека, что невозможно вне оценки психологического профиля его личности, и создание комплексных методик, ориентированных на восстановительную коррекцию психических состояний при функциональных нарушениях тех или иных систем организма у молодых людей.
Как показано выше, нарушения осанки являются одним из самых частых нарушений здоровья студенческой молодежи. Они рассматриваются некоторыми авторами как результат нарушений в психике и сбалансированности всего организма. Прогрессирующий сколиоз приводит к ранней инвалидизации больных вследствие развития грубых деформаций позвоночника, при этом растет не только распространенность, но и тяжесть вертеброгенной патологии, тема которой объявлена ВОЗ приоритетной.
Применение ТОП в рамках решений проблемы как соматического -мышечного напряжения и скованности, так и психической резистентности у человека дает основание предполагать целесообразность использования методов телесно-ориентированного воздействия с целью коррекции адаптационных возможностей и общего оздоровления студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями постуральных рефлекторных функций, особенно в учебный период.
Телесно-ориентированные воздействия являются основой ряда корригирующих методик, применяющихся в оздоровительной и клинической практике (Л.С. Сергеева, 2000; А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, 2009; М. Mokrus, 2009).
Однако психологические механизмы воздействия системы ТОП в программах восстановительной коррекции при нарушениях постуральных рефлекторных функций не изучены. Полезно было бы рассмотреть возможности дифференцированного подхода к студентам с нарушениями осанки и начальными сколиозами с учетом индивидуального эмоционального состояния студентов.
К методикам ТОП относится группа психотерапевтических методов, нацеленных на изучение тела, исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение способам разрешения проблем, используя техники работы с телом. Действие методов ТОП нередко оказывается более бережным и эффективным в сравнении с так называемой вербальной психотерапией, а цели отличаются от целей, лежащих в основе простой физической подготовки, лечебной физкультуры и т.п.
Среди методов телесно-ориентированного воздействия наиболее известны характерологический анализ В. Райха, «биоэнергетический анализ» А. Лоуэна, концепция «телесного осознания» М. Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф. Александера, метод чувственного сознавания (Ш. Селвер и Ч. Брукс), структурная интеграция, или рольфинг, техники биосинтеза, бондинга, оригинальная отечественная методика - танатотерапия.
Исторические корни ТОП лежат в работах Ф. Месмера, Ш. Рике и Ж.-П. Шарко, И. Бернхайма и др., в одном ряду с которыми стоит теория И.М. Сеченова о «мышечном чувстве».
Основой для возникновения методов ТОП послужили практический опыт и многолетние наблюдения взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма.
Широкую известность и систематизированное оформление ТОП получила благодаря работам В. Райха, которого считают первопроходцем в области психологии тела и ТОП. Первым принципиальным новшеством, введенным Райхом в практику психоанализа, был переход от анализа отдельных симптомов к анализу характера пациента. Вторым наблюдением Райха стал феномен «заключения характера в панцирь», или механизации душевной жизни, возникающий как результат подавления и сдерживания эмоций под воздействием общественных стереотипов и авторитарной семейной атмосферы. «Человеку приходится сдерживать экспрессивные компоненты эмоций за счет мышечного напряжения», - считал В. Райх. Поэтому на функциональном, физиологическом уровне райховский «психологический панцирь» идентичен «мышечному панцирю». Третьим новшеством системы Райха стало введенное им понятие «биопсихической», или, т.е., вегетативной, энергии, нормальное распределение которой в организме является основой душевного и физического здоровья, а нарушения свободного протекания составляют патогенез неврозов и других болезненных состояний. Райхом было предложено восстановление нормального протекания вегетативных процессов нервной системы путем воздействия на блокирующие участки хронически повышенного мышечного тонуса, а также особым образом регулируемого дыхания.
Современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы В. Райха, - так называемый «биоэнергетический анализ» А. Лоуэна, американского психиатра и психотерапевта. Лоуэн рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и его физической энергии, считая, что подавление чувств проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободу его организма. Физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит в познавании структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Телесным выражением эмоционального здоровья является грациозность в движениях, хороший контакт с окружающими людьми и почвой под ногами («заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос. Метод использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы.
Еще один метод ТОП был предложен Ф.М. Александером, австралийским актером. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника.
Формула метода Александера: «освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать телу удлиниться и расшириться».
Уроки техники Ф.М. Александера предполагают тонкое руководство в овладении более эффективным использованием тела. Нужно уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действий и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом.
Техника Ф.М. Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний, помогает людям избавиться от привычек, отрицательно влияющих на физическое, умственное и эмоциональное функционирование человека (Бреннад Р. Пособие по применению методики Александера. СПб, 1998).
Психотерапевтический метод М. Фельденкрайза - метод самосовершенствования или личностного роста, названный им «осознавание через движение», - один из «столпов» ТОП, возникший на стыке современной психологической науки и древней восточной традиции, представленной в различных духовно-философских школах самосовершенствования. Этот метод вобрал в себя наряду с древними духовными традициями достижения и современной физиологии нервной системы.
Основу этого популярного метода составляет развитие навыков самонаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние сознания (поверхностный кинестетический транс) во время выполнения ряда телесных и ментальных упражнений.
Направленность метода созвучна рецепту самосовершенствования одной из традиционных восточных (в частности, дзенских) духовных практик - «полностью пребывай в том, что делаешь», интерпретируемой как созерцание, самонаблюдение (Г. Гурджиев) или практика внимательности (Р. Уолш).
Избавление от психологических проблем и ограничений, гармоничное развитие или самоактуализация по М. Фельденкрайзу выступает как формирование «полного образа себя». При этом происходит достижение человеком свойственной детям естественности, «спонтанности», что физиологически соответствует (у правшей) «раскрепощению» правого полушария, высвобождению его из-под обычного угнетающего воздействия доминантного левого полушария. В процессе работы по самосовершенствованию используются невербальные функциональные состояния, представляющие собой «паузу между (словесно-оформленной) мыслью и (телесным) действием» - аналог описываемого в восточных духовных практиках «молчания ума», «промежутка между мыслями».
В соответствии с этим, при разработке предлагаемого нами способа учитывалось, что при сочетании эмоционально-психологических и функциональных физических нарушений целесообразно использовать упражнения ТОП, созданные на основе методик Лоуэна, которые, на наш взгляд, не требуют изначально полной осознанности своего состояния.
