СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА Российский патент 2016 года по МПК A61H1/00 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2603293C1

Заявляемое изобретение относится к области медицины, а именно к методам саморегуляции и к лечебной физкультуре, и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, профилактики переутомления, снятия последствий негативного воздействия стрессов, а также обучения пациента навыкам саморегуляции организма.

Известен способ восстановления психофизического состояния человека и профилактики заболеваний, включающий рациональную психотерапию и введение в состояние медитации и массаж, причем введение в состояние медитации производят путем мягкого ритмичного раскачивания всего тела пациента с большой амплитудой при частоте 1-2 колебания в секунду, добиваясь резонанса всего тела и ответного движения всех частей тела, затем с той же частотой производят раскачивающие и возвратно-поступательные движения ног, рук, головы, шеи, после чего переходят к покачиванию тела с малой амплитудой при частоте 3-4 колебания в секунду и выполняют мелкие вибрационные движения одновременно вдоль, поперек и вглубь тела раскрытыми ладонями рук, передвигая их по срединной линии тела от крестца или живота по направлению к плечам и далее возвращаясь к исходной позиции по боковым поверхностям тела, при этом поддерживают постоянный словесный контакт с пациентом, способствуя осознанию им внутренних ощущений и эмоций, и при возникновении в состоянии глубокого транса спонтанных реакций у пациента, характеризующихся нарастанием лавинообразного процесса, приостанавливают движения и возвращают пациента в спокойное состояние, завершают сеанс общим покачиванием тела с малой амплитудой при частоте 1-2 колебания в секунду и выводят пациента из состояния медитации [RU 2290911, МПК A61H 1/00, A61M 21/00, 25.04.2005].

Известен способ восстановления способности к психофизиологической саморегуляции человеческого организма, включающий введение пациента в состояние гипноза и внушение, перед введением в гипнотическое состояние пациента подготавливают к нему, снимая напряжение с помощью цигун-терапии, гармонических движений под музыку, воспроизведения монотонных звуков и мысленного созерцания цветов от красного до фиолетового в местах размещения основных энергетических центров, после чего вводят пациента в гипнотическое состояние, формируют установки на запоминание этого состояния для последующих самопогружений и таким образом восстановления способности психофизиологической саморегуляции [RU 2115441, МПК A61M 21/00, 01.12.1992].

Недостатком известных способов является сложность их практической реализации самим пациентом. Осуществление известных способов требует наличия у пациента специальных знаний о процессе вхождения в состояние транса, что усложняет возможность применения известных способов самими пациентами без специальной помощи в любых местах. Кроме того, известные способы предполагают осуществление упражнений в неосознанном состоянии, что определяет невозможность их осуществления пациентом в обыденной жизни в любом неспециализированном месте.

В качестве прототипа выбран способ восстановления физической активности и эмоциональной уравновешенности человека, включающий перекат центра тяжести тела человека с одной ноги на другую с одновременным движением рук при поворотах и вращении корпуса тела, причем перекат центра тяжести тела человека с одной ноги на другую производят за один, два, три и/или четыре шага вперед с пятки на носок на одном непрерывном выдохе и за один, два, три и/или четыре шага назад с носка на пятку на одном непрерывном вдохе с одновременным вращением корпуса тела человека вокруг его вертикальной оси при чередовании вращения по часовой стрелке с вращением против часовой стрелки, при этом продолжительность фазы вдоха равна продолжительности фазы выдоха, а паузу между вдохом и выдохом осуществляют с одномоментным удержанием тела человека на правой или левой ноге в позе равновесия или балансировки при сгибании в колене опорной ноги и выносом вперед или назад согнутой в колене второй ноги, а движения рук осуществляют так, что ладони правой и левой рук описывают траекторию петли ленты Мебиуса, большая ось которой перпендикулярна или параллельна вертикальной оси корпуса тела человека при симметричном или асимметричном направлении движения рук, при этом все элементы траектории движения тела человека осуществляют друг за другом в любой последовательности или очередности в медленном, пластическом темпе [RU 2164397, МПК A61H 1/00, A61H 1/02, 08.08.1997].

Таким образом, согласно способу по прототипу пациент осуществляет несколько видов повторяющихся упражнений, направленных на формирование связей между нижней и верхней частью тела, с одновременным осуществлением дыхания, и в период пауз несколько видов упражнений на координацию.

