СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ РЕСПИРАТОРНЫМИ ВИРУСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ Российский патент 1997 года по МПК A61N1/44 A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2085225C1

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии.

Известен способ реабилитации бронхолегочных больных путем воздействия на больного динамической физической нагрузкой постоянной мощности, причем дополнительно в середине нагрузки включают два нагрузочных управления типа "глубокое приседание", "рубление дров" в темпе 12 18 движений в 1 мин по 1 - 3 мин каждое с двумя фиксированными интервалами отдыха по 1,5 2 мин с глубоким вздохом после движения, на курс 6 8 нагрузочных процедур (авт. св. СССР N 942748, кл. A 61 H 1/00, 29.07.80).

Недостатком данного способа является то, что данный вид нагрузки невозможно посчитать, а значит невозможно методически правильно построить курс реабилитации. Курс состоит из 6 8 процедур, что является недостаточной тренировкой для кардио-пульмональной системы.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению (прототипом) является способ реабилитации больных посредством лечебной физкультуры и дозированной гребли (Сергеев Н.В. "Дозированная гребля как форма лечебной физкультуры в санаторно-курортных условиях." Тезисы 1 Всероссийской научно-практической конференции по лечебной физкультуре и физкультурно-массовой работе на курортах в санаториях и домах отдыха. Кисловодск; 1958, с. 55 57).

Недостатком данного способа является то, что реабилитация с помощью гребли начинается поздно (с 6 8 мес заболевания), когда больной попадает в санаторий. Гребля осуществляется на воде, что ограничивает возможность ее применения (наличие открытого водоема, температура воды и воздуха, скорость ветра, волнение поверхности водоема). Отсутствует определенная методика осуществления гребли. Все это ведет к длительным срокам реабилитации, сложности осуществления способа.

Способ включает проведение лечебной гимнастики и тренировки типа лечебной гребли. Новым в заявляемом способе является то, что через три дня после установления нормальной температуры после лечебной гимнастики проводят первую тренировку типа лечебной гребли, далее тренировки осуществляют в течение трех курсов, при этом в первом курсе за 11 дн греблю проводят в течение 102 мин при нагрузке 10200 кгм за 2040 гребков, во втором курсе за 22 дн греблю проводят 204 мин при нагрузке 25080 кгм за 4180 гребков, в третьем за 22 дн греблю проводят 204 мин при нагрузке 33440 кгм за 4180 гребков, причем тренировки проводят на тренажере в палатке, воздух в которой насыщен кислородом и ионизирован легкими ионами с величиной заряда (коэффициент полярности) Ky 0,1 ог при концентрации 500 5000 отрицательно заряженных легких ионов в 1 см3 при относительной влажности 30 45%
Применение упражнений типа лечебной гребли на тренажере облегчает выполнение дыхательных движений грудной клетки за счет восстановления навыков дыхания во время двигательной деятельности. При этом происходит улучшение оксиганации организма, коррекции сердечно-сосудистой деятельности. Появляется возможность методически правильно рассчитать и построить курс реабилитации, осуществление способа в замкнутом пространстве (палатке) позволяет осуществлять его с насыщением воздуха кислородом и его ионизацией.

Занятия проводят на тренажере сидя с постоянной частотой 20 гребков в минуту, после лечебной гимнастики. Как и при занятиях любой из форм лечебной физической культуры важнейшим является дозирование нагрузки, т.е. режим работы. Режим работы на тренажере планируется соответственно клиническому состоянию больного с учетом переносимости физических нагрузок при заключительных занятиях предшествующего 3 4-дневного курса ЛФК. Дифференциация интенсивности и объема физической нагрузки достигается развитием уровня напряжения при выполнении одного гребкового движения (за счет программируемого сопротивления в тренажере), различной продолжительностью работы, количеством повторения работы после перерывов для отдыха.

Разработаны дифференцируемые режимы работы на лодочном тренажере.

Содержание I-го курса.