В случае же нарушений постуральных функций при нормальном эмоциональном состоянии и, соответственно, имеющихся возможностях к полному осознанию и регулированию своих эмоций, а также телесных ощущений, возможна комбинация упражнений на основе методик Александера и Фельденкрайза.
При этом общей задачей ТОП является создание условий для активизации процессов, способных оздоравливать и восстанавливать организм. Особенность ТОП в том, что клиент может не говорить о своей проблеме, если не хочет или пока не готов.
ТОП работает с широким кругом проблем: трудности личностного роста и развития; переживание кризисов, стрессов; неврозы, страхи, депрессии; хроническая усталость, физическое и психическое напряжение, нарушения сна; зависимости в отношениях; сложности в отношениях с людьми, неуверенность в себе; неудовлетворенность собой и миром; сложности в сексуальных отношениях; проблемы, связанные с поиском себя и смысла жизни и др.
Общие принципы ТОП можно сформулировать следующим образом:
- телесный опыт как необходимая составляющая существования человека, условие его целостности;
- физическое здоровье - общий энергетический фон и предпосылка решения проблем личностного развития;
- тело как своеобразное воплощение структуры личности и проблем личностного развития;
- тело как канал и способ воздействия на личность;
- использование тела в целях самопознания и самовоспитания;
- телесный опыт как средство формирования духовного сознания и духовной личности.
Психофизиологические, хронобиологические и когнитивные механизмы воздействия методов ТОП в программах восстановительной коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у студентов в учебный период с учетом их психоэмоционального состояния до настоящего времени детально не были изучены (см. [10], а также: Одарущенко О.И., Самсонова Г.О., Агасаров Л.Г. Методы психологической реабилитации студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2017; 16(1): 35-38).
Психологический (психотерапевтический) аспект любой реабилитации - коррекция психического состояния пациента (нормализация психоэмоционального статуса, лечение соматогений), а также формирование его рационального отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнение реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации человека к жизненной ситуации, которая изменилась вследствие его болезни.
В медико-психологической реабилитации и социальной поддержке нуждается значительная часть студентов высших учебных заведений, имеющих проявления психологической дезадаптации на фоне функциональных нарушений осанки.
Чтобы студентам было легче понять механизмы развития и течения распространенных форм заболеваний позвоночника, разъяснения их состояния со стороны психотерапевта-реабилитолога могут выглядеть, например, следующим образом: «Из-за ряда причин позвоночник укорачивается, имеется уменьшение расстояния между позвонками, а иногда это расстояние вообще становится различным у разных позвонков. По этой причине позвонки могут сдавливать нервы, выходящие через отверстия позвонковых дуг. Частые головные боли могут возникать из-за сдавливания нервных волокон в верхней части шеи или у основания головы. Плохое зрение также может быть следствием сдавливания нервных волокон, расположенных несколько ниже. Больной желудок и другие органы пищеварения - в результате сдавливания нервных образований в грудной области. Поражение почек - в результате сдавливания нижележащих позвонков. При этом патологическое состояние опорно-двигательного аппарата - процесс медленный, который начинается практически с рождения. Предрасполагающими факторами являются: 1) наследственность; 2) перегрузки, частое пребывание в неудобных позах, нарушение правил гигиены; 3) отсутствие регулярных занятий физкультурой, малоподвижный образ жизни; частые простудные заболевания, ожирение, истощение, болезни желудочно-кишечного тракта».
По статистике за 2010 г. примерно в 80% всех случаев заболевания позвоночника причина возникновения искривлений позвоночника неизвестна. 20% сколиозов возникают вследствие врожденных и приобретенных деформаций позвонков. Самое распространенное нарушение осанки - сутулость - легко распознается: у сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные. Все эти симптомы могут быть связаны с проблемой дисбаланса мышц, мышечным гипертонусом, приводящим к усталости мышц, мышечным болям, нарушениям осанки.
Однако к аналогичным внешним проявлениям со стороны опорно-двигательного аппарата могут приводить и эмоциональные нарушения (подавленность, депрессия, низкая самооценка и т.п.).
Для оценки психологического состояния человека разработано множество методик: для диагностики депрессии и схожих состояний, которые также могут косвенно указать на наличие даже органических поражений ЦНС, психосоматических или конверсионных расстройств.
Наиболее популярными высокочувствительными в применении методиками считаются Шкала Бека (BDI, Beck Depression Inventory), Шкала Гамильтона (HDRS, Hamilton Rating Scale for Depression), Самооценочная шкала депрессии (SDS, Self - Rating Depression) и др. Для определения уровня тревоги также разработаны высокочувствительные шкалы и опросники.
Использование в диагностике тревоги стандартизированных шкал позволяет получить качественную и объективную информацию о состоянии. В том числе, можно выявить скрыто протекающие психические нарушения. Широко применяют шкалу тревожности Спилбергера-Ханина (STAI, StateTrait Anxiety Invertory), Шкалу проявления тревожности (MAS, Manifest Anxiety Scale), Шкалу оценки тревоги Гамильтона (НАМ-А, Hamilton Rating Scale for Anxiety) и др. Важное значение имеет определение психологических особенностей личности, используя специальные психометрические методики для исследования акцентуации характера, межличностных отношений, многофакторности личности.
При этом детальное психологическое обследование проводят обычно с помощью классических психодиагностических методик в форме тестирования, включая изучение особенностей механизмов психологической защиты и копинг-стратегий (опросник «Лазарус», опросник Плутчика-Келлермана-Конте), определение уровней тревожности (шкала Спилбергера-Ханина) и депрессивных расстройств (шкала Бека), а также анализ активности, самочувствия и настроения (опросник САН) и качества жизни (опросник SF36).
Соавтором предлагаемого изобретения Одарущенко О.И. был предложен авторский способ оценки эмоционального благополучия для программ психологической реабилитации (Одарущенко О.И., Шакула А.В. Оценка эмоционального благополучия в программах психологической реабилитации, практ. рук-во для психологов, М., 2019, 80 с.).
Структуру эмоционально благополучных и эмоционально неблагополучных субъектов представляют следующими 9-тью показателями:
1) интернальность в области семейных отношений,
2) контактность,
3) субъективное благополучие,
4) креативность,
5) самопринятие,
6) гибкость поведения,
7) индекс нравственности,
8) зрелость личности,
9) самоуважение.
Данные психологические параметры, по мнению автора, позволяют объективно оценить эмоциональное благополучие человека, определить профиль его психического здоровья и адекватные направления профилактической и восстановительной работы резервов его адаптационного потенциала.