Недостатком способа по прототипу является сложность его практической реализации самим пациентом. Осуществление известного способа требует наличия у пациента опыта осуществления подобных упражнений, входящих в состав известного способа. Кроме того, способ по прототипу использует три механизма саморегуляции: один вид упражнений на координацию, упражнения на грудное и брюшное дыхание, два вида упражнений на формирование связи между нижней и верхней частью тела. Ограниченное число упражнений каждого вида не позволяет достичь эффективной саморегуляции организма, поскольку такой подход не позволяет учитывать текущие потребности человека практикующего способ. В том числе, не достаточно механизмов для смены двигательных стереотипов, так как, во-первых, движения способа являются сложнокоординационными, что существенно снижает скорость освоения способа и качество выполнения отдельных элементов для неподготовленного человека, а во-вторых, сами движения, применяемые в способе, не являются повседневными, что приводит к "отрыву" от повседневных движений и не приводит к закреплению нового двигательного стереотипа.

Кроме того, в способе по прототипу отсутствуют упражнения, направленные на расслабление мышц организма, что важно для достижения психофизической саморегуляции организма, является важнейшим фактором для снятия последствий стресса.

Техническая задача - повышение эффективности психофизической саморегуляции организма при одновременном повышении практической реализации психофизической саморегуляции организма.

Технический результат - повышение эффективности психофизической саморегуляции организма при одновременном повышении практической реализации психофизической саморегуляции организма.

Сущность заявляемого способа заключается в следующем.

Способ психофизической саморегуляции организма включает последовательное выполнение комплексов упражнений. В отличие от прототипа выполняют следующие комплексы упражнений: комплекс упражнений, направленный на синхронизацию движений нижней и верхней частей тела, где верхняя часть тела включает область шеи, шейно-грудного перехода, верхние конечности, область спины, груди, живота, а нижняя - область таза, пояснично-крестцового перехода, нижние конечности, и где данный комплекс включает выполнение 2-8 упражнений в виде приседаний при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки, а сгибание ног - во время опускания руки, выполнение перекатов с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальной, сагиттальной и/или горизонтальной плоскостях, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин; выполнение комплекса из 2-5 упражнений на дыхание, направленных на постановку диафрагмального и/или полного дыхания у пациента, где каждое упражнение выполняют от 3 до 5 мин; комплекс из 3-8 упражнений на развитие координации, в положении стоя и сидя включающий вращения рук, в положении лежа - поднятия и опускания ног, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин; комплекс из 3-10 идеомоторных упражнений в виде трех блоков, где первый блок включает выполнение идеомоторных движений в суставах области шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей, второй блок - идеомоторных движений мышц области спины, груди, живота, третий блок - идеомоторных движений в суставах области таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей.

Последовательность выполнения комплексов зависит от дополнительных задач каждого из комплексов в отдельности и не влияет на эффективность психофизической саморегуляции организма. К примеру, комплекс упражнений на дыхание может иметь дополнительную задачу по пробуждению или расслаблению пациента. В первом случае, согласно способу психофизической саморегуляции организма, первоначально выполняют комплекс упражнений на дыхание, далее последовательно комплекс упражнений на развитие координации, комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, и комплекс идеомоторных упражнений или последовательно комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, и комплекс идеомоторных упражнений. Во втором случае первоначально выполняют комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, комплекс упражнений на развитие координации, комплекс упражнений на дыхание и комплекс идеомоторных упражнений.

Предпочтительно, комплекс идеомоторных упражнений выполняют после комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, и комплекса упражнений на развитие координации, что позволяет дополнительно повысить эффективность психофизической саморегуляции организма за счет активизации психических процессов на фоне гармонизированного предыдущими упражнениями психофизического состояния.

Комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, предназначен для формирования связи между нижней и верхней частями тела посредством одновременного выполнения разных или одинаковых упражнений верхней и нижней частями тела с совпадением фаз упражнений (синхронизированными движениями нижней и верхней частями тела). К верхним частям тела относятся область шеи, шейно-грудного перехода, верхних конечностей, позвоночника, мышц спины, груди, живота. К нижним частям тела относятся область таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей.

В качестве упражнений, входящих в состав комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, выполняют, приседания при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки и сгибание ног происходит во время опускания руки, перекаты с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальных, сагиттальной и/или горизонтальных плоскостях.