В вводном периоде работа выполнялась 3 раза по 1 мин с 3-минутным перерывом. Выполнялось за занятие (период) 60 гребков. Величина усилия (определяемого в контрольно-дозирующем устройстве) на выполнении 1 гребка 5 килограммометров (кгс•м) или 49 Дж, соответственно величина работы за занятие (и период) 300 кгс•м или 2940 Дж. В подготовительном периоде выполнялась работа 3 раза по 2 мин с пятиминутным перерывом, число гребков за занятие 120, за период 360, величина работы соответственно 600 и 1800 кгс•м или 5880 и 17640 Дж. В основном периоде режим нагрузки различался по частям A и B. В части A основного периода (основной A) работа выполнялась 3 раза по 3 мин с пятиминутным перерывом. Число гребков за занятие 180, за период 540, величина работы за занятие 900 кгс•м (8820 Дж), за период 2700 кгс•м (26460 Дж). В части B основного периода (основной B) выполнение работы 3 раза по 4 мин с пятиминутным перерывом, число гребков за занятие 240, за период 480, величина работы за занятие 1200 кгс•м (11760 Дж), за период 2400 кгс•м (23520 Дж). В заключительном периоде работа выполнялась 3 раза по 5 мин с пятиминутным перерывом, число гребков за занятие 300, за период 600, величина работы за занятие 1500 кгс•м (147000 Дж), за период 300 кгс•м (29400 Дж).

Всего за 11-дневный курс занятий по I-му курсу ребенком выполнялась работа в течение 102 мин с числом гребков 2040, величиной работы 10200 кгс•м (100000 Дж). Соответственно режим работы и отдыха в одном занятии, суммарное число минут работы, количество выполненных гребков и величина работы для других курсов (второго и третьего) считаются также, как и в пояснении к I-му курсу.

Отличие курса II от I и в величине, и в длительности усилия I 11 дней, II 22 дня на выполнение 1-го гребка. При втором курсе она составила 6 кгм, что определялось с помощью контрольно-дозирующего устройства. Соответственно величина выполнявшейся работы за занятие и за весь период была большей.

Отличие I гребного курса от II в величине усилия на выполнение одного гребка. При третьем курсе она составила 8 кгм. Соответственно величина выполнявшейся работы за занятие и за весь период была большей. Приведенные курсы 3-месячных занятий на гребном тренажере, дифференцированные по нагрузке как в 1 занятии, так и на протяжении всего курса, назначались с учетом особенностей клинического течения заболевания, развития различной степени адаптации к физическим нагрузкам в процессе 4-дневного курса лечебной физкультуры. Дополнительным показанием к тому или другому режиму явилась и характеристика реакции больного на выполнение нагрузки на гребном тренажере в вводном периоде курса занятий.

Характер реакции пульса и дыхания на пробную нагрузку и время восстановления позволяли делать заключение о возможности продолжения занятий на следующий день по тому же курсу или его смене. В ряде случаев этот вопрос решался в подготовительном периоде курса занятий на тренажере. Простейшими критериями адекватности нагрузки при работе на лодочном тренажере уровню функциональных возможностей больного явилась реакция пульса в пределах степени, допускавшейся нами в основной части занятия лечебной гимнастикой, и восстановления пульса к концу перерыва перед повторением работы на тренажере. Как правило, нагрузки на занятиях лечебной греблей на тренажере переносились больными детьми вполне удовлетворительно.

Курс занятий на тренажере прошли 225 больных детей с бронхолегочной патологией. Изучена эффективность реабилитации мероприятий у часто болеющих ОРВИ.

Занятия проводились на гребном тренажере (см. а.с. N 685287).

В результате 3-месячных наблюдений установлено, что в процессе занятий лечебной греблей значительно улучшилось общее состояние детей, часто болеющих ОРВИ, нормализовались сон и аппетит. В легких исчезли сухие хрипы и жесткое дыхание.

Исследование физической работоспособности позволило выявить достоверное увеличение ее относительных величин более, чем на 35,0 6,2%
Для достижения ЧСС 150 и 170 уд./мин после 3- месячной тренировки требовалось выполнение внешней работы большей мощности, чем в начале наблюдений. Так, величина второй нагрузки увеличилась более, чем на 23% третьей на 10% что свидетельствует о значительной адаптации организма детей, часто болеющих ОРВИ, к предполагаемым нагрузкам в процессе гребли.