По результатам данной работы Одарущенко О.И. получено «Свидетельство о регистрации электронного ресурса» №21681 «Тест на эмоциональное благополучие 1.0», дата рег. 01.03.2016 г.
Однако известный тест был предложен лишь для оценки эмоционального благополучия как такового, демонстрируя наиболее значимые параметры для оценки путем анализа корреляционных связей.
В настоящем способе его предлагается использовать для выбора дифференцированной стратегии ТОП у студентов с нарушениями осанки и сколиозами 1-2 ст., для получения более выраженных и устойчивых положительных эффектов от использования соответствующих упражнений ТОП.
Теоретический анализ понятий «психическое здоровье», «эмоциональное благополучие» и др. позволяет сформулировать вслед за А.Д. Кошелевой, В.И. Перегудой, О.А. Шаграевой представление об эмоциональном благополучии как об «…особом состоянии сознания, субъективного эмоционального комфорта/дискомфорта (мне хорошо/мне плохо), как интегральном ощущении благополучия/неблагополучия в тех или иных подсистемах организма».
В современной науке такие понятия употребляют как синонимы в значении «отсутствия неблагополучия», прежде всего тревожности, в парадигме «состояние-свойство», как полный синоним позитивного эмоционального состояния.
В исследованиях, проведенных соавторами настоящего изобретения, эмоциональное благополучие рассматривается как обобщенный критерий (ОК) психически здоровой личности, т.е. гармоничной личности, характеризующейся направленностью на позитивное функционирование.
Проведенное исследование, посвященное изучению связи компонентов психического здоровья здоровой личности с эмоциональным благополучием, позволяет говорить о структуре психического здоровья эмоционально благополучных и эмоционально неблагополучных испытуемых.
Для описания такой структуры выделены доминирующие факторы, определяющие психически здоровую личность. Среди многочисленных параметров, определяющих ее, это главные доминирующие параметры, основные доминирующие параметры и вспомогательные (Одарущенко О.И. Методика оценки эмоционального благополучия в интересах психогигиены, психопрофилактики и психологической реабилитации, дисс…к.психол.н., М., 2015, 189 с.).
К главным доминирующим параметрам относят: субъективное благополучие; контактность; интернальность в области семейных отношений (корреляционная связь с эмоциональным благополучием была прослежена в трех возрастных группах).
К основным доминирующим параметрам относят: ценностные ориентации; нравственность; зрелость личности; алекситимию; гибкость поведения; самоуважение; принятие агрессии; креативность; сенситивность; самопринятие; общую интернальность (корреляционная связь с эмоциональным благополучием прослеживалась в двух возрастных группах).
К вспомогательным: ориентация во времени; спонтанность; взгляд на природу человека; интернальность в области межличностных отношений (корреляционная связь с эмоциональным благополучием прослеживалась в одной возрастной группе).
Проведенный анализ корреляционных связей «эмоционального благополучия», взятого в качестве обобщенного критерия (ОК), характеризующего психически здоровую личность, с компонентами психически здоровой личности, позволил уменьшить количество важных показателей до девяти:
1) интернальность в области семейных отношений,
2) контактность,
3) субъективное благополучие,
4) креативность,
5) самопринятие,
6) гибкость поведения,
7) индекс нравственности,
8) зрелость личности,
9) самоуважение.
Как установлено при исследовании, соотношение этих параметров различается у эмоционально благополучных и эмоционально неблагополучных испытуемых.
Данная известная методика оценки психического здоровья позволяет с использованием формулы расчета значения обобщенного критерия (ОК), сравнения его с эталонным значением, равным 11,2 условных ед., сделать вывод о факторах риска психическому здоровью здорового человека.
Методика оценки эмоционального благополучия «Тест на эмоциональное благополучие 1.0» раскрыта на с. 53-68 упомянутой монографии соавтора изобретения Одарущенко О.И. (в соавторстве с Шакула О.В. Оценка эмоционального благополучия в программах психологической реабилитации, М., 2019) и состоит из 9-ти субтестов на определение каждого из 9-ти перечисленных психологических параметров (их значений в баллах), с последующим использованием их при расчете обобщенного критерия (ОК) психического здоровья, отражающего уровень эмоционального благополучия, по формуле:
где ОК - обобщенный критерий психического здоровья, Pi - значение ранга i-того психологического параметра из упомянутых 9-ти, Mi - коэффициент весомости i-того психологического параметра, n=9 - количество используемых психологических параметров;
где за коэффициенты весомости Mi параметров принимают, соответственно:
- интернальность в области семейных отношений - M1=0,17
- контактность - М2=0,22
- субъективное благополучие - М3=0,19
- креативность - М4=0,028
- самопринятие - М5=0,028
- гибкость поведения - М6=0,084
- индекс нравственности - М7=0,084
- зрелость личности - M8=0,11
- самоуважение - М9=0,084.
При определении значений коэффициентов весомости использовали метод сопоставления, представляющий попарное сопоставление каждого из 9 параметров. Более значимому параметру, имеющему более высокую степень корреляционных зависимостей, прослеживающихся в трех возрастных группах, присваивали значение «1», менее значимому - «0». При близком значении достоверности предпочтение отдавали более высокому значению коэффициента корреляции.
В соответствии с методикой вначале проводят 9 субтестов методики на определение значения каждого из параметров в баллах, затем полученные значения параметров в баллах по девяти субтестам ранжируют в соответствии с таблицей 1 и вычисляют ОК по формуле (1), в условных ед.
В случае получения значения обобщающего критерия меньше 11,2 у.е., упомянутые 9 показателей эмоционального благополучия будут являться факторами риска психическому здоровью здорового человека и, в таком случае, их можно использовать как мишени психотерапевтического воздействия.
Внешняя валидность методики определена методом экспертных оценок, который показал высокую корреляционную связь между результатами, полученными по предлагаемой методике и результатами экспертных оценок. Степень валидности рассчитывалась с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, принимающего значение 0,816** (г=0,816, при р меньше или равно 0,025), что показало высокую валидность методики (см. Одарущенко О.И., Шакула А.В. Оценка эмоционального благополучия в программах психологической реабилитации, там же).
Таким образом, значение ОК меньше 11,2 (у.е.) определяет группу риска снижения адаптационных возможностей здорового человека.