Предпочтительно комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, содержит от 2 до 8 различных видов упражнений. Выполнение одного вида упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма, так как в большинстве случаев одного вида упражнений не достаточно для формирования глубокой связи между верхней и нижней частями тела у неподготовленного человека. Выполнение более 8 видов упражнений является избыточным для формирования связи между верхней и нижней частями тела.

Комплекс упражнений на развитие координации направлен на развитие координации работы полушарий головного мозга и укрепления межполушарных связей на уровне верхних и нижних конечностей. Комплекс упражнений на развитие координации осуществляют относительно центральной оси тела.

В качестве упражнений, входящих в состав комплекса упражнений на развитие координации, могут быть выполнены в положении стоя вращение рук, соединенных ладонями, вперед и назад в сагиттальной плоскости, в положении стоя вращение рук в сагиттальной плоскости с отставанием на полфазы, в положении стоя вращение рук в сагиттальной плоскости так, что одна рука вращается назад, а другая вперед, в положении лежа поднятие и опускание ног в сагиттальной плоскости, в положении лежа поднятие и опускание ног в сагиттальной плоскости с отставанием на полфазы.

Предпочтительно, комплекс упражнений на развитие координации содержит в положении стоя или сидя вращение рук в сагиттальной плоскости в разных направлениях так, что одна рука вращается назад, а другая рука вперед. Это позволяет дополнительно повысить эффективность психофизической саморегуляции организма, за счет улучшения межполушарного взаимодействия, что положительно сказывается на работе нервной системы человека.

Предпочтительно, комплекс упражнений на развитие координации содержит от 3 до 8 различных видов упражнений. Выполнение менее трех видов упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма, так как не гарантирует активизацию межполушарного взаимодействия у неподготовленного человека. Выполнение более 8 видов упражнений является избыточным для формирования межполушарных связей.

С целью достижения наибольшей эффективности, предпочтительно каждое упражнение, входящее в состав комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, и каждое упражнение, входящее в состав комплекса упражнений на развитие координации, выполняется в течение от 1 минуты. Верхний предел ограничения времени зависит от временных ресурсов пациента.

Упражнения, входящие в состав комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, и упражнения, входящие в состав комплекса упражнений на развитие координации, могут быть выполнены в любой плоскости, в том числе в сагиттальной, фронтальной или в горизонтальной плоскости.

Комплекс упражнений на дыхание предназначен для формирования и закрепления навыков диафрагмального и/или полного дыхания. Комплекс упражнений на дыхание предпочтительно содержит от 2 до 5 различных видов упражнений. Выполнение одного вида упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма, так как такое число упражнений является недостаточным для проработки дыхательной системы в должной мере. Выполнение более 5 видов упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма, так как является избыточным для формирования новых дыхательных стереотипов.

Каждое упражнение, входящее в состав комплекса упражнений на дыхание, предпочтительно выполняют от 3 до 5 минут, что позволяет дополнительно повысить эффективность психофизической саморегуляции организма за счет более качественного освоения дыхательного стереотипа без побочных эффектов.

Идеомоторные упражнения предназначены для увеличения подвижности суставов за счет снятия мышечного напряжения. Идеомоторные упражнения заключаются в том, что осуществляют физическое движение с запоминанием всех телесных ощущений, вызванных движением, и далее обязательно производят ранее выполненное физическое движение мысленно без физического движения с преувеличенной амплитудой, предпочтительно два раза.

Комплекс идеомоторных упражнений предпочтительно состоит из трех блоков, нацеленных на проработку различных областей тела пациента, с целью более тщательной проработки каждой мышцы тела. Первый блок включает осуществление идеомоторных движений в суставах, входящих в область шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей. Второй блок включает осуществление идеомоторных движений в суставах, входящих в область позвоночника, мышц спины, груди, живота. Третий блок включает осуществление идеомоторных движений в суставах, входящих в область таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей.

Комплекс идеомоторных упражнений предпочтительно содержит от 3 до 10 различных видов упражнений. Выполнение менее трех видов упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма, так как не способствует снятию мышечных напряжений в достаточной мере. Выполнение более 10 видов упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма, так как является избыточным для достижения релаксации.

Предпочтительно, каждое упражнение, входящее в состав комплекса идеомоторных упражнений, выполняют количество раз, кратное двум, равное количество раз для разных сторон, что позволяет дополнительно повысить эффективность психофизической саморегуляции организма за счет более полной концентрации внимания на упражнении.