При анализе полученных данных по кислородному обеспечению нагрузок возрастающей мощности после проведения курса оздоровительных занятий греблей выявлено, что 3-месячная тренировка вызывает более экономную работу легочного аппарата и увеличивает потенциальные возможности организма.

Претерпевают изменения также показатели, такие как кислородный запрос и кислородный долг, что свидетельствует о возросших компресаторно-приспособительных возможностях организма детей.

Уменьшение потребления кислорода в покое и при выполнении физических нагрузок, а также в восстановительном периоде через 3 мес занятий лечебной греблей свидетельствует об экономизации энергетических процессов в результате физической тренировки.

При наблюдении за детьми, часто болеющими ОРВИ, "частное отдыха" сравнивалось до и после курса лечебной гребли.

Так, в начале лечебной гребли "частное отдыха" после 2-й нагрузки составляло у мальчиков 2,60±0,20, после курса гребли 3,10± 0,12 (p > 0,05), после третьей нагрузки у этих же мальчиков "частное отдыха" в начале курса равнялось 2,40±0,20, после гребли 3,60±0,20 (p > 0,05).

По-видимому, увеличение данного показателя может свидетельствовать о повышении эффективности вентиляции и физической работоспособности.

Частота сердечных сокращений в состоянии покоя у детей, часто болеющих ОРВИ, была несколько выше, чем у здоровых.

Суммарная частота сердечных сокращений за период восстановления снизилась в процессе занятий лечебной греблей. Так, у мальчиков этот показатель снизился на 25,0±2,6, после второй на 35,6±5,0% после третьей на 31,0±4,5% У девочек соответственно на 35,4±4,0% 27,0±2,5% 32,5±4,5%
В процессе курса лечебной гребли изменилась продолжительность восстановления процесса. В начале наблюдения восстановления ЧСС после первой нагрузки произошло на 2,0±0,08 мин, а после 3 мес занятий лечебной греблей это время практически не изменилось.

После второй физической нагрузки восстановление ЧСС при первом исследовании произошло на 5,0±0,10 мин, после курса лечебной гребли на 3,0±0,07 мин у мальчиков (p < 0,05) и соответственно на 6,0±0,17 мин и 3,2±0,08 мин у девочек (p < 0,05).

Исследование таких показателей как частота дыхания и минутный объем дыхания позволили охарактеризовать состояние вентиляционных способностей органов дыхания. Минутный объем дыхания (МОД) в покое и во время выполнения физических нагрузок различной мощности, в начале наблюдения отличался у наблюдаемых детей по сравнению со здоровыми.

В процессе лечебной гребли МОД в покое у мальчиков уменьшился на 27,0±2,4% у девочек на 28,0±4,5% При выполнении первой нагрузки различной величины МОД в процессе курса лечебной гребли не установлено, при второй у мальчиков МОД уменьшился на 26,6±2,5% у девочек на 25,4±1,8% при третьей отличалось снижение показателя, однако различия не достоверны.

Из приведенных данных видно, что после проведенного курса лечебной гребли наблюдается значительное снижение величины ЧСС и МОД в состоянии покоя и при физических нагрузках.

Одним из функциональных показателей, характеризующих взаимодействие функций дыхания и кровообращения, является кислородный пульс. В наших исследованиях у детей, часто болеющих ОРВИ, кислородный пульс исследовался в покое, во время первой, второй и третьей физических нагрузок. В начале периода наблюдения кислородный пульс в покое, а также при выполнении трех нагрузок был значительно ниже, чем у здоровых детей 5 6 лет, что особенно проявилось при выполнении третьей физической нагрузки. После курса лечебной гребли кислородный пульс увеличился.

Результаты исследований показали, что использование лечебной гребли, адекватной функциональным возможностям часто болеющих детей, активизирует механизм адаптации физиологических функций, увеличивает резервные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, экономизирует функции организма в процессе выполнения работы.