Данная методика определения эмоционального благополучия здорового человека разработана главным образом для прикладных исследований с учетом таких широко распространенных опросников, как «Оценка уровня самоактуализации личности» (Шострома, Э.), «Шкала субъективного благополучия» (Соколова, М.В.), «Аутоаналитический опросник здоровой личности» (Ананьева, В.А.), «Метод диагностики уровня субъективного контроля (локус контроля), метод исследования нравственной сферы личности (Веселовой, Е.К.).
Теоретическая и практическая значимость использования предложенного теста оценки эмоционального благополучия и исследования, проведенного при его формировании, заключается в том, что была разработана методика объективной оценки эмоционального благополучия здорового человека. Методика соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию, и может применяться в работе штатных психологов оздоровительных учреждений любого типа с людьми разного возраста в интересах восстановления адаптационных возможностей здорового человека.
Разработанная методика позволяет выявить психологические факторы риска снижения адаптационных возможностей здорового человека, оценить главные и основные показатели его психического здоровья. Результаты могут использоваться для построения целенаправленной и своевременной профилактики здорового поведения личности и коррекции нежелательных отклонений в ее развитии и существовании.
Критериальным значением ОК психического здоровья является 11,2 условных ед. Значения ниже данного порога говорят об эмоциональном неблагополучии и обычно требуют врачебного вмешательства, например, психотерапии.
В качестве ближайшего аналога (прототипа) предлагаемого изобретения рассмотрен упомянутый выше известный способ лечения нарушений осанки, в том числе, начальных проявлений сколиозов, с использованием методик ТОП (Одарущенко, О.И. Психологическая реабилитация студентов с функциональными нарушениями осанки на основе методов телесно-ориентированной психотерапии / О.И. Одарущенко, А.В. Шакула // Вестник восстановительной медицины. - 2016. - №6. - С. 82-85). В частности, использованы такие упражнения методики «заземления», как «укоренение», «выпущенный живот» и «лук».
Однако в данном известном способе отсутствует дифференцированный подход к проявлениям нарушений с учетом психоэмоционального состояния студентов.
Таким образом, предлагаемое изобретение направлено на разработку комплексного подхода к коррекции нарушений осанки у студентов, при котором учитывалось бы и их психоэмоциональное состояние, роль которого в развитии таких функциональных постуральных нарушений, с учетом вышеизложенного уровня техники, не подвергается сомнениям.
Техническим результатом изобретения является улучшение результатов лечения и увеличения срока их сохранения за счет индивидуализации и дифференцированного подхода к лечению нарушений осанки у студентов, с учетом особенностей их объективно установленного эмоционального статуса (благополучия/неблагополучия).
Для этого предложен способ лечения нарушений осанки у студенческой молодежи, включающий проведение упражнений на основе телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) в группе и индивидуально. При этом вначале проводят диагностику эмоционального состояния студента, для чего используют методику оценки эмоционального благополучия Одарущенко О.И. «Тест на эмоциональное благополучие 1.0», включающую проведение 9-ти субтестов, определяющих следующие 9 психологических параметров:
1) интернальность в области семейных отношений,
2) контактность,
3) субъективное благополучие,
4) креативность,
5) самопринятие,
6) гибкость поведения,
7) индекс нравственности,
8) зрелость личности,
9) самоуважение.
В последующем используют их значения при расчете обобщенного критерия (ОК) психического здоровья, отражающего уровень эмоционального благополучия, по формуле (1):
где ОК - обобщенный критерий психического здоровья, Pi - значение ранга i-того психологического параметра из упомянутых 9-ти, Mi - коэффициент весомости i-того психологического параметра, n=9 - количество используемых психологических параметров.
За коэффициенты весомости Mi параметров принимают, соответственно:
- интернальность в области семейных отношений - M1=0,17
- контактность - М2=0,22
- субъективное благополучие - М3=0,19
- креативность - М4=0,028
- самопринятие - М5=0,028
- гибкость поведения - М6=0,084
- индекс нравственности - М7=0,084
- зрелость личности - М8=0,11
- самоуважение - М9=0,084.
При этом в соответствии с методикой вначале проводят 9 субтестов методики на определение значения каждого из параметров в баллах, затем полученные значения параметров в баллах по девяти субтестам ранжируют в соответствии с таблицей 1, приведенной в описании, и вычисляют ОК по формуле (1), в условных ед.
В случае, если значение ОК равно или более 11,2 условных ед., что отражает эмоциональное благополучие человека, во время занятия в группе проводят следующий комплекс последовательных упражнений.
1) 10 минут релаксационного диафрагмального дыхания.
2) Студент в положении стоя или сидя закрывает глаза и мысленно представляет, что к его макушке прикреплена нить, которая тянет голову, шею и тело вверх, студент телом помогает этому воображаемому движению, выпрямляя спину и голову, длительность выполнения упражнения - до субъективного ощущения выпрямленной свободной осанки.
3) Стоя спиной к стене, не касаясь ее, ноги расставлены на ширину 45 см, пятками - на расстоянии 5 см от стены, затем в расслабленном состоянии студент пытается прислоняться к стене обеими лопатками и ягодицами, причем при невозможности одновременного касания стены всеми этими точками упражнение повторяют самостоятельно ежедневно утром после сна и вечером перед сном, курс - до реализации возможности такого одновременного касания обеими лопатками и ягодицами, за одно занятие проводят 10-15 повторов этого упражнения.
4) Упражнение для обучения правильному дыханию: вначале студент сжимается телом, насколько возможно, для чего голову втягивают в плечи, подбородок опускают на грудь, руки скрещены на груди, стиснуты в кулаки, далее в этом положении делают максимально возможный глубокий вдох и задерживают дыхание, насколько возможно, после чего делают выдох, одновременно произнося «а-а-ах!».
Затем тело расслабляют - распрямляются, плечи разведены, голова поднята, руки свободно опущены вдоль тела, на лице - улыбка, делают максимально возможный глубокий вдох и задерживают дыхание, насколько возможно, затем выдыхают, произнося «а-а-ах!».
При этом следят за собственными ощущениями - насколько глубже вдохнуть и звонче выдохнуть позволяет расслабленное состояние по сравнению с зажатым, за занятие проводят 10-15 повторов этого упражнения.
Занятия в группе проводят 2-3 раза в неделю, а утром после сна и вечером перед сном студент выполняет их индивидуально, самостоятельно, отмечая в дневнике объективные изменения в своем физическом - улучшение осанки, а также в эмоциональном самочувствии.
Длительность общего курса - в течение учебного года, далее - по потребности студента, с учетом динамики объективных изменений его осанки и эмоционального самочувствия, зафиксированных в дневнике.
