ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ Российский патент 2016 года по МПК F16H25/08 

Описание патента на изобретение RU2601493C1

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано для создания различных энергетических машин.

Известно устройство, по совокупности общих существенных признаков принятое за прототип [1].

К недостаткам известного устройства следует отнести отсутствие уплотнений между подвижными деталями звеньев механизма, что препятствует возможности создания высокого давление/вакуума рабочей среды в энергетических устройствах с использованием механизма.

Суть изобретения заключается в следующем.

Известный механизм содержит три звена - одно неподвижное и два подвижных. Неподвижное звено содержит цилиндрический корпус, гильзу, жестко скрепленную с цилиндрическим корпусом с образованием кольцевого канала, и крышки, жестко скрепленные с гильзой. Первое подвижное звено содержит вал, установленный в отверстиях крышки, к которому жестко крепится ротор, цилиндрическая часть которого вращается в кольцевом канале, и профилированные диски с отрицательными кулачками. Второе подвижное звено содержит подпружиненный полый шток с толкателем и роликом. В роторе содержатся оппозитно расположенные поршни, выполненные на одном и том же полярном угле, что и отрицательные кулачки. При этом профиль отрицательного кулачка описывается синусоидой, выполненной в полярных системах координат, на участке между двумя вершинами, профиль поршня является эквидистантой по отношению к профилю отрицательного кулачка, а профиль толкателя представляет собою две наклонные плоскости, образованные касательными к профилю поршня в месте его перегиба. Указанные профили позволяют обеспечить максимально высокую скорость вращения механизма при условии безотрывного и безударного соединения пары "отрицательный кулачок-поршеь" с минимальным зазором между поршнем и вершиной головки толкателя, а также обеспечить минимальный объем "мертвого" пространства при нагнетании/вытеснении рабочей среды в устройствах с использованием механизма.

При вращении ротора в кольцевом канале зазоры между ротором и кольцевым каналом (как радиальные, так и осевые) в общем случае определяются точностью изготовления и сборки деталей механизма.

1. Согласно изобретению все поверхности ротора (в том числе и поршня), а также боковые и наклонные поверхности толкателя снабжены профилем в форме канавок треугольной формы, имеющей вид шеврона. (Например, в результате технологической операции "накатка"). При движении рабочей среды из зоны с высоким давление Р1 в зону низкого давления Р2 по каналу с переменным профилем (зубьями) происходит многократное дросселирование рабочей среды, в результате чего Р2<<Р1, т.е создается уплотнение. Благодаря форме канавок в виде шеврона уплотнение может работать с реверсивными устройствами.

2. Согласно изобретению, между верхней и нижней частями штока установлена пружина. При условии, что жесткость пружины C1 (например, тарельчатая пружина) больше пружины штока C2, головка толкателя плотно прилегает к внутренней поверхности корпуса, обеспечивая тем самым надежное разделение кольцевого канала на области высокого и низкого давления до и после прохождения поршня над отрицательным кулачком.

Изобретение поясняется чертежами.

На Фиг. 1 представлен общий вид механизма в момент нижнего положения головки толкателя.

На Фиг. 2 представлен общий вид механизма в момент верхнего положения головки толкателя.

На Фиг. 3 представлен разрез А-А в момент нижнего положения головки толкателя.

На Фиг. 4 представлен разрез В-В в момент верхнего положения головки толкателя.

На Фиг. 5 представлен ротор механизма. Аксонометрия без четверти ротора.

На Фиг. 6 представлен толкатель.

На Фиг. 7 представлена поверхность толкателя в виде шеврона.

На Фиг. 8 представлена схема уплотнения (дросселирование) каналов между деталями механизма.

На Фиг. 9 представлены 4 степени свободы верхней части штока по отношению к нижней части штока.

На Фиг. 10 представлен телескопический разъем штока с эластичным кольцом.

На Фиг. 11 представлена тарельчатая пружина.