Упражнения, входящие в состав комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, упражнения, входящие в состав комплекса упражнений на развитие координации, упражнения, входящие в состав комплекса упражнений на дыхание, и упражнения, входящие в состав комплекса идеомоторных упражнений, могут быть выполнены в положении стоя, лежа и сидя, при этом предпочтительно выполнение комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, и комплекса упражнений на развитие координации в положении стоя, поскольку такой способ выполнения упражнений способствует формированию новых двигательных стереотипов, которые человек сможет применить для повседневной жизни.

Предпочтительно, выполнение каждого комплекса в течении от 10 до 20 минут. Это позволяет дополнительно повысить эффективность психофизической саморегуляции организма за счет достижения более глубокого эффекта каждого комплекса. Выполнение каждого комплекса в течении менее 10 минут не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма. Выполнение каждого комплекса более 20 минут упражнений не позволяет достичь желаемого результата по эффективности психофизической саморегуляции организма.

В качестве разминки, с целью улучшения кровообращения в организме для повышения эффективности выполнения последующих упражнений, первоначально до выполнения комплексов упражнений может быть выполнен самомассаж тела пациента и/или в положении стоя перекаты с переносом тела с носков на пятки и/или приседания.

С целью снятия спазмов с мышц после выполнения всех комплексов упражнений может быть осуществлен самомассаж тела пациента, что позволяет дополнительно повысить эффективность психофизической саморегуляции организма за счет снятия избыточного напряжения, а также формирования навыка чувствования своего тела.

Наличие отличительных существенных признаков позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

Во время выполнения комплекса упражнений, направленного на формирование связи между нижней и верхней частью тела, у занимающихся происходит формирование новых двигательных стереотипов, позволяющих воспринимать тело как единое целое. Тело пациента запоминает, как необходимо правильно двигаться. При этом восприятие пациентом тела как единого целого позволяет совершенствовать работу центральной нервной системы.

Комплекс упражнений на развитие координации способствует тренировке межполушарного взаимодействия.

Тренировка диафрагмального и/или полного дыхания благодаря выполнению комплекса упражнений на дыхание позволяет нормализовать артериальное давление, усилить отток крови от нижних конечностей и осуществить массаж брюшной полости.

Комплекс идеомоторных упражнений позволяет снять мышечное напряжение, формируемое в теле пациента в результате долгого нахождения в одной позе, длительных физических нагрузок и из-за стресса. При этом мышечное напряжение негативно сказывается на состоянии тела пациента, в том числе снижается питание тканей, находящихся в области напряжения, за счет очагов ненужного напряжения приобретаются нездоровые двигательные привычки, а также на состоянии нервной системы пациента, в том числе проявляется неустойчивость внимания, раздражительность, замедление реакции, ухудшение памяти и другое.

Выполнение в качестве упражнений на дыхание комплекса упражнений, направленного на формирование диафрагмального и полного дыхания, позволяет повысить эффективность психофизической саморегуляции организма, именно диафрагмальное и полное дыхание являются наиболее эффективным механизмом дыхания для управления сердечно-сосудистой и нервной системой.

Не параллельное, а последовательное выполнение каждого из комплексов позволяет повысить эффективность психофизической саморегуляции организма, поскольку такой способ выполнения упражнений способствует более качественной отработке каждого конкретного навыка.

Практическая реализация психофизической саморегуляции организма осуществляется за счет суммарного эффекта от всех комплексов упражнений

Заявляемое изобретение не является явным для специалиста, а значит, отвечает критерию «изобретательский уровень».

Заявляемое изобретение может быть осуществлено с помощью известных средств, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию патентоспособности «промышленная применимость».

Примеры осуществления заявляемого способа представлены ниже.

Пример 1

Пациент - женщина, 55 лет. Заболевания: гипертония 2 степени, вегетососудистая дистония, синдром хронической усталости, краниоцервикалгия на фоне остеохондроза, ожирение.

Первоначально пациент осуществлял психофизическую саморегуляцию организма согласно способу по прототипу. Результаты показали, что за 8-12 занятий происходит полноценное восстановление физической активности пациента с одновременным приобретением им способности контролировать и осознанно управлять своим дыханием, а также за 9 занятий достигается восстановление эмоциональной уравновешенности пациента со способностью контролировать свои движения.

Далее пациент осуществлял психофизическую саморегуляцию организма согласно заявляемому способу.

Первоначально осуществляют разминку, далее комплекс упражнений на развитие координации, комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, комплекс упражнений на дыхание, комплекс идеомоторных упражнений.