Если же значение ОК менее 11,2 условных ед., что отражает эмоциональное неблагополучие человека, то во время занятий в группе 2-3 раза в неделю после 10-минутного релаксационного диафрагмального дыхания проводят следующий комплекс последовательных упражнений, сопровождая его разъяснениями значения каждого упражнения для физического и психического расслабления тела, снятия мышечных зажимов.
1) Упражнение «Усиление укоренения» - стоя, стопы на расстоянии 45 см друг от друга, развернуты внутрь так, чтобы чувствовалось напряжение в ягодичных мышцах, затем наклоняются вперед и касаются пальцами рук пола, колени при этом полусогнуты, вес тела смещен на основания больших пальцев ног, руки расслаблены, голову опускают как можно ниже, подбородок опущен, дыхание ртом, свободное и глубокое, насколько возможно; наклоны повторяют в течение 20-25-ти дыхательных циклов.
2) Упражнение «Выпускание живота» - стоя, стопы ставят параллельно друг другу на ширине 25 см, колени полусогнуты; не отрывая пяток от пола, подают тело вперед так, чтобы его вес оказался на пятках ног, затем как можно больше выпускают вперед живот, дыхание ртом, свободное, повторяют 12 раз.
3) Упражнение «Лук» - стоя, стопы ставят на ширине 45 см, развернутыми внутрь; сжатые в кулаки кисти кладут на область крестца с обеих сторон, при этом большие пальцы направлены вверх; начинают сгибать колени, насколько возможно, не отрывая пяток от пола, прогибаются назад, опираясь на кулаки в области крестца, вес тела - на пальцах ног; при этом линия, соединяющая центр стопы, середину бедра и центр надплечья, выгнута, как лук; повторяют 12 раз.
4) Упражнение «Наклоны» - из исходного положения стоя, стопы параллельны друг другу, колени полусогнуты, таз расслаблен и отодвинут назад; верхней частью тела, не наклоняясь, подаются вперед, пока не почувствуют вес тела на подушечках стоп, поддерживают голову на одной линии с телом, сохраняя равновесие, повторяют упражнение 12 раз.
5) Упражнение «Ходьба» - во время ходьбы студент старается осознанно чувствовать, как стопы прикасаются к земле при каждом шаге, для чего ходят в замедленном относительно привычной ходьбы темпе, перенося вес тела попеременно на каждую из стоп, при этом плечи расслаблены, дыхание не сдерживают и не блокируют коленные суставы.
6) Упражнение «Наклоны с касаниями» - стоя прямо, стопы параллельны друг другу на ширине 45 см, студент наклоняется вперед, пытаясь достать кончиками пальцев обеих рук пола, сгибая колени настолько, насколько это необходимо для касания пальцами пола, при этом вес тела переносят с пальцев и пяток на подушечки стоп; а после касания пола пальцами рук постепенно выпрямляют колени, не блокируя их, дыхание во время выполнения упражнения - свободное и глубокое, насколько возможно; повторяют упражнение 12 раз.
7) Упражнение «Колебания тазом» - из положения стоя прямо, стопы параллельны друг другу на ширине 30 см, колени полусогнуты, ладони лежат на коленях, производят колебания тазом из стороны в сторону при помощи только ног и стоп, при этом оставляют верхнюю часть тела по возможности расслабленной и неактивной; производят 12 колебаний, после чего переносят вес тела на передний отдел правой стопы, выпрямляют правое колено и позволяют тазу отклониться вправо, затем повторяют то же для левой стороны, повторяют по 10-12 раз для каждой стороны.
8) Упражнение «Вращение бедрами» - из положения стоя на полусогнутых в коленях ногах, стопы параллельны друг другу на ширине 30 см, вес тела - на передней части стоп с акцентом на подушке большого пальца, живот выпущен вперед, руки лежат на бедрах, затем начинают вращать бедрами слева направо, причем в движение вовлекают таз, стараясь как можно меньше вовлекать ноги и верхнюю часть корпуса, дыхание свободное, ртом; выполняют движение 12 раз в одну сторону, затем - в другую, при выполнении упражнения следят за тем, чтобы не сдерживать дыхание, сохранять тазовое дно расслабленным, анальное отверстие не напряженным, колени полусогнутыми.
Дополнительно вне групповых занятий упражнения 1, 2, 4, 5 и 6 (для студентов группы с ОК менее 11,2 усл. ед.) проводят самостоятельно, ежедневно, последовательно повторяя их 2-3 раза в течение дня. Курс - 5 недель, после чего производят повторную оценку эмоционального благополучия и степени нарушения осанки, и в случае положительной динамики в эмоциональном состоянии и объективного улучшения осанки студент продолжает выполнение 1, 2, 4, 5 и 6 упражнений по собственной потребности. И в случае отсутствия положительной динамики в эмоциональном состоянии и/или объективного улучшения осанки, курсы по 5 недель повторяют с контролем оценки состояния до появления положительной динамики - улучшения осанки и повышения значения ОК до 11,2 или выше условных единиц.
Опционально занятия в группе осуществляют во время учебных занятий физкультурой.
Следует отметить, что ряд граничных значений при ранжировании исследуемых психологических параметров в указанных в таблице 1 диапазонах пересекается, например, для полученных значений 2-3 параметра «контактность» присваивается ранг 3, для значений 3-4 - ранг 4, для значений 4-5 - ранг 5 и т.д. Это связано с тем, что при использовании упомянутого теста на эмоциональное благополучие значения психологических параметров могут быть получены как с десятыми, так и с сотыми долями. Поэтому значения, например, из диапазона 3-4 следует считать значениями, которые больше 3,0, но меньше или равны 4,0, а значения 4-5 - значениями, которые больше 4,0, но меньше или равны 5,0 и т.д.
Пример реализации способа
В исследовании приняли участие 95 студентов обоего пола с нарушениями осанки и сколиозом 1-2 ст. На момент начала исследования студенты обучались на первом курсе одного из московских вузов, на одном из двух факультетов - естественнонаучной или гуманитарной направленности. Возраст - 18-19 лет.
Группы исследуемых были рандомизированы по возрасту, полу, степени имеющихся нарушений осанки/сколиоза (в каждой группе, соответственно, нарушения осанки/сколиоз 1 ст./сколиоз 2 ст. - в %-ном соотношении примерно 65,6:26,3:8,1, при этом выявлялись С- и S-формы сколиоза, кифосколиоз, по локализации - шейно-грудной и грудной) и наличию/отсутствию эмоционального благополучия (ОК больше и равен 11,2/менее 11,2 усл. ед., в %-ном соотношении в каждой группе примерно 55,8: 44,2).