Устройство механизма

Трехзвенный роторно-кулачковый механизм содержит цилиндрический корпус 1, жестко связанные с ним гильзы 2 и крышки 3, гильзы установлены с образованием кольцевых каналов 4, в которых содержатся поршни 5 ротора 6. Ротор жестко скреплен с валом 7, на котором крепятся профилированные диски 8 с отрицательными кулачками 9, установленными с возможностью воздействия на подпружиненный 10 шток 11, с толкателем 12 и роликом 13. При этом профиль отрицательного кулачка выполнен в виде синусоиды на участке между двумя вершинами в полярных системах координат, профиль поршня представляет собою эквидистанту по отношению к профилю отрицательного кулачка, а профиль толкателя представляет собою две наклонные плоскости, образованные касательными к профилю поршня в месте его перегиба. Шток выполнен с телескопическим разъемом 14, содержащим верхнюю 15 и нижнюю 16 части штока, в месте телескопического разъема установлено эластичное кольцо 17, между верхней и нижней частями штока содержится пружина 18, на поверхностях ротора и толкателя содержатся канавки треугольной формы в виде шеврона.

Работа механизма

При вращении вала 7, а также ротора 6 и профилированных дисков 8 с отрицательными кулачками 9 с одной и той же угловой скоростью (первое подвижное звено механизма) ротор движется в кольцевых каналах 4, образованных цилиндрическим корпусом 1 и гильзой 2, жестко скрепленной с крышкой 3 (неподвижное звено механизма). При прохождении поршня над подпружиненным 10 штоком 11 толкатель 12 с роликом 13 (второе подвижное звено механизма) "проваливается" в профиль отрицательного кулачка под действием пружины, пропуская поршень над собою, и вновь, под воздействием профиля отрицательного кулачка, занимает исходное положение, разделяя кольцевой канал на зоны высокого и низкого давления.

Между верхней и нижней частями штока, согласно изобретению, содержится пружина 18 (например, тарельчатая). При этом должно выполняться следующее условие: C1>C2, где С1 - жесткость тарельчатой пружины, а С2 - жесткость пружины 10. В этом случае обеспечивается надежное прилегание головки толкателя к внутренней поверхности цилиндрического корпуса на всем пути движения поршня, кроме движения над толкателем, что и обеспечивает необходимое уплотнение.

Достоинства механизма

1. Наличие канавок треугольной формы в виде шеврона на всех поверхностях ротора, в том числе поршня и толкателя, в энергетических устройствах с использованием предложенного механизма, не только создает надежное уплотнение, но и позволяет безаварийно работать с загрязненной рабочей средой, имеющей в своем составе частицы корунда. При этом максимальный диаметр частиц корунда определяется суммой высоты треугольной канавки и зазора. Фиг. 8.

2. На основе предложенного механизма представляется возможным создать устройства, в которых происходят все известные энергетические преобразования над любой рабочей средой (пар, газ, жидкость), т.е. всасывание, сжатие/нагнетание, расширение и вытеснение.

В зависимости от конструктивного исполнения на базе трехзвенного роторно-кулачкового механизма могут быть созданы:

A. Насос (бесклапанный), а также гидротурбина/генератор. В этом случае в цилиндрическом корпусе содержатся каналы входа и выхода рабочей среды, как в прилагаемых чертежах.

Б. Насос-повыситель (гидромонитор). В этом случае обеспечивается различные давления в левой и правой частях устройства. [2]

B. Компрессор или вакуум-насос. В этом случае в канале выхода содержится обратный клапан. [3]

Г. Роторный механизм с вращающимся корпусом (мотор-колесо). В этом случае рабочая среда поступает в кольцевые каналы и возвращается обратно по осевым, радиальным и тангенциальным каналам.[4]

Д. Роторный ДВС. В этом случае над каналами входа и выхода установлена камера сгорания с форсункой, каналы входа и выхода снабжены регулируемыми впускными и выпускными клапанами. [5]

Е. Роторный ДВС. Пародизель. В этом случае через шток выпускного клапана в камеру сгорания поступает охлаждающая жидкость (вода) в объеме, соизмеримом с объемом топлива. [6]

Источники информации

1. Патент РФ№2035651 от 08.12.1989. Прототип.