Разминку осуществляют в течение 10-12 минут путем выполнения следующих упражнений: перекаты с носки на пятку и обратно в положении стоя, приседания с малой амплитудой движения, махи руками в сагиттальной плоскости, попеременные махи руками в сагиттальной плоскости, попеременное вращение каждой из рук во фронтальной плоскости, скрутка тела с одновременным махом рук в горизонтальной плоскости.

Комплекс упражнений на развитие координации осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс упражнений на развитие координации включает следующие упражнения: в положении стоя вращение рук, соединенных ладонями, вперед и назад в сагиттальной плоскости, в положении стоя вращение рук в сагиттальной плоскости с отставанием на полфазы, в положении стоя вращение рук в сагиттальной плоскости так, что одна рука вращается назад, а другая вперед, в положении лежа на спине круговые вращения в сагиттальной плоскости вытянутыми, согнутыми в коленях и поднятыми вверх ногами (упражнение «велосипед»), в положении лежа на спине круговые вращения во встречных направлениях в сагиттальной плоскости вытянутыми, согнутыми в коленях и поднятыми вверх ногами.

Комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, включает следующие упражнения: в положении лежа на боку одновременное вращение ногой и рукой в сагиттальной плоскости в различных направлениях, в положении лежа на спине одновременное выполнение круговых вращений в сагиттальной плоскости вытянутыми, согнутыми в коленях и поднятыми вверх ногами с одновременным вращением поднятыми руками в сагиттальной плоскости с отставанием на полфазы.

Комплекс упражнений на дыхание осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс упражнений на дыхание включает следующие упражнения, каждое из которых осуществляется в течение 3-6 минут: дыхание животом, дыхание животом с движением рук.

Комплекс идеомоторных упражнений осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс идеомоторных упражнений включает следующие упражнения: идеомоторные движения шеей в положении стоя путем поворота шеей в сторону и ее возврата в исходное положение, далее 2 раза мысленное воспроизведение данного движения с ощущениями, представляя образ в 360°, идеомоторные движения шеей в положении стоя путем наклона шеи в сторону и ее возврата в исходное положение, далее 2 раза мысленное воспроизведение данного движения с ощущениями, представляя образ касания ухом плеча, идеомоторная проработка плечевого пояса в положении стоя, сведение плечевого сустава впереди и сзади, далее 2 раза мысленное воспроизведение данного движения с ощущениями, представляя образ соприкосновения плечевых суставов впереди и сзади.

Результаты апробации заявляемого способа показали, что за 3-6 занятий происходит полноценное восстановление физической активности пациента с одновременным приобретением им способности контролировать и осознанно управлять своим дыханием, а также за 5-6 занятий достигается восстановление эмоциональной уравновешенности пациента со способностью контролировать свои действия. Также по сравнению с прототипом получается достичь глубокой релаксации за 4 занятия. Выше перечисленное позволило эффективно активизировать жизненные процессы в организме испытуемого пациента. Кроме того, заявляемый способ позволяет достичь повышение практической реализации психофизической саморегуляции организма за счет обучения занимающихся применять полученные навыки в повседневной жизни, что приводит к улучшению качества жизни в целом.

Пример 2

Пациент - мужчина, 59 лет. Заболевания: бронхиальная астма, варикозное расширение вен, двухсторонний коксартроз 2 степени, астигматизм.

Первоначально пациент осуществлял психофизическую саморегуляцию организма согласно способу по прототипу. Результаты показали, что за 7-11 занятий происходит полноценное восстановление физической активности пациента с одновременным приобретением им способности контролировать и осознанно управлять своим дыханием, а также за 8-12 занятий достигается восстановление эмоциональной уравновешенности пациента со способностью контролировать свои действия.

Пациент осуществлял психофизическую саморегуляцию организма согласно заявляемому способу.

Первоначально осуществляют разминку, далее комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, комплекс упражнений на развитие координации, комплекс упражнений на дыхание, комплекс идеомоторных упражнений.

Разминку осуществляют в течение 10-12 минут путем выполнения следующих упражнений: перекаты с носки на пятку и обратно в положении стоя, приседания с малой амплитудой движения, в положении стоя махи руками в сагиттальной плоскости, попеременные махи руками в сагиттальной плоскости, в положении стоя махи руками во фронтальной плоскости, в положении стоя скрутка тела с одновременным махом рук по восходящей спирали.

Комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс упражнений, направленный на формирование связи между нижней и верхней частью тела, включает следующие упражнения: приседания при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки и сгибание ног происходит во время опускания руки, перекаты с пяток на носки с одновременными махами рук во фронтальной плоскости.

Комплекс упражнений на развитие координации осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс упражнений на развитие координации включает следующие упражнения: в положении стоя вращение рук, соединенных ладонями, вперед и назад в сагиттальной плоскости, в положении стоя вращение рук в сагиттальной плоскости с отставанием на полфазы, в положении стоя вращение рук в сагиттальной плоскости так, что одна рука вращается назад, а другая вперед, в положении лежа поднятие и опускание ног в сагиттальной плоскости, в положении лежа поднятие и опусканием ног в сагиттальной плоскости с отставание на полфазы.

Комплекс упражнений на дыхание осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс упражнений, направленный на формирование диафрагмального и полного дыхания, включает следующие упражнения, каждое из которых осуществляется в течение 5-6 минут: дыхание животом, дыхание животом с движением рук, полное дыхание.

Комплекс идеомоторных упражнений осуществляют в течение 10-20 минут. Комплекс идеомоторных упражнений включает следующие упражнения: идеомоторные движения тазобедренным суставом в положении лежа путем осуществления пронации и супинации, далее 2 раза мысленное воспроизведение данного движения с ощущениями, представляя образ поворота ноги вокруг своей оси на 360°, идеомоторные движения тазобедренным суставом в положении лежа путем осуществления кругового движения ногой в тазобедренном суставе внутрь/наружу, далее 2 раза мысленное воспроизведение данного движения с ощущениями, представляя образ кругового движения ногой в тазобедренном суставе внутрь/наружу, идеомоторная проработка позвоночника в положении стоя на четвереньках, прогибание и выгибание позвоночника, далее 2 раза мысленное воспроизведение данного движения с ощущениями, представляя образ сворачивания позвоночника в кольцо вперед и назад.

Результаты апробации заявляемого способа показали, что за 2-5 занятий происходит полноценное восстановление физической активности пациента с одновременным приобретением им способности контролировать и осознанно управлять своим дыханием, а также за 5-6 занятий достигается восстановление эмоциональной уравновешенности пациента со способностью контролировать свои действия. Также, по сравнению с прототипом, получается достичь глубокой релаксации за 2 занятия. Выше перечисленное позволило эффективно активизировать жизненные процессы в организме испытуемого пациента. Кроме того, заявляемый способ позволяет достичь повышение практической реализации психофизической саморегуляции организма за счет обучения занимающихся применять полученные навыки в повседневной жизни, что приводит к улучшению качества жизни в целом.

Результаты апробации заявляемого способа и способа по прототипу для других пациентов представлены в таблице.

В среднем полноценное восстановление физической активности пациента происходит в 2 раза быстрее при осуществлении заявляемого способа по сравнению со способом по прототипу. В среднем приобретение пациентом способности контролировать и осознанно управлять своим дыханием происходит в 3 раза быстрее при осуществлении заявляемого способа по сравнению со способом по прототипу. В среднем восстановление эмоциональной уравновешенности пациента происходит в 2 раза быстрее при осуществлении заявляемого способа по сравнению со способом по прототипу. В среднем приобретение способности контролировать свои действия происходит в 2 раза быстрее при осуществлении заявляемого способа по сравнению со способом по прототипу. Кроме того, по сравнению со способом по прототипу, заявляемый способ позволяет достичь расслабляющего эффекта в среднем за 3 занятия.

Таким образом, заявляемый способ позволяет достичь технический результат - повышение эффективности психофизической саморегуляции организма при одновременном повышении практической реализации психофизической саморегуляции организма.