Исследовалось 4 группы студентов:
1 - контрольная группа, студенты (20 человек) в течение учебного года посещали стандартные занятия по физической культуре в спецгруппе по нарушениям опорно-двигательного аппарата;
2 - контрольная группа, студенты (18 человек) в течение учебного года посещали занятия по физкультуре в спецгруппе по нарушениям опорно-двигательного аппарата и психотерапевтические занятия (когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмотивная терапия);
3 - контрольная группа, студенты (22 человека) в течение учебного года посещали занятия по физкультуре в спецгруппе по нарушениям опорно-двигательного аппарата и психотерапевтические занятия, в которые включались случайным образом выбираемые упражнения ТОП на основе методик Лоуэна, Александера и Фильденкрайза;
4 - группа опыта, студенты (35 человек) в течение учебного года посещали занятия ТОП по заявляемому способу, с учетом и под контролем уровня их эмоционального благополучия, определяемого по «Тесту на эмоциональное благополучие 1.0» Одарущенко О.И., и состояния осанки.
Иные лечебные воздействия в течение учебного года у студентов исследуемых групп не использовались.
Психологическое обследование проводилось с помощью тестов:
1) методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984),
2) методика «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой и М.С. Капицы, 2003),
3) методика «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой и И.В. Шишкиной; модификация - 2003,
4) опросник качества жизни SF-36 (Ware J.E., Snow K.K., Kosinski М., Gandek В., русскоязычная версия подготовлена компанией Эвиденс - Клинико-фармакологические исследования, Санкт-Петербург),
5) тест избирательности и концентрации внимания («Корректурная проба», В. Bourdona),
6) тест СМОЛ (апробированная методика В.П. Зайцева, Т.А. Айвазян, 2008),
7) тест оценки уровня ситуационной и личностной тревожности Ч. Спилбергера,
8) тест на резистентность к психоэмоциональным нагрузкам (методика «Прогноз» разработана В.Ю. Рыбниковым),
9) упомянутая выше авторская компьютерная методика Одарущенко О.И. оценки эмоционального благополучия «Тест на эмоциональное благополучие 1.0»,
10) опросник A.M. Вейна для оценки вегетативного статуса.
Для оценки степени нарушений осанки использовались методы антропометрии (антропометрические показатели: длина тела стоя, масса тела, массо-ростовое отношение), а также функциональные пробы Штанге и Генча.
Исследование функций органов и систем включало измерение систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, физической работоспособности по PWC170, оценку функционального состояния позвоночника с помощью технологии КОМОТ (компьютерная оптическая топография, позволяет диагностировать искривления позвоночника), стабилометрию.
Обработка материала проводилась с использованием методов математической статистики (Statistica 7).
Все диагностические обследования проводились с соблюдением требований этических норм. Кратность обследований - до начала исследовательской работы, затем каждые 5 недель.
При сравнении результатов, полученных в исследуемых группах, установлены статистически значимые различия в достижении и сохранении положительных эффектов.
Ни в одной из контрольных групп не были получены статистически значимые результаты сочетанной положительной динамики как в отношении эмоционального благополучия, так и в отношении улучшения состояния опорно-двигательного аппарата, в отличие от группы опыта, в которой корригирующее воздействие осуществляли в соответствии с предлагаемым способом.
В группе опыта через полгода занятий по заявленному способу отмечалось выявляемое упомянутыми выше объективными методами улучшение осанки, а к концу учебного года - ее нормализация у студентов, имевших изначально диагностированное нарушение осанки, сутулость, а при исходном наличии сколиоза 1 ст. - уменьшение угла искривления в среднем на половину от исходного, а при сколиозе 2-й ст. - переход в 1 ст., с уменьшением угла отклонения дуги позвоночника. Данные положительные изменения при продолжении использования индивидуальных занятий студентами сохранялись к началу следующего учебного года.
При этом улучшалось или стабилизировалось эмоциональное состояние студентов. По данным оценки эмоционального благополучия с помощью упомянутого авторского теста Одарущенко О.И., к концу учебного года все студенты группы опыта имели ОК равный или более 11,2, в то время как исходный уровень ОК примерно у 44% студентов группы 4 составлял 8,6-9,2 усл. ед. (у остальных студентов данной группы был равен 11,2 усл. ед. или более).
По данным других приведенных выше обследований у студентов группы опыта в процессе занятий по заявленному способу также улучшалось состояние вегетативной нервной системы с учетом динамики уровней их АД, ЧСС, повышалась концентрация внимания и уровень качества жизни, снижалась тревожность, возрастала резистентность (адаптивность) к психоэмоциональным нагрузкам. Следует отметить, что даже летнюю сессию студенты группы 4 (опыта) сдали более успешно, чем студенты групп 1-3: при равном количестве экзаменов количество оценок «хорошо» и «отлично» было значимо выше, чем в группах 1-3.
Ни в одной из групп 1-3 стабильно положительной динамики не наблюдалось: имелись периоды улучшения состояния студентов, в частности, в группах 2 и 3, однако, продолжение корректирующих воздействий даже к концу учебного года не привело к столь значимым улучшениям, как в группе 4, несмотря на то, что исходно состав каждой из групп был аналогичен по показателям эмоционального благополучия/неблагополучия, уровням тревожности, степени нарушений опорно-двигательного аппарата, вегетативных нарушений (см. выше процентное соотношение в группах). Более того, к началу следующего учебного года, в отличие от студентов группы 4, у студентов групп 1-3 даже небольшой ряд положительных эффектов, достигнутых до начала летних каникул, оказался практически нивелирован.
Таким образом, дифференцированное лечение (коррекция) нарушений осанки у студентов с помощью заявленного способа, с использованием теста на эмоциональное благополучие/неблагополучие, позволяет получить более выраженный и длительно сохраняющийся эффект как в отношении улучшения функций опорно-двигательного аппарата, так и психоэмоционального состояния, и общего состояния и самочувствия студентов, включая показатели качества жизни, уменьшение уровня тревожности, улучшения избирательности и концентрации внимания и резистентности к психоэмоциональным нагрузкам, за счет дифференцированного, индивидуализированного подхода к имеющимся у студентов психосоматическим нарушениям.