2. Патент РФ№2000477 от 14.08.1989.

3. Патент РФ№2000478 от 14.02.1990.

4. Патент РФ№2044163 от 13.12.1991.

5. Патент РФ№1815363 от 17.09.1990.

6. Патент РФ№2059847 от 07.05.1993.

Похожие патенты RU2601493C1

название год авторы номер документа
ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1991
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2053422C1
ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1989
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2035651C1
ПАРОДИЗЕЛЬ 2016
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2644644C1
Роторный двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Пилюш Виктор Альбертович
SU1815363A1
РОТОРНАЯ МАШИНА 1990
  • Пилюш В.А.
  • Давыдов М.Е.
  • Середа О.В.
  • Хвостиков В.Г.
RU2018712C1
РОТОРНАЯ МАШИНА С ВРАЩАЮЩИМСЯ КОРПУСОМ 1991
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2044163C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2472005C2
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ РАБОТУ 1993
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2056606C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2545107C2
РОТОРНАЯ МАШИНА 2002
  • Гурецкий Леонид Аркадьевич
RU2241122C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 601 493 C1

Реферат патента 2016 года ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к роторно-кулачковым механизмам. Трехзвенный роторно-кулачковый механизм содержит корпус (1), ротор (6) и шток (11). Цилиндрический корпус (1) жестко связан с гильзами (2) и крышками (3). Гильзы установлены с образованием кольцевых каналов, в которых содержатся поршни (5) ротора (6). Ротор жестко скреплен с валом (7), на котором крепятся профилированные диски (8) с отрицательными кулачками, установленными с возможностью воздействия на подпружиненный шток (11), с толкателем (12) и роликом (13). Шток выполнен с телескопическим разъемом (14). Между верхней и нижней частями штока содержится пружина (18), например, тарельчатая. На поверхностях ротора и толкателя содержатся канавки треугольной формы в виде шеврона. Достигается расширение функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения RU 2 601 493 C1

1. Трехзвенный роторно-кулачковый механизм содержит цилиндрический корпус, жестко связанные с ним гильзы и крышки, гильзы установлены с образованием кольцевых каналов, в которых содержатся поршни ротора, ротор жестко скреплен с валом, на котором крепятся профилированные диски с отрицательными кулачками, установленными с возможностью воздействия на подпружиненный шток с толкателем и роликом, при этом профиль отрицательного кулачка выполнен в виде синусоиды на участке между двумя вершинами в полярных системах координат, профиль поршня представляет собою эквидистанту по отношению к профилю отрицательного кулачка, а профиль толкателя представляет собою две наклонные плоскости, образованные касательными к профилю поршня в месте его перегиба, шток выполнен с телескопическим разъемом, содержащим верхнюю и нижнюю части штока, в месте телескопического разъема установлено эластичное кольцо, отличающийся тем, что между верхней и нижней частями штока содержится пружина, на поверхностях ротора и толкателя содержатся канавки треугольной формы в виде шеврона.

2. Трехзвенный роторно-кулачковый механизм по п. 1, отличающийся тем, что пружина между верхней и нижней частями штока выполнена тарельчатой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2601493C1

ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1989
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2035651C1
DE 3342679 A, 05.06.1985
РАБОЧИЙ ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Аванесов Валерий Степанович
  • Глебов Владимир Васильевич
  • Кузин Владимир Владимирович
  • Курников Александр Серафимович
  • Мордвинкин Петр Петрович
  • Мухимов Наиль Гафиятович
  • Репин Федор Федорович
RU2422659C2
ПРОСТОЙ ИНГАЛЯТОР НА ОСНОВЕ КАПСУЛЫ 2011
  • Виллаш Петер
  • Мендиш Педру
  • Макдермент Айан
RU2536251C2
WO 2013178519 A1, 05.12.2013
ТРЕХЗВЕННЫЙ РОТОРНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1991
  • Пилюш Виктор Альбертович
RU2053422C1

RU 2 601 493 C1

Авторы

Пилюш Виктор Альбертович

Даты

2016-11-10Публикация

2015-07-15Подача