Похожие патенты RU2603293C1

название год авторы номер документа
Способ оздоровления и комплексной физической подготовки человека 2019
  • Афанасьева Мария Владимировна
RU2718493C1
Способ оценки степени лечебных физических нагрузок для пожилых людей с артериальной гипертензией 2020
  • Агранович Надежда Владимировна
  • Анопченко Алёна Сергеевна
  • Агранович Олег Виленович
RU2745241C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУТОЧНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО РИТМА У ПОДРОСТКОВ 2011
  • Чечеткина Анна Владимировна
RU2474408C1
СПОСОБ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ К ВЫСОКИМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ (МЕТОД ЛИЛИИ СЕМАШКО) 2007
  • Семашко Лилия Васильевна
RU2361566C2
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОРГАНИЗМА "КИАЙ-ДО" 2007
  • Урсов Элефтери Георгиевич
RU2375032C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА 2014
  • Кузьминова Татьяна Александровна
RU2567796C1
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ 2009
  • Кутишенко Анна Валерьевна
  • Шадрина Ирина Владимировна
RU2429025C2
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ АОРТОКОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ 2008
  • Буряков Валерий Федорович
RU2371161C1
СПОСОБ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ 2014
  • Болдырева Анна Генннадьевна
RU2584088C2
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА 2011
  • Кузьминова Татьяна Александровна
  • Чернышев Михаил Александрович
  • Валиуллина Светлана Альбертовна
  • Мачалов Владислав Алексеевич
  • Лукьянов Валерий Иванович
RU2464962C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции. Последовательно выполняют следующие комплексы упражнений. Вначале - комплекс, направленный на синхронизацию движений нижней и верхней частей тела, где верхняя часть тела включает область шеи, шейно-грудного перехода, верхние конечности, область спины, груди, живота, а нижняя - область таза, пояснично-крестцового перехода, нижние конечности. Данный комплекс включает 2-8 упражнений в виде приседаний при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки, а сгибание ног - во время опускания руки, выполнение перекатов с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальной, сагиттальной и/или горизонтальной плоскостях, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Далее выполняют комплекс из 2-5 упражнений, направленных на постановку диафрагмального и/или полного дыхания у пациента. Каждое упражнение выполняют от 3 до 5 мин. Далее - комплекс из 3-8 упражнений на развитие координации, в положении стоя и сидя включающий вращения рук, в положении лежа - поднятия и опускания ног. Каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Затем - комплекс из 3-10 идеомоторных упражнений в виде трех блоков. Первый блок - выполнение идеомоторных движений в суставах области шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей, второй - идеомоторных движений мышц области спины, груди, живота, третий - идеомоторных движений в суставах области таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей. Каждое упражнение комплекса идеомоторных упражнений выполняют в количестве, кратном двум, причем равное количество раз для разных сторон. Каждый комплекс выполняют в течение 10-20 мин. Способ обеспечивает высокую эффективность психофизической саморегуляции организма при одновременном упрощении ее практической реализации. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 603 293 C1

1. Способ психофизической саморегуляции организма, включающий последовательное выполнение комплексов упражнений, отличающийся тем, что выполняют следующие комплексы упражнений: комплекс упражнений, направленный на синхронизацию движений нижней и верхней частей тела, где верхняя часть тела включает область шеи, шейно-грудного перехода, верхние конечности, область спины, груди, живота, а нижняя - область таза, пояснично-крестцового перехода, нижние конечности, и где данный комплекс включает выполнение 2-8 упражнений в виде приседаний при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки, а сгибание ног - во время опускания руки, выполнение перекатов с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальной, сагиттальной и/или горизонтальной плоскостях, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин; выполнение комплекса из 2-5 упражнений на дыхание, направленных на постановку диафрагмального и/или полного дыхания у пациента, где каждое упражнение выполняют от 3 до 5 мин; комплекс из 3-8 упражнений на развитие координации, в положении стоя и сидя включающий вращения рук, в положении лежа - поднятия и опускания ног, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин; комплекс из 3-10 идеомоторных упражнений в виде трех блоков, где первый блок включает выполнение идеомоторных движений в суставах области шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей, второй блок - идеомоторных движений мышц области спины, груди, живота, третий блок - идеомоторных движений в суставах области таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что каждое упражнение комплекса идеомоторных упражнений выполняют в количестве, кратном двум, причем равное количество раз для разных сторон.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что каждый комплекс выполняют в течение 10-20 мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2603293C1

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УРАВНОВЕШЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1997
  • Негадаев В.А.
RU2164397C2
ЛЕОНОВА А.Б
и др
Психологические технологии управления состоянием человека, 2009, с.34-39 - п.2.3 Нервно-мышечная релаксация, с.40-42 - п.2.4 Идеомоторная тренировка, с.48 послед
абз., с.58-60 - п.2.8
Комплексная программа обучения навыкам ПСР
Метод
Рекомендации для контроля и регуляции психологического состояния у

RU 2 603 293 C1

Авторы

Пятков Денис Юрьевич

Феоктистов Эдуард Львович

Даты

2016-11-27Публикация

2015-09-01Подача