Литература:
1. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М. - 2012. - с. 52.
2. Научные основы профилактики наиболее распространенных болезней детей и подростков (Итоги выполнения Комплексной программы научных исследований «Профилактика наиболее распространенных болезней детей и подростков на 2005-2009 гг.» / Под редакцией профессора В.Р. Кучмы - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. - 2010. - с. 78.
3. Медик, В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В.А. Медик, A.M. Осипов. - М.: Логос. - 2003. - С. 8-9.
4. Жарова, А.В. Формирование здоровья студентов вузов: монография / А.В. Жарова. - Красноярск: Сиб. РТУ. - 2006. - С. 9.
5. Усова, Е.В. Разработка и внедрение программы по укреплению здоровья студентов / Е.В. Усова, Л.М. Качалова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международного конгресса. - М. - 2004. - Ч. III. - С. 217-219.
6. Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: РУДН. - 1997.
7. Кабышева, М.И. Система физкультурной реабилитации студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата / М.И. Кабышева, О.А. Науменко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №10 (159). - С. 8.
8. Котешева, И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки [Текст] / И.А. Котешева. - М.: Изд-во Эксмо. - 2002. - с. 208.
9. Ивахненко, Г.А. Мониторинговое исследование траснформации самосохранительного поведения московских студентов / Г.А. Ивахненко // Охрана здоровья: проблемы организации управления и уровни ответственности: М. - «ИПП «Маска». - 2008. - С. 184-185.
10. Одарущенко, О.И. Психологическая реабилитация студентов с функциональными нарушениями осанки на основе методов телесно-ориентированной психотерапии / О.И. Одарущенко, А.В. Шакула // Вестник восстановительной медицины. - 2016. - №6. - С. 82-85.
11. Борщева, И.В. Психологические проблемы здоровьесбережения студентов СГА / И.В. Борщева // Здоровьесберегающие образовательные технологии: материалы междисциплинарной научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2007 года). - М.: Изд-во СГУ. - 2007. - С. 57.
12. Айвазян, Т.А. Методы психокоррекции у здорового человека / Т.А. Айвазян // «Здоровье здорового человека», ред. Разумов А.Н. и соавт. Москва: АНО «Международный Университет Восстановительной медицины. - 2016. - С. 427-432.
13. Дарчия, Д.Г. Организация мониторинга здоровья студентов в вузе / Д.Г. Дарчия, Н.И. Макаров. - Тула: ТулГУ. - 1996.
14. http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/health21-the-health-for-all-policy-framework-for-the-who-european-region.
Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской психодиагностике и психотерапии, лечебной физкультуре при нарушениях осанки, к использованию психотерапевтических техник на основе телесно-ориентированной терапии (ТОП), главным образом, у молодых людей. Проводят диагностику эмоционального состояния студента, для чего используют методику оценки эмоционального благополучия Одарущенко О.И. В соответствии с методикой вначале проводят 9 субтестов методики на определение значения каждого из параметров в баллах, затем полученные значения параметров в баллах по девяти субтестам ранжируют в соответствии с таблицей 1, и вычисляют обобщенный критерий (ОК) по оригинальной формуле, в условных ед. На основе полученных данных проводят комплекс ТОП. Курс – 5 недель. Затем проводят повторную оценку эмоционального благополучия и степени нарушения осанки, и в случае положительной динамики в эмоциональном состоянии и объективного улучшения осанки студент продолжает выполнение этого ряда упражнений по собственной потребности. При отсутствии положительной динамики в эмоциональном состоянии и/или объективного улучшения осанки, курсы по 5 недель повторяют с контролем оценки состояния до появления положительной динамики. Способ обеспечивает улучшение результатов лечения, увеличивает срок их сохранения за счет индивидуализации и дифференцированного подхода к лечению нарушений осанки у студентов, с учетом особенностей их объективно установленного эмоционального статуса. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.
1. Способ лечения нарушений осанки у студенческой молодежи, включающий проведение упражнений на основе телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) в группе и индивидуально,
отличающийся тем, что
вначале проводят диагностику эмоционального состояния студента, для чего используют методику оценки эмоционального благополучия Одарущенко О.И. «Тест на эмоциональное благополучие 1.0», включающую проведение 9-ти субтестов, определяющих следующие 9 психологических параметров:
1) интернальность в области семейных отношений,
2) контактность,
3) субъективное благополучие,
4) креативность,
5) самопринятие,
6) гибкость поведения,
7) индекс нравственности,
8) зрелость личности,
9) самоуважение,
с последующим использованием их значений при расчете обобщенного критерия (ОК) психического здоровья, отражающего уровень эмоционального благополучия, по формуле (1):
где ОК – обобщенный критерий психического здоровья, Pi – значение ранга i-го психологического параметра из упомянутых 9-ти, Mi – коэффициент весомости i-го психологического параметра, n=9 – количество используемых психологических параметров;
за коэффициенты весомости Mi параметров принимают, соответственно:
- интернальность в области семейных отношений – M1=0,17
- контактность – M2=0,22
- субъективное благополучие – M3=0,19
- креативность – M4=0,028
- самопринятие – M5=0,028
- гибкость поведения – M6=0,084
- индекс нравственности – M7=0,084
- зрелость личности – M8=0,11
- самоуважение – M9=0,084,
при этом в соответствии с методикой вначале проводят 9 субтестов методики на определение значения каждого из параметров в баллах, затем полученные значения параметров в баллах по девяти субтестам ранжируют в соответствии с таблицей 1, и вычисляют ОК по формуле (1), в условных ед.,
и в случае, если значение ОК равно или более 11,2 условных ед., что отражает эмоциональное благополучие человека, во время занятия в группе проводят следующий комплекс последовательных упражнений:
1) 10 минут релаксационного диафрагмального дыхания;
2) студент в положении стоя или сидя закрывает глаза и мысленно представляет, что к его макушке прикреплена нить, которая тянет голову, шею и тело вверх, студент телом помогает этому воображаемому движению, выпрямляя спину и голову, длительность выполнения упражнения – до субъективного ощущения выпрямленной свободной осанки;