Похожие патенты RU2085225C1

название год авторы номер документа
Способ реабилитации больныхбРОНХОпНЕВМОНиЕй 1978
  • Пащенко Виктор Гаврилович
SU818626A1
Способ реабилитации хирургических больных туберкулезом легких 1980
  • Пащенко Виктор Гаврилович
SU921563A1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ ИЛИ СКОЛИОЗОМ I СТЕПЕНИ 2014
  • Пащенко Виктор Гаврилович
RU2596350C2
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 2014
  • Ящук Анна Васильевна
  • Гвозденко Татьяна Александровна
  • Ежов Сергей Николаевич
RU2582762C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2012
  • Линок Виктор Александрович
  • Хан Майя Алексеевна
  • Вахова Екатерина Леонидовна
  • Лян Наталья Анатольевна
  • Микитченко Наталья Анатольевна
  • Иванова Дарья Александровна
  • Быкова Марина Васильевна
RU2497551C1
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 2020
  • Бычкова Елена Игоревна
  • Шкребко Александр Николаевич
  • Иванова Инна Викторовна
  • Никитина Ирина Евгеньевна
RU2753321C2
Способ выполнения дыхательной гимнастики после кардиохирургической операции 2023
  • Барбараш Ольга Леонидовна
  • Лебедева Наталия Борисовна
  • Помешкина Светлана Александровна
  • Архипова Наталья Викторовна
RU2817090C1
Способ лечения больных ожирением 1982
  • Белая Наталья Ароновна
  • Лукашева Муза Васильевна
  • Антипенков Виктор Алексеевич
SU1102598A1
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА В САНАТОРНЫХ И АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ 2010
  • Чернышёв Андрей Владимирович
  • Быков Анатолий Тимофеевич
RU2464006C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 2018
  • Дудченко Лейла Шамилевна
  • Ежов Владимир Владимирович
  • Мизин Владимир Иванович
  • Иващенко Александр Сергеевич
  • Дышко Борис Аронович
  • Ковальчук Станислав Ильич
  • Кожемяченко Елена Николаевна
  • Беляева Светлана Николаевна
  • Масликова Галина Георгиевна
RU2717708C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ РЕСПИРАТОРНЫМИ ВИРУСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

Использование: в медицине, а именно в педиатрии. Сущность изобретения: способ включает проведение лечебной гимнастики и три курса тренировок лечебной гребли, в первом курсе за 11 дней греблю проводят в течение 102 мин при нагрузке 10200 кгм за 2040 гребков, во втором - за 22 дня греблю проводят 204 мин при нагрузке 25080 кгм за 4180 гребков, в третьем - за 22 дня греблю проводят 204 мин при нагрузке 33440 кгм за 4180 гребков. Тренировки проводят в палатке, на тренажере, воздух в палатке насыщен кислородом и ионизирован легкими ионами. Достигается результат: активизируется механизм адаптации физиологических функций, увеличиваются резервные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Формула изобретения RU 2 085 225 C1

Способ реабилитации детей, часто болеющих респираторными вирусными инфекциями, включающий проведение лечебной гимнастики в виде гребли, отличающийся тем, что греблю проводят на тренажере в помещении с ионизированным воздухом при коэффициенте униполярности 0,1 с концентрацией 500 5000 ионов в 1 см3 при относительной влажности 30 45% за три курса, при этом первый курс в течение 102 мин при нагрузке 10200 кгм за 2040 гребков, второй курс за 22 дня 204 мин при нагрузке 25080 кгм за 4180 гребков, третий курс за 22 дня 204 мин при нагрузке 33440 кгм за 4180 гребков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085225C1

Сергеев Н.В
Дозированная гребля как форма лечебной физкультуры в санаторно-курортных условиях: Тезисы I Всероссийской научно-практической конференции по лечебной физкультуре и физкультурно-массовой работе на курортах, в санаториях и домах отдыха
- Кисловодск, 1958, с
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами 1920
  • Шенфер К.И.
SU55A1

RU 2 085 225 C1

Авторы

Пащенко Виктор Гаврилович[Ua]

Фролов Валерий Митрофанович[Ua]

Пересадин Николай Александрович[Ua]

Третьякевич Зоя Николаевна[Ua]

Петруня Майя Дмитриевна[Ua]

Даты

1997-07-27Публикация

1992-11-03Подача