3) стоя спиной к стене, не касаясь ее, ноги расставлены на ширину 45 см, пятками – на расстоянии 5 см от стены, затем в расслабленном состоянии студент пытается прислоняться к стене обеими лопатками и ягодицами, причем при невозможности одновременного касания стены всеми этими точками упражнение повторяют самостоятельно ежедневно утром после сна и вечером перед сном, курс – до реализации возможности такого одновременного касания обеими лопатками и ягодицами, за одно занятие проводят 10-15 повторов этого упражнения;
4) упражнение для обучения правильному дыханию: вначале студент сжимается телом, насколько возможно, для чего голову втягивают в плечи, подбородок опускают на грудь, руки скрещены на груди, стиснуты в кулаки, далее в этом положении делают максимально возможный глубокий вдох и задерживают дыхание, насколько возможно, после чего делают выдох, одновременно произнося «а-а-ах!»;
затем тело расслабляют – распрямляются, плечи разведены, голова поднята, руки свободно опущены вдоль тела, на лице – улыбка, делают максимально возможный глубокий вдох и задерживают дыхание, насколько возможно, затем выдыхают, произнося «а-а-ах!»,
при этом следят за собственными ощущениями – насколько глубже вдохнуть и звонче выдохнуть позволяет расслабленное состояние по сравнению с зажатым, за занятие проводят 10-15 повторов этого упражнения;
занятия в группе проводят 2-3 раза в неделю, а утром после сна и вечером перед сном студент выполняет их индивидуально, самостоятельно, отмечая в дневнике объективные изменения в своем физическом – улучшение осанки, а также в эмоциональном самочувствии;
длительность общего курса – в течение учебного года, далее – по потребности студента, с учетом динамики объективных изменений его осанки и эмоционального самочувствия, зафиксированных в дневнике;
а если значение ОК менее 11,2 условных ед., что отражает эмоциональное неблагополучие человека, то во время занятий в группе 2-3 раза в неделю после 10-минутного релаксационного диафрагмального дыхания проводят следующий комплекс последовательных упражнений, сопровождая его разъяснениями значения каждого упражнения для физического и психического расслабления тела, снятия мышечных зажимов:
1) упражнение «Усиление укоренения» – стоя, стопы на расстоянии 45 см друг от друга, развернуты внутрь так, чтобы чувствовалось напряжение в ягодичных мышцах, затем наклоняются вперед и касаются пальцами рук пола, колени при этом полусогнуты, вес тела смещен на основания больших пальцев ног, руки расслаблены, голову опускают как можно ниже, подбородок опущен, дыхание ртом, свободное и глубокое, насколько возможно; наклоны повторяют в течение 20-25-ти дыхательных циклов;
2) упражнение «Выпускание живота» – стоя, стопы ставят параллельно друг другу на ширине 25 см, колени полусогнуты; не отрывая пяток от пола, подают тело вперед так, чтобы его вес оказался на пятках ног, затем как можно больше выпускают вперед живот, дыхание ртом, свободное, повторяют 12 раз;
3) упражнение «Лук» – стоя, стопы ставят на ширине 45 см, развернутыми внутрь; сжатые в кулаки кисти кладут на область крестца с обеих сторон, при этом большие пальцы направлены вверх; начинают сгибать колени, насколько возможно, не отрывая пяток от пола, прогибаются назад, опираясь на кулаки в области крестца, вес тела – на пальцах ног; при этом линия, соединяющая центр стопы, середину бедра и центр надплечья, выгнута, как лук; повторяют 12 раз;
4) упражнение «Наклоны» – из исходного положения стоя, стопы параллельны друг другу, колени полусогнуты, таз расслаблен и отодвинут назад; верхней частью тела, не наклоняясь, подаются вперед, пока не почувствуют вес тела на подушечках стоп, поддерживают голову на одной линии с телом, сохраняя равновесие, повторяют упражнение 12 раз;
5) упражнение «Ходьба» – во время ходьбы студент старается осознанно чувствовать, как стопы прикасаются к земле при каждом шаге, для чего ходят в замедленном относительно привычной ходьбы темпе, перенося вес тела попеременно на каждую из стоп, при этом плечи расслаблены, дыхание не сдерживают и не блокируют коленные суставы;
6) упражнение «Наклоны с касаниями» – стоя прямо, стопы параллельны друг другу на ширине 45 см, студент наклоняется вперед, пытаясь достать кончиками пальцев обеих рук пола, сгибая колени настолько, насколько это необходимо для касания пальцами пола, при этом вес тела переносят с пальцев и пяток на подушечки стоп; а после касания пола пальцами рук постепенно выпрямляют колени, не блокируя их, дыхание во время выполнения упражнения – свободное и глубокое, насколько возможно; повторяют упражнение 12 раз;
7) упражнение «Колебания тазом» – из положения стоя прямо, стопы параллельны друг другу на ширине 30 см, колени полусогнуты, ладони лежат на коленях, производят колебания тазом из стороны в сторону при помощи только ног и стоп, при этом оставляют верхнюю часть тела по возможности расслабленной и неактивной; производят 12 колебаний, после чего переносят вес тела на передний отдел правой стопы, выпрямляют правое колено и позволяют тазу отклониться вправо, затем повторяют то же для левой стороны, повторяют по 10-12 раз для каждой стороны;
8) упражнение «Вращение бедрами» – из положения стоя на полусогнутых в коленях ногах, стопы параллельны друг другу на ширине 30 см, вес тела – на передней части стоп с акцентом на подушке большого пальца, живот выпущен вперед, руки лежат на бедрах, затем начинают вращать бедрами слева направо, причем в движение вовлекают таз, стараясь как можно меньше вовлекать ноги и верхнюю часть корпуса, дыхание свободное, ртом; выполняют движение 12 раз в одну сторону, затем – в другую, при выполнении упражнения следят за тем, чтобы не сдерживать дыхание, сохранять тазовое дно расслабленным, анальное отверстие не напряженным, колени полусогнутыми;
дополнительно вне групповых занятий упражнения 1, 2, 4, 5 и 6 проводят самостоятельно, ежедневно, последовательно повторяя их 2-3 раза в течение дня,
курс – 5 недель, после чего производят повторную оценку эмоционального благополучия и степени нарушения осанки, и в случае положительной динамики в эмоциональном состоянии и объективного улучшения осанки студент продолжает выполнение 1, 2, 4, 5 и 6 упражнений по собственной потребности,
а в случае отсутствия положительной динамики в эмоциональном состоянии и/или объективного улучшения осанки, курсы по 5 недель повторяют с контролем оценки состояния до появления положительной динамики – улучшения осанки и повышения значения ОК до 11,2 или выше условных единиц.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия в группе осуществляют во время учебных занятий физкультурой.
Авторы
Даты
2021-01-12—Публикация
2020-06-02—